Альпийский сад и рокарий

Группа авторов, 2008

У человека, которого впервые посетила мысль о благоустройстве своих шести соток путем создания эффектного каменистого сада, сразу возникает множество вопросов. Какой вид рокария предпочесть, какие камни можно и нужно использовать, как правильно их уложить, используя особенности ландшафта, на каких растениях остановиться и куда их посадить? Должен ли каменистый сад создаваться из камней ради цветов или из цветов ради камней? Построить рокарий непросто, но вполне осуществимо сделать это своими силами, без привлечения услуг дорогостоящего ландшафтного дизайнера, закупки экзотических растений и вывоза валунов из предгорий Альп.

Оглавление

Из серии: Приусадебное цветоводство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альпийский сад и рокарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История. Культурные традиции

История каменистых садов

Каменистые сады — одно из высочайших достижений садоводства. Вся история садово-паркового искусства является тому доказательством. Многие века понадобилось человеку, чтобы осознать непреложную истину: природу не нужно покорять, ее нужно уважать, беречь, жить с ней в согласии. От регулярных садов и парков с подстриженными деревьями садоводство перешло к созданию ландшафтов, близких к естественным; от увлечения экзотическими видами и пышными формами растений — к созданию утонченных, изысканных сортов и вниманию к местной дикой флоре.

Люди использовали камни и воду для украшения садов задолго до того, как стали устраивать лужайки, клумбы, бордюры, водные каскады и декоративные водоемы. Первые в истории сады с использованием природного камня появились в Юго-Восточной Азии. Философские и религиозные представления народов этого региона никогда не противопоставляли человека природе. Более того, скалы, вода, растения если и не обожествлялись, то всегда были предметом преклонения. Тысячи лет назад первый японский садик представлял собой засыпанную белым камнем площадку с единственным деревом в центре. Утонченная культура Китая, Кореи, Японии создала несравненные по красоте сады, в которой камень играет важнейшую роль. Эстетика этих садов отвергает искусственность и симметрию. Даже в тех случаях, когда сады создавались не на основе естественного ландшафта, им всегда придавался облик природного уголка. Никогда не встретишь здесь экзотические растения — только местные виды. В таком саду можно бесконечно любоваться фактурой и цветом камня, бликами света, тихим журчанием воды.

Привлекательность камней и воды легко понять — они придают природный и гармоничный вид территории вокруг дома. Но до недавнего времени альпинарии и рокарий были доступны только состоятельным людям. В Европе каменистые сады возникли в конце XVIII столетия, когда в ботанических садах стали сооружать альпийские горки. В эту эпоху все природное было модно, и люди ходили в горы любоваться альпийскими пейзажами. Потрясающая приспособленность растений к жизни на «кромке льда» заставили исследователей «согнуться в три погибели» — альпийские «жители» низкие и распластанные по земле — и всмотреться. Кстати, поэтому и горка! Дело в том, что альпийские растения низкорослые, быть может, они хорошо бы и на грядке росли — но, создавая горку, их просто подносили ближе к глазам человека. Альпийская горка, как рама для картины, как перстень для драгоценного камня, — не цель, а способ донести прелесть горного «карлика» до зрителя.

Примерно в 1780-е годы в Зальцбургском ботаническом саду появилась и первая альпийская горка — то есть коллекция альпийских растений, в 1867 году был построен альпинарий в садах Кью под Лондоном, а в 1871 году — в Эдинбурге. Покоренные красотой и изяществом горной растительности Швейцарии и других горных европейских стран, которую невозможно было встретить у себя на родине, англичане решили привезти образцы растений в Англию. От англичан эстафету моды на альпинарии приняли и другие страны Европы.

Так как знаний по агротехнике выращивания альпийских и других горных растений было крайне мало, их выращивали исходя из требований местной растительности, что зачастую вело к болезням и даже гибели альпийских «гостей». Некоторые наиболее неприхотливые горные растения все-таки смогли адаптироваться и остались жить в английских садах, хотя в основном все же энтузиастам приходилось снова и снова находить и переносить растения из горных местностей в свои сады. Только в 1870 году Уильяме Робинзон в своей книге «Альпийские растения для английских садов» предпринял попытку создать некое руководство по выращиванию «альпийцев».

