Управление салоном красоты от кризиса до кризиса

Алина Полонская, 2022

Как я управляла салоном красоты в кризис и продала его в первые месяцы пандемии коронавируса. Без долгов, кредитов, штрафов, без единого месяца убытков.В этой книге вы найдете реальные и познавательные истории из жизни одного салона, которые помогут вам:– открыть свой первый салон красоты – наладить приток и удержание клиентов – выстроить отношения с командой – узнать приёмы и фишки из личного опыта автора – не допустить роковых ошибок – освоить безопасный и успешный путь развития, который позволит быстро вывести бизнес из кризиса даже в самом конкурентном городе. Огромный опыт, настоящие знания из личной практики, все честно и понятно!Эта книга может быть полезной не только для работников сферы красоты. Она для широкого круга читателей, особенно для тех, кто уже работает или планирует работать самостоятельно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление салоном красоты от кризиса до кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Первый план действий

Есть такая фраза у Булгакова: «Для того чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок». Мудрые слова, между прочим. Многим бы руководителям взять себе на заметку. Конечно же, в любом начинании, нужен хоть какой-нибудь план по развитию и управлению. Вот и я решила его составить. Далеких перспектив строить не стала, учитывая нестабильную ситуацию в экономике, но список задач на ближайшее время сформировала.

Итак, что я сделала в первую неделю управления собственным бизнесом и что наметила сделать в ближайшее время:

1. Первым делом договорилась о встрече со своим арендодателем, на которой попросила о снижении арендной платы в первый месяц работы. Салон красоты мы приобрели в конце месяца, а ежемесячный платеж за аренду по договору надо было уплачивать до 10 числа. То есть не успели начать работу, как новый месяц начался, и платеж за аренду уже подоспел. Я не особо рассчитывала на лояльность арендодателя, но, тем не менее, решила не упускать возможность отторговать хотя бы пару недель. Мне впервые предстояло платить такие большие суммы по аренде и если честно меня пугала перспектива не расплатиться с арендой в первый же месяц. На переговорах, я не стала скрывать, что дела в салоне идут хуже, чем мы предполагали и скидка или небольшая отсрочка нам просто необходима, чтобы привести дела в порядок.

Ни сказать, что идя на встречу, я рассчитывала на полное понимание и поддержку. Бизнесмен и арендодатель это два совершенно разных лагеря почти что даже неприятельских, которые, тем не менее, стараются сохранять дипломатический нейтралитет. Мне казалось, что просьба моя, не так чтобы, обременительна, а аргументы убедительны, но передо мной сидел не равный мне деловой человек или партнер, а чиновник — юрист, задачей которого было не помогать, а именно пресекать подобного рода просьбы, чтобы счета управляющей компании всегда и вовремя пополнялись. В конце довольно сложных переговоров, арендодатель нехотя, но пошел мне навстречу, намекнув, что если мы заведомо не справляемся, то можем освободить помещение когда нам будет угодно и он охотно сдаст его другим.

Получив таким неприятным путем эту злосчастную скидку я поняла, что ходить просить о снижении аренды вещь крайне неприятная и в какой-то степени даже унизительная (возможно именно этого эффекта все арендодатели и добиваются, максимально делая такие переговоры некомфортными) и пообещала себе, что впредь постараюсь рассчитывать только на себя. Обещание я это сдержала, и в следующий раз отправилась на подобную встречу только спустя 9 лет, на пороге нового кризиса.

2. Получив финансовую отсрочку, занялась улучшением интерьера. Денег, как я уже писала на глобальный ремонт у меня не было, да и довольно новенький салон в нем и не нуждался, но кое-какие внедрения все же сделать пришлось. Я заменила шторы, повесила в холле часы (стало сразу уютнее), заказала рекламные баннеры для наружного оформления фасада салона. На баннерах перечислила все услуги, которые планировала запустить: стрижки, окрашивания, прически, маникюр, педикюр и визаж.

