Значок на карте, или Край лесорубов

Алла Плотникова, 2023

Это краеведческий проект. Старшеклассники под руководством учителя исследовали историю леспромхоза, самого крупного леспромхоза в Омутнинском районе Кировской области – от его зарождения в 1939 году до банкротства в 2004 году. В книге показан план-механизм краеведческого проекта: от теоретических положений до практического воплощения. Текст разбит на главы, их всего 11. В первой главе дана краткая история создания леспромхоза, его названий-вывесок, за время своего существования в течение 65 лет он несколько раз менял своё название. Этот краеведческий проект будет интересен не только жителям этого посёлка, не только жителям Омутнинского района, но и учителям, музейным работникам, краеведам.Алла Плотникова – автор 4-х книг, две из них написаны в соавторстве. Книга очерков «Песковка. Краеведческая копилка» отмечена дипломом финалиста премии «На благо мира» в 2021 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Значок на карте, или Край лесорубов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. О школе, ГПТУ №12

Деревня Степино находилась недалеко от лесоучастка, всего в четырёх километрах. Она была центром Колпашинского сельского Совета. Первым председателем был Дубовцев Фёдор Григорьевич. В деревне находился медпункт, магазин Песковского сельпо, начальная школа. Хотя в деревне насчитывалось всего семь крестьянских хозяйств, но детей было достаточно.

А летом 1948 года Колпашинская начальная школа из деревни Степино переведена на 101-й километр. Вот так росчерком пера старинная деревня постепенно прекратила своё существование. В 1949 году школа на лесоучастке стала семилетней.

В пятидесятые годы усиленно строятся жилые помещения, приезжают по направлению специалисты с семьями. Благоустраивается лесной посёлок, появляются улица за улицей с двухквартирными или четырёхквартирными домами с печным отоплением:

А печник у нас хороший

Был Осколков Николай.

Делал печи он отлично —

Знай пеките каравай!

Кроме того, начальство не забывало о досуге жителей, для этого в 1954 году построили клуб с двумя кинопроекторами, бильярдной комнатой.

***

В этот же год открылось в посёлке ГПТУ № 12. Срок обучения в зависимости от специальности от одного до двух лет. На дневном отделении учащиеся могли получить специальности бульдозериста, плотника, слесаря по ремонту автомобилей и тракторов, тракториста. На вечернем отделении обучались на машинистов тепловозов. Группу набирали в количестве тридцати человек. Будущие специалисты обучались в учебном корпусе, в котором находилось пять кабинетов, лаборатория по тракторам, ремонтная мастерская на три машины, слесарные мастерские на шестьдесят мест, кузница. Книги нужны для обучения? Нужны. Поэтому имелась библиотека и красный уголок, в котором одновременно могло поместиться 150 человек. Регулярно проводились литературные вечера, технические конференции, вечера отдыха.

Иногородним предоставлялось общежитие, обучение было бесплатным, выдавалась спецодежда. За счёт базового предприятия училище занималось строительством общежития на 58 мест.

В 1967-1968 учебном году обучался 271 учащийся. Многие из них жили в общежитиях, которых на то время было уже в количестве четырех зданий на 230 мест. К семидесятому году планировалось построить учебные мастерские на 100 мест, новый учебный корпус на 250 мест, конечно же, и общежития надо было добавить в количестве двух зданий. Контингент учащихся планировалось довести до пятисот человек. Мечты мечтами, планы планами, а реальность оказалась следующей.

Училище просуществовало до 1969 года. В стране сменилась власть. И это отразилось на маленьком посёлке численностью семь тысяч человек. Училище обучало учащихся в течение 15 лет, за это время для лесной промышленности было выпущено 1850 специалистов. Каков был досуг этих будущих специалистов в то далёкое время?