Альпинарии создавались либо как коллекция растений, либо как диковинное парковое украшение. Впоследствии в них стали выращивать не только альпийские, но и иные растения, напоминающие по облику горные.

Стилистически такие рокарии, безусловно, можно отнести к типу фантазийных садов. В соответствии с художественными представлениями того времени этим сооружениям придавалась не столько природная, сколько «художественная» форма. Такие сады не требовали привязки к местности. Они представляли собой террасированные холмы, расположенные одиночно или образующие подобие горной системы. Террасы отделяли друг от друга проходами и соединяли с помощью лестниц, сложенных из обработанных плит. Все сооружение окантовывали поребриком или ограничивали камнями. Посадочные лунки не создавали индивидуально для каждого растения, а лишь отделяли камнями по всей линии террасы. Центром композиции, ее вершиной, как правило, служил массивный вертикально стоящий камень или группа камней, символизировавших горный пик. По склонам на террасах укладывали более плоские, но тоже массивные камни, уравновешивавшие композицию. Горные породы, используемые для построения такого рокария, ценились больше за декоративные качества, чем за их соответствие требованиям растений. Здесь туфы могли соседствовать с гранитами, слоистыми известняками и даже с «руинами» — обломками колонн и фризов. Нередко такие сооружения были столь искусственны, что напоминали не горные массивы, а декоративные пирамиды.

Еще совсем недавно рокарий такого типа были широко распространены по всей Европе, но поскольку для выращивания горных растений они оказались крайне неудобны, от них сначала отказались ботанические сады, а затем и парковые дизайнеры. В настоящее время их в первозданном виде можно встретить лишь в исторических парках.

К началу XX века были наконец накоплены значительные знания в области ухода и выращивания горных растений. Поэтому в первые три его десятилетия вновь повысился интерес к альпинариям. Ведущим авторитетом в этой области тогда был Реджинальд Фаррел, а его книга «Мой каменистый сад» стала своеобразной «библией» в данной области. На первый план вышло создание уголков, подобных естественной природе, альпинарии стали походить на террасы или целые комплексы выходящих на поверхность горных пород, расположение которых диктуется естественными процессами. И естественно, с натуральной флорой.

В чистом (классическом) виде альпийские горки образца XIX века сейчас найти трудно, но их вариации — основа для развития этого нового интересного стиля в садоводстве. Современная альпийская горка — это не модель швейцарского высокогорного луга и не японский сад камней — это и то, и другое, и много чего еще, ограничиваемое только вашей фантазией и финансовыми возможностями. В настоящее время под альпинарием в общем смысле понимают искусственную каменистую горку, которая вписана в природный ландшафт, цветет непрерывно с весны до осени, а когда растения отцветают, то эстетический эффект достигается с помощью декоративно-лиственной флоры. Альпийские растения можно высаживать между колотым булыжником на традиционных либо террасированных горках, каменистых насыпях, в стенах, специальных раковинах-лотках и других сооружениях.

На изображенной на фото слева горке высажены: маргаритки, самшит, седумы, делосперма, пульсатилла («сон-трава»), камнеломки, папоротники и азорелла.

Стылы. Альпинарии, рокарии и «собачьи могилки»

В настоящее время альпийская горка стала настолько широко распространенным элементом садового дизайна, что в том или ином виде входит в обязательный «джентльменский набор» владельца любого сада. Нашими соотечественниками уже накоплен определенный опыт строительства альпинариев и рокариев. Многим эта наука далась нелегко. Нередко приходится наблюдать удивительные фрагменты горных кряжей, возникшие буквально на ровном месте, или дорогие художественные развалины, где чайно-гибридные розы окружают глыбы гранита вперемешку с мрамором. Впрочем, также, к примеру, нельзя называть альпинарием грядку с ландышами и медуницей, обложенную валунами, или земляные холмики с хаотично разбросанными на них камнями. Часто то, что в популярном изложении называется альпийской горкой (или существует на многих шести и более сотках), профессионалы между собой, с легкой руки классика ландшафтного дизайна Реджинальда Фаррела, называют «собачьей могилкой». И впрямь трудно подобрать другое название одинокой конусообразной кучке из булыжников, декорированной чахлыми побегами растений посреди ровного газона.

