Сценарий за чашкой кофе. Напиши сценарий за 10 минут в день

Алессандра Пилар, 2016

10 минут. Всего 10 минут отделяют вас от вашего сценария. Если последовательно каждый день выделять всего лишь 10 минут, то уже скоро замысел превратиться в идею, наброски в сюжетные линии, а прототипы в персонажей. Пилар Алессандра разработала свою уникальную методику работы со сценарием, при которой вам необходимо тратить всего лишь по 10 минут зараз, чтобы шаг за шагом приблизиться к своей мечте. Пилар Алессандра – ведущий голливудский преподаватель сценарного мастерства, директор популярной образовательной программы On the Page. Она начинала как простой ридер в DreamWorks SKG, а в итоге создала свою методику работы с текстом. Среди ее учеников сценаристы популярнейших сериалов «Гриффины», «Анатомия страсти», «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Сценарная мастерская. Секреты идеального текста

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сценарий за чашкой кофе. Напиши сценарий за 10 минут в день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Сюжет

В этой главе вы узнаете, как провести мозговой штурм так, чтобы ваша идея превратилась в сюжет, достойный полноценного сценария. Мы будем отталкиваться от недостатков вашего персонажа, ухватим суть вашего фильма или пилота для телевидения, распишем основную часть, поэкспериментируем с финалом и посмотрим, что из всего этого получится в итоге.

Вполне возможно, что для раскрытия вашего сюжета подойдут не все инструменты мозгового штурма. Но если вы найдете подходящий — используйте именно его!

Размораживаем мозг

Итак, вы выкроили эти десять минут, но голова не работает. Что вы там собирались написать? О том парне, который что-то там сделал?

Поверьте, это только начало!

ДЕСЯТИМИНУТНАЯ ЛЕКЦИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛЮБОГО ФИЛЬМА ИЛИ ПИЛОТНОЙ СЕРИИ

В центре любого фильма или пилотной серии — ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ (с этого момента будем называть его ГГ) с некой ПРОБЛЕМОЙ, который что-то ДЕЛАЕТ, поставив что-то НА КОН.

КОНЕЦ ЛЕКЦИИ.

Пока у вас есть десять минут, давайте приведем эти элементы в порядок и посмотрим, что у нас получится.

ДЕСЯТИМИНУТКА

ОБЩИЙ ПЛАН:

ГГ

Что он или она за человек?

ПРОБЛЕМА

Какая сложная ситуация возникает в жизни героя?

ДЕЙСТВИЕ

Что он или она делает в этой ситуации?

СТАВКИ

В конечном счете, что он или она может потерять?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Сейчас, прописав основные элементы вашего сюжета, вы начали разбираться в своей истории. Добавьте в этот микс еще пару дельных мыслей, и сюжет обретет более четкие очертания.

Эмоции раскрывают сюжет

У каждого преподавателя сценарного мастерства есть своя теория о построении сюжета.

Что думаю я: действие вызывает эмоции. Вот, собственно говоря, и все. И в вашем сценарии невозможно одно без другого. Поэтому важно помнить, как тесно взаимосвязаны эти вещи, когда вы создаете свои сценарные этюды.

В конце концов, взрыв, автомобильная погоня, свадьба, преследование в фильме не так интересны сами по себе, как их влияние на персонажа.

Как мы прочувствуем персонажа, если не вовлечены в то, что привело его в это эмоциональное состояние?

Действия развивают сюжет. Эмоции сюжет раскрывают.

ДЕСЯТИМИНУТКА

ЭМОЦИЯ + ДЕЙСТВИЕ = СЮЖЕТ

Отправьте своего главного героя в эмоциональное путешествие при помощи следующих вопросов:

Это событие происходит в начале моего рассказа?

Как это заставляет моего ГГ чувствовать себя?

Что он делает в связи с этим?

Что это решение заставляет кого‐то другого сделать в этом случае?

Как себя чувствует ГГ из-за этого события?

Что в связи с этим предпринимает ГГ?

Продолжайте задавать подобные вопросы и посмотрите, сколько сюжетных линий вы сможете придумать за десять минут.

Недостатки персонажа раскрывают сюжет

Хотите, чтобы кто-то просто рассказал, о чем будет ваш сценарий? Он мог бы придумать сюжетные линии и сцены и избавить вас от всей этой рутины.

