Профессия Продюсер

Алия Увальжанова, 2021

«Умение продать идею за чашкой кофе – это навык и талант, который за легкостью подачи, скрывает тщательный анализ, огромный опыт, знания, большую долю оптимизма, и щепотку страсти. Вопрос в том, кто сидит напротив, и готов ли этот человек заплатить за чашку кофе миллион?» Книга для всех, кто интересуется кино.

Оглавление

Глава 3. Девелопмент проекта

Большая идея — половина успеха фильма

Любой фильм начинается с идеи. Вот, предположим, у вас есть отличная идея будущего фильма. Вы уверены, что именно эта картина — то, чем вы будете с удовольствием заниматься ближайший год, а то и два-три, и вы приложите максимум сил, чтобы фильм состоялся. Если вы в этом не уверены, лучше и не браться. Почему? Давайте попробуем посчитать, сколько фильмов вы сможете снять как продюсер за время своей жизни? Начнем с того, что продюсером не становятся в двадцать лет, потому что нужны знания, нужен опыт, нужны уверенность в себе и умение принимать решения. В лучшем случае продюсерами становятся после тридцати. С тридцати лет до, скажем, пятидесяти — итого 20 лет активной деятельности. С условием, что все идет очень успешно, и вы можете работать в среднем по три года над одним фильмом, получается шесть-семь фильмов. Не так уж мало, но и не так уж много, учитывая, сколько усилий, эмоциональных сил и финансовых рисков требует кино.

Подготовка каждой картины занимает не менее года — написание сценария, поиск инвесторов, партнеров. Еще год уходит на подбор съемочной группы, подготовительный, съемочный периоды и постпродакшн. И плюс год — на продвижение фильма на кинофестивали, прокат в стране, продажи на телевидение, вторичные рынки как внутри страны, так и за рубежом. Кто-то может возразить и сказать: «Да мы за полгода все снимем, прокатаем и приступим к новой работе». Это возможно, если речь идет о полулюбительском кино. Таких фильмов-однодневок сегодня в Казахстане выходит немало. Но вы же мечтаете о другом!

И я не говорю о позиции линейного продюсера, которого в советское время называли директором картины. Это совершенно другое, когда на готовый проект на государственные деньги приглашается линейный продюсер. В таком случае можно выдавать по фильму в год. Большинство продюсеров, работающих на картинах, снимаемых на киностудии «Казахфильм», являются линейными продюсерами.

Иное дело, генеральный продюсер — человек, который осознанно приходит к выбору темы фильма, партнерства с тем или иным режиссером, поиску финансирования, выбору стратегии продвижения фильма и т. д. Продюсер — это фактически такой же соавтор, со-творец фильма, как режиссер, только на нем, кроме творческой ответственности, лежит еще и организационная, и финансовая.

Анализ состоятельности идеи фильма

Для данного анализа выберем казахстанские фильмы, вышедшие в прокат в 2010 году. Во-первых, зритель эти фильмы увидел, во-вторых, прошло определенное время, и уже устоялась оценка этих картин как критиками, так и зрителями. В-третьих, это нам позволит увидеть, насколько соотносятся состоятельность идеи в начале кинопроекта с результатом ее воплощения. Также мы можем увидеть, каковы в фильме роли сценариста, режиссера и продюсера.

Рассмотрим пять фильмов: «Кто вы, господин Ка?», «Рывок», «Ирония любви», «Сказ о розовом зайце», «Ғашық жүрек, или Коктейль для звезды». Из них четыре фильма — производства АО «Казахфильм», произведенные на средства госбюджета или с участием государственной студии. Фильм «Ирония любви» — копродакшн, совместный казахстанско-российский проект, финансируемый обеими сторонами (Казахстан — 60 %, Россия — 40 %), и продюсером с российской стороны выступил Ренат Давлетьяров. А вот в случае с фильмом «Коктейль для звезды» мы имеем дело с независимым продюсером (Баян Алагузова), который от начала до конца, финансово и творчески отвечал за этот проект. Более того, «Коктейль для звезды» — коммерческий проект, удачно прошедший в прокате.

Рассмотрим состоятельность идей этих картин. В чем был интерес для продюсеров снимать их, исходя из первоначального замысла?

«Кто вы, господин Ка?»

Авторы сценария: Ермек Турсунов, Хуат Ахметов

Режиссер-постановщик: Хуат Ахметов

Жанр картины — приключенческая драма. Ставка была сделана на актера Асанали Ашимова и созданный им в фильме «Транссибирский экспресс» (1977) запоминающийся яркий образ по-восточному хитрого, но умного советского разведчика Чадьярова. Главная идея сценария была в том, чтобы показать, что стало с этим любимым героем сейчас, двадцать лет спустя после обретения страной независимости. Предполагалось, что зритель с удовольствием пойдет на знаковую фигуру казахского кино — актера Асанали Ашимова в роли все того же Чадьярова. Коротко объясняется, что о разведчике спецслужбы забыли, потому что было не до него. Но вспомнили, когда потребовалось выйти на караван наркоторговцев, перегоняющих наркотики из Афганистана в Центральную Азию. Чтобы еще раз послужить родине и оказаться на родной земле, Чадьяров соглашается провести сложную и опасную операцию.

Режиссером фильма выступил казахский режиссер Хуат Ахметов, живущий и работающий в Москве. Благодаря этому фильм постарались сделать таким, чтобы можно было прокатывать его в России. Поэтому на вторую главную роль — молодого парнишки, который помогает Чадьярову, пригласили российского актера Александра Феклистова. Опять-таки, российский зритель должен был помнить фильм «Транссибирский экспресс».