С увеличением плана лесозаготовок растёт население посёлка. Сезонная рабочая сила постепенно заменяется кадровыми рабочими. Усиленно ведётся строительство жилых домов и культурно-бытовых помещений. До 1954 года кинофильмы показывали в бараке, зрители сидели на скамейках топорной работы. В 1954 году вступил в строй новый клуб с комнатой отдыха. Для показа фильмов установили два кинопроектора.

Первых демобилизованных парней из армии встречали в 1955 году. Богата и разнообразна становилась жизнь молодёжи. Участвовали в воскресниках по очистке пруда, строительстве катка, прокладывали бетонные дорожки. Принимали активное участие молодые люди также в спортивных состязаниях по волейболу, футболу, лыжных гонках. Хорош всё-таки лыжный спорт. Захватывающая борьба на лыжне всегда привлекала болельщиков. Появлялись свои чемпионы. Машинист Кузьма Березин — чемпион по лыжам.

Итак, спорту уделялось большое внимание. Для этого создали секции: лыжную, волейбольную, тяжёлой и лёгкой атлетики. В 1966-1967 годах было подготовлено 115 спортсменов-разрядников.

Наделённые от природы музыкальным слухом, сценическим талантом, будущие специалисты участвовали в художественной самодеятельности. Учителя часто принимали участие и выступали на клубной сцене во время смотра художественной самодеятельности. Работники РММ (ремонтно-механические мастерские) тоже радовали зрителей своими выступлениями. Кроме того, работали кружки: шахматно-шашечный, стрелковый, столярный, фотографический, драматический.

***

Какое чувство присуще краеведу-исследователю? Он, конечно же, испытывает трепетное волнение, когда открывает альбом. А в нём видит фотографии пятидесятых-шестидесятых годов. Читает подписи под фото: «1954 год. Эстакада», «Учащиеся ГПТУ в фойе нового клуба, вступившего с строй в 1954 году», «1957 год. Рабочие эстакады», «1954 год. Волейбольная команда», «1956 год. Футбольный матч». Прочитывает незнакомые фамилии лесорубов: «Снигирев И. на разделке древесины», «1957 г. На снимке Белов М. и Шихов И.», «Успешно справилась с планом семилетки бригада Глызина Н.И.», «1967 год. На фоне клуба аппарат управления леспромхоза. Отъезд директора Шабалина В.П. на новое место работы».

Особенное удовольствие приносят краеведу неизвестные факты, с помощью которых пополняются недостающие сведения. Испытывает радостное удивление от информации, которая знакома по слухам, устным источникам, а здесь подтверждается.

Вот работники школы сфотографированы во главе с директором М.П. Чежеговым: «Учителя школы после работы по очистке дна будущего пруда», «Учителя на клубной сцене во время смотра художественной самодеятельности». Снимок 1963 года, на нём запечатлена Леснополянская школа: двухэтажное деревянное здание, на фасад смотрят одиннадцать окон второго этажа, на первом — десять окон, в центре дверь, ведущая в здание.

Под парадным портретом М.П. Чежегова имеется такая справка: «Родился 7 октября 1923 года. Службу в рядах Красной Армии начал 12 июля 1942 года. Участвовал в боях под Старой Руссой и Восточной Пруссией. За боевые действия имеет высокие правительственные награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали. Войну закончил в должности полкового инженера, но продолжил службу в рядах вооружённых сил в составе группы советских войск в Польше. После увольнения в запас в 1948 г. работал зав. Хробыстовской начальной школы. С 1952 года до 1983 года Михаил Павлович работал директором в Леснополянской средней школе. В 1975 году ему было присвоено звание майора, и сейчас Михаил Павлович находится на заслуженном отдыхе».

Кроме того, на снимках показана лесоперерабатывающая техника: «На заготовке леса», «Механизированная валка леса электропилами с помощью валочной вилки», «КТ-12 газогенераторный трактор», «Погрузка леса на сцепы для вывозки по УЖД», «Кран ККУ-10», «Погрузка краном ПК-полтора».

