Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера

Алена Подольная, 2023

Хочешь стать первым в коммерческом дизайне? Это книга для тебя!“Самый богатый дизайнер” – это пошаговая инструкция о том, как стать успешным коммерческим дизайнером. “Эта сфера бесконечных возможностей и солидных денег. Автор Алёна Подольная собрала в одной книге всё, что нужно знать о создании пространства ресторанов. Эта книга будет интересна тем, кто только собирается работать в области коммерческого дизайна; действующим дизайнерам, желающим переквалифицироваться; бизнесменам, которые хотят позитивно повлиять на свой доход, а также рестораторам.Вы узнаете:• О кодексе идеального дизайнера• Об истории успеха автора в этой сфере• О том как сделать дизайн ресторана от начала и до конца• Как общаться с заказчиком• Как быть в ресурсе• И почему так важно быть честным и открытым во всех своих делах? Хватит беднеть и жаловаться, стань лучшим дизайнером в своей жизни!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Моя история

Моя мама рассказывала, что рисовать я научилась раньше, чем говорить, немало удивляя окружающих. Мне был еще только годик, а я уже вовсю рисовала домики. Почему именно их? Возможно, потому что я родилась в старинном, уютном и зеленом городе Вологда — «жемчужине» серебряного ожерелья России, которая славится своей деревянной архитектурой. Но сдается мне, что я уже родилась с намерением стать дизайнером поскольку с самого детства мечтала об этом. Сколько себя помню, я всегда пыталась улучшить окружающее меня пространство. Лет с 10-ти примерно каждые 2 месяца я с энтузиазмом занималась перестановкой мебели в своей комнате и достаточно часто просила маму купить для меня конкретные детали для интерьера. Более того, выбор краски для дома бабушки и непосредственно окрашивание его стен я с удовольствием брала на себя. Несмотря на мой юный возраст папа на полном серьезе советовался со мной по вопросам оформления своих офисных помещений, а мама — нашего дома. Я росла в полноценной семье с традиционными семейными ценностями. Родители меня и моих двух братьев никогда не баловали и с детства приучали к труду. С подросткового возраста мы самостоятельно зарабатывали на карманные расходы. Благодаря родителям я научилась самостоятельности и финансовой независимости, достаточно рано осознав цену, заработанных собственными усилиями, денег.

Я начала работать в 13 лет. В летние, свободные от учебы месяцы я чаще всего нанималась продавцом в магазине. В школьные годы моими любимыми предметами были «ИЗО» и «черчение», последний из учебного плана школ на сегодняшний день исчез.

В 2003 году я поступила в ВоГТУ на специальность «Архитектура». И почти сразу же начала искать возможные варианты работы в области дизайна. Я не стала подрабатывать официанткой, как многие студенты в то время. Уже тогда я понимала то, что мне нужно, пусть за гроши, но идти именно в сферу дизайна, чтобы раскрыть свой потенциал и наработать деловые контакты.

На первом курсе университета я устроилась в рекламное агентство. Надо отметить то, что реклама и дизайн достаточно тесно переплетаются. Первые мои задания заключались в создании визиток и работе с оформлением наружной рекламы на фасадах зданий в одном из самых крупных агентств нашего города. Я была очень оптимистично и позитивно настроена, вникала в детали, стараясь находить со всеми общий язык и создавая первые коммерческие связи.

Работы хватало. Но душа требовала другого — дизайна во всех его прекрасных проявлениях. В 20 лет я решила: «Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе» и открыла свое агентство. Это была рекламная компания «Продвижение», одно из направлений которого был дизайн интерьера. Я с энтузиазмом окунулась в долгожданный мир дизайна квартир. Но достаточно быстро осознала что то, к чему я стремилась, не приносит удовлетворения. Мне хотелось чего-то большего. Я пришла к выводу, что нужно осваивать «девственную» нишу коммерческого дизайна.

