Йога души

Амардев Гири

Годы пролетают быстро, и вот человек уже в конце жизненного пути. Используйте своё время с пользой, мыслите в долгосрочной перспективе. Поймите, что для вас важно, а что второстепенно. Уделяйте ежедневно некоторое время для занятий. Будьте упорны и последовательны. Йога не лёгкий путь и не даёт быстрых результатов, но время, потраченное на йогу, окупается тысячекратно. Занимайтесь йогой сейчас. Ощущение гармонии и непреходящего счастья, умиротворение – это мировосприятие следующего по пути йоги.

Оглавление

Брахман

Брахман — единое бесконечное сознание, вечное и неделимое, неподвижное, не имеющее начало и конца, находящееся всегда и во всём, но не чем не являющееся. Единственная, абсолютная, неизменная реальность. Брахман есть Абсолют, находящийся в непроявленном виде во всех объектах сотворённого мира. На самом деле, нет нечего кроме Брахмана, он един во всех проявлениях, один без второго. Брахман не обладает никакими качествами материального мира, он не то и не другое, вне всего и во всём. Брахман включает в себя бесконечный потенциал всех возможных переживаний, энергий, форм и проявлений. Брахман является источником всего проявленного мироздания. Йог, постигший Брахмана, не заблуждается многообразием форм и явлений окружающего мира, видя во всём лишь одно бесконечное сознание, наполненное гармонией и блаженством. Мир проявленной (иллюзорной, преходящей) реальности (майя) больше не захватывает его в водоворот двойственных переживаний, бушующих страстей, приводящих к страданиям и перерождениям в разнообразных телах. Брахмана невозможно постичь лишь умом или научными исследованиями, изучением окружающего мира. Очищение и спокойствие ума, практика сосредоточения, умение отличать реальное от нереального способствуют в этом. Ум мыслит двойственными категориями: большой-маленький, чистый — грязный, нравится — не нравится, друг — враг и т. д. Брахман находится вне описаний двойственных определений, так как включает в себя всё это в непроявленном виде, но этим не является. Брахман обладает пятью качествами:

— Сат — Бытие. Истина. Вечное существование, которое не было когда-либо сотворено и не будет уничтожено, существует всегда. Из него, бесформенного, не имеющего размера, начала и конца, вездесущего, возникает проявленная Вселенная. Но оно не претерпевает изменений, не затрагиваясь сотворённым.

— Чит — Сознание. Чистое, вечное и безграничное, потенциал проявленного мира. Брахман есть чистое сознание и самоосознание, то есть, он осознаёт себя и свою божественную природу. Как сознание он обладает внутренним светом и духовным побуждением.

— Ананда — Блаженство. Радость и счастье земной жизни — лишь слабый отголосок вечной природы Ананды. Нельзя найти абсолютное блаженство в преходящих объектах материального мира, в них оно всегда идёт рука об руку с разочарованием и страданием. Ум всегда мечется и стремится удовлетворить всевозможные желания. Кажется, что вот я получу это и буду счастлив, а потом ещё и это, наконец-то с этим я буду точно счастлив и доволен жизнью. Но этого не происходит. Все богатства мир, власть, слава и почёт не делают человека счастливым, если только лишь на короткое время. Блаженство — это неотъемлемое качество Брахмана, так же, как и нашей души (атма, джива).

— Парипурна — Целостность. Единое, бесконечное, неделимое, недвойственное, пребывающее повсюду.

— Нитья — Вечность. Брахман вечен, постоянен (не подвержен изменениям), не имеет начало и конца. Вечно то, что не претерпевает изменений действием, пространством и временем.

Реальность подразумевает единую сущность, поэтому каждая из характеристик Брахмана тождественна с остальными. Существует три обобщенных объекта для исследования и познания: проявленный мир, индивидуальное Я, абсолютная реальность. Для большинства людей единственным объектом познания является проявленный мир с его двойственностью восприятия. Это не хорошо и не плохо, но проявленный мир затягивает в круговерть сменяющихся переживаний и душа оказывается захваченной в его сети, не понимая кто она такая, каковы её цели, суть и возможности.

Йоги не ищут абсолютную истину, Бога, на небесах или где-то вовне, понимая, что всё, что нас окружает является проявлениями Брахмана в проявленном виде (пракрити) и в виде чистого сознания (пуруша). Но на самом деле всё это едино и нет разделения на индивидуальное Я, проявленное существование и абсолютную реальность (Брахмана). Степень осознания и чистоты существ проявленного мира различны, что определяет их временное пребывание в божественных сферах, демонических, серединных и иных мирах различной мерности. Мысли, чувства, переживания, цели и ответственность их разные. Они по-разному видят и воспринимают реальность. Для йога, вышедшего на уровень осознание Брахмана все существа (также, как и он сам) и проявленная реальность воспринимается как часть Брахмана и не отличны от него. Проявленный мир простирается в бесконечные миры и измерения. Можно вечно блуждать там, уходя от источника к постоянно изменяющимся объектам и формам, создавая новые кармические связи и разбираясь с предыдущими. Поэтому йог не вовлекается в исследование проявленного мира, стремясь постичь высшую, непреходящую реальность, к истоку, к истине. Бесчисленные существа проявленного мира имеют своё индивидуальное Я, но они в высшем понимании неотличны от Брахмана. Существа райских и иных тонких сфер обладают высоким уровнем осознанности и чистоты, выполняя свою роль в мироздании. В разных традициях они называются ангелами, архангелами, богами и полубогами. Существа высокого уровня находятся в частичном или постоянном осознании высшей реальности. Они известны под разными именами и в разных формах, играют свою предопределённую роль в мироздании и могут помогать другим существам, нуждающимся в помощи или понимании высших истин. Они есть более чистые и тонкие энергии и формы, имеющие своё индивидуальное Я, осознающие проявленную и непроявленную реальность. В виду этого они пребывают в постоянном блаженстве и гармонии, но выполняют определённые функции в различных мирах и подчас связаны (идентифицируются) с какими-либо энергиями в материальном мире. Их эго очень слабое, то есть, имеет незначительную степень нечистоты (затуманивания), позволяющее им пребывать в проявленном мире. В ведической традиции к числу высших существ относят: Садашива, Шива, Парвати (Шакти), Кали (иной аспект Шакти), Вишну, Лакшми, Брахма, Сарасвати, Ганеша и др. Они хоть и имеют некий личностный аспект, но в йоге понимаются как энергии и формы безличного непроявленного аспекта Бога (Брахмана), выполняющие свои строго определённые функции (обязанности, роли) в мироздании. Их действия и возможности предопределены ролями в божественной игре. Им не нужно пытаться что-то понять и прийти к осознанию высших истин, но они помогают ищущим, другим существам, зависшим и страдающим в круге перевоплощений обрести гармонию и понимание себя. Бог проявляет себя в разных формах и имеет множество имён в нашем мире, но в Высшем проявлении он одно целое.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я