К счастью, это делаете вы. У вас есть главный герой. С помощью тщательного исследования ваш персонаж сможет глубже раскрыть кинематографическую историю.

Прежде чем пустить его на первую страницу сценария, мы выясним, что это за человек. Узнаем, есть ли у него недостатки и как эти недостатки могут повлиять на раскрытие сюжета. Какие интересные повороты могут привнести в эту историю его личностные качества и правила жизни?

Что ж, взглянем повнимательней на вашего главного героя. Того самого «парня, который сделал это…». Если этот персонаж и интересен, то потому, что он просто человек, который совершает ошибки. Что? Ваш ГГ идеален? Он без страха и упрека? Так сделайте это. Запачкайте ему руки. Идеальные персонажи так скучны. А герои с недостатками, такие же, как мы, — живые люди, поэтому они интересны зрителям.

Однако недостатки не обязательно должны быть фатальными — они могут быть просто человеческими.

Гнев, высокомерие и эгоизм — это те минусы, которые часто выводят персонажа на тернистый, но интересный путь. Однако мягкость, уступчивость и милосердие — если они доведены до крайности — тоже могут стать недостатками.

Какой была бы «Замечательная жизнь» (It’s a Wonderful Life, 1947), если бы ГГ был идеальным и везучим? Каким стал бы фильм «Одержимость» (Whiplash, 2013), если бы ГГ не был настолько, до крайностей, увлечен своей целью? Как изменился бы сюжет в картине «Выбор Софи» (Sophie’s Choice, 1982), если бы ГГ был психически нормальным? Что происходило бы в фильме «На обочине» (Sideways, 2004), если бы ГГ не был пьяницей?

В «Изгое» (Cast Away, 2000) режиссер Уильям Бройлес — младший показывает человека, который слишком зависим от времени, поэтому он придумал ему работу, связанную с этим его недостатком, — он супервайзер FedEx[1]. Затем сценарист просто высадил своего героя на необитаемый остров — место, где у него было все время в мире.

Быстрый фильм

Давайте посмотрим, в какие неприятности может попасть ваш главный герой и как из них выбраться. Ответьте на следующие вопросы и посмотрите, какое кино у вас получается.

ДЕСЯТИМИНУТКА

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ВАШЕГО ПЕРСОНАЖА

Для начала определите недостаток вашего персонажа. Затем раскройте его историю, выполнив следующие задания:

Помня о недостатке вашего ГГ, придумайте самую ХУДШУЮ СИТУАЦИЮ, в которой он может оказаться.

Что сделал бы ваш ГГ в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

К каким НЕПРИЯТНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ могут привести его действия?

Кто с НАИМЕНЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ может прийти на помощь ГГ?

К каким НОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ этот человек может подтолкнуть ГГ?

Кто или что может ПОМЕШАТЬ этому?

Как недостаток ГГ может превратиться в ОСОБЕННОСТЬ, отличающую его от других?

Что было бы совершенно НЕОЖИДАННЫМ в финале, чего никак нельзя было представить в начале истории вашего персонажа?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Возможно, вы только что расписали свою первую пилотную серию или даже полнометражный фильм!

Персонаж управляет структурой

Как же структурировать весь сценарий, только ответив на вопросы о недостатках вашего персонажа? Что ж…

Вопросы 1–3

В фильме акт 1 обычно заканчивается, когда персонаж создает проблему или усугубляет уже существующую. Дело не только в том, что с ним или с ней происходит что-то ужасное. Важно, как этот человек действует в рамках данных событий, как его действия отражаются на развитии истории. Если он или она делает неправильный выбор, в конечном итоге все эти злоключения в фильме приводят к хорошему финалу. В сериалах прослеживается та же тенденция, когда неправильный выбор главного героя запускает целую серию событий (например, «Во все тяжкие» (Breaking Bad, 2008–2013).

Вопрос 4

В первой части акта 2 любого фильма или актов 2–4 телесериала главный герой часто прямо или косвенно взаимодействует со второстепенным персонажем. Это выстраивает взаимоотношения, формирует так называемый сюжет Б, и у ГГ появляется тот, с кем можно развивать историю дальше. Если мы сделаем этого второстепенного персонажа «наименее вероятным» в данном контексте, это создаст интригу. Достигнут ли эти двое общей цели или погрязнут в личностных конфликтах?