В целом очевидно, что идея данного кинопроекта состоятельна и перспективна. Но фильм плохо прошел в прокате и не оставил того следа, как когда-то «Транссибирский экспресс».

«Рывок»

Авторы сценария: Канагат Мустафин, Ерлан Нурмухамбетов, Ержан Рустембеков

Режиссер-постановщик: Канагат Мустафин

Как правило, идею можно выразить в одном предложении. Для фильма «Рывок» она будет звучать примерно так: молодой многообещающий баскетболист получает травму колена, но ему хватает воли и мужества преодолеть недуг и не только вернуться в спорт, но и установить рекорд, о котором он давно мечтал. Насколько привлекательна эта идея для казахского кино? На мой взгляд, она привлекательна по нескольким параметрам. Она дает возможность показать историю сильного человека через бытовой героизм, в данном случае — спорт. Такой тип героя — молодой, позитивный, целеустремленный, спортивный, успешный — редкость для нашего кино. Жанр спортивного фильма не развит в казахстанском кинематографе, поэтому должен быть востребован зрителем. Можно, конечно же, говорить о воспитательном характере данного сюжета, но, скорее, важно то, что фильм охватывает молодежную аудиторию.

Положительный фактор в реализации этой идеи еще и в том, что история автобиографична. Режиссер фильма — бывший баскетболист. Выступал в составе молодежной сборной команды Казахстана по баскетболу, участвовал в международных соревнованиях и поставил рекорд Казахстана, забив соперникам 102 очка за один матч.

Идея фильм состоятельна, обращена к молодежи и говорит о мужских ценностях — воле к победе, умении за себя постоять, необходимости добиваться своих целей и т. д. К сожалению, несмотря на то что это был чуть ли не первый спортивный фильм, прокат прошел на среднем уровне.

«Ирония любви»

Авторы сценария: Ержан Рустембеков, Данияр Кумисбаев

Режиссеры-постановщики: Александр Черняев, Ержан Рустембеков

Размышляя о состоятельности идеи этого фильма, нужно иметь в виду, что это была первая после десятилетнего перерыва казахстанско-российская картина. Поэтому и сценарий писали под копродукцию, и в качества партнера с российской стороны пригласили коммерчески успешного продюсера Рената Давлетьярова. Соответственно был выбран жанр — мелодраматическая комедия. А значит — история любви, в данном случае между девушкой-казашкой, которая собирается стать телеведущей, и парнем-«ботаником».

Завязка фильма — в пари, что героиня (актриса Асель Сагатова) соблазнит первого парня, вошедшего в кафе. Им оказывается Ваня (актер Алексей Чадов). Игра перерастает в глубокое чувство, героиня отказывается от своего жениха-казаха и выходит замуж за русского Ваню, буквально сбегая из-под венца, причем верхом на коне.

Очевидно, что идея изначально была сомнительна, учитывая, что в советское время мы жили под диктовку «старшего брата»-россиянина, и после установления независимости такой сюжет явно не отвечает духу времени. Если есть желание строить партнерские взаимоотношения, создавать копродукцию между двумя независимыми государствами, то идея должна быть благородной и не ущемляющей чьих-либо достоинств.

Мне довелось разговаривать с продюсером Ренатом Давлетьяровым после просмотра фильма, и когда я высказала мнение, что такая картина вряд ли понравится казахстанскому зрителю, он был крайне удивлен, что еще существует такой ретроградский, на его взгляд, подход. Однако мой прогноз оказался верен: фильм вызвал бурю возмущения после выхода в прокат в Казахстане.

«Сказ о розовом зайце»

Автор сценария и режиссер-постановщик: Фархат Шарипов

Провинциальный юноша Ерлан учится в Алматы на дизайнера, а вечерами подрабатывает аниматором в костюме огромного розового зайца. Случай сводит его с представителями «золотой молодежи». Чем больше времени он проводит среди своих новых знакомых, тем больше его затягивает атмосфера гламура и беззаботности. Новый друг Локо предлагает ему заработать: найти человека, который согласится взять на себя чужую вину за наезд, повлекший гибель человека, и за большие деньги отсидеть в тюрьме. Ерлан находит бомжа, который соглашается на это. Старик (актер Ерболат Тогузаков) чувствует себя никому не нужным, но был бы счастлив отправить деньги своим детям. Постепенно главный герой осознает безнравственность этой комбинации. Более того, он узнает, кто совершил этот наезд, и в целом ситуация разрешается сама по себе.

Чем привлекательна идея этого фильма? Она работает на основную фокусную группу кинозрителей — молодежь. Практически все молодые люди мечтают о гламурной, роскошной жизни. Фильм же показывают изнанку жизни «золотой молодежи». Помимо этого, с появлением образа бомжа у картины появляется сильный социальный аспект, отражающий разные грани нашего общества. Криминальная история служит оберткой для драматической коллизии.

Динамичная история, прекрасная актерская работа Ануара Нурпеисова (Ерлан), Максима Акбарова (Локо), Санжара Мадиева (совершивший наезд) — все это сделало картину привлекательной для зрителя. Можно сказать, что «Сказ о розовом зайце» стал культовым фильмом, который запомнился зрителю и с которого началось отечественное коммерческое кино, наряду с «Рэкетиром» Акана Сатаева 2007 года.

