Размышления о воспитании

Алимбай Казакбаевич Матякубов, 1996

Прошло уже много лет в жизни России, рухнула хорошо работавшая система воспитания подрастающего поколения. Прошли лихие 90-е, медленно возрождается экономика страны и более-менее стабилизировалась политическая ситуация. Но в области воспитания народонаселения России пока нет системности. В семье стараются привить какие-то нравственные ориентиры, но окружающий мир может давать совсем другие. В СМИ видим одно, в Интернете – другое, в обществе – третье, в коллективе… И получается, как у оркестра без дирижёра, кто что хочет, то и играет. Особенно печально, что иногда дирижируют те, кто далёк от воспитания, в основном это те, кто имеют большой доступ к финансам.Я заметил, что актуальность темы с годами не уменьшилась, а наоборот – увеличилась. Вот и решил достать с полки опыт воспитательной работы. Ранее я "это опыт" раздавал направо и налево, предлагал в военные и в гражданские организации. Получал хорошие отзывы. Надеюсь, книга принесёт пользу всем, кто работает с подчинёнными.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВСТУПЛЕНИЕ

«… Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим»

(В. Г. Белинский)

С того самого момента, как рухнули главные идеи коммунистического строительства, на которых основывалось наше общество, сперва развалилось ядро политического руководства, а затем и мощное государство — Советский Союз. Да! Были ошибки, были перегибы, но и была прекрасно налажена воспитательная работа. И если заняться статистикой, то мы увидим, что все всплески нарушений воинской дисциплины в Вооружённых силах (ВС) приходятся на периоды развала. Ибо в ВС, как в зеркале, отражается всё, что происходит в стране. Мощный институт формирования человека канул в Лету. Я не призываю к воссозданию КПСС и других подобных структур, но прошу разобраться, а всё ли так плохо было в нашем государстве? Может, не надо было всё выбрасывать на свалку?

Когда после многократной смены вывесок пришли к тому, чтобы создать органы воспитательной работы в ВС РФ, многие решили, что наконец-то обстановка стабилизируется. Появились органы, которые, как политотделы, будут решать социально-правовые и бытовые проблемы военнослужащих. Куда можно будет обратиться с жалобой на волюнтаризм начальников… Но, увы! Эти органы не имеют былой власти политотделов, и вряд ли будут иметь, а в своей работе замыкаются на строевых начальников и полностью от них зависимы. И если попадётся начальник с низкими нравственными качествами, то и вся воспитательная работа будет зависеть от его субъективных взглядов. Что и происходит сейчас в наших Вооружённых Силах.

В стране, да и во всём мире кризис! Кризис во всех сферах жизнедеятельности человечества. Тупик! И высокого ранга умы пытаются найти выход. В экономике, в политике, в идеологии, в культуре, в религии, в науке, в образовании… Образно выражаясь: надо найти главное звено, потянув за которое — вытянуть всю цепь. В любой сфере деятельности проявляется человек. Человек вершит политику, решает экономические задачи, творит культуру и пр., но, по невежеству своему, создаёт и кризисные ситуации. Значит — главным звеном является человек с его мировоззрением.

Под влиянием материалистического образования все живут одним днём и готовы ради хорошей жизни идти на преступления. Ради прибыли не гнушаются совершать обман и им всё равно, что от этого пострадают другие люди. При этом пользуются любыми лазейками в законе. Да и законов на все случаи жизни не прописать. В стране не изжиты: алкоголизм, наркомания, проституция, воровство, коррупция, казнокрадство… Процветает уголовная преступность. Проблемы с градостроительством и ЖКХ. Проблемы в здравоохранении, в демографии и прочее. И всё потому, что такое мировоззрение у чиновников, руководителей разных рангов и их подчинённых.

Любому государству нужны законопослушные граждане. Во всём мире существует две крайние дисциплины: дисциплина принуждения и сознательная дисциплина. Все остальные дисциплины находятся на одной шкале между ними. Принуждение — это дисциплина прошлого. Ярый пример тому, рабство. И законы государства, и весь госаппарат нацелены, прежде всего, на принуждение человека соблюдать прописанные правила. Советское государство пыталось создать сознательную дисциплину и даже отчасти преуспело в этом. Когда бойцы храбро сражались на поле боя, совершая невероятные подвиги, когда граждане самоотверженно восстанавливали разрушенную экономику страны. Сознательная дисциплина держится на высокой идее. Тогда была идея построения светлого будущего. Сейчас государство отказалось от национальной идеи.

Воспитанием занимаются все от мала до велика, но делают это так, как научились от своих предков. И порой не понимают, а как это у меня получается. Но, мы люди, сознательные существа и должны с пониманием относиться к тому, чем занимаемся. Человек — очень сложный «механизм», здесь допущенные ошибки могут привести к непоправимому. Нужны знания, как «настроить этот механизм», чтобы он приносил пользу себе и окружающему миру.

Я делюсь личным опытом воспитательной работы с подчинёнными. Служил я в ВМФ РФ в разных должностях и званиях от матроса срочной службы до капитана 2 ранга (сейчас в запасе). Служба требовала от меня гибко реагировать на меняющиеся условия жизни. Если в советские времена было всё регламентировано, что отчасти облегчало службу, то в лихие 90-е нужен был эксперимент, ибо была сломана старая «машина управления». Приходилось пробовать всё, чтобы сохранить управляемость подразделений (как тому учили боевые офицеры).

Практика моей работы была замечена вышестоящим командованием, которое стало приглашать меня поделиться опытом воспитательной работы с командным составом. Посудите сами, корабли и подразделения в которых я служил, становились лучшими в воинской дисциплине. А ещё, ко мне в часть стали списывать «нерадивых» военнослужащих: бывших наркоманов, пьяниц, суицидников (склонных к самоубийству) и др. И работа с этими военнослужащими приводила к тому, что многие из них по окончании службы просились остаться служить по контракту.

Да, трудно передать опыт устно и ещё труднее изложить его на бумаге. Но вот сделав небольшой анализ своей воспитательной работы с подчинёнными, я стал публиковать его в газетах и в журналах, а сейчас хочу поделиться со всеми, кто работает с людьми. Я специально убрал конкретные случаи работы с подчинёнными, ибо это будет обширный труд, а оставил только основные правила или методологию воспитания. Надеюсь, что кто-то возьмёт себе на вооружение опыт воспитательной работы.

Заглянув в различные словари старых и новых издательств, прихожу к выводу, что на воспитание в разные времена смотрели по-разному. Но чтобы вести дальнейший разговор, давайте определимся в общих понятиях. В определении понятий я буду исходить не из книжных источников, а из личного опыта. Итак, прежде всего, в чем различие и единство обучения и воспитания. До сих пор путают эти два аспекта единого процесса формирования личности. Даже в законодательных актах и в руководящих документах, издаваемых государством, существует эта путаница.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я