Вопрос 5

Второстепенный персонаж или персонажи в фильме часто становятся тем движущим фактором, который помогает главному герою совершать что-то или начать меняться. Эти второстепенные герои не только поддерживают его, они здесь, чтобы изменить сюжет в целом. Они подталкивают, оказывают влияние, они подают новые идеи. К концу фильма их действия и реакция ГГ на них могут заставить его противостоять своему недостатку и начать думать и действовать иначе.

Вопрос 6

Во второй части акта 2 фильма или в актах 3–5 сериала появляется та сила, которая мешает главному герою достичь цели. Это антагонист… плохой парень. Но иногда этой силой может стать стихия. Или недостатки главного героя. А может быть комбинация из всех трех факторов! Поэтому не забывайте использовать антагонистов, чтобы создать вызов для ГГ. Держите нас, зрителей, в тревоге и напряжении!

Вопрос 7

Теперь мы в акте 3 вашего фильма или в акте 5 вашего сериала. Итак, как же вашему персонажу выйти из сложившейся ситуации? Помните, у него была отличительная черта — его недостаток. Наверное, было бы полезно превратить этот недостаток в необычную способность.

Эгоистичный = живучий. Неуправляемый = рисковый. Занудный = умный.

Цель фильма не в том, чтобы ваш ГГ отказался от того, что делает его интересным персонажем, а в том, чтобы использовать эти черты, чтобы ему помочь. Если ищете ключ к развитию персонажа — вот он.

На телевидении подобное обыгрывается из серии в серию. Персонаж Дона Дрейпера из «Безумцев» (Mad Men, 2007–2015) — сильно пьющий бабник, но также и отличный рекламщик. И мы уже не представляем, как одно может быть без другого.

Вопрос 8

К концу сценария ваш ГГ извлек из ситуации необходимые уроки, чтобы не совершать ошибки, которые были у него в начале. Мы видим, что он делает другой, правильный выбор и наконец решает свою проблему.

В телевизионных шоу герой-полицейский постоянно принимает решения. Допустим, делая очередной выбор, он или она идут по неверному следу, пока настоящий убийца не будет найден.

В получасовой серии комедийного сериала персонажу приходится разгребать то, что он или она устроили, и правильный выбор — один из способов ускорить это. Но не торопитесь полностью и сразу решать проблему, если пишете для сериала. Вам может понадобиться целая серия, чтобы только туда добраться!

Идея раскрывает сюжет

Итак, теперь, когда вы знаете, кто ваш персонаж и в какие неприятности он или она попадает, подумайте: о чем именно ваш фильм?

Большинство авторов пытаются прыгнуть выше головы, когда у них спрашивают подобное.

«Речь идет о бесчеловечности человека по отношению к человеку», — отвечают они.

«Этот фильм о глобальном поиске любви».

«Здесь про важность заботы о ближнем».

Нет, правда, о чем он? В чем главная идея? Ну, хотя бы вкратце?

Что это за идеальный однострочный синопсис, который подвигнет студии вкладывать деньги в будущий фильм, а зрителей заставит выстраиваться в очередь перед кинотеатрами?

Нет идей? Вот профессиональная хитрость, которая не займет больше десяти минут. Просто задайте себе вопрос: «Что, если?..»

Что, если обычный человек влюбился в компьютерную операционную систему?

Что, если безработный актер получит работу своей жизни… в роли ведущей актрисы мыльной оперы?

Что, если старшеклассница вынуждена будет выбирать между своей любовью к вампиру и дружбой с оборотнем?

Что, если мужчина стареет наоборот, становясь моложе по мере того, как любовь всей его жизни становится старше?

Конечно, «Она» (Her, 2013), «Тутси» (Tootsie, 1982), «Сумерки» (Twilight, 2008) и «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 2008) — это фильмы с высокой идеей, а это значит, что им достаточно опираться только на нее, чтобы делать кассу.

Но что, если идеи можно найти в самих персонажах или сценках из жизни? Чем масштабнее фильм, тем масштабнее идея. Но вы же за это взялись, потому что придумали то, что никто не придумывал до этого.

Что, если сверхсекретный правительственный проект уважаемого математика на самом деле является его шизофреническим бредом?

Что, если кризис среднего возраста тихого отца из пригорода приведет к убийству?

Говоря об «Играх разума» (A Beautiful Mind, 2001) и «Красоте по-американски» (American Beauty, 1999), мы в первую очередь говорим о качественной драме, а не о высокой идее. Однако в каждом из этих случаев автор находил главную идею и раскрывал ее.