«Коктейль для звезды»

Автор сценария: Данияр Кумисбаев

Режиссер-постановщик: Аскар Узабаев

Опять-таки идею фильма можно рассказать в одном предложении: юная певица едет в большой город, чтобы поступить на учебу, но получает нечто большее — серьезного музыкального продюсера, который готов ее раскручивать, но мешают происки конкурентов. Конечно же, это сюжет Золушки. Только в роли принца для бедной девушки из интерната выступает женщина-продюсер и осуществляет все, о чем можно только мечтать: деньги, квартира, комфорт, слава и признание.

Второй компонент зрительского успеха фильма — ориентированность на две категории зрителя: казахоязычную и русскоязычную. Герои фильма говорят на обоих языках — смелое и неожиданное решение, при том, что в картине много иронии в сторону шала-казахов. На самом деле, эта история о том, как шала-казах продюсер, которую замечательно сыграла Баян Алагузова, делает звездой аульную казашку. Поэтому и третий главный герой — виртуальный «принц на белом коне» — певец Алмаз Бестыбаев, выбран из среды казахоязычной эстрады. Ничего не скажешь, точный маркетинговый ход!

В-третьих, конечно, сфера шоу-бизнеса: его кухня всегда привлекательна для зрителя. В-четвертых, юмор — то, чего всегда не хватало казахскому кино. Но это уже мы говорим о разработке проекта, а идея — восхождение по лестнице успеха юного дарования, певицы.

Фильм оказался чрезвычайно успешным в прокате. И о Баян Алагузовой заговорили как продюсере, который умеет зарабатывать деньги.

Значение идеи в артхаусном кино

Понятно, что у артхаусного и коммерческого кино совершенно разные подходы, цели и задачи. Если сказать коротко, то коммерческое кино — развлекает, а артхаусное — заставляет размышлять. Разных продюсеров привлекают разные идеи. Большая гуманистическая идея — это, как правило, привилегия артхаусного кино.

В 2009 году был снят фильм «Келин» Ермека Турсунова, где присутствовала большая идея — о борьбе за продолжение рода человеческого. Неслучайно картина, снятая без слов, попала в шорт-лист американского «Оскара». Вообще для Ермека Турсунова, как для сценариста, характерна работа с большими идеями. Так, «Шал» (2012) — это история противостояния цивилизации и природы, «Кенже» (2015) — история предательства брата, «Жат» (2015) — история противостояния человека тоталитарной системе.

По-настоящему в истории кино остаются только те фильмы, в которых есть большая гуманистическая идея. Мы уже писали о том, что в конце 2010-х годов одной из значимых картин стала лента «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова. Какова идея этого фильма? Она построена на противопоставлении. С одной стороны, мы видим историю спасения маленького еврейского мальчика, которого еле живым высаживают из поезда на железнодорожном переезде где-то в Центральном Казахстане, и его выхаживает старик-казах. С другой — рассказывается история жестокого эксперимента на государственном уровне — взрыва первой атомной бомбы в честь дня рождения Сталина, в результате чего, вероятнее всего, погибли все жители аула, в котором происходит действие фильма.

Мировая премьера фильма «Подарок Сталину» состоялась осенью 2008 года на церемонии открытия кинофестиваля в Бусане, Южная Корея. Картина по поставленным задачам и историческому размаху заслуживала Государственной премии Республики Казахстан, а получилось так, что она была показана более чем на 30 международных кинофестивалях, но практически никак не была отмечена у себя в стране. Думается, что все дело в том, что лента снята на частной студии «Алдонгар продакшн».

Фильм поднимает тему, которая более чем какая-либо другая отвечает внутриполитической задаче современного Казахстана — сохранять мир и согласие между народами, живущими в нашей стране. Более того, картина обращена к нашему прошлому, когда в сталинскую эпоху в Казахстан эшелонами привозили чеченцев, корейцев, немцев, евреев, сюда же везли и политических заключенных. И для всех этих людей наша земля стала второй Родиной. А ведь это и есть та новейшая история, на которой строится сегодняшнее настоящее. Ведь корни дружбы и взаимопонимания народов лежат в персональных историях наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, которые с детства рассказывали, как они жили бок о бок с переселенцами.

Продюсеры Борис Чердабаев и Алия Увальжанова с режиссером Рустемом Абдрашовым собрали блистательный актерский состав: Нуржуман Ихтымбаев, Екатерина Редникова, Бахтияр Кожа, Александр Баширов, Вальдемар Шчепаняк. Все вместе они создали особый мир — настоящий Вавилон, собрание людей разных национальностей и судеб, которые оказались после Второй мировой войны в Казахстане. Но, пожалуй, самая волнующая роль в картине — старика-железнодорожника Касыма, приютившего у себя мальчика Сашку.

Нуржуман Ихтымбаев сыграл роль человека, который лишился всего в жизни. Ему уже ничего не нужно, он никого не боится и до встречи с Сашкой просто доживал свой век. Но судьба послала ему еще одно испытание и одновременно еще одну радость жизни — приемного сына. И в эти мгновенья счастья уже почти ничего не видящие его глаза оживают (у актера великолепный грим!), и он показывает мальчику окружающий мир — бескрайнюю степь, знакомит с живущими рядом людьми, играет ему на домбре, рассказывает о своей судьбе. А какой сильный образ представляет собой Касым, несущий мальчика на спине вдоль железной дороги!

Касым — как скала, как олицетворение казахского народа, который на своих плечах вынес годы тяжелых репрессий и приютил у себя людей разных национальностей.