Вскоре подвернулся счастливый случай. Сегодня хорошо известен ритейлер, развивающий сеть продовольственных супермаркетов и гипермаркетов «Макси». Он один из первых в Вологодской области начал требовать у своих арендаторов 3D-модели их площадей. «Макси» стал моим «крестным отцом» в сфере коммерческой недвижимости, поскольку рекомендовал своим клиентам, крупным торговым центрам, «Продвижение», как одно из агентств, осуществляющих визуализацию проектов коммерческих точек. Я поняла то, что «все деньги мира» (или почти все) сосредоточены именно в инвестиционной недвижимости. Примерно через год после открытия «Продвижения» я совсем перестала заниматься жильем. У нас, разумеется, были успешные проекты. Но я поняла, что эта стезя не даёт нужных мне наполненности, удовлетворенности и связей. Тем более то, что одной квартирой можно заниматься целый год, находясь при этом в постоянном стрессе. Да и масштаб не тот.

Коммерческий дизайн — это мир мужчин, связей и нескончаемого расширения кругозора. Допустим, к вам обращаются с целью спроектировать отдел мужской одежды. Вы начинаете знакомиться с заказчиком (это преимущественно мужчины), его мышлением, бизнес-моделью и окружением. Это совершенно другой градус ощущений, поскольку пересекаешься с другой вселенной — мужской логикой ведения бизнеса и стратегии. Менее эмоциональной и прагматичной, четкой и холодной. Когда я это поняла, мое сознание перевернулось на 180 градусов. У мужчин стоит поучиться, например, умению действовать в соответствии со своими желаниями и никак иначе. И они всегда знают чего хотят. Согласитесь, дамы, порой нам этого очень не хватает, да и чрезмерная эмоциональность в бизнесе зачастую бывает лишней. Кстати, мое рекламное агентство «Продвижение» добилось максимальных результатов по всем своим направлениям и получило самых крутых клиентов таких как «Сбербанк» и холдинг «Балтика». Мне повезло, поскольку сотрудничая с крупнейшими мастодонтами рынка, я столкнулась с системой и усвоила формулу успеха — грамотной работе с заказчиками, целостному взгляду на бизнес и системному подходу. Система в бизнесе обеспечивает порядок, верное и оперативное выполнение работы, максимальные прибыль и комфорт. Дизайнер должен иметь и придерживаться четкой технологии от первого звонка заказчика до сдачи рабочего проекта по дизайн-интерьеру.

Реклама — сфера коммуникаций и соответственно благодаря «Продвижению» я научилась важнейшим управленческим и коммуникативным навыкам, получила неоценимый опыт формирования своего окружения и взаимодействия с командой. И, главное, я, как руководитель, научилась принимать решения и брать на себя ответственность.

В 2010 году я улетела на целый год в канадский город Ванкувер совершенствовать свой английский. В качестве вольного слушателя я посещала лекции по архитектуре и дизайну в местном университете. Можно сказать то, что глобальный подход к проектированию у меня случился благодаря канадскому периоду. Представьте, девочка из российской глубинки приезжает в развитую капиталистическую страну и воочию начинает наблюдать то, о чем читала ранее в книгах. Это касается и области дизайна в том числе. До этой поездки я была знакома исключительно с провинциальным уровнем вологодского общепита (если вести речь о ресторанах) и «страдала» местечковым мышлением, даже не представляя того, что где-то может быть иначе, чем в Вологде. В Ванкувере я увидела что из себя представляют крупнейшие ресторанные сети и фешенебельные заведения, то как дизайнеры и архитекторы действуют в команде. Образование в Канаде является узкоспециализированным, не предусматривающее выпуск специалистов широкого профиля. Коллаборация специалистов, имеющих глубокие знания в различных области, допустим, архитектора-проектировщика и ландшафтного дизайнера, является наиболее выигрышной. Среди канадских дизайнеров нет одиночек, они круто работают в связке. Именно в Канаде я поняла то, что сила заключена в команде и единомышленниках. Незабываемый и бесценный опыт жизни на другом конце света. Было сложно, но интересно. Возвращение в Россию связано с тем, что закончилась моя виза, и во-вторых я начала работать директором по развитию в холдинге СВ «Папарацци». В этой компании я занималась всем: от стратегического планирования до закупки оборудования и открытия новых направлений. Собственника этой организации Сергея Владимировича я вспоминаю с глубокой признательностью, поскольку благодаря ему я научилась думать как руководитель.