Например, фильм «Игры разума» мог бы быть просто картиной о хорошем математике, который борется с психическим заболеванием. Но захватило бы это аудиторию? Взяв за основу выдуманный больным воображением сверхсекретный проект, автор создает как саспенс [2]фильма, так и его персонажей.

Сценаристы «Красоты по-американски» (American Beauty, 1999) также поступили правильно, сделав этот фильм триллером. Попробуйте продвинуть обычное кино о кризисе среднего возраста — ваш продюсер уснет от скуки. Но если этот кризис приведет к неожиданной смерти вашего персонажа — вы повысите ставки.

В фильме «Король говорит!» (The King’s Speech, 2010) именно это помогло усилить его идею: что, если будущий король должен преодолеть свое заикание, чтобы произнести такую речь, которая убедит его народ противостоять нацизму?

Итак, давайте найдем вашу «большую идею», особую предпосылку, которая сделает эту историю достойной экрана!

Придумайте «что, если» к своему будущему фильму или телесериалу. Задумайтесь о том, что делает вашу историю уникальной. Это столкновение двух противоположностей? Это нетрадиционный подход, который персонаж использует для решения проблемы? Или это сама проблема — ситуация, которую никогда раньше не видели на больших экранах?

Думайте!

Возможно, вы слишком зациклились на акте 1, пытаясь найти главную мысль, но не стесняйтесь исследовать и другие области вашего сценария. «Я вижу мертвых людей», — этот момент не был раскрыт до середины «Шестого чувства» (The Sixth Sense, 1999), а на нем и держался весь фильм. Поняли? Отлично. А теперь давайте поэкспериментируем.

ДЕСЯТИМИНУТКА

НАЙДИТЕ СВОЮ ОСНОВНУЮ ЛИНИЮ

«ЧТО, ЕСЛИ»?

Видите главную идею в этом одном предложении? Думали ли вы, что вот так просто можно описать сюжет?

Теперь вычеркните «что, если», чтобы превратить это предложение в основную рабочую линию сюжета.

ЧТО, ЕСЛИ…

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Основная линия — это краеугольный камень всего вашего сюжета. Определив ее, вы поймете, что есть то, от чего можно оттолкнуться. С этого места вы можете начинать воплощать свою идею в жизнь.

Второстепенные персонажи раскрывают сюжет

Говорят, что каждый персонаж в фильме думает, что фильм только о нем. Когда я услышала это выражение в первый раз, я сразу подумала: «Ну конечно же! Почему герои кино или телешоу должны быть менее эгоистичными, чем мы»?

Ведь злодей не знает, что он злодей, он думает, что он герой. Он считает, что какой-то симпатичный парень, у которого просто больше экранного времени, мешает ему. Романтический интерес главного героя не знает, что она просто «девушка», — она думает, что именно она звезда шоу.

Современные детские фильмы часто основаны на этой идее. Сделайте типичного плохого парня в детской сказке героем, просто взглянув на историю с его точки зрения, — и вы получите мгновенный результат. Повествование в «Шрэке» (Shrek, 2001) ведется от лица людоеда, а ведь это классическая история о принцессе. «Корпорация монстров» (Monsters, Inc., 2001) показывает жизнь монстров из детских кошмаров. А «Гадкий Я» (Despicable Me, 2010) посвящен испытаниям и горестям величайшего злодея в мире.

В частности, Pixar умеет создавать целые миры с точки зрения, казалось бы, самого второстепенного персонажа.

Что, если детские игрушки оживут? [ «История игрушек» (Toy Story, 1995)]

Что, если у насекомых было бы собственное общество, а люди и птицы были бы врагами? [ «Приключения Флика» (A Bug’s Life, 1998)]

Что, если чувства маленькой девочки сами имели бы чувства? [ «Головоломка» (Inside Out, 2015)]

Раскрытие сюжета с точки зрения второстепенных персонажей также применимо в художественных фильмах. «Девичник в Вегасе» (Bridesmaids, 2011) рассказывает о невесте с точки зрения ее свидетельниц на свадьбе. В «Королеве» (The Queen, 2005) мы видим смерть принцессы Дианы глазами ее свекрови. Фильм «Отступники» (The Departed, 2006) настолько крут, потому что в нем рассказывается в равной мере сразу о двух парнях, которые оказались по разные стороны баррикад. И именно поэтому так хороша «Игра престолов» (Game of Thrones, 2011–2019): множество персонажей равноправно существуют в огромном мире, и их сюжетные линии удивительно переплетаются между собой. (Видели сюжетный поворот линии Мизинца в четвертом сезоне?!)