Над этим можно было бы иронизировать, если бы не очевидный факт: альпинарий — действительно очень привлекательный объект садового убранства, который может быть центральным композиционным элементом всего участка. Другое дело, что альпийская горка далеко не всегда гармонично сочетается с другими элементами сада и стилистикой самой усадьбы, а иной раз и просто не вписывается в окружающий ландшафт. Здесь сразу стоит провести различие между двумя понятиями — создание настоящего каменистого сада (альпинария или рокария в их многочисленных вариациях) или сделать просто клумбу с камешками, «чтобы было красиво». Последнее, как и любое творчество прекрасно и замечательно, но это уже совсем другая история. А прежде чем говорить, что «нечто» не есть «что-то», следует определиться с тем, что же есть это самое «нечто».

Итак, что же такое «каменистый сад», в чем отличие альпинария от рокария и что же является главным — камни или растения?

В европейской школе паркового строительства основную роль в альпинариях играют декоративные, преимущественно высокогорные растения, а камню отводится только вспомогательная декорирующая роль.

На горках обычно высаживают цветущие рододендроны, лобелии, пульмонарии, эритрониум и др., а также почвопокровные: обриету, седум, камнеломку.

Восточная школа первостепенную роль традиционно отводила камню и воде. Камни для таких садиков подбирают тщательно, каждый из них в зависимости от формы и расположения имеет определенный символический смысл. Растения же только подчеркивают эту своеобразную аллегорию.

В японских, так называемых «сухих» садах камни могут изображать реку, волны моря. В китайских садах камней основное внимание уделяется воде, которая может занимать большую часть площадки. Каменные мостики и островки дополняют этот необычный пейзаж. А вообще, каменистые сады бывают разные, ландшафтными дизайнерами принято выделять несколько стилей.

Альпийская горка, или альпинарий. Как явствует из названия, назначение таких каменистых садов — показ флоры альпийских и субальпийских высокогорий. Главный принцип создания альпинария — он должен выглядеть как коллекция диких растений экстремальных сред обитания (гор, тундры и прочих). Если вы и вправду решили собирать такую коллекцию — стоит запомнить два правила.

Правило номер один — на горке должны расти не цветы, а растения. То есть даже не сорта, а дикари, или растения, ни в коем случае не имеющие вида «вывезенных вчера из голландского питомника».

Правило номер два — никакой скученности, никаких пышных зарослей. Сквозь растения должен быть виден грубый камень, каждое растение должно быть посажено в микроландшафт, имитирующий природную среду обитания. Гвоздики, ясколки или песчанки — только на каменистой сухой осыпи. Камнеломки — в расщелинах и трещинах известняка. Эдельвейсы, колокольчики и генцианы — в маленьких долинках с жирной питательной землей. Хорошую горку сделать не проще, чем вырастить бонсай, это труд многих лет, совместный труд человека и стихии. Горка движется, камни оседают, растения схватывают почву корнями и конкурируют друг с другом, дожди размывают осыпи. Правильно сделанная горка изменяется как единый организм. А испортить ее очень просто — посадить на верхушку пару бальзаминов или не дай бог — розовый куст, и дело сделано.

Рокарий. При ровном рельефе участка альпийская горка должна быть достаточной по площади, чтобы она не смотрелась одиноким «могильным холмиком». Но более органично для данного места было бы сделать рокарий (от английского слова rock — камень) — альпинарий в виде плоской каменисто-гравийной площадки. Рокарий, или композиция из камней, хвойных кустарников и почвопокровных растений, не менее декоративен, чем альпийская горка. Рокарий из колотого камня может напоминать обрушившуюся скалу.

При устройстве рокария используется меньшее количество камней, а пространство между ними и растениями заполняют галькой или мульчей из древесной коры. Можно добиваться интересных цветовых сочетаний камней и цветной гальки. Чтобы композиция получилась красивой, нужно играть на контрасте высоты, формы и цвете растений и сочетать их с камнями и почвопокровными растениями.