Но картина на этом не заканчивается. Фильм еще и о том, что судьбу целого народа отдали «в подарок Сталину», когда было решено сделать Казахстан ядерным полигоном. Сашка чудом остался жив. Касым отправил его на поезде к каким-то дальним родственникам, а весь поселок в день рождения Сталина накрыла волна ядерного взрыва. Зрителю, в отличие от героев картины, очевидно, что никому из них не удастся выжить после этого непонятно откуда задувшего сильного ветра.

Таким образом, картина поднимает массу пластов — исторических, политических, культурных, и ее проблематика шире, чем просто у фильма-ретро. Здесь и трагическая история страны, и рефлексия темы сталинских репрессий, напоминание о ядерных испытаниях и судьба казахского народа в контексте новейшей истории. Это по-настоящему международный проект, имеющий подлинное гуманистическое звучание. Такого рода проекты появляются в Казахстане не каждый год, и мне думается, что эта картина своим гуманистическим пафосом и великолепной работой профессионалов, безусловно, должна быть высоко оценена на Родине.

Документы этапа девелопмент

У большого и сто́ящего кинопроекта, как правило, большая и долгая судьба. Если продюсер снимает исключительно коммерческий проект и рассчитывает на местный рынок, в лучшем случае будет какая-то прибыль с проката, две-три недели о фильме будут писать местные СМИ, как говорится, загорятся «звездочки», снявшиеся в фильме, — и все. В этом плане судьба такой картины убийственно коротка. Если задумывается серьезный фильм международного уровня и в нем присутствует идея, которая будет интересна не только локальной публике, то у фильма будет несколько жизней: фестивальная судьба, прокатная в стране, зарубежные продажи, продажа на телевизионные каналы, продажа на DVD-рынках и попадание в историю кино, в конце концов.

Если вы, как продюсер, хотите просто сделать картину для местного рынка, то все, что дальше написано в этой главе, вам не понадобится. Но если вы действительно хотите продвижения своего фильма на другие рынки, если вы собираетесь искать партнеров и зарубежных сопродюсеров, то вы обязаны знать все термины, фонды, инструменты продвижения идеи.

Итак, как только вы ступаете в эту сферу, вы сталкиваетесь с массой незнакомых вам терминов: питчинг, стейтмент, тритмент, синопсис. Эти непонятные слова вас пугают, вы машете рукой и отказываетесь от того, чтобы работать с зарубежными партнерами. На самом деле в этих терминах нет ничего сложного.

Синопсис (synopsis — от древнегреческого смотрю, гляжу) — краткое изложение сюжета фильма в трех-четырех предложениях. На разных этапах работы над фильмом пишутся различные синопсисы. Одно дело, если вы находитесь на стадии девелопмента проекта, и вам нужно в синопсисе заинтересовать потенциальных инвесторов, партнеров, фонды и т. д. В этом случае вы выносите в синопсис самое яркое, самое необычное, что есть в вашей идее или в сценарии.

Вот как звучал синопсис к фильму «Рывок» на стадии начала производства:

«Попав в критическую ситуацию, главный герой по имени Канат, молодой спортсмен, убеждается, что жизнь требует от человека твердости характера и большого нравственного напряжения в достижении поставленных целей. Проблемы нравственного выбора, адаптации молодежи в современной жизни, сложные перипетии взаимоотношений в молодежной среде. Но главный герой проходит все испытания судьбы, сохранив свои волевые качества и любовь».

Очевидно, что таким синопсисом трудно заинтересовать потенциальных инвесторов или партнеров. Так и хочется добавить: «Фильм снимается в воспитательных целях…»

Для хорошего синопсиса нужна идея, литературная обработка. Лучше всего, если синопсис напишет сценарист. Чем ярче и интереснее синопсис, тем убедительнее будущий фильм.

Скажем, такой вариант синопсиса был бы более подходящим:

«Главный герой фильма Канат — блистательный игрок в баскетбол, судьба которого ломается в один момент, когда он получает травму колена. И тогда он перестает быть кому-либо нужным — тренеру, членам команды, директору спортивной школы… Но не близким людям, которые его по-настоящему любят. Однако все знают, что главная любовь Каны — баскетбол, и он не мыслит себя вне баскетбольной площадки. Он решается на сложнейшую операцию, в результате которой он либо сможет вернуться в спорт, либо не сможет ходить. И он выбирает спорт — ему нужно все или ничего».

Аутлайн (outline — подчеркивание) — слоган фильма. Придумывается во время написания синопсиса. Как правило, это яркая фраза, которая размещается на рекламных билбордах фильма, в рекламных роликах и т. д. Для фильма «Рывок» аутлайн звучит так: «Мечта сокрушает преграды!».

Надо отличать аутлайн от логлайна.

Логлайн (logline) — краткое изложение сути истории без подробностей. Логлайн должен состоять из 25 и менее слов. Что должно быть в нем указано? Кто главный герой, его основной недостаток, судьбоносное событие, которое меняет его жизнь; противник, союзник, и в чем заключается битва.

Классический пример логлайна на фильм Спилберга «Инопланетянин»:

«Послушный, неуверенный в себе (недостаток) мальчик (главный герой), встретив представителя внеземной цивилизации (судьбоносное событие и друг), находит в себе мужество (битва) бросить вызов властям (противник), чтобы помочь инопланетянину вернуться на родную планету».

Тритмент (treatment) — сценарий без диалогов, где описано только действие фильма, сцена за сценой. Объем тритмента для питчинга обычно составляет 12–15 страниц. Вместо диалогов в тритменте указывается то, о чем говорят герои в той или иной сцене.

Стейтмент (statement) — режиссерское видение будущего фильма. Именно этот пункт вызывает больше всего вопросов — что писать в стейтменте? На самом деле — что угодно. Например, откуда возникла идея создания фильма?