У многих вызывает удивление тот факт, что я являлась доцентом (по совокупности трудов) кафедры «Архитектура» родного университета. В нем я преподавала с 2007 по 2016 годы. Я курировала дипломные работы, осуществила 6 выпусков дипломников, выпустив около 500 студентов. Отбросив ложную скромность, отмечу то, что мои студенты являются одними из наиболее успешных дизайнеров Вологды и далеко за ее пределами. Я с любовью вспоминаю свою преподавательскую деятельность. Она мне очень нравилась и вдохновляла меня несмотря на мизерную зарплату и огромную учебную нагрузку.

В 2013 году я вышла замуж за Бориса — лучшего мужчину на свете. В 2016 году родился наш первенец Лев, в 2019 — дочь Роза. Когда я находилась в самом прекрасном для себя периоде — беременности, я всего на несколько дней уходила в декрет, продолжая вести свои проекты. Одним из моих заказчиков на тот момент был холдинг предприятий общественного питания Вологодской области «Morsen». Этот первый проект, который я практически полностью сделала в дистанционном режиме, поскольку была беременна Розой и не могла часто присутствовать на объекте. Я очень благодарна генеральному директору компании «Morsen» Баринскому Олегу Викторовичу за этот бесценный опыт. Некоторые из моих заказчиков даже приезжали ко мне в роддом в целях согласования деловых вопросов.

Знаете почему я не прерывала работу? Потому что дизайн коммерческих пространств был моим любимым занятием, каждый проект — моим детищем и настоящей отдушиной! Я начала свой профессиональный путь в 18 лет и ровно столько же иду по нему, бодро и уверенно, не останавливаясь ни на минуту. Потому что это ясная линия моей судьбы!

Со стороны может показаться то, что мой путь был «усыпан розами». Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Были в моей жизни поражения и моменты безысходности, неоднократные случаи предательства со стороны приближенных лиц и взращенных мной коллег. Но я не из тех кто ропщет на судьбу. Я среди тех, кто утерев слезу, принимает опыт и, сделав выводы, идет дальше. Эти качества мне передались от отца. А от своей мамы я получила в наследство мудрость и способность верить в лучшее в любой ситуации. Великая им за это благодарность! Но по-другому и нельзя в бизнесе — мире мужчин, да и в жизни в целом. Вы же прекрасно знаете, «все, что не убивает нас, делает нас сильнее». Трудности и созданы для того, чтобы мы эволюционировали.

Я как личность и профессионал нахожусь в постоянном процессе созидательной трансформации. Преобразование — суть моей жизни. «Вершина одной горы всегда является подножием другой». Я точно знаю то, что достигнув очередной цели, я буду двигаться дальше. Знаете что было самым трудным на пути моего становления? То, что нашу профессию не воспринимают всерьез.

«Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка», не специальность, а диковинка какая-то. Не утратить при подобном пренебрежительном отношении верность профессии, сохранять на лице улыбку, а на сердце радость, оставаться открытой и доверять людям — это достойная задача. И я справилась с ней на отлично. На протяжении 18 лет я, ломая заскорузлые стереотипы, на собственном примере доказывала то, что профессия дизайнера заслуживает всяческого уважения, поскольку это честный и благородный труд.

Вторая трудность заключалась в том, что такого направления, как коммерческий дизайн не существовало и приходилось все пропускать через собственный опыт: и «грызть гранит» дизайна, и стены непонимания «лбом пробивать», и ошибаться. Нелегко, но безумно интересно. И чем труднее давалась победа над собой и обстоятельствами, тем сладостнее был ее вкус.

