Во что играть на празднике? Пособие для аниматора

Алиса Закс

Праздник – это всегда игры и развлечения. Умение находить интересные занятия – важный навык в работе с детьми. Данное пособие помогает расширить игровой репертуар, увидеть, что есть много всего интересного помимо классических игр и наполнить праздник новыми увлекательными развлечениями. Пособие адресовано аниматорам, педагогам, вожатым и родителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во что играть на празднике? Пособие для аниматора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Работа аниматора

На первый взгляд кажется, что работа аниматора — ведущего детского праздника состоит из небольшого этапа подготовки и непосредственно проведения праздника. При таком подходе кажется, что именно программа (сценарий или план праздника) занимает центральное место в работе.

Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, как один слой — программа проведения праздника — превращается в несколько равнозначных слоев, каждый из которых заслуживает нашего внимания.

Данное пособие посвящено одному слою — механике. Однако для лучшего понимания и возможности более продуктивно использовать данную книжечку, ненадолго отвлечемся от главной темы и кратко опишем основные слои, из которых складывается мастерство аниматора. Двигаться будем от внешнего к внутреннему. От самого простого и понятного к самому загадочному.

Внешний слой

К данному слою относится все, что видно глазу: костюм, грим, реквизит — то в чем мы работаем и при помощи чего работаем. Сейчас данному вопросу уделяется достаточно внимания. Все реже встречаются неопрятные аниматоры в грязных рваных костюмах. Ассортимент позволяет подобрать вариант на любой запрос и кошелек. С реквизитом тоже ситуация гораздо лучше, чем, например, 15 лет назад. Когда в начале 2000-х мы только начинали работать, еще не было магазинов специализирующихся на реквизите для детских праздников, не было индустрии настольных игр, только начинал свое активное становление интернет. Поэтому большую часть реквизита мы делали своими руками из подручных материалов. Возможно, именно поэтому сейчас индустрия переживает бум специального реквизита. Уж очень долго мы ждали нечто, что было бы разработано специально для проведения детских праздников. Как только на рынке появляется какая-то новинка — она моментально распространяется по аниматорам. На выходе получаются праздники с одинаковым содержанием. И тут в дело вступает фактор везения: кому повезло первым показать детям новый реквизит — тот и молодец, тот и получит восторженные отзывы. Но каждый следующий раз, когда один и тот же реквизит будет встречаться одним и тем же детям, интерес будет падать. В итоге при заказе праздника родители просят: «Только пожалуйста без…”, — вместо многоточия подставляйте то, что сейчас находится на главной странице специализированных магазинов с пометкой «хит сезона».

Со временем, аниматоры научатся находить золотую середину между модным и универсальным реквизитом и все встанет на свои места.

А мы движемся дальше.

Идейный слой

Под идейным слоем мы будем понимать сценарную основу, драматургию праздника. Все праздники можно условно разделить на 2 части: сюжетные и бессюжетные.

В основе сюжетного праздника, как можно догадаться из названия, лежит сюжет, то есть история, в которой есть начало, середина и конец. Возьмите любую сказку, добавьте в нее игры в тех местах, где происходят события и вы получите праздник, построенный по принципу сюжетной анимации. Попробуйте в таком празднике поменять местами, перемешать события или игры. Если праздник рассыпался — значит и правда сюжетная анимация. Если от перестановки ничего не изменилось, если программа по-прежнему выглядит цельной, значит она относится к разряду бессюжетной.

Бессюжетная анимационная программа состоит как бы из кубиков, которые можно без ущерба для самого праздника менять местами, убирать или добавлять. Однако будет ошибочным полагать, что в подобной программе нет идеи. Просто она более пластичная.

Для лучшего понимания, обратимся к простому примеру.

Допустим, нам нужно провести праздник на тему путешествия. Аниматор работает в образе Красной Шапочки.

Если мы возьмем за основу события сказки, добавим в точки событий какие-то игры и будем двигаться строго по сюжету — получится программа сюжетной анимации. Вот как будет выглядеть часть плана подобного праздника:

Красная Шапочка вместе с детьми напечет для бабушки пирожков [игра «Горячие пирожки»] — отправится в дремучий лес [игра «Елочки-пенечки»] — встретит волка [загадки] — пойдет дальше по дорожке к бабушке [игра «Волшебные клубочки] и так далее…

Если же мы решим, что наша Красная Шапочка отправится в путешествие, при этом мы не будем брать за основу события сказки, а предоставим героине вместе с детьми решать, как именно будет строится маршрут, то мы получим программу бессюжетной анимации.