Так мог бы выглядеть стейтмент к фильму Серика Апрымова «Звонок отцу» (2017):

«В поселке, в котором происходит действие фильма, много разрушенных и полуразрушенных домов. Это поселок Аксуек в Жамбылской области, находящийся рядом с бывшим урановым рудником. Аксуек в советские годы был своего рода “оазисом в безлюдной пустыне”: рядом с месторождением урана за несколько лет выросли дома, магазины, школы, больницы. После распада СССР рудник закрылся, большинство жителей разъехались, образцовый поселок пришел в упадок.

Однажды я ехал из Астаны и пропустил поворот. В Алматы надо было поворачивать направо, а я поехал прямо. И приехал в этот поселок. Ознакомившись с ним, я решил, что здесь буду снимать фильм. Только какой? Я спросил себя: “Ты бы захотел жить здесь?” — “Возможно. Тогда это будет драма”. — “А твоя жена захотела бы жить здесь? Нет, ни за что! О! Тогда это будет семейная драма”» (Из интервью Серика Апрымова. Алексей Азаров «Семейная драма на фоне разрухи». «Радио Азаттык», 19 октября 2017 года. https://rus.azattyq.org/a/zvonok-otcu-film-aprymova/28803957.html)

В режиссерском стейтменте можно описывать будущую цветовую символику фильма, композиционные решения эпизодов или причину выбора тех или иных актеров. Можно говорить о киноязыке, о способах монтажа, о звуковом решении фильма, то есть о ваших художественных подходах.

Биофильмография (biofilmography) — в ней, как правило, излагается биография и фильмография режиссера. В отличие от обычных биографий, здесь указываются все ваши достижения в области кино — призы и участие в кинофестивалях с вашими короткометражками, участие в разного рода киношколах, кампусах, выигранные гранты.

Вот пример грамотно написанной биофильмографии.

Катерина Суворова — режиссер документального кино. Премьера ее первого полнометражного фильм «Завтра море» прошла на кинофестивале в Локарно в программе Semaine de la critique в августе 2016 года. Ее короткометражный фильм «Два велосипеда» (2006) получил приз Гильдии кинокритиков России («Киношок-2006»), Young European Award 2009. Фильм «Лишняя крепость» (2007) был награжден российской национальной премией «Святая Анна». Фильм «Ж» (2008) получил специальный приз Роберта Боша на кинофестивале «Киношок» (Россия). В 2007 году Екатерина Суворова участвовала в «Берлинале Талант Кампус». В 2010 году Катерина выиграла производственный грант The Film Prize for International Cooperation на создание фильма «Завтра море» от немецкого фонда Robert Bosch Stiftung. Образование: Алматинское художественное училище, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (Москва), Werner Herzog’s Rogue Film School (LA).

Фильмография:

2016 Завтра море // Полнометражный фильм / Автор идеи и режиссер.

2013 Mediastan // Полнометражный фильм / Соавтор идеи, монтаж.

2008 Ж // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.

2007 Лишняя крепость // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.

2006 Два велосипеда // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.

2006 Второй взвод // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.

Иногда требуются биофильмографии всех ключевых творческих членов будущей киногруппы.

Профайл компании или продюсера (company profile / producer profile) — информация о продюсерской компании, которая представляет фильм на питчинг.

В данной книге вы найдете несколько хороших профайлов продюсерский компаний.

Питчинг, или представление / презентация, проекта

Проведение самых различных питчингов проекта будущего фильма — основная задача продюсера на этапе девелопмента проекта. Ведь разговор с потенциальным инвестором фильма или участие в государственном тендере на съемку фильма — это тоже своего рода питчинг проекта. Уговорить друга вложить деньги в твой кинопроект — тоже питчинг. Но здесь мы будем говорить о классической форме питчинга кинопроекта.

Питчинг (pitch — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Обычно питчинг проходит на специально для этого организованной площадке.

«СинеМарт» Роттердамского кинофестиваля (CineMart)

Одна из самых старых питчинговых площадок в кино. Действует с 1983 года. Цель этого проекта — создавать копродукцию, потому что свои проекты представляют кинематографисты со всего мира, а ищут сопродюсеров, покупателей, в том числе в лице телеканалов, дистрибьюторов, в основном западных. Если картина имеет лейбл CineMart, то есть участвовала в этом питчинге, то у картины большой шанс быть отобранной на международные кинофестивали. Правда, попасть сюда очень сложно: из 400 поданных проектов в 2018 году было отобрано только 16 (https://iffr.com/en/about-cinemart). Из Казахстана в разные годы в «СинеМарт» участвовали Серик Апрымов, Ардак Амиркулов и другие режиссеры и продюсеры.

Как работает «СинеМарт»? Начиная с первой недели августа до конца первой недели сентября онлайн на этом сайте https://iffr.com/en/cinemart-project-entry подается заявка, которая включает в себя:

• информацию о проекте: название будущего фильма, страну производства, тип фильма, статус производства, цель участия в «СинеМарт», логлайн, синопсис, режиссерский стейтмент, призы или участие режиссера и продюсера на кинофестивалях;

• кредиты: имя и детальную контактную информацию о режиссере, продюсере и, если возможно, о сценаристе, сопродюсере, финансисте, сейлс-агенте;

• техническую информацию: продолжительность фильма, формат съемок, цветной или черно-белый, языки;

• финансовую информацию: общий бюджет (в евро), уже привлеченное финансирование.