На горках часто высаживают клен, карликовую сосну, хосты, ирис и другие растения.

Растения для рокария подбираются независимо от происхождения. Для него используются все декоративные почвопокровные и низкорослые виды ампельных, вьющиеся, плетистые формы красивоцветущих и декоративно-лиственных растений. Для весеннего оформления широко применяют всевозможные луковичные, осенью очень привлекательны низкие, распластанные среди камней кустарники.

Выбор растений для каменистого сада, в отличие от классического альпинария, почти неограничен. Собственно альпийская и субальпийская растительность могут соседствовать с представителями степной и лесной флоры, такими как луковичные, папоротники, низкорослые хвойные и другие. Здесь важно добиться правильного соотношения между растениями, отличающимися по размерам и скорости роста. Например, низкорослые представители горного ландшафта — такие как антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка — размещают на верхней части горки, так называемом плато, а различные виды седумов, очитков и почвопокровные растения (живучка, ясколка, гвоздика, почвопокровные флоксы) хорошо уживаются на склонах, предупреждая их размывание. У подошвы склона высаживают эфемероидные луковичные — мускари, хионодоксы, крокусы, сциллы. Фоном служат низкорослые кустарники и древесные — айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.

Обычно на небольшом садовом участке размещают одну альпийскую горку или рокарий и украшают их растениями. Но если площадь участка и денежные средства позволяют, в обустройстве каменистого сада можно пойти дальше.

Каменистая горка — современная интерпретация альпийской горки. Если альпийская горка принадлежит к типу коллекционных садов, то есть это коллекция растений эндемиков определенной природной зоны, то каменистая горка — к типу «художественных» садов, где на первое место ставится не ботанический принцип, а эстетический. В зависимости от вкуса и чувства меры хозяина она может представлять собой либо холм с беспорядочно разложенными по нему камнями, либо фрагмент горного ландшафта. Горка должна быть неотъемлемой частью общей композиции сада — связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Достоинством горки является отнюдь не высота, как считают многие садоводы, а естественность и пропорциональность — чем меньше ее размер, тем продуманнее композиция. Подбор камней, растений, детализированность оформления — все должно отвечать этому требованию. Не следует забывать и о растениях — для благоприятного развития горных видов необходимо создание специальных посадочных мест: лунок, террас, расщелин, склонов. Помимо пользы для растений, эти элементы каменистой горки вносят разнообразие в общую композицию. В любое время года горка должна смотреться эффектно не только за счет растений, но и благодаря красиво и естественно уложенным камням.

На изображенной на фото горке (см. с. 18) высажены: тюльпаны, примула, горечавка, камнеломка, алиссум, седум, молодило, армерия, ясколка, барвинок, карликовые формы хвойных и других видов растений.

Архитектурный рокарий — это каменистый сад с террасами, вписанный в ландшафт. Он должен являться органично частью общего архитектурного замысла. Шести соток для этого проекта явно не хватает. Современный архитектурный рокарий — чрезвычайно эффектный дизайнерский прием, элемент престижного сада. Основа композиции — широкие прямоугольные террасы, расположенные на разных уровнях и укрепленные подпорными стенками. Стенки сложены из обработанного природного камня. Для посадки растений оставлены специальные земляные «карманы», соединенные с грунтом террасы. Оформление плоскостей террас различно — это может быть рокарий плоского типа, миксбордер, бассейн или газон. На площадках террас обязательно высаживают низкорослые кустарники и медленнорастущие хвойные растения. Важную роль играют каскадные и почвопокровные формы хвойных, ковровые травянистые растения. В земляные ниши и щели подпорных стенок высаживают ампельные скальные виды: алиссумы, иберисы, колокольчики, полыни и им подобные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Каменистые горки имеют некоторые общие черты с водоемами. Они могут занимать площадь как в несколько десятков квадратных метров, так и значительно большую и предоставляют возможность выращивать растения, которые не растут в обычном саду.