Опять-таки посмотрим на часть плана:

Красная Шапочка отправляется в путешествие [игра «Самолеты-поезда»] — попадает в лес [игра «Полянка»] — через лес выходит на берег озера [игра «Лягушки»] — находит новых друзей [загадки Совы] и так далее…

При этом нам не принципиален порядок путешествия: сначала лес, а потом озеро или наоборот. А если дети заходят отправится вместе с героиней на другую планету — это тоже безболезненно можно будет осуществить.

Главное в идейном слое — это само наличие идеи и умение пользоваться как сюжетной, так и бессюжетной анимацией. И, конечно же, понимать, когда какая анимация лучше подходит.

Содержательный слой

Игры, конкурсы, мастер-классы, шоу и их элементы, фокусы и дрессированные животные, загадки и викторины — все то, что наполняет праздник, делает его интерактивным и есть содержательный слой.

Существует несколько правил, которые помогают подбирать правильное содержание и делают праздник интересным.

Игра (и другая механика) нужда для развития идейного слоя праздника. Не рекомендуется использовать игру ради игры. Важно связывать игру с сюжетом. Обратимся еще раз к примеру праздника Красная Шапочка. Предположим, по сюжету, нам вместе с детьми нужно пройти через дремучий лес. Мы решили, что для этого используем эстафету. Теперь нам нужно связать идею с содержанием.

«Ребята, мы с вами подошли к дремучему лесу. Сейчас будет эстафета», — это первый вариант.

«Ребята, мы с вами подошли к дремучему лесу. Через лес есть 2 дорожки. Сейчас мы разделимся на 2 команды и посмотрим, кто быстрее пройдет через лес и первым окажется у домика бабушки», — это второй вариант.

Присмотритесь к этим, почти одинаковым фразам. В первом варианте идея никак не связана с игровым содержанием. Вроде мы собирались пройти через лес, но почему-то отвлеклись и устроили эстафету. Такая, казалось бы мелочь, выбрасывает детей из сказочного мира, который мы стремимся создать и снижает уровень включенности в праздник. Второй вариант, переплетает идею и игру, повышая уровень мотивации и включенности в праздник. А ведь мы всего лишь поменяли одну фразу!

Игровые старания должны быть не случайными. Если мы тренируем ловкость, то она нам обязательно должны пригодиться. Если мы собираем снежинки, то потом их необходимо как-то использовать. Пустые игровые старания также снижают уровень мотивации, вовлечения в праздник и приносят разочарование.

Содержание праздника должно соответствовать возрасту, количеству и потребностям детей.

Соблюдение этих простых правил значительно поднимает уровень праздника.

Коммуникативный слой

Коммуникативный слой — это наша способность находить и выстраивать взаимоотношения с детьми на празднике.

Приходя на праздник, у аниматора есть лишь несколько мгновений на то, чтобы собрать на себе внимание и начать выстраивать теплые, доверительные отношения с детьми. Тут многое зависит от того, насколько мы хорошо вообще знаем и понимаем детей. Звучит как общая, необязательная фраза. Но именно она раскрывает один из главных секретов успешного праздника.

Приходя к детям, мы должны четко представлять, кто перед нами. Понимать возрастные особенности конкретных детей. Знать, что они уже умеют в этом возрасте, а что им еще недоступно.

Я часто становлюсь свидетелем ситуаций, когда, например, аниматор упорно пытается провести эстафету с 3-х летними детьми. У него не получается, но он не оставляет попыток и никак не может понять, почему дети просто разбегаются и отказываются играть, даже не смотря на яркий, интересный реквизит и обещанные в конце конкурса призы. При этом он забывает (а может и не знает), что в 3 года дети еще не умеют играть по правилам, а ведь правила — это основа любой эстафеты. Трехлетки еще равнодушны к соревнованиям и победа для них не является целью, а ведь именно в этом суть эстафеты. Это один пример. Таких примеров, действительно, множество. Поэтому знание возрастных особенностей критически важно.