Открывая отдельные главы в истории ваших второстепенных персонажей, вы раскроете их сюжетные арки, и ваш сценарий заиграет новыми красками. Вы даже можете придумать для вашего сценария идеи еще лучше.

Вы все еще находитесь в стадии мозгового штурма, так что стоит потратить десять минут, чтобы это опробовать.

ДЕСЯТИМИНУТКА

ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ ВАШЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО ПЕРСОНАЖА

«ЧТО, ЕСЛИ?..»

Любовная линия

«ЧТО, ЕСЛИ?..»

Линия наставника

«ЧТО, ЕСЛИ?..»

Линия лучшего друга/члена семьи

«ЧТО, ЕСЛИ?..»

Линия антагониста

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Посмотрев на сценарий со стороны других персонажей, вы увидели в них людей с собственными богатыми историями. И если вы поняли, что эта история другого персонажа более интересна для сюжета, не волнуйтесь. Вы на достаточно раннем этапе рабочего процесса, и еще можно сделать выбор.

Проблемы раскрывают сюжет

Хорошо расписанная основная линия интригует читателя или слушателя узнать больше о вашем сценарии. Неизбежно возникают вопросы: «А что потом? Что же случится дальше?»

Я также задам вам этот вопрос: «Что же дальше? Не знаете?» Что ж, пришло время направить мозговой штурм на усложнение вашего сюжета. К примеру, если основная линия такая: «Двенадцатилетний пациент психиатра видит мертвых», то вопрос «Что потом?» должен раскрыть все те проблемы, которые возникают от этой особенности персонажа. В «Шестом чувстве» (The Sixth Sense, 1999) проблемы появляются, когда мертвецы начинают угрожать жизни мальчика, а его случай грозит разрушить брак психотерапевта. Заметьте, что все эти угрозы и проблемы исходят от главных антагонистов фильма — «мертвых людей».

Посмотрите, какие проблемы возникают у ваших персонажей. Как только вы создадите эту предпосылку, то увидите, что корень всего плохого — это антагонист, тот самый плохой парень.

Кто может помешать вашему герою? Какие злодейские поступки делает этот человек?

Иногда, конечно, трудности могут возникать из-за вторжения вашего второстепенного персонажа. Влюбленность может быть препятствием со знаком плюс, но это все равно препятствие. В комедии «Эта дурацкая любовь» (Crazy, Stupid, Love, 2011) проблемы появляются, когда второстепенный персонаж, который учил главного героя, как флиртовать с женщинами, сам влюбился в его дочь.

В «Джуно» (Juno, 2007) сложности появляются из-за того, что главная героиня привязывается к семье, в которую она хотела отдать на усыновление своего ребенка.

Иногда проблемы возникают из-за недостатка вашего главного героя. И это хорошо. Потому что этот недостаток действительно полезен только в том случае, если он время от времени возвращается, чтобы встряхнуть ситуацию. В «Молчании ягнят» (The Silence of the Lambs, 1990) все проблемы начинаются, когда Ганнибал Лектер заставляет Клариссу вновь вернуться к ее психологическим проблемам.

В «500 днях лета» [(500) Days of Summer, 2009] из-за своей романтической натуры и одержимости любовью Том Хенсон вновь и вновь наступает на одни и те же грабли.

Поработаем над усложнением вашей истории. Вы найдете то промежуточное событие, с помощью которого усилите свой сценарий, чтобы он стал интересен аудитории.

ДЕСЯТИМИНУТКА

УСИЛЬТЕ СЛОЖНОСТЬ

Придумайте, какие сложности могли бы быть в сюжете вашего фильма или пилотной серии.

Проблемы возникают, когда…

Теперь усильте их.

Не бойтесь впадать в крайности.

Что самое худшее, что может случиться?

Что даст наиболее сильные эмоции?

Что может быть наиболее подходящим этому жанру?

Проблемы возникают, когда… и…

Придумайте еще два значимых препятствия.

Не забудьте о своих второстепенных персонажах и о том, через что они проходят.

