Ценность жизни Человеческой

Альберт Федорович Савин

Знаем, что жизнь Человека – есть высшая ценность, охраняемая государством. А Церковь настаивает: ценнее жизни есть духовное блаженство на «том свете». Чем же, кроме душевной мистики, можно вообще что-то гарантировать на том свете?

Оглавление

2. Любовь к мудрости. Диалектика

Само слово «диалектика» (др.-греч. διαλεκτική от διά «через; раздельно» + λέγω «говорить, излагать») — стало популярным благодаря диалогам, в которых двое или более участников придерживаются различных свободных мнений — с возможной их оценкой и учётом в мнениях своих.

А если дилектика, как и любая философия — есть любовь к особо мудрым умазаключениям, то диале́ктику можно также резюмировать как искусство поочерёдных словесных рассуждений (мнений) — на предмет сравнения и выяснения мирным спором, какая из философий кажется мудрее.

Но, разумеется, уже предварительно зная ответ на вопрос: что такое «мудрость»?

А, выходит — сколько направлений философии, столько и вариантов мудрости!

И что-то нам подскаывает, что нет на этот вопрос однозначного ответа, какие бы гениальные мыслители ни брались за это дело.

Но тогда и Истины могут быть всего лишь относительными, с неоднозначным ответом на главный вопрос: как же всё-таки Человеку жить правильнее?

А, оказывается, способ есть: — это, прежде всего, умение поочерёдно выслушивать иные точки зрения, мысленно обдумывать их (или оперировать уже обдуманными заранее) и взаимно обогащаться наиболее вескими из них аргументами. Иначе всякий диалог, вместо подвижек к мудрости — просто превращается в примитивный базарный бардак.

Каких, кстати, на телевидении — ловко подстраивают под якобы диалоговые поединки типа разных ток-шоу.

А здесь какие-бы важные политические проблемы не затрагивай — всё сходится к одному: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!

И тогда остаётся вопрос только в том, кому и какие аргументы считать более или менее вескими?

====

А в том и дело, что в нашем мире — способы бытия и жития далеко не исчерпываются только словом и речевым выражением своих мыслей.

Но имеет тенденцию к формированию устойчивых мысленных позиций, взглядов, убеждений, которые, как правило, предопределяют поступки практического свойства для созидательной деятельности — и своей и окружающей действительности.

И тогда мы не можем не обратить внимания на то, что если в диалектике ограничиваться лишь словесными выражениями своих умазаключений, то никакого обогащения мудростью не происходит, а сама диалектика не выходит за рамки философских сентенций — не далее, как ради любования состязательностью в изящном словесном общении.

Значит, диалектика вместе со всей философией — есть всего лишь способ, предваряющий следующее и самое существенное — реальные практические действия самого человека, без чего всё, что излагается словесным обменом мнений может как соответствовать практическим поступкам, так и не соответствовать.

А именно от этого в полной мере зависит ориентация в окружающей действительности — с успехами или ошибками каждого индивида.

Значит, обогащение мудростью будет только тогда, когда всякое слово будет подкреплятся (или уже подкреплено) не только теоретическими знаниями, но и опытом практического воплощения слов в дела и поступки.

Тем более, когда именно в слова вкладываются смыслы пожеланий практического добра, а также обещаний заверений и клятв, целенаправленно подвигающих к последующим практическим действиям по совершенствованию будущего бытия с одолением различных тормозящих и противоречивых моментов.

И только тогда диалектика получает куда более объективное право именоваться и оцениваться — д и а п р а к т и к о й.

То есть, такой, в которой одной диалектикой уже не обойтись, оставляя за ней либо мирные беседы обо всём и в то же время ни о чём, кроме самих бесед в кампании приятных на слух собеседников, числом от двух и более.

Либо, максимум — с целью одностороннего теретического познания, лишённого более действенной любви к мудрости от тесного слияния слов с поступками.

Только проблема: как всё же человеку жить правильнее — этим ещё не исчерпывается?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я