Переворачивается последняя страница альбома, на которой снимок мужчины в кабине тепловоза, под ним подпись: «На снимке Белов А.Н., подаривший библиотеке много фотографий для оформления альбома».

***

С 1960 года школа в посёлке стала восьмилетней. А 1 сентября 1965 года Колпашинская восьмилетняя школа реорганизована в Леснополянскую восьмилетнюю школу. При школе в интернате жили 45 школьников. В те годы число учащихся доходило до девятисот человек. В 1967 году списочный состав учеников — 915 человек.

Бывшая семилетка стала восьмилетней, а через несколько лет средней школой. Для учащихся построено просторное двухэтажное здание, из стен которого впоследствии было выпущено более 500 учащихся со средним образованием.

Первым директором Колпашинской начальной школы был назначен Кирпиков В.Н. Это было в 1948 году. Дальше бразды правления закрепили за Захваткиной Ангелиной Николаевной.

Но в памяти жителей посёлка история школы прочно связана с именем Михаила Павловича Чежегова. Он долгое время являлся её директором (1952-1984). Алёша, Настя, Наташа, Рита взяли интервью у Михаила Павловича. Вопросы, на которые они получили ответы: «Откуда вы были призваны? Расскажите о своём полке? В каких сражениях вы участвовали? Расскажите о ваших друзьях? Чем вы были награждены и за что? Где вы встретили победу? Как вы возвращались домой? Чем вы занимались после войны?» Работу сначала оформили в виде интервью. А позднее с помощью учителя переработали в связное повествование.

В жизни Чежегова было немало событий, но наверняка особенно памятны годы войны. До её начала Михаил Павлович закончил Омутнинское педагогическое училище, а на службу отправился 12 июля 1942 года.

В беседах с молодёжью Михаил Павлович часто вспоминает бои под Старой Руссой, под городом Холмом в Калининской области, где группа сапёров под руководством Чежегова разминировала поля на подступах к городу, сняла часовых и перешла в наступление. После этого сражения Михаила Павловича вызвали в штаб командира дивизии и вручили награду. По словам М.П. Чежегова, окружали его надёжные, смелые солдаты, с такими можно было воевать и побеждать.

Полковым инженером закончил войну капитан Михаил Павлович Чежегов. Орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны, медалями отмечен его боевой путь. В сорок восьмом году он вернулся к педагогической деятельности — стал заведующим Хробыстовской начальной школы, заочно закончил пединститут. С пятьдесят второго по восемьдесят четвёртый годы Михаил Павлович Чежегов — директор школы в Лесных Полянах, преподаватель истории и обществоведения. Какими интересными, запоминающимися были эти уроки, со множеством примеров из жизни.

Михаил Павлович выполнял большую общественную работу: на протяжении многих лет избирался депутатом поселкового Совета, был постоянным руководителем политического семинара.

За хорошую организацию профессиональной ориентации в школе по специальностям лесной промышленности руководство объединения «Песковсклес» наградило М.П. Чежегова грамотой. Большинство выпускников школы остаётся работать в объединении «Песковсклес», учится в политехнических и лесотехнических учебных заведениях.

Об учителях замолвим слово

Зубарева Надежда Афанасьевна трудилась под руководством М.П. Чежегова с 1953 по 1981 годы до выхода на пенсию. Надежда Афанасьевна была учителем начальных классов. Всегда доброжелательна и внимательна к детям и родителям. Много работала с отстающими учениками. Учащиеся, пришедшие в пятый класс от Н.А. Зубаревой, отличались хорошими знаниями, дисциплиной.

Спрыгина Таисия Павловна устроилась на работу в 1956 году учителем начальных классов. Первая из учителей этой школы за добросовестный труд удостоена звания «Отличник народного просвещения».

