О себе и не только, в шутку и всерьёз

Альберт Завенович Восканян, 2018

В сборник «О себе и не только в шутку и всерьёз» вошли очерки, эссе, мемуары, миниатюры и рассказы Альберта Восканяна. Это первая книга автора. Он начал писать художественные произведения всего несколько лет назад, однако успел за короткое время зарекомендовать себя как наблюдательный и вдумчивый автор с широким кругозором и самобытным юмором. В сборнике Альберт Восканян рассказывает о себе, родных и друзьях, о своей работе и личной жизни, размышляет о судьбах разных поколений, о смысле жизни и общечеловеческих ценностях, грустит и смеётся. Автор фотографий Альберт Восканян. Художник иллюстраций обложки Лиана Кочарян.

Оглавление

Мелодии «каменной песни»: хачкары Нагорного Карабаха

Скажи, хачкар, пусть мой вопрос не нов,

И, может, выглядит совсем нелепо.

Хочу понять страну твою и небо,

Что смотрит с интересом на меня…

Виктор Коноплёв

«Прикосновение к Арцаху»

К теме хачкаров я подходил и подхожу очень и очень осторожно. Всегда, когда вижу этих немых каменных свидетелей жизни армянского народа побед и поражений, радостей и горестей, взлётов и падений, переживаний и раздумий, хочу поклониться им, попросить, чтобы они рассказали то, что видели-перевидели на своём веку.

Если горы, реки, озёра сотворил Он, то хачакары были созданы руками человека и устанавливались по самым разным случаям: в честь военной победы, основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела и т.д. Хачкары также служили в качестве межевых или пограничных знаков.

Хачкар вид армянской архитектуры, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачкары не имеют аналогов в мировом искусстве. На территории Армении и Нагорного Карабаха насчитывается десятки тысяч крест-камней, и каждый отличается неповторимым узором. В ажурные росписи на камне вложена душа художника и сердце каменотёса. В хачкаре живёт мелодия «каменной песни», повествующая о судьбе армянского народа…

Хачкар это одно из немногих частиц армянской культуры, которые не были «скопированы» другими народами. Ни у каких других народов больше не встретишь хачкаров.

В доисторические времена у дорог, у истоков рек и границ поселений воздвигались каменные вишапы, которые считаются предшественникам хачкаров. Вишапы были покрыты изображениями птиц, голов баранов и клинописью. В эпоху Урарту, древнего государства, располагавшегося на территории исторической Армении, цари начали устанавливать вертикальные каменные плиты, на которых была увековечена история их жизни. Эти памятники стали прообразом первых хачкаров. Первоначально на них изображался равнокрылый крест, присущий многим языческим культурам. Он олицетворял символ материального мира в четырёх субстанциях: воздухе, воде, земле и огне.

После принятия Арменией христианства в 301-ом году появились первые христианские хачкары. Григорий Просветитель устанавливал деревянные кресты, которые впоследствии заменялись каменными. На этих хачкарах крест приобрёл традиционную христианскую форму.

Десятки, сотни раз, проезжая около кладбища с.Кичан Мартакертского района, я обращал внимание на камни, которые с невысокой горы смотрят на проезжающие мимо них машины, проходящих людей. И всегда меня смущал их…«взгляд»… Это невозможно словами описать… Это надо почувствовать… Проезжая мимо них, испытываешь такое ощущение, что они смотрят тебе вслед, и думается, скольких людей они вот так провожали…

Этих людей уже нет, их сменили другие, которых тоже уже нет… Но хачкары стоят веками и будут стоять, провожая своим взглядом поколения людей, и наша задача сохранить их, передать следующим поколениям, которые идут вслед за нами, наступая на наши пятки…

Март 2014 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я