Националист. Элитизм. Часть I

Алмаз Браев

Сегодня все решают не президенты, не автократы, не диктаторы, а деньги. Люди не думают, что у них грипп, но все заботятся о своем здоровье. Потому что сегодня каждый человек – это бог. Все думают, что они боги, потому что у них есть деньги. Никто не признает власть, любит только себя. Потому что элита исчезла. Являются ли олигархи элитой? Национализм – это первая эгалитарная идея, чтобы люди мечтали быть олигархами и перестали уважать благородство и честь. Как вернуть настоящую элиту?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Националист. Элитизм. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Если президент правит 30 лет.

Если посмотреть на карту арабских майданов, то сразу видно, что майданы не расширили границы Арабского халифата, а точно уместились на старом месте. Можно смело говорить, что арабская весна 2011 года — это весна арабов.

Но кто эти революционеры?

Почему они восстали против традиционных порядков? Ведь народы прошлого Арабского халифата очень консервативны: элиты очень почитаемы, народы им послушны.

Конечно можно тут же наложить на карту майданов и Османскую Империю. Но это будет не то.

Во-первых, потому что в арабской весне участвовали арабы, а не южные славяне и уже, тем более, не турки. Только арабы. Поэтому мы будем считать это выступление более арабским. И менее религиозным. Религиозные распри на почве разных течений ислама были всегда, со времен четвертого праведного халифа. Но влияние религиозной нетерпимости все же не самое главное в арабском национализме. Хотя религиозная составляющая менее важна, (Хотя бы с точки зрения сверх консерватизма. Почему арабы не колонизовали, скажем Марс, не опередили Европу в создании двигателя внутреннего сгорания?), она также много объясняет.

С чего все началось?

Все началось с того, что арабы были кочевниками Аравийского полуострова. Это многое объясняет. Многое, но не все.

Они остались бы на старом месте, даже если бы будущие колонизаторы, а мы имеем в виду тех европейцев, кто принёс в эти места модернизацию и, возможно, представили бы нам арабскую версию чистого буржуазного национализма. Однако в Мекке родился основатель новой веры — пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует! И после проповеди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, арабы из локальных кочевников аборигенов превратились в кочевников прозелитов, распространяющих веру среди прочих народов мечом и проповедью. Так бы они остались бы на месте и жили бы не менее хорошо.

Таким образом, арабы никак не могли превратиться в националистов ни в XIX веке, ни в XX веке, когда модернизация произошла у европейцев. Для этого у них не было просто материальной базы. Золото было, материальные ценности были, войска были, талантливые полководцы, великие ученные на востоке были, а вот главного материального принципа не было.

Как всякие кочевники, значит и традиционные люди мусульмане не приветствовали торговое дело. Халифы, султаны, визири знали только о пользе торговли, потому старались оградить караванщиков и торговцев в лице разных народов от насилия и грабежа, но само торговое дело не приветствовалось. Во-первых, кочевники во все времена были воинами. А там где есть воинская каста, там всегда есть традиционная иерархия. Во-вторых, в Коране не приветствовался ссудный процент (как у иудеев). Отдавать деньги под проценты и брать деньги под проценты — это тяжкий грех.

Теперь можно просто посмотреть на поздних лидеров арабских стран времен модернизации и сделать кое-какие выводы:

Тунис.

Первый президент Хабиб Бургиба. Он правил 30 лет. Ушел с поста под давлением протестов и по старости. Его сменил Бен Али. Бен Али правил 24 года. Но в январе 2011 года в Тунисе вспыхнули беспорядки. Как и Бургиба новый лидер Туниса Бен Али несколько раз переизбирался и продлевал свои полномочия с помощью референдумов. За два, три десятилетия все диктаторы на Востоке быстро превращали государственную власть в личную кормушку и кормушку своего клана. Еще большой минус к тому же: Бен Али был подкаблучником. Все видели и считали, что в стране правит женщина. Вторая жена как десять ее братьев вызывали ненависть.