В 1967 году началась трудовая деятельность Булдаковой Риммы Михайловны, учителя начальных классов. Её конёк — каллиграфия. Уделяла особое внимание почерку, объясняя это тем, что буква — это не просто значок, а элемент слова, из слов создаются предложения, постепенно вырастающие в абзац. Из десятков абзацев рождается осмысленный текст. Вот такова методика этого учителя, которая была замечена и одобрена. А в результате учителя наградили значком «Отличник народного просвещения» за добросовестный труд.

Ираида Васильевна Тулупова тоже удостоилась звания «Отличник народного просвещения» за доблестный труд на благо Леснополянской школы по обучению подрастающего поколения. Учитель начальных классов начала трудиться в этой школе с 1968 года. И дисциплина, и знания учеников — всё было на высоком уровне.

Жанна была среди любознательных учениц Хлебникова Г.А. и взяла у него интервью. Он охотно ответил на все вопросы. Вопросы были такие: «Каков ваш педагогический стаж? Какие факторы повлияли на вас, что вы выбрали педагогику? Вы писали методические пособия, расскажите об этом? Расскажите о Молодежных Циолковских чтениях? Вы в своё время ввели «капитанский балл», как вы пошли на такое «преступление»?»

Хлебников Геннадий Анатольевич отмечен нагрудным значком «Отличник народного просвещения» за образцовую постановку учебно-воспитательной, просветительской и методической работы. Какие качества помогли Геннадию Анатольевичу получить эту награду? Во-первых, это увлечённость! Он откликался на события, происходящие в стране. С 1989 года в Музее К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики г. Кирова Кировской области стали проходить Молодежные Циолковские чтения. Целью Чтений является создание условий для ранней ориентации подрастающего поколения на выбор профессий передовых отраслей науки и техники. Молодежные Циолковские чтения проводятся в Кирове с 1989 года по инициативе летчика-космонавта Виктора Савиных раз в два года. Форум традиционно проводится в два тура. По итогам первого (заочного) тура на второй (очный) тур были приглашены и ученики Геннадия Анатольевича вместе с преподавателем. Во-вторых, это заинтересованность учителя исследовательской работой! Ученики сумели под руководством учителя написать такие работы, что были приглашены в Киров на очный тур. Что они там делали? Доклады участников оценивал Экспертный совет. Программа работы Молодежных Циолковских Чтений была рассчитана на три дня и включала в себя: пленарное заседание, работу девяти научных секций, проведение круглого стола для участников Молодежных Циолковских Чтений, на котором ребята могли задавать любые вопросы членам Экспертного совета. Такое масштабное мероприятие ребятами не забудется.

В течение сорока шести лет Геннадий Анатольевич учил леснополянских школьников физике, ОБЖ, в своё время преподавал НВП. Он ввёл курс электротехники, описал этот эксперимент, основываясь на опыте своих учеников, всё это обосновал, и в результате получилось методическое пособие. Эта работа была одобрена и издана на базе Вятского педагогического университета (ВятГПУ).

Ерохина Галина Леонидовна, 1971 год — год прихода в эту школу, учитель биологии и химии, удостоена звания «Отличник народного просвещения» за доблестный труд по привитию ученикам знаний по естественным дисциплинам и занимающим на олимпиадах призовые места.

Большое внимание в этой школе уделялось спорту. И «правил здесь балом» Горев Александр Михайлович! Начинал свою трудовую деятельность с 1967 года учителем физкультуры. Он обладал превосходными качествами тренера, так под его чутким руководством выросло четыре чемпиона по лыжным гонкам в первенстве лесной промышленности СССР. Его ученики входили в состав сборной района и области по лыжным гонкам. Кроме того, Александр Михайлович организовывал и проводил с учениками соревнования на призы газеты «Пионерская правда».

В это же время, с 1972 года, трудился молодой учитель Ю.И. Пауков. Позднее Юрий Иванович Пауков возглавил коллектив Леснополянской средней школы, с 1984 года; был депутатом районной Думы, приглашался на должность начальника районного управления образования. Но предпочёл работать в родных стенах.