Ландшафтный рокарий не только соответствует современной эстетике и архитектуре, но и что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Он может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, щебнистых склонов, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения. Удобнее всего строить такой рокарий рядом с естественным склоном. Под ним можно создать подобие каменистой равнины или горного луга, а сам склон оформить террасами, выходами скал, водным или сухим каскадом. Важно лишь соблюдать чувство меры и не перенасыщать композицию чрезмерно эффектными элементами: нагромождением скал, фонтанами и водопадами. Естественно, что такой сложный комбинированный каменистый сад можно создать лишь на достаточно большой площади. При отсутствии обширных площадок для строительства можно вполне ограничиться созданием лишь одного из элементов горного ландшафта в соответствии с рельефом выбранного участка.

Террасированный склон — наилучшее решение при наличии крутого склона. От ландшафтного рокария его выгодно отличает меньший объем, что более практично и осуществимо, если вы ограничены в пространстве. Такой рокарий представляет собой систему подпорных стенок разной высоты, формы и протяженности. Камень, используемый для постройки, может быть любым. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня — обрушившуюся скалу. Выбор растений и комбинаций посадки в таком саду разнообразен. Например, хорошо смотрится сочетание высаженных на террасы карликовых древесных и каскадов спускающихся со стенок стелющихся видов.

Скалы, утес. Такой рокарий можно сделать как частью сложного ландшафтного сада, так и отдельной композицией. Композиция должна напоминать природный выход горных пород. Сейчас часто для решения этой задачи используют искусственные камни. Растения сажают в расщелины, которые создают в процессе укладки камней. На скале обычно высаживают горные сосны и можжевельники, а также скальные и высокогорные виды — ампельные колокольчики, карликовые папоротники, седумы, полыни и другие растения.

На таких горках часто высаживают: низкорослые дикие тюльпаны, разнообразные почвопокровные, тимьян, седумы, ясколки, эризмусы.

Горный склон моделирует альпийское высокогорье — горную осыпь, закрепленную группами карликовых хвойных (наличие хвойных — обязательное условие). Для создания композиции по всей площади склона группами и одиночно вкапывают каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Совершенно недопустимы вертикально растущие формы — колон-новидные и пирамидальные. Пространства, свободные от растений, заполняют разнокалиберным гранитным или, что еще лучше, состарившимся известняковым щебнем, что создает ассоциацию с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают «альпийские лужки» — небольшие куртинки низкорослых и почвопокровных растений. Для этого поверх щебня насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, драбы, ясколки и т. п. При правильном соблюдении пропорций и естественном размещении камней и осыпей такой рокарий должен напоминать высокогорное растительное сообщество.

Горная долина. Пейзажный сад создает образ высокогорной долины, который имеет общие черты с горным склоном. Это чисто художественная композиция, а не модель природного сообщества. Может быть построен и на покатом склоне, и на ровном месте. Камни покатые, преимущественно одного вида, не должны сильно выделяться над поверхностью, их необходимо вкопать в землю, от половины объема до 2/3. Фоном для рокария служит грунт, покрытый мхом, мелкий щебень или рубленая кора. Особо эффектно здесь смотрятся карликовые сосны, можжевельники и туи. Композицию создает сочетание стелющихся хвойных, рододендронов, низкорослых кустарников и весенних эфемероидов — сцилл, хионодокс, крокусов. Иногда получаются обширные ковры из почвопокровных растений — стелющихся флоксов, тимьянов, церастиумов (ясколок), седумов. Сажают также верески, эрики, низкорослые злаки и другие растения.

Плоский рокарий. Это «натуральное» дизайнерское решение, позволяющее органично «прописать» композицию из камней и альпийских растений на ровном участке. Сходен с вышеописанным. Плоский рокарий, напоминающий естественный выход скальных пород на поверхность, отличают неброская красота и сдержанность. Такой элемент ландшафта замечательно декорирует сложные места участка (границы различных функциональных зон, отмостки зданий), закрепляет углы дорожек. При условии продуманности композиций плоский рокарий способен украсить и парадный вход в дом, и уютную зону отдыха. По сравнению с альпийской горкой создание плоского рокария требует меньших усилий, временных и материальных затрат.