Отборочная комиссия «СинеМарт», рассмотрев все заявки, делает предварительный отбор (pre-selection). Участников, прошедших этот этап, извещают о его прохождении по электронной почте и просят в течение недели прислать следующие документы:

• синопсис (до 3 стр.);

• тритмент (до 12 стр.);

• режиссерский стейтмент (до 3 стр.);

• биографию и фильмографию продюсера;

• биографию и фильмографию режиссера;

• стейтмент продюсера;

• бюджет по категориям (budget topsheet);

• финансовый план и обеспеченное финансирование;

• объяснение финансовой стратегии (1 стр.);

• график работы над проектом;

• предыдущие работы режиссера (онлайн через платформы типа Vimeo).

Как видите, здесь подход уже более серьезный. Что же происходит дальше, если ваш проект отобран? Победители объявляются в декабре текущего года. Как мы уже писали — из 400 заявок в каталог «СинеМарт» попадает всего 15–16 проектов. Этот каталог рассылается порядка 200 компаниям — продюсерским, дистрибьюторским, сейлс-агентам, телеканалам и т. д., которые собираются участвовать на «СинеМарт» с другой стороны, то есть вашим потенциальным копродюсерам, финансистам, дистрибьюторам. Они внимательно читают каталог и сообщают администраторам питчинговой площадки, с продюсерами каких проектов они хотели бы встретиться. «СинеМарт» высылает приглашения представителям отобранных проектов и оплачивает проживание в отеле Роттердама на четыре дня для двух представителей проекта. К моменту вашего приезда на «СинеМарт» логисты питчинговой площадки составляют расписание ваших встреч.

Надо отметить, что питчинговые площадки бывают разные. Иногда питчинг продюсера/режиссера слушает группа специалистов и в целом заинтересованная публика. Питчинг на «Сине-Март» — индивидуальный. То есть на 16 проектов выставляется в зале 16 столов. Как правило, за вами закреплен столик с определенным номером. Вы сидите на месте, а к вам через каждые полчаса или час подходят потенциальные партнеры и разговаривают с вами о вашем проекте.

Все документы питчинга готовятся на английском языке, и переговоры также проходят на английском языке. Поэтому, как минимум, продюсер должен владеть английским языком, чтобы не только говорить, но и понимать потенциальных партнеров.

Конечно, вам сильно помогут подготовленные заранее документы, но для того питчинг и проводится, чтобы личным обаянием, харизмой, профессионализмом убедить людей в том, что именно в ваш проект они должны поверить и вложить не только деньги, но и свое время на ближайшие два-три года.

Проводить питчинги — это большая и сложная работа. На сайте «Профисинема» — http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=31952 — есть хорошая лекция французского продюсера Жана-Люка Ормьера о том, как проводить питчинг. Когда наши кинематографисты из Центральной Азии участвовали в питчинге Open Doors кинофестиваля в Локарно в 2010 году, организаторы этого форума сначала провели трехдневный тренинг о том, как правильно строить свой питчинг в зависимости от того, кто сидит перед вами.

Но вернемся к «СинеМарт». За четыре дня у вас пройдет от 20 до 40 встреч, но вы можете так и не найти людей, которые начнут помогать проекту. Есть заблуждение, что на питчинге вы можете найти инвестора вашего кинопроекта, который придет и даст недостающий миллион долларов. Такого не происходит никогда! В лучшем случае вы найдете западного сопродюсера, который, заинтересовавшись проектом, обратится в кинофонды своей страны. Так, CNC — Центр национальной кинематографии Франции через французских продюсеров поддерживает копродукцию в сумме, как правило, не более 60 тысяч евро, большая часть которых будет потрачена во Франции, скажем, на постпродакшн фильма. Но зачем тогда, спросите вы, столько мучиться, если реальных, живых денег не будет?! Зато у вас появится реальный западный партнер, который поможет сделать хороший постпродакшн фильма и, главное, поможет в продвижении на кинофестивали. Другая форма поддержки вашей картины: если вами заинтересовался какой-то телеканал, то по окончанию работы над фильмом он покажет его, а значит — заплатит за показ.

Очень важно заранее узнать о людях, с которыми вы будете встречаться, хотя бы по списку, предоставленному вам накануне. Ведь внешне человек может показаться не очень примечательным, а на деле он может входить в десятку ведущих продюсеров или быть представителем крупной дистрибьюторской компании.

Во время питчинга вам также поможет визуальный материал: фотографии локаций, где вы собираетесь снимать свой фильм, фотосессии актеров, атмосферные и настроенческие кадры. Поэтому хорошо бы перед тем, как поехать на питчинг, уже поработать с художником-постановщиком, который создаст для вас качественные арт-концепты.

Но главное — коммуникация! Только качественно общаясь с людьми, можно установить плодотворные контакты. А качественно — значит, на хорошем языке и с высоким профессионализмом и подготовленностью проекта.

Кроме всего прочего, в рамках Роттердамского «СинеМарт» вручаются четыре приза: Eurimages Coproduction Award — € 20 тыс., ARTE International Prize — € 6 тыс., Filmmore Post-Production Award и Wouter Barendrecht Award — по € 5 тыс.

На самом деле, питчинговых площадок огромное множество. Сегодня каждый уважающий себя кинофестиваль открывает питчинговую площадку. Но есть такие, которые для нас, казахстанцев, более или менее доступны. Конечно, это, прежде всего, зависит от региона охвата.

