Современная архитектура в пространстве диалога и визуальной коммуникации городской культуры

Алиса Дмитриевна Чечелева

Данное учебное пособие рассматривает генезис роли архитектуры в жизни города, приводит историографический анализ исследований, проведенных видными учеными на данную тему ранее, рассматривает и категоризирует место архитектуры в жизни современного человека и приводит многочисленные иллюстрированные примеры современной архитектуры, соответствующей выявленным категориям. Также в пособии приведены практические рекомендации по гармоничной планировке города, на примере г. Самары.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная архитектура в пространстве диалога и визуальной коммуникации городской культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Городская архитектура в коммуникативном пространстве культуры

Архитектура сегодня — это живой персонаж, который вступает в диалог с человеком в пространстве городского ландшафта. Как и любой объект для изучения она многогранна. Она имеет историю, философские основы, а также религиозные и культурные. Имеют ту форму и конструкцию, которые соответствую текущим политическим, социальным и экономическим аспектам. Она имеет свои коды, свои стили. Пожалуй, самые главные аспекты в ее изучении — это физический (конструктивный) и культурный.

Первый дает возможность узнать, какие материалы, приемы, тенденции использовались в постройке архитектуры того или иного времени и места, какие причины лежали в основе тех или иных архитектурных решений, причины строительного характера. Например каннелюры — вертикальные желобки на греческой колонне изначально не были декоративным украшением, изначально, когда колонны делали из дерева, это просто были желобки оставшиеся от обработки дерева. И так многие декоративные приемы пришли в архитектуру из функциональных приемов. Изучение архитектуры с культурной точки зрения еще интереснее, потому что здесь причинами изменений и нововведений в архитектуре становятся культурные аспекты — философские, этнические, религиозные, причины, связанные с менталитетом, традициями, верованиями и т. д. Изучением первого аспекта вплотную занимался французский инженер, историк архитектуры и строительной техники Огюст Шуази. В своей книге «Всеобщая история архитектуры» он детально описал этапы развития архитектуры доисторической эпохи, государств Древнего Востока, античности, Европейского Средневековья, нового и новейшего времени. Скрупулёзно описал все, что касалось физического развития архитектуры и градостроительства: материалы, приемы, строительную технику, процессы и формы застройки в разное время в разных местах. Выдвинул логичные предположения относительно становления и развития человеческого общества через призму взаимопроникновения различных архитектурных приемов и форм. Собственно, в те давние времена диалог культур происходил как раз за счет такого взаимопроникновения. Исследованием второго аспекта занимался другой, не менее талантливый ученый и исследователь, Банистер Флетчер, английский архитектор и историк архитектуры. Он написал учебник «История архитектуры», где также детально описал развитие архитектуры, причины, влияющие на это развитие, но уделил больше внимание культурным аспектам, нежели функциональным.