Для плоского рокария нет необходимости закладывать глубокий дренаж и тем более фундамент из тяжелых каменных глыб. Сооружение такого рокария обходится относительно дешево, так как не требует большого количества камней и тщательного ухода. В жаркие дни альпийская горка, в отличие от плоского рокария, быстро пересыхает и ее обязательно нужно поливать, а в холодное время года (особенно в малоснежные зимы) растения, высаженные на горке, просто могут погибнуть. Еще одно ценное свойство плоского каменистого сада — в нем хорошо себя чувствуют растения, которые предпочитают нейтральные или слабощелочные почвы (степная флора, многие альпийские виды), и ацидофильные растения, нуждающиеся в подкисленной почве (рододендроны, папоротники, разнообразные верески и эрики). Все дело в том, что плоскость позволяет локально регулировать кислотность субстрата: в первом случае — добавлением известнякового щебня, а во втором — гранитной крошки и торфа.

Следует отдавать предпочтение породам камня простых, неярких тонов — на таком фоне растения выглядят эффектнее. Поверхность камней должна быть фактурна — в плоском рокарий камни укладываются в один слой и все они на виду. Для однослойной кладки наилучшим образом подходят обломки (с более или менее выраженной плоской гранью) достаточно плотных доломитизированных известняков, туфов и песчаников разных оттенков. Желательно не смешивать при сооружении рокария камни всевозможных пород, разного цвета и размеров. Один уложенный крупный камень смотрится интереснее, чем три мелких. Не следует также сочетать плоские и угловатые камни с округлыми валунами и крупной галькой — часто такое соседство выглядит ненатурально.

Растения: миниатюрные декоративные формы хвойных деревьев и небольшие декоративно-лиственные и красиво цветущие лиственные кустарники, многочисленные травянистые многолетники. Сгладить границы каменистого участка и создать плавный переход к окружающему ландшафту помогут почвопокровные многолетники.

Великолепными доминантами могут стать такие невысокие лиственные кустарники, как спирея японская, курильский чай и декоративные карликовые сорта барбариса Тунберга. Основой для растительного наполнения плоского рокария могут послужить стелющиеся и подушковидные формы хвойных и лиственных кустарников. Для плоского рокария подойдут практически все виды и сорта растений, используемые для обычных каменистых горок, с единственным ограничением: их высота не должна превышать 20–30 см (иначе целостность композиции плоского рокария нарушается). Во всем остальном можно положиться на свой вкус, выбирая камнеломки, очитки, ясколки, живучки, молодила, бурачки, тимьяны и гвоздики, которые вам особенно нравятся. Многолетники следует высаживать между камней группами, предусмотрительно оставляя место для их разрастания. Не стоит забывать также о посадке луковичных и мелколуковичных культур, ведь именно они обеспечивают ранневесеннее цветение каменистого сада.

Когда все растения высажены, нужно задекорировать пустое пространство между камнями. Для этого обычно используют щебень мелких фракций или гравий. Вокруг вересков и эрик полезно насыпать слой измельченной сосновой коры в качестве мульчирующего материала (мульча не позволяет почве пересыхать и размываться дождем). Иногда для этих же целей используют цветную декоративную отсыпку (при этом цвет применяемых материалов должен гармонировать с цветом камней).

На изображенной на фото (вверху) горке высажены: крылотычинник скальный и многоцветковый, ястребинка широкоголовая и волосистая, солнцецвет монетолистный, или каирский.

Альпийская лужайка. Это один из самых стильных и трудных в исполнении типов ландшафтных садов. Создание лужайки в качестве самостоятельной природной единицы практически невозможно, зато она очень хорошо смотрится как часть большого ландшафта. Как элемент, такая лужайка может входить в композицию каменистых горок или горной долины. Рокарий должен создавать впечатление альпийского лужка, раскинувшегося между камнями на горной осыпи. Причем здесь используются только дикие растения высокогорного альпийского пояса: низкорослые кустовые злаки, эдельвейсы, ковровые камнеломки, стелющиеся ивы, миниатюрные ушковые примулы, минуарции, пульсатилла весенняя. Для благоприятного роста им необходим хорошо дренированный и защищенный от палящего солнца участок — терраса горки или площадка-плато рядом с группой камней или под прикрытием горных сосен и можжевельников.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Приусадебное цветоводство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альпийский сад и рокарий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я