3. Проштудировала рынок вакансий и дала объявление по поиску второго мастера парикмахера. Здесь меня снова поджидал не очень приятный сюрприз. Оказалось, что спрос на мастеров парикмахеров в городе в два или даже в три раза превышает предложения. Я попробовала обзвонить немногочисленные резюме, но указанные телефоны мастеров были либо выключены, либо заняты. Одному парикмахеру мне все же удалось дозвониться. Парикмахер (женщина) видимо была за рулем, (слышен был шум дороги) — она торопливо попросила меня объяснить, что именно из себя, представляет вакансия парикмахера в нашем салоне и когда я начала рассказывать, перебила, сославшись на вторую линию, сказала что перезвонит, а лучше «вы меня чуть позже наберите» и, не попрощавшись, отключилась. Я же поняла, что открыла для себя какой-то новый совершенно незнакомый мне до сих пор слой социума под названием «мастера салонов красоты и парикмахерских» и впервые серьезно призадумалась: не поспешили ли мы с покупкой салона? Качество поведения соискателей, честно говоря, оставляло желать лучшего, и возможно связано это было с неимоверно высоким спросом на их услуги. Конечно, на самом старте бизнеса, когда требовалось сформировать хорошую команду, подобное положение вещей на рынке добавляло мне дополнительных сложностей.

4. Само собой зарегистрировала ИП (почему именно ИП, а не ООО расскажу чуть позже, в рекомендациях), заказала печать организации (для ИП не обязательно, но если потребуется открыть расчетный счет в банке, то печать понадобится, да и в целом от ее наличия больше плюсов, а минусов вообще не замечено. Так что лучше печать иметь). Проштудировала интернет в поисках какую форму налогообложения лучше выбрать и остановилась на ЕНВД*, самая простая и беспроблемная система для небольшой организации. Договорилась на бухгалтерское обслуживание с фирмой, которая вела бухгалтерию моего рекламного агентства. В начале моей деятельности поддержка специалистов была для меня очень ценна и необходима. В дальнейшем, поняв, что в ведении ИП на ЕНВД нет ничего сложного, я отказалась от абонентского обслуживания и заполняла и подавала декларации сама, чем существенно сокращала свои расходы. А к бухгалтерам обращалась только за разовыми услугами, например в начале года, когда обновлялась информация по налогам и взносам.

5. Расчетный счет в банке (не путайте со своим личным счетом физического лица) — речь о счете вашей организации. Нужен счет или нет, решать как обычно вам, небольшие салоны часто обходятся без него. Лично я счет своему салону открыла. Видимо сработала привычка бывшего офисного работника — некоторые платежи мне удобнее было проводить безналичным расчетом, например арендные и коммунальные. Чуть позже у нас появился и эквайринг—терминал для оплаты картами (не путайте с кассой). У ИП, например, терминал может работать и без кассового аппарата, законом это допускается. Опять же, знаю салоны, которые упорно отказывались и от счета и от эквайринга. Возможно причина отказа — экономия средств или элементарное «лень разбираться, когда и так все готовы платить наличными и переводить на карту». Да, соглашусь, обслуживание счета имеет абонентскую плату, а эквайринг забирает небольшой процент с каждого платежа. Но все эти затраты не сравнимы с удобством, которое получают ваши клиенты имея возможность выбора способа оплаты. И с каждым годом, желающих совершать оплату по карте становится все больше. Иногда, наличие терминала в салоне, было решающим аргументом в выборе места, которое клиент планировал посещать.

6. Еще одним пунктом моего первого плана был анализ рынка купонных сайтов, таких как Myfant, Groupon, Biglion (кстати, вот где также понадобился расчетный счет, например, Groupon и Biglion работали только по безналичному расчету). Эти сайты возникли как раз после кризиса 2008 года, якобы с целью помочь терпящему убытки бизнесу привлечь дополнительный клиентский трафик. В США, на тот момент, они уже были очень популярны, в России только появились, но у меня уже было несколько положительных примеров сотрудничества с ними. За небольшую комиссию, эти ребята, размещали ваше предложение на своем купонном сайте и на сайте партнеров и «бомбили» потенциальных клиентов рекламой. Все что от вас требовалось, это сделать или составить акцию с хорошей скидкой и согласиться на их комиссию, которая на тот момент времени была еще вполне приемлемой.

Пока я планировала и даже приводила в действия отдельные пункты плана, мой коллектив продолжал жить той же самой жизнью, что и до моего появления. Парикмахер и мастер маникюра аккуратно и регулярно приходили на работу и стойко отсиживали свои пустые дни в пустом салоне. Разговор по поводу акций неизбежно заканчивался у нас спором, который не приводил ни к какому результату. Сидя на мягком кожаном диване в холле, коллектив целыми днями развлекался, болтая друг с другом, и смотрел телевизор. Прежняя хозяйка салона оплачивала им выход, примерно 500 руб. в день и мне ничего другого не оставалось, как продолжить эту добрую традицию, хотя этот дополнительный счетчик при полном отсутствии выручки постепенно начинал расшатывать мою нервную систему. Здесь явно также необходима была реформа.