Проблемы второстепенных персонажей начинаются, когда…,… и…

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Вы сделали историю вашего персонажа более динамичной. Ведь именно преодолевая различные трудности, персонажи приходят к счастливому финалу. Если его история получилась лаконичной — это не фильм или ТВ-шоу.

Синопсис раскрывает сюжет

Благодаря последним упражнениям у вас теперь есть представление о сюжете. Создание основной линии помогло найти предпосылку, а создание сложностей растянуло вашу идею до пилота, фильма или сериала.

Но мы сделали все это по частям. Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть история, если мы кратко изложим ее.

Возьмите за основу шаблон синопсиса. Обратите внимание, что в разделе «Решение» представлены различные варианты. Смело используйте один или несколько.

ДЕСЯТИМИНУТКА

СИНОПСИС

ПРЕДПОСЫЛКА: «Что, если?..»

ОСЛОЖНЕНИЕ: Проблемы возникают, когда…

РЕШЕНИЕ: Это приводит к открытию того, что…

ИЛИ

К счастью….

ИЛИ

Трагически….

Используйте яркий описательный язык, чтобы увидеть ваш будущий фильм. Персонажи не просто существуют на бумаге, они чувствуют!

Пример: «Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz, 1939)

Что, если озорную девчонку уносит в волшебный мир торнадо? Она понимает, что единственный способ вернуться домой — обратиться за помощью к могущественному волшебнику. Проблемы начинаются, когда злая ведьма мешает ей и ее новым друзьям: пугалу без мозгов, трусливому льву и железному дровосеку без сердца. К счастью, герои побеждают ведьму, доказывая всем, что у них есть мозги, мужество и сердце, чтобы найти выход из любой ситуации.

Пример: «Во все тяжкие» (пилот) (Breaking Bad, 2008–2013)

Что, если учитель химии, страдающий раком легких, наймет одного из своих учеников, чтобы тот помогал ему готовить и продавать метамфетамин, чтобы главный герой не обременял свою семью медицинскими счетами? Проблемы возникают, когда начинается противостояние с другими

наркоторговцами и его родственником, агентом DEA[3]. К счастью, он гениальный

химик и травит своих конкурентов особым ядом. Теперь в руках простого учителя сосредоточены и деньги, и власть.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Начало, середина и конец — это важно. С точки зрения кинематографа — это ваши первый, второй и третий акты. Для телевидения вы рассмотрели основные моменты, чтобы создать свой пилотный эпизод.

РАЗВЯЗКА раскрывает сюжет

Трудно начинать свою историю, пока вы не знаете, чем она закончится. Это особенно важно, когда речь заходит о создании пилотного эпизода телесериала. Финал пилотной серии запускает весь сериал. Поэтому нужно понимать, что именно произойдет к этому моменту.

«Ходячие мертвецы» (The Walking Dead, 2010–2022). Мы знаем, что зомби повсюду. Шериф Граймс отправляется на поиски своей семьи. В это время жена Граймса изменяет ему с его лучшим другом.

«Во все тяжкие» (Breaking Bad, 2008–2013). Мы знаем, что Уолт решил готовить метамфетамин вместе с Джесси. Этим он разозлил местных торговцев наркотиками. Он наслаждается властью.

«Студия 30» (30 Rock, 2006–2013). Мы знаем, что Трейси теперь будет постоянно на шоу, и это, естественно, приведет к проблемам. Новый босс Лиз Лемон захватил власть.

«Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory, 2007–2019). Шелдон, Леонард, Говард и Радж — большие зануды. Мы также узнаем, что Леонард безумно влюблен в Пенни.

ДЕСЯТИМИНУТКА

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОИ ФИНАЛЬНЫЕ ТОЧКИ

К концу моего сценария должно произойти:…

К концу моего сценария появятся эти отношения:…

К концу моего сценария этот секрет должен быть раскрыт:…

К концу моего ПИЛОТА необходимо установить цель этой серии:…

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Теперь вы знаете свою конечную цель, так что можете начать двигаться к ней. Хотя прописать, что произойдет в финале вашего сценария — ваши возлюбленные поженятся, ваш полицейский поймает грабителя, ваш хороший парень победит плохого парня, — может быть непросто.

Помните, что зрителям должно быть интересно, чем же все закончится, как герой решит свои проблемы и преодолеет трудности. В противном случае они просто выключат телевизор или потребуют свои деньги за киносеанс.