Как уже было сказано, в Тунисе самый высокий образовательный уровень в Африке. Высокие показатели развития. Правительство подняло всего лишь цены на хлеб и все возмутились режимом. И рыночный безработный торговец совершил самоподжег. Одно наложилось на другое и произошел взрыв, который вызвал эффект домино во всем арабском мире.

Но, еще раз! Тунисцы ненавидели его жену. В мусульманской стране, обеспеченной интернетом, это оказалось главным запалом тунисского майдана. До этого был еще пущен слух, что Лейла Трабелси собирается стать президентом. И такому возмутился бы любой традиционный народ, а не только тунисцы. Хотя в Тунис была произведена модернизация, урбанизация и так далее. И какой от этого эффект получился? Никакого. И это при том, что тунисская элита частично европеизирована. Французское влияние традиционно. Сам Бен Али учился в Сен-Сире.

Египет.

Теперь перенесемся во многовековой административный духовный центр мусульманства, в столицу Египта — Каир.

Египет оставался ориентиром для арабского мира не только административным наследством. После обретения независимости, Египет освободился от колониальной зависимости одним из первых (1922), хотя ему не хватило физических сил для реальной независимости. И все же республиканские офицеры свергли короля Фарука одними из первых (1952) именно в Египте. Тот же ливийский капитан Муамар Каддафи произвел переворот только в 1969 году. Потому что Ливия рядом с бойкими соседями была всегда отсталой. Большая часть территории — это пустыня Сахара. Все офицеры арабских стран брали пример с египетского пассионария харизматика Абделя Насера.

После покушения и гибели соратника Насера Анвара Садата президентом 30 лет был Хосни Мубарак (вот ведь, такая сладкая власть на востоке!). От Насера до Мубарака в Египте проводилась модернизация, развивалась промышленность, повышался образовательный и культурный уровень египтян. Однако если говорить про урбанизацию и урбанизация не успевала «поглощать» новые потоки рождающихся младенцев. В Египте была самая высокая фертильность, почти 4 младенца на женщину. Очень высокий был прирост населения. Население Египта 100 миллионов. И все люди умещаются вдоль реки и дельте Нила. Высокая плотность! К 2011 году из Европы на родину вернулись 2 миллиона обучавшихся на Западе студентов. Один из них как раз повторил акцию самосожжения, что послужило поводом для социального взрыва. Снова зазвучали слова о коррупции, о нищете, о диктаторстве. Как это везде одинаково и знакомо.

В результате новых выборов к власти пришел ставленник мусульманских фундаменталистов Мухаммед Мурси. За Мурси голосовала полуграмотная египетская провинция, самые традиционный, консервативный электорат. Городское население, желающего отделения религии от государства впервые проиграло. И это при том что Мубарак довел процент грамотности населения до 70%. Но что может сделать модернизация в таком благоприятном климате? (в Ревконе есть зерефная петля. Она означает перенаселение. Модернизация тут бессильна). Основные статьи пополнения бюджета Египта это доходы от Суэцкого канала и от туризма. Таким образом, Египет как государство напоминает просто масштабного рантье. Собственно и Саудовская Аравия процветает за счет эксплуатации недр, ну и что тут такого? Для нас интересно и весь вопрос: а может ли туризм изменить мышление, значит и рефлексию египтян? Провести модернизацию в таких традиционных условиях трудно, хотя возможно. Это означает только одно: население в сто миллионов человек будет трясти и не раз. Без модернизации сознания все традиционны народы знают только одно дело, представляющее весь традиционный смысл — размножение. Размножение, чтобы победить (кого победить? Никто не знает. Но чем больше детей, тем радостней)

Здесь мы акцентируем внимание на сроках правления арабских так называемых президентах. Несмотря на заявления о свободе и демократии все они, как видим, правят очень долго, никто не желал уходить со своего поста быстро и в сроки. Это также говорит, что сама модернизация ничего не значит. Если население «не кочует» с места на место, а живет в одном месте очень долго, оно всегда будет консервативным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Националист. Элитизм. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я