За первую неделю работы в салоне побывало в общей сложности… три клиента! Один посетил мастера маникюра в мой первый рабочий день, потом повезло немного Алексу — случайным образом забежала с улицы на стрижку девушка и где-то на третий день нашей работы случилась запись у косметолога, чему я несказанно обрадовалась и удивилась. Это была очень странная и неожиданная запись на чистку лица, которая дала мне надежду, что не все так плохо в салоне, вот даже к косметологу записываются без всякой рекламы. Но, увы, запись это была единичная и случайная, больше никто не звонил и не записывался.

Время, тем не менее шло, и льготный период аренды заканчивался, а мое нервное напряжение нарастало. В какой-то особенно тоскливо-пустой и к тому же еще дождливый день, я снова не выдержала и собрала собрание.

— Если поток клиентов не увеличится в ближайшее время, я не смогу больше оплачивать вам пустые дни, — объявила я коллективу. — И не потому, что я такая жадная, а просто у меня реально нет на это средств. К тому же с улицы почти никто не заходит, а реклама у нас не идет. Поэтому нет смысла высиживать здесь на диване с утра до вечера в ожидании чуда. Можно перейти на работу под запись. Или выходить в смену только одному парикмахеру, так как шанс что придут в течение дня именно на стрижку гораздо выше. А администратором, вместо Марины, пока могу поработать я сама.

Я уже примерно знала, какая последует реакция в ответ на мое заявление и была готова к любым возражениям и к любому развитию событий. Даже к тому, что все сотрудники разом захотят после собрания навсегда покинуть салон, посчитав такие перемены для себя неприемлемыми.

— Ну, без оплаты выхода, сидеть здесь действительно совсем неинтересно, — первой отреагировала мастер маникюра Марина. — А если мы все уволимся, вы что же, здесь одна останетесь?

— Да, буду сидеть здесь одна, и нанимать на работу людей, пока не соберу команду единомышленников.

И это не было блефом с моей стороны. Накануне я уже решила, что если мы не придем к компромиссу, то есть не сможем наметить план по запуску акций, то возможно мне придется распроститься с коллективом. Не могу сказать, что меня это не пугало, но других рычагов воздействия я уже не видела и решила идти до конца. Будь что будет.

Как ни странно, никто никуда не ушел. Все просто молчали и поглядывали на Марину, которая, как я уже догадывалась, взяла на себя роль лидера в этом маленьком коллективе.

— Мы в принципе не против акций, — снова выступила Марина от лица всех присутствующих. — Просто вы так ставите вопрос, как будто это мы виноваты, что клиенты сюда не идут. А на самом деле, виновата Катя (прежняя хозяйка). Это она так запустила салон, а потом его на продажу выставила. Мы же в салон работать пришли, а не его проблемы решать. Но… Нам тут нравится и мы готовы вам помочь на первом этапе. Только желательно, чтоб акции шли недолго, на время пока клиентов не наработаем.

Это уже был хоть какой-то, но прогресс и моя первая политическая победа. И Марина в чем-то была права и не права одновременно. Безусловно, проблемой отсутствия клиентов должны заниматься руководители бизнеса, но часто так бывает, что неправильно подобранный коллектив и есть та самая проблема, ну или ее значительная часть. Я не стала отвечать Марине, что безынициативные и низко квалифицированные сотрудники — причина развала многих бизнесов. Не стала отвечать, потому как действительно, мой коллектив еще не успел проявить себя в своей профессиональной сфере, хотя и успел своим упрямством притормозить мой план по развитию.

Мы договорились в тот день, что запустим акцию. Составили условия и оговорили процент. Марина и Ирина согласились только на 60%, здесь я не возражала, так как они работали на своих материалах, но Алекс потребовал 70, хотя для парикмахера все расходные материалы предоставлял салон. Мотивировал он это тем, что он стилист и на «потоке работать на меньший процент не согласен». Мне хотелось быстрее сдвинуть дело с мертвой точки, поэтому мы почти не спорили. Я была уверена, что пересмотрю свой процент, как только мы начнем получать стабильный доход, и мастера поймут, что их заработок чуть ли не полностью зависит от рекламы.

Поэтому я отложила все споры на потом и занялась подготовкой рекламной кампании.