Архитектуру, как визуальный компонент коммуникативного городского ландшафта, необходимо изучать также с разных сторон. Современные исследователи Дж. Айелло и С. Тосони представляют три пути исследований городского коммуникативного пространства: это город как медиа, как сообщение и как контекст коммуникации. Другой исследователь Л. Валле выделяет три типа социальных коммуникаций в урбанизированной среде: коммуникация посредством городов, коммуникации о городе, коммуникации в городе1 [1, с. 1252]. Первый тип определяет то, как горожанин воспринимает и идентифицирует город, а также себя и других через него — это интерперсональная коммуникация в городе. Второй тип предполагает формирование образа города в медиа — городские медиакоммуникации. В третьем акцентируется внимание на том, как люди взаимодействуют друг с другом внутри города — интерперсональная и групповая городские коммуникации. В исследованиях продвижения и ревитализации урбанизированных пространств Т. Гибсон и М. Лоус концентрируются на следующих аспектах: производстве городских коммуникаций, то есть конкретных практиках формирования городских образов и смыслов; в широком смысле медийном тексте города; контексте — городском нарративе в обыденных практиках городских коммуникаций2 [2, с. 145]. Исследования ученых из Urban Communication Foundation посвящены разработке и развитию научно-прикладной концепции «коммуникативных городов». Внимание Фонда обращено на коммуникативную среду города, которая включает в себя три группы элементов: места для интеракций, инфраструктуру взаимодействия, законодательное и политическое регулирование коммуникации. В более узком, конкретном, плане актуальные исследования городских коммуникаций посвящены внедрению медийных технологий в городское пространство с целью повысить «читаемость» города для тех, кто его населяет; эмигрантским сообществам в городском пространстве как ключевым в больших городах, их взаимодействию между собой и с коренными жителями; восприятию города, который формируются у различных сообществ; идентификации горожанина; полицентричности городов; новой урбанистической мифологии; влиянию выстроенного пространства на городские социальные коммуникации; языковым городским практикам. Город сегодня рассматривается как сложное социально-информационное взаимодействие. Современное городское пространство может представляться как пространство отношений — процесс постоянных смысловых коммуникаций, которые вносят свой вклад в развитие города. C. Маккуайр отмечает, что пространство отношений в городе сегодня — «есть амбивалентная пространственная конфигурация, когда аксиоматический характер социального пространства устраняется в пользу активного формирование гетерогенных связей, соединяющих личное с глобальным»3 [1, с. 16]. Он рассматривает город с позиции non-media centric communication, что в русском переводе может пониматься как «многоканальная социально-ориентированная коммуникация». Рассматривая исследования М. Андерсон, стоит отметь, что с этой же позиции он подчеркивает, значение медиа, которое шире, чем этап конструирования сообщения и его трансляция по одному приоритетному каналу, например, через СМИ4 [8]. Д. Морли указывает на необходимость комплексного пространственного осмысления коммуникации: установленную коммуникацию, то есть подвижность смыслов и символов, нужно рассматривать относительно подвижности социума. Морли предлагает подход к пониманию коммуникации, в котором глобальная инфраструктура коммуникации включает как сети медиа, так и дорог, маршрутов, а также логистику товаров и другие элементы. Сегодня повсеместно уже сформированы новые коммуникативные среды вокруг различных медиатехнологий: они не просто передатчики информации, они организаторы и преобразователи.

Сегодня городское пространство выступает местом коммуникаций как отдельных групп людей и отдельных личностей, и зачастую с применением высоких технологий, что накладывает свой неизгладимый отпечаток на все пространство городской среды. Форма и развитие городского пространства влияет на поведение людей, оказывает воздействие на формирование социального движения5 [3, с. 430].

Вывод по первой главе: Урбанизированное коммуникативное пространство отличается рядом свойств, которые в совокупности формируют представление о городе как о сложной многоуровневой нелинейной и запутанной коммуникативной системе, которая сама себя воспроизводит и трансформирует. Одним из главных факторов коммуникации в городе является визуальное восприятие, коммуникация посредством «разглядывания». Архитектура имеет ключевое значение в организации коммуникативного пространства города, так как она напрямую воздействует на восприятие человека через аспект визуальности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная архитектура в пространстве диалога и визуальной коммуникации городской культуры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Aiello, G., Tosoni S. Going About the City: Methods and Methodologies for Urban Communication Research //International Journal of Communication. — 2016.

2

Gibson, T.A., Lowes M.D. Urban Communication: Production, Text, Context. — Lanham, Md.: Rowman & Littlefield, 2007.

3

Aiello, G., Tosoni S. Going About the City: Methods and Methodologies for Urban Communication Research //International Journal of Communication. — 2016.

4

Современные коммуникативные науки: Социальные практики как совместность слова/ Отв. ред. А. П. Логунов. — М.:ЛЕНАНД, 2015.

5

Morley, D. Belongings: Place, Space and Identity in a Mediated World// European Journal of Cultural Studies. — 2001.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я