Кроме того, аниматор должен видеть состояние и настроение детей: вот сейчас они устали — можно предложить им присесть и поиграть во что-то спокойное. А сейчас, наоборот, засиделись, значит пришла пора активной игры. Вася загрустил, Миша разозлился, а Ксюше остро необходимо повышенное внимание. Если мы умеем быстро замечать смену настроения ребенка, то можем быстро помочь маленькому участнику праздника понять, что с ним в данный момент происходит, помочь с этим настроением справится. Если же мы оторваны от эмоционального состояния детей, если мы слишком поздно замечаем смену настроения, или нарастающий конфликт, то на выходе получаем слезы, драки, отказ от игры и свою полную растерянность.

Есть и еще один очень важный момент: умеем ли мы вообще разговаривать с детьми? Можем ли мы вести с ними беседу? Умеем ли задать вопрос или, наоборот, дать ответ? Можем ли отложить в сторону заученный текст сценария и просто рассказать сказку?

Часто дети ждут от нас именно этого — простого внимания через разговор, через общение. Это намного дороже и ценнее для детей, чем самый дорогой ваш реквизит или самое яркое шоу. Но: не забалтывать паузы, не говорить дежурные, заученные слова похвалы и комплименты, а именно разговаривать. Данный навык можно освоить, развить в себе, активно использовать. Если вы еще не пробовали — обязательно попробуйте и вы получите счастливых детей, восторженных родителей и повторные заказы.

Слой самоощущения

К данному слою можно отнести все, что творится внутри аниматора — в его душе, в его голове, в его теле.

Вот ряд вопросов, ответы на которые лежат как раз в области самоощущения:

Как я себя чувствую во время праздника?

Я вообще себя чувствую? — бывает так, что выходя с праздника аниматор с трудом может вспомнить, что только что происходило. А уж если спросить, где он находился во время проведения конкретной игры и в какой позе он стоял — эти вопросы могут поставить в тупик. Верный признак того, что аниматор, работая праздник, вообще не осознавал своего состояния.

Что у меня на самом деле хорошо получается?

Что является моим слабым местом?

Я управляю своим состоянием, настроением, телом, голосом во время праздника или меня просто несет?

Я умею отстраняться от игры и погружаться в игру?

Я могу проанализировать прошедший праздник и сделать работу над ошибками?

Я умею правильно рассчитывать свои силы во время праздника или во время череды праздников?

Я отдыхаю и восстанавливаюсь между праздниками?

Можно привести еще пару десятков подобных вопросов. Но, думаю, уже понятно, что ответ на каждый из них относит нас к самим себе, к тому, что на самом деле происходит с нами до, во время, после праздника и что мы со всем этим делаем.

Для чего вообще нужно обращать внимание на этот слой самоощущения? Уделяя внимание самоощущению мы решаем сразу несколько задач.

Первая задача: здоровье и хорошее самочувствие. Чем лучше мы слышим, понимаем и управляем собой, тем разумнее расходуем свой ресурс, а значит работаем с меньшим напряжением. Можно натренировать своего рода регулятор: в начале программы включаемся сильнее, в момент игры, когда дети уже погрузились в процесс — можно не погружаться вместе с ними в игру на 100 процентов, можно уменьшить расход своей энергии и больше наблюдать нежели делать. Кроме того, если мы слышим себя, то услышим если вдруг начнем слишком громко (или наоборот тихо) разговаривать. Раз слышим — можем отрегулировать, значит наш голос, наши связки будут в порядке.

Вторая задача: работа над образом. Допустим, нам предстоит провести праздник в роли Старухи Шапокляк. Скорее всего мы будем искать что-то в себе от той самой вредной старушки. И чтобы это найти — опять-таки обратимся к себе, к своим ощущениям, которые выручат и в этом вопросе.

Третья задача возвращает нас к предыдущему слою. Чем лучше мы слышим, понимаем себя, тем лучше мы услышим, поймем детей. Если есть контакт с самим собой, то мы, как минимум, сможем заметить моменты, в которых мы злимся, волнуемся, пугаемся. И сможем сделать так, чтобы своими внезапными эмоциями не напугать маленьких участников праздника.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Во что играть на празднике? Пособие для аниматора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я