В 1975 году появился в школе уникальный специалист: не просто учитель, а музыкант-баянист. Это Светлана Николаевна Репина. И начала она творчески трудиться и в школе и клубе, охватывая не только школьников, но и взрослых музыкальной культурой. Уроки Светланы Николаевны полны позитива, так как предметы, которые она преподаёт — пение (музыка), рисование (искусство, ИЗО), МХК (мировая художественная культура) — настраивают учеников на эмоциональный отклик.

***

С 1990 года работает в школе учитель математики Бельтюкова Зоя Сергеевна, которая обладает поэтическим талантом. На все мероприятия как школы, так и посёлка приносит стихи собственного сочинения. Как говорится, поверяет алгеброй гармонию. С математикой — царицей наук — с детства на «ты», эта страсть к формулам, числам у Зои Сергеевны с раннего детства, и она пытается эту любовь к математике передать своим ученикам. Если среди учеников попадаются математические «звёздочки», то Зоя Сергеевна их усиленно развивает, в результате чего они рказываются призёрами на олимпиадах, нередко становясь учениками ЦДОШ (центра-школы одарённых детей в Кирове).

Ольга Сергеевна Андрейцова с 1995 года начала трудовую деятельность учителем истории, обществознания и руководителем — заместителем директора по воспитательной работе. За качественное выполнение обязанностей, культуру межличностного общения, умение инициативно и творчески работать её уважают коллеги. Силы для открытий и вдохновения в дальнейшей работе она берёт из чувства любви и уважения к детям.

Каждый год она выступает на районных семинарах, конференциях по актуальным и интересным вопросам, является призёром районных методических конкурсов. Имеет благодарности администрации Омутнинского района, районного управления образования, награждена Почётной грамотой Министерства образования Кировской области.

Шимина Наталья Александровна работает учителем технологии с 2000 года, она является руководителем районного методического объединения учителей по технологии (организация и проведение уроков). Её добросовестный труд отмечен следующими наградами. Это благодарность за вклад в подготовку молодых инженеров для Омутнинского металлургического завода. Благодарность за многолетний педагогический труд и вклад в развитие методической системы Омутнинского района. Диплом победителя районного конкурса методических материалов для учителей технологии «Методическое пособие к уроку — мультимедийная презентация» в номинации «Видеофильм».

Учителя начальных классов Дюкина Марина Геннадьевна (работает с 1992 г.) и Бодруг Фаина Султангораевна (стаж работы с 1989 г.) работают в тесной связке, помогая друг другу, временами по необходимости заменяя друг друга. Дети у этих учителей-воспитателей всегда под присмотром. На своих уроках развивают познавательные способности учеников, умение общаться, ставить цели, пусть пока и маленькие, и достигать их. Активно участвуют со своими воспитанниками в международных играх-конкурсах: «Русский медвежонок — языкознание для всех», «Кенгуру — математика для всех». После успешного участия в конкурсах некоторые дети получают приглашение учиться в ЦДОШ (Центр одарённых детей) в областном городе Кирове.

Завуч школы Козлова Валентина Михайловна, с 2007 года преподаёт естественный цикл наук: химию, биологию, географию. Наличие ораторского таланта вкупе с живым общением с детьми — приводит к хорошим результатам. Обладает энциклопедическими знаниями по этим предметам, кроме того, умело руководит небольшим коллективом учителей из тринадцати человек. Много у неё хлопот и забот, но она успешно координирует школьный коллектив на решение поставленных задач, присланных сверху.

Нынешний директор Леснополянской средней школы Гостюхина Евгения Владимировна работает в школе с 2008 года учителем информатики. Это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. И школьники это усваивают неплохо, так как в районных олимпиадах занимают призовые места. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Директор в сельской школе — это прежде всего хозяйственник, благодаря умелому руководству, в школе тепло, светло, чисто, а значит педколлектив будет заниматься своими прямыми обязанностями: учить и воспитывать детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Значок на карте, или Край лесорубов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я