Шестьдесят…

Альберт Завенович Восканян, 2018

Сборник приурочен к 60-летию автора. Это своеобразное продолжение изданной в 2016-ом году первой его книги «О себе и не только, в шутку и всерьёз». В своих очерках, эссе, зарисовках и рассказах автор делится с читателем размышлениями о смысле жизни и общечеловеческих ценностях, о судьбах разных поколений, рассказывает о себе, родных и друзьях, о своей работе и личной жизни.Книга рассчитана на широкий читательский круг, особенно она будет интересна и полезна молодёжи.Автор фотографий Альберт Восканян. Художник иллюстраций обложки Лиана Кочарян.

Оглавление

Поминовение усопших: советский и постсоветский периоды

Я неоднократно писал о том, что НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) являлась единственной административно-территориальной единицей в СССР, где не было действующих монаcтырей, церквей, мечетей и вообще христианских и мусульманских священнослужителей. Люди практически не знали, что такое религия, им насаждали, что религия является опиумом для народа…

Но люди умирали, их хоронили, надо было посещать могилы усопших родных, поминать их. Естественно, дни рождения и смерти умершего — святое. А дальше? Неужели в регионе, где насаждался атеизм, достаточно было только этих дней? Явно нет. И тогда появились другие дни: 2 января, 2 мая и 8 ноября. Народ, в данном случае армяне, добровольно и с охотой приняли их. И люди на следующий день после отмечания Нового года, праздника Первомая и 7 ноября шли поминать своих усопших родных и близких. И шли не с пустыми руками. Вот как проходили у нас эти дни.

Я помню, как, живя в Баку, мы, дети, с нетерпением ждали 2 мая. В этот день мы все, наши родители, родные, двоюродные сёстры и братья, шли на армянское кладбище, на могилы моей бабушки и дедушки, около станции метро Гянджлик. Для нас, детей, там было очень интересно: наши мамы заранее готовились к этому дню (мясо, приготовленное по разным рецептам, печёное, фрукты, лимонады, домашние соки и т.д.). Надо отметить, что каждая семья должна была иметь стол на этой небольшой территории, скамейки, чтобы можно было посидеть, помянуть усопших… Приходили музыканты, которые играли грустную музыку на кларнете, зурне, дудуке, нагаре и пели. Потом они пили с нашими отцами водку, получали свои деньги, кланялись и шли дальше, к следующей могиле, где их ожидали другие… А мы, мелкие, играли в прятки, ловитки, бегая по всему большущему кладбищу… Так было каждый год, и мы с нетерпением ждали следующего 2 мая. Взрослые шли на кладбище также 2 января и 8 ноября, но уже без нас, из-за прохладной погоды.

Переехав в Степанакерт, я увидел то же самое здесь. Почти один к одному: те же дни поминовения усопших (2 января, 2 мая, 8 ноября), такие же столы около могил усопших родных, такие же музыканты…

Со временем пошла трансформация этого обычая — люди уже не ели-пили на кладбище, а после возложения цветов к могилам шли домой, чтобы уже там поднять бокал вина в память о родных…

Так продолжалось до развала Союза, пока у нас не возродилась Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви, и люди узнали, что существуют дни поминовения усопших по Библии и вообще, религиозные праздники, обычаи и прочее. Пошёл перелом в сознании людей, им надо было перестраиваться, вернуться в лоно церкви.

Надо признаться, что за время жизни в Союзе карабахцы практически отошли от религии, и её понимание ограничивалось, пожалуй, матахом (жертвоприношение домашних животных) и зажжением свечей. Теперь им снова напомнили, что по христианским обычаям существуют дни поминовения усопших — на следующий день после Рождества и Пасхи… Конечно, есть и другие определённые дни, когда надо пойти на могилы своих близких. Уже много лет я присматриваюсь к нашим людям, пытаясь понять, кто как принял эти дни. Картина такова: одна часть населения по старой привычке помимо дня рождения, смерти родных и близких идёт на кладбище 2 января, 2 мая и 8 ноября, другая — только в «новые» дни, по Библии, третья же часть — и так и так. И последних, скажу, большая часть…

И похороны в советскую эпоху у нас были «упрощённые», «сухие», без пышности, без священника. Многого из того, что я увидел в Армении, у нас не было. Мы не зажигали ладан, не вдыхали его запах… Ведь НКАО была единственной административно-территориальной единицей на территории СССР, где не действовали монастыри, церкви, мечети, не было священнослужителей… Люди, практически не знали, что такое религия. Им всё время внушали, что религия является опиумом для народа…

…Слава Богу, сегодня, благодаря усилиям священников Армянской Апостольской Церкви, у нас молодёжь уже другая, знает слово Божье с малых лет и, надеюсь, что следующие наши поколения будут жить по Святому Писанию, так, как того требует Библия, как веками жили наши предки…

Май 2014 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я