Азиатский рынок проектов (Asian Project Market, APM) при кинофестивале в Бусане, Южная Корея

Ранее Asian Project Market был известен под аббревиатурой PPP — Pusan Project Market. Для казахстанских продюсеров и режиссеров он привлекателен по ряду причин. Во-первых, это рынок азиатских проектов. Во-вторых, там порядка 26–27 проектов-финалистов. В-третьих, Бусанский кинофестиваль оплачивает проезд и проживание участникам APM. В последние годы в нем регулярно участвуют проекты Ерлана Нурмухамбетова, Адильхана Ержанова, Эмира Байгазина. Представляют проекты не только режиссеры, но и их продюсеры, прекрасно владеющие разными европейскими языками. С Адильханом Ержановым сотрудничает Ольга Хлащова, с Эмиром Байгазиным сотрудничали такие продюсеры как Анна Качко и Анна Вильгельми, с Ерланом Нурмухамбетовым — Юлия Ким. Мне не раз доводилась видеть, как они ведут переговоры — отличная работа, когда продюсер и режиссер дополняют друг друга! На APM документы также подаются онлайн до 15 июня текущего года — http://www.acfm.kr/eng/. Это могут быть проекты фильмов в разных стадиях производства: на уровне сценария, препродакшн, стадия производства и постпродакшн. Здесь точно так же, как на «СинеМарт», проходят индивидуальные встречи за номерными столиками.

Рынок копродукций на «Берлинале», Германия (Berlinale Co-Production Market)

Отличие этой питчинговой площадки от других заключается в том, что здесь могут участвовать проекты с бюджетом не менее одного миллиона долларов, проекты, которые могут быть интересны для общеевропейского проката. Берлинский кинофестиваль не оплачивает ни проезд, ни проживание его участникам. Он проходит в течение пяти дней, и в нем участвуют порядка 600 продюсеров, дистрибьюторов, сейлс-агентов, представителей различных кинофондов, которые так или иначе приезжают на «Берлинале». В питчинге участвуют 35 проектов, которые, как правило, уже имеют финансирование и потенциально интересны для кинопроката. Здесь речь идет не столько о поиске средств на создание фильма, сколько о продвижении фильмов на более обширные рынки, обсуждаются новые стратегические и бизнес-модели. На рынке копродукций на «Берлинале» очень высокая конкурентность при отборе — 35–36 проектов из 500 заявок. Кроме этого, тут проводятся конференции, на которых обсуждаются разные вопросы международной копродукции. Заявки на этот рынок проектов принимаются с августа до 10 октября текущего года — www.efm-berlinale.de/en/copro-market/participation

Участвовать в рынке копродукций на «Берлинале» могут:

• игровые полнометражные картины с потенциалом для международного рынка;

• проекты для международной копродукции и открытые к сотрудничеству;

• с полностью завершенным сценарием;

• с минимум 30 %-ным гарантированным финансированием или, по крайней мере, с местным финансированием кинопроекта;

• бюджет фильма должен быть в районе € 1–2 млн;

• компания, подающая заявку, должна иметь минимум один завершенный проект в копродукции.

Подавать для рассмотрения нужно:

• заполненную форму заявки — www.efm-berlinale.de/en/copro-market/profile;

• тритмент (5–8 стр.);

• детальный синопсис;

• отрывок сценария (5 стр.);

• финансовый план (€);

• предыдущие работы режиссера — ссылки.

На «Берлинале» есть также питчинговая площадка для молодых — Talent Project Market, где в 2018 году участвовал казахстанский проект «Рысь» Шарипы Уразбаевой. Ее проект вошел в число 10 финалистов из 3100 заявок из 133 стран мира. Это уже победа сама по себе! Когда картина будет закончена, только строчка о том, что ее проект участвовал в Рынке проектов «Берлинале» для молодых, откроет двери на многие кинофестивали мира. В Казахстане ее короткометражный фильм «Едоки картофеля» получил Гран-при на республиканском фестивале «Байконур» в 2016 году.

Eurasia Spotlight кинофестиваля «Евразия», Казахстан

Говоря о питчингах, нельзя не упомянуть бизнес-платформу Eurasia Spotlight, которая наиболее известна молодым кинематографистам Казахстана. Проводится она с 2011 году, и именно на ней многие наши режиссеры и продюсеры прошли школу питчинга.

Главная задача Eurasia Spotlight — интеграция Казахстана в международную киноиндустрию. Платформа тесно сотрудничает с Международным кинофестивалем «Евразия», крупнейшим киномероприятием в Казахстане и Центральной Азии, объединяющим профессионалов кино со всего мира для общения и обмена опытом.

Eurasia Spotlight ежегодно представляет:

• питчинг полнометражных проектов на стадии разработки сценария перед международным жюри;

• презентации недавно завершенных казахстанских фильмов, готовых к выпуску;

• круглые столы и панельные дискуссии;

• серии мастер-классов и мастерских для молодых кинематографистов.

Цели Eurasia Spotlight:

• создать уникальную площадку для встреч кинематографистов в Казахстане;

• поддерживать молодые таланты Казахстана;

• представлять кинокартины, снятые в Казахстане за прошедший год;

• делиться международным опытом и обсуждать последние тенденции мирового кинематографа;

• знакомить международных экспертов с кинопроизводством и культурой Казахстана;

• продвигать Казахстан как уникальное место съемки кинофильмов.

Международная копродукция и сотрудничество очень важны для Eurasia Spotlight: это новые культурные и дружеские связи, новый опыт, новые технические возможности и, конечно, новые зрители для казахстанских фильмов.