Рекомендации

1. Почему ИП? Ведь ООО даже и звучит солиднее, да и для организации в несколько человек больше подходит.

И, тем не менее, большинство руководителей салонов предпочитают регистрировать ИП. Я долго не могла понять, с чем это связано и перерыла на эту тему кучу информации в интернете: ИП меньше платит налогов? Проще вести бухгалтерию? Облегченная форма ликвидации? В принципе, отличия были не очень большие и даже у ООО было одно очень важное преимущество — в случае банкротства или судебных разбирательств, ООО рисковало только своим директором (который запросто мог быть просто номинальным) и уставным фондом, который обычно при регистрации назначался не более 10 000 рублей. ИП же в этом случае рисковала всем своим личным имуществом, квартирой, дачей, машиной, в общем, любой собственностью. Ну и естественно своим честным именем, которое тоже было не спрятать. Это был существенный минус и на него должен был найтись очень большой и жирный плюс, чтобы я могла объяснить такую любовь салонов красоты к индивидуальному предпринимательству.

Ответ пришел неожиданно от хозяйки одного из салонов, с которой мы познакомились в период, когда я искала салон красоты для покупки. Хозяйка сама была бухгалтером и поэтому, не вдаваясь в витиеватые объяснения, чем ИП отличается от ООО, дала очень краткое пояснение:

— Поверьте, дело ни в размере налогов и не в простоте отчетности, здесь отличий между ООО и ИП почти нет. Все дело… в размерах штрафов! Так, где ИП полагается оштрафовать на 1000 руб., ООО заплатит 10 тыс., там где ИП оштрафуют на 5 тыс., ООО за эту же провинность выпишут штраф на 50 тыс. Ну и так далее.

Итог: размеры штрафов ООО в 10 раз превышают штрафы ИП. А так как сфера услуг это благодатная почва для всевозможных исков, то лучше подстраховаться и открыть ИП. Ну, если вы конечно не собственник «заводов, газет и пароходов», а среднестатистический гражданин с квартирой в долевой собственности. Помните! ИП отвечает перед законом своим имуществом!

*К сожалению, с 2021 года система налогообложения ЕНВД прекратила свое существование. Можно подключить похожие на нее системы — например ПСН (Патентная система налогообложения) или НПД (налог на профессиональный доход). НПД можно выбрать только в том случае, если у вас нет наемных работников.

2. Еще один рекомендательный совет: стоит ли вовлекать персонал в обсуждение планов по развитию или лучше принимать решения единолично?

Наверное, здесь нет однозначного ответа для всех сфер бизнеса. Я, например, всегда обсуждала любую рекламную акцию с мастерами. У салонов красоты и парикмахерских довольно специфический персонал. Господа парикмахеры, косметологи и мастера ногтевого сервиса, люди довольно независимые, часто с завышенной самооценкой, причиной которой является их высокая востребованность на рынке труда, привыкшие работать не на окладе, а на проценте, то есть делить с вами прибыль. Если вы собираетесь выпускать акцию, делая скидки на прейскурант, то таким образом, хоть и с добрыми намерениями вы лишаете мастеров части их заработка. Поэтому, объяснить, зачем нужна реклама — придется. И не удивляйтесь, что далеко не все «на ура» воспримут ваши гениальные экономические реформы, будут споры, возражения и даже конфликты прежде, чем вам удастся убедить большинство, что «реклама двигатель прогресса» ну или «хлеб наш насущный». Что при такой жесткой конкуренции без рекламы (причем качественно организованной) просто не выжить. Так что заранее запаситесь терпением, экономическими терминами и попрактикуйтесь в ораторском мастерстве. Потому что без умения убеждать, все ваши переговоры с персоналом на тему «давайте сделаем скидки», будут оканчиваться результатом не в вашу пользу.

Возможно, в будущем, когда под вашим руководством будет работать не менее 20 мастеров и еще примерно столько же стоять в очереди на собеседование, желая как можно скорее попасть к вам на работу — вы сможете позволить себе запускать акции единолично, не согласовывая их ни с кем, но… насколько мне известно, даже самые «топовые» салоны не прибегают к таким лихим методам. Если же вы все-таки в руководстве предпочитаете принимать решения авторитарно — то можете делать акции за свой счет, уменьшая только свою собственную прибыль, а процент мастеров должен оставаться неизменным. В этом случае, не будет ни споров, ни конфликтов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление салоном красоты от кризиса до кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я