Многие сценаристы действительно не знают, каким большим открытием станет их персонаж, только потому, что они не знают, как сделать это. Часто ответ можно найти в едва заметных, но важных деталях — то, что я называю триггерными моментами, которые приводят к большому откровению.

В фильме «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (Willy Wonka & the Chocolate Factory, 1971) таким поворотным моментом является поступок Чарли — он возвращает украденную конфету. Его честный поступок завершает третий акт.

В «Казино"Рояль"» (Casino Royale, 2006) Джеймсу Бонду говорят, что с его счета исчезают деньги, так он понимает, что его единственная любовь — предательница.

В «Вечном сиянии чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) герою передают кассету, где записаны его воспоминания о бывшей девушке. Это помогает ему вспомнить их совместное прошлое.

В сериале «Родина» (Homeland, 2011–2020) нервный тик, который отбивает антагонист, помогает главной героине понять, что он шпион и передает зашифрованное послание. Опять же, этот небольшой момент — и, в конечном счете, ложная зацепка — является «спусковым крючком» для деятельности персонажа.

Найдите главный триггер вашего сценария, работая в обратном направлении от развязки.

ДЕСЯТИМИНУТКА

РАБОТАЙТЕ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ

1. Начните с заключительного события: что является наиболее болезненным, шокирующим, удивительным или восхитительным открытием для персонажа?

2. Где он/она обнаружил это?

3. Какая подсказка привела его или ее в это место?

4. Что было сказано, что побудило персонажа искать эту подсказку?

5. Какое событие произошло, что заставило персонажа сказать это?

6. Какая проблема привела к этому?

7. Как действия главного героя создали эту проблему?

8. Какая цель была у главного героя и почему он вел себя так, что возникла данная проблема?

9. Какие обстоятельства в мире главного героя вдохновили его на эту цель?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

После того как вы ответили на эти вопросы, вы получили, по крайней мере, один из возможных путей к вашей развязке. Такая последовательность небольших шажков главного героя к истине гораздо более интересна, чем если бы он или она просто обнаружили все ответы на вопросы разом.

ЭЛЕМЕНТЫ раскрывают сюжет

Потратьте еще десять минут и расположите все элементы вашей истории на одном листе. Пусть эта страница всегда будет у вас под рукой. Обращайтесь к ней, чтобы постоянно помнить о первоначальной задумке вашего сюжета.

ДЕСЯТИМИНУТКА

СПИСОК НАМЕРЕНИЙ

Этот лист будет итоговым для всех ваших предыдущих упражнений «ДЕСЯТИМИНУТКА».

Недостаток главного героя.

Основная линия.

Линии второстепенных персонажей.

Осложнения.

Триггерный момент.

К счастью/к сожалению.

Финал.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Теперь у вас всегда под рукой будет шпаргалка, к которой вы можете обращаться в процессе работы над сценарием.

ВЫ РАСКРЫВАЕТЕ СЮЖЕТ

Вся проделанная вами работа — поиск истории и персонажа, раскрытие структуры, использование «что, если?..» в поиске предпосылки, на которую можно опереться, чтобы ввести сложности в сюжетную линию, работа в обратном направлении, чтобы прийти к финалу, — была направлена на то, чтобы помочь вам создать в своем воображении сюжет фильма или пилотную серию.

Кроме того, вы можете опереться на свой собственный опыт зрителя, чтобы это помогло вам как автору.

Думаю, что как человек, который изо всех сил старается не быть скучным, вы хороший рассказчик. Вы рассказываете забавные истории друзьям и коллегам, веселите близких и рассказываете детям на ночь сказки.

Следующее задание строится по типу сказки на ночь. Вам не нужно мудрствовать, облекая ваш сюжет в причудливые формы, просто создайте набросок с началом, серединой и концом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сценарная мастерская. Секреты идеального текста

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сценарий за чашкой кофе. Напиши сценарий за 10 минут в день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

FedEx — американская компания, предоставляющая почтовые, курьерские и другие услуги логистики по всему миру. — Прим. науч. ред.

2

Саспенс (англ. suspense — неопределенность, беспокойство) — художественный эффект в кинематографе, который создает продолжительное тревожное состояние у зрителя при просмотре фильма. — Прим. науч. ред.

3

DEA — Управление по борьбе с наркотиками.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я