Победители этой питчинговой площадки стали призерами многих кинофестивалей, правда, в нашем случае победа в питчинге означала финансирование фильма киностудией «Казахфильм»:

• «Уроки гармонии» Эмира Байгазина — «Серебряный медведь» «Берлинале-2013» и еще 30 призов;

• «Хозяева» Адильхана Ержанова — участие в официальной программе Канн-2014 и еще 10 призов;

• «Приключение» Наримана Туребаева — участие в конкурсе МКФ Карловы Вары — 2014;

• «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова, приз МКФ Бусан-2016 и другие международные призы.

В завершение главы надо сказать, что стадия девелопмента кинопроекта, безусловно, включает в себя такую важную часть, как написание сценария, но об этом мы поговорим в другом разделе, который касается телесериалов.

Профайл продюсера Ораза Рымжанова

Родился в 1946 году.

Окончил операторский факультет ВГИКа в 1976 году. Возглавлял Союз кинематографистов Казахстана (1989–1999), был председателем Госконцерна «Казахкино» (1992–1996), председателем Национального продюсерского центра (1996–1998).

В 1996–1999 годах Ораз Рымжанов внедрил систему продюсерского кино, дав возможность отдельным продюсерам вести проекты своих картин. Киностудия «Казахфильм» выступала в основном в роли кинофабрики, предоставляющей оборудование и услуги. Как видно из интервью, механизм продюсирования отрабатывался на картине «Тот, кто нежнее» Абая Карпыкова, и этот опыт был чрезвычайно удачным — фильм вошел в пятерку самых кассовых фильмов России 1996 года. Фильм «Последние каникулы» Амира Каракулова студии «Д» стал примером успешной копродукции с Японией, где продюсером с японской стороны выступил Сано Синдзю. Калдыбай Абенов завершил на своей студии «Барс» двухсерийную картину «Аллажар» о декабрьских событиях 1986 года. Болат Шарип на студии «Бейне» завершил исторический фильм «Заманай» о казахских оралманах. Сатыбалды Нарымбетов на студии «Гала» снял фильм «Омпа». Дарежан Омирбаев на студии «Кадам» — картину «Киллер», которая была удостоена главного приза в программе «Особый взгляд» в Каннах в 1998 году. Серик Апрымов на студии «Ист-синема» снял картину «Три брата», которая также была удостоена множества призов на кинофестивалях. Ардак Амиркулов на студии «Ард-фильм» снял фильм «1997. Записки Рустема», а Лейла Аранышева на студии «Кино» — картину «Десант».

Мы так подробно перечисляем картины тех лет, чтобы убедительно показать, что система продюсерского кино развивалась в те годы успешно. Суть ее заключалась в создании НПЦ — национального продюсерского центра, который выделял продюсерам часть средств на создание фильма, а часть они должны были привлечь самостоятельно. По этой же схеме работало российское кино.

В 1999 году в Академии искусств им. Жургенова Ораз Рымжанов открыл первые продюсерские курсы на базе высшего образования.

«Продюсер — это тот, кто готов всю ответственность взять на себя»

Какова ситуация с продюсерством в Казахстане? Этот вопрос и был главным в нашей беседе с Оразом Рымжановым, интервью с которым в апреле 1995 года было напечатано в московском журнале «Искусство кино».

Гульнара Абикеева: Когда анализируешь ситуацию в казахском кино в исторической ретроспективе, становится очевидным, что каждый руководитель киноотрасли, в зависимости от должности, берет на себя решение определенного круга проблем.

Так, Шакен Айманов, чьим именем названа киностудия «Казахфильм», кроме большого творческого вклада в национальное кино, способствовал созданию мощнейшей базы — одной из лучших киностудий в экс-СССР. Олжас Сулейменов, будучи председателем Госкино, привлек в кино значительную часть казахстанской интеллигенции. Мурат Ауэзов в те годы, когда он был главным редактором киностудии «Казахфильм», стал крестным отцом «казахской новой волны».

Сегодня, когда казахское кино заявило о своем достаточно мощном творческом потенциале, когда здесь, в Казахстане, работают более сорока интересных режиссеров, самой важной проблемой является вопрос финансирования.

Ораз Макатович, вопрос к Вам, как председателю Госкинокомпании: как сегодня строятся взаимоотношения между государством и кинематографом в Казахстане?

Ораз Рымжанов: Во-первых, сам факт того, что правительство молодого независимого государства, у которого огромное количество экономических проблем, находит возможности поддерживать национальное кино, — отраден. Так, например, Госкино финансирует дорогостоящую ленту «Юные годы Абая», которую снимает режиссер Ардак Амиркулов. И мы вполне осознаем важность этого проекта.

Но сегодня в стране такая ситуация, что невозможно и недопустимо рассчитывать только на госбюджет. Поэтому мы ищем самые различные формы совмещения денег государственных с частными — спонсорскими, кредитными и т. д. Кроме того, мы ищем самые различные варианты копродукции. Это происходит еще и потому, что Казахстан не имеет, скажем, такого мощного кинорынка, как Россия, где потенциальных зрителей — 170 миллионов. Значит, и кино должно быть немножко другим, рассчитанным не только на казахстанский, но и на российский и вообще международный рынок. В прошлом году мы запустили в работу совместную российско-казахстанскую приключенческую ленту «Гороскоп для скорпиона» режиссера Абая Карпыкова (фильм вышел в прокат под названием «Тот, кто нежнее» — авт.). Это первая совместная постановка в новых экономических условиях, где происходит отладка взаимоотношений уже в новой системе координат: прохождение денег, участие сторон в производстве и т. д. К примеру, в картине снимаются звезды российского кино, и я надеюсь, что фильм будет интересен самой широкой зрительской аудитории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я