Три года назад меня накрыло профессиональное выгорание. Внезапно. Тотально. Кризис развивался на фоне моей сложной беременности вторым ребенком. В ту пору мои заказчики называли меня «диванным генералом», поскольку повсюду я носила складной стульчик. Представьте, на стройке, среди хаоса, шума и пыли, молодая женщина на 7-м месяце беременности сидит на «раскладушке» и в окружении солидных мужчин решает серьезные вопросы. Сегодня это может звучать забавным, но тогда мне было не до смеха. В декрет я уходила ровно на одну неделю. И это не шутка. Когда Розе было 7 дней, я вместе с ней вышла на объект. Буквально кормя свою малышку грудью, я решала рабочие вопросы. На тот момент я параллельно вела несколько проектов и практически все технические процессы от чертежей до замеров осуществляла своими руками, вникая в малейшие детали, несмотря на то, что у меня был офис с сотрудниками. Чрезмерная нагрузка, желание все и всех держать под контролем вымотали меня до предела. Меня не радовало ничего в тот момент и даже от крупных, стоящих предложений хотелось бежать. Это состояние возникло в результате «перенасыщения» всем: проектами, общением, творчеством. Во всем хороша мера. Даже если это касается профессии твоей мечты.

Я всерьез хотела уйти из профессии и планировала заняться организацией детских праздников. Или уйти в бизнес мужа — я даже начала вести страницу в социальных сетях для его музыкального магазина. Сбежать от проекта можно, но от себя не спрячешься. Мне пришлось собраться, взять себя в руки и радикально пересмотреть свое отношение к жизни и своей деятельности, неожиданно ставшей невыносимой. Выйти из глубокого кризиса мне помогла неоценимая поддержка со стороны моего любимого мужа и близких. Сессии с психологом позволили взглянуть на ситуацию с разных ракурсов и найти наилучший выход.

Мой личный квантовый скачок случился тогда, когда я осознала то, что главная жизненная ценность и основной ресурс заключаются во внутреннем равновесии. Я поняла то, что могу оставаться мозгом проектов, реализуя их интеллектуальную составляющую, а «моими руками» могут быть другие. У меня отлично получается налаживать контакты, выстраивать стратегию для заказчиков и координировать процессы. Мне оставалось научиться доверять и делегировать часть рутинных функций своим подчиненным, чтобы в дальнейшем, ведя параллельно ряд проектов, исключить риск интеллектуального и эмоционального выгорания. Я решила оставить за собой такие задачи, как переговоры с «поля» и «настроения», закрытие основных «болевых» точек. На дизайнеров возлагались решение обременяющих меня текущих технических вопросов. Благодаря оптимизации распределения полномочий, задач и ответственности, я буквально «развязала» себе руки, освободившись от непосильной ноши и могла вести до 10 проектов одновременно. Это был прорыв.

Абсолютно из любой ситуации, какой бы тяжелой она не была, есть выход. Положительная сторона кризиса заключается в том, что, во-первых, он заканчивается, а во-вторых, указывает на точки нашего роста. Так что «все пройдет, пройдет и это». Останется только то, что мы накопили в своей душе. В результате моих изысканий в области коммерческого дизайна и в «муках выгорания» родилась авторская технология, позволяющая любому дизайнеру (и не только) научиться достойно зарабатывать, соблюдая равновесие между трудом, семьей и отдыхом. Другими словами кайфовать от работы, наслаждаться общением с близкими, полноценно отдыхать и иметь хороший доход при этом. Ну, роскошно же! Именно наша профессия даёт свободу выбора: когда, сколько и с кем я хочу работать. Плюс возможность проводить больше времени с детьми. Как же добиться этого тонкого баланса?

Я назвала разработанную мной систему «Идеальный дизайнер». Она включает пять взаимосвязанных звеньев, образующих целостность. Я ею горжусь. И не без оснований. Эта концепция помогла мне стать самой собой. Она легла в основу моего обучающего курса «Старт в коммерческом дизайне». Каждую из частей этой модели можно применять автономно, но именно в синергии они дают наиболее плодотворный эффект. В этой главе я лишь слегка коснусь столпов моей системы, подробнее каждую из них рассмотрим в соответствующих разделах книги.

Эмоции

Это то, что наполняет любого человека. Вся наша жизнь состоит из самых разнообразных эмоций. Именно они делают нас живыми и настоящими. Очень важно какие именно ощущения вы испытываете дома и на работе. Вы должны понимать то, что дизайнер коммерческой недвижимости сродни аккумуляторной батарее, от которой на протяжении всего периода реализации проекта будут подпитываться все его участники. Каждый из них, обладающий набором индивидуальных эмоциональных характеристик, в вашем лице будет искать внимание и поддержку. Вам как менеджеру будут звонить все, в любое время суток и по всякому поводу. Ответственность за принятие решений будет лежать исключительно на Вас. От скорости и качества ваших реакций зависит судьба проекта. Чтобы все это выдержать, нужно стать немного психологом и образцом спокойствия. И это актуально для всех сфер жизни.

Коммуникации

Я прокачала свои коммуникативные навыки до такой степени, что на первом же знакомстве с заказчиком могу на 90% с уверенностью сказать, что это мой проект. Важна именно первая встреча. На ней решается все. Или почти все. Подготовка к ней — это колоссальная превентивная работа. Я перестала ходить на деловые встречи со своим портфолио. Как оказалось, это вообще никому не нужно. В этой книге есть раздел «Первая встреча», где я подробно рассказываю о том как подготовиться к ней и делюсь секретами WOW-эффекта, которые придадут вам уверенности в себе.

Правовая грамотность

К сожалению, дизайнер достаточно часто страдает из-за недобросовестных заказчиков. Мне самой приходилось бывать в спорных ситуациях. Юридические неурядицы конкретно выбивают из привычной колеи. Повышение правовой грамотности убережет вас от нечистоплотности заказчиков.

Свобода

Дизайнеры зачастую даже не подозревают о том, что весь процесс работы с легкостью можно организовать в режиме онлайн. У меня, повторюсь, это получилось совершенно случайно. И как известно «случай — псевдоним Бога». В ожидании нашей дочери Розы я дистанционно спроектировала 3-ех этажный ресторан площадью 500 м2. Даже моя команда в свое время испытала шок от подобной неслыханной дерзости. Удаленная схема оказалась вполне рабочей. Кстати, клиенты с удовольствием принимают условия дистанционного взаимодействия. Такая практика всем удобна и здорово экономит время. В настоящее время 80% проектов я веду удалено, с болью вспоминая как всего 3 года назад лишала себя свободы действий, «привязываясь» к объекту. Благодаря пандемии вариант дистанционного коммуницирования стал повсеместной нормой.

Команда — ваш пятый элемент

Еще 3 года назад я абсолютно все задачи проекта тащила на себе. Я никому не могла доверить даже простейшие из них. Мне казалось, что я тот самый пятый элемент, без которого невозможен успех. К счастью, я вырвалась из плена этих иллюзий. На самом деле, результат зависит именно от слаженной командной работы. Как грамотно сформировать команду, найти равновесие между делегированием и контролем над проектом мы поговорим в четвертой части книги. Используя мой подход, вы перейдете на качественно новый уровень. Сегодня я чувствую, что за моей спиной стоит крутая, надежная и сплоченная команда, которая всегда рядом. Тот самый пятый элемент.

Создавая матрицу «Идеального дизайнера» я прежде всего ориентировалась на себя. Помимо всего прочего я — любящая жена и заботливая мама, разносторонняя и социально активная личность, страстная путешественница и убежденный гедонист. Чтобы научиться все успевать, следует подобрать подходящую систему и, дисциплинируясь, инсталлировать ее в свою жизнь. Я выстроила собственную парадигму и не схожу с ее рельс уже несколько успешных лет. Поверьте, я кайфую от каждой минуты. Я делюсь своим опытом, поскольку очень хочу, чтобы счастливых и самодостаточных людей было как можно больше. Буду рада, если моя книга будет полезна и приблизит вас к наполненной радостью и осознанностью жизни. И всегда помните о том, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний». *

* Цитата Элеоноры Рузвельт

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый богатый дизайнер. Пошаговая инструкция для коммерческого дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я