Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы

Алексис Филлипс, 2019

Любая команда со временем теряет свою эффективность: инициатива уступает место рутине, уровень вовлеченности и взаимной поддержки снижается, общая цель перестает быть таковой. Эту проблему организациям приходится решать постоянно. Авторы книги, опираясь на 15-летний опыт работы с командами, разработали структурированную и понятную модель, проверенный практический метод, позволяющий системно выстраивать командную работу. Они исследовали 14 факторов эффективности команд – качеств, позволяющих выполнять поставленную задачу и проявлять сотрудничество, – и создали воспроизводимую модель работы, основанную на принципах командного коучинга. В книге разбираются компетенции командного коуча и связанные с ними навыки, даются упражнения, примеры диалогов и бесед, приводящие к переоценке работы и новым командным нормам. Модель авторов уже используется тысячами команд по всему миру, она помогает достигать реальных результатов в бизнесе и создавать коллективы увлеченных людей через раскрытие их потенциала.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В этой книге представлена модель и методология, позволяющая раскрыть всю мощь и человеческий потенциал командной работы. Потребность в этом никогда еще не была столь насущной. Команды на всех уровнях организаций испытывают сильное давление, вызванное необходимостью работать в условиях возрастающего стресса и постоянно меняющейся среды. В этом все более конкурентном, требовательном и нестабильном мире команды вынуждены прикладывать максимум усилий, чтобы реализовать свой потенциал. Сегодня это касается любых команд всех уровней независимо от географии и отраслей. Мы предлагаем модель и процесс, с помощью которых можно последовательно изменять рабочую среду и поддерживать более эффективное взаимодействие в командах. Главное, на наш взгляд, — это сформировать цикл «действие — обучение», который позволит командам достигать выдающихся результатов, и создать внутреннюю культуру, которая будет придавать сил и обеспечивать устойчивость. Речь идет о практике коучинга, который опирается на многолетний опыт и результаты, достигнутые тысячами команд по всему миру.

Описание проблемы

Наши наблюдения показывают, что меньше 10 % команд оценивают свою эффективность как высокую[1]. Это означает, что 9 из 10 команд не справляются со своими задачами. Как ни странно, в этом нет ничего удивительного. Для команд сейчас сложные времена. Во всех организациях от них требуют одного — добиваться большего меньшими ресурсами. Темпы изменений продолжают нарастать. Сроки выполнения задач сокращаются, а ожидания от проектов увеличиваются. Все это вынуждает команды создаваться, работать и реформироваться с фантастической скоростью.

Организации справедливо видят в командах средство повысить свою эффективность. Именно команды могут дать компании преимущество. Объединяясь в команду, люди, обладающие разными способностями и опытом, в состоянии сделать то, чего не может сделать человек в одиночку. Сегодня стандартная организация представляет собой запутанный лабиринт, состоящий из пересекающихся команд: целостных, кросс-функциональных, с сетевой структурой, проектных, аджайл, матричных, межкультурных и виртуальных. Неудивительно, что команды не раскрывают всех своих возможностей. По данным недавних исследований Института Гэллапа, 85 % сотрудников не чувствуют вовлеченности в работу или вовсе ощущают свою обособленность. Это выливается примерно в $7 трлн потерь по всему миру[2] в результате снижения продуктивности. Одни только эти сугубо финансовые соображения уже должны привлечь внимание организаций[3]. А ведь есть еще нематериальные издержки, посчитать которые невозможно, — стресс сотрудников, текучка кадров, развитие культуры безразличия.

Стратегия организаций, предполагающая уделять больше внимания командам, разумна, но она ограничена ложной предпосылкой, что люди в командах естественным образом знают, как работать вместе. Обычно думают так: «Всем известно, что такое команда. Всем нам случалось работать в команде. Я делаю свое дело, ты делаешь свое — и все будет хорошо». К сожалению, эффективная совместная работа — это вовсе не сумма усилий членов команды, даже если каждый работает прекрасно. Каждому приходилось видеть или быть в команде с человеком, который сам по себе был высокоэффективным сотрудником, но в команде не мог достичь этого уровня.

В то же время многим доводилось трудиться в отличной команде или наблюдать такую в действии. Это вдохновляющий опыт. И вот что важно: почти все такие команды сложились случайно, как результат игры случая, когда в нужное время и с нужной целью объединились те самые люди, между которыми возникла особая «химия» отношений. Но если это произошло однажды, случайным образом, значит, должен быть способ создать воспроизводимый процесс, который давал бы такие же результаты. И этот способ существует, иначе мы бы не написали эту книгу. Речь идет о проверенном способе повышения эффективности команды, достижения реальных результатов в бизнесе и создания коллективов увлеченных людей через раскрытие их силы и человеческого потенциала.

Что вы узнаете из этой книги?

Книга состоит из трех частей. В первой части мы разбираем качества, которые делают выдающиеся команды таковыми. Что конкретно высокоэффективные команды делают лучше, чем другие? Есть ли в этом какая-то закономерность? Мы описываем модель, которая предполагает два фундаментальных измерения эффективности команды: условия, необходимые для эффективного выполнения задач (продуктивность), и условия, необходимые для эффективной совместной работы команды (позитивность).

Далее мы переходим к подробному описанию семи факторов продуктивности и семи факторов позитивности, которые образуют эти измерения. Каждый фактор вносит уникальный и неотъемлемый вклад в достижение эффективной работы команды. Мы показываем роль каждого из факторов и даем рекомендации, советы и упражнения, с помощью которых команда может, образно говоря, «прокачаться» и повысить свою эффективность. Существует четкое различие между тимбилдингом, фасилитацией групповой работы, групповым и командным коучингом. Вы узнаете о различных ролях в процессе командного коучинга, их соответствующем вкладе и ответственности. В главе 5 мы опишем три этапа процесса командного коучинга и отметим его важные отличия от коучинга индивидуального. Будучи процессом, принципиально ориентированным на изменения, коучинг идеально подходит для формирования новых сильных сторон команды.

Во второй части мы описываем пять основных компетенций в командном коучинге и показываем, как они образуют совокупность методов работы с командой. Мы описываем навыки командного коучинга, относящиеся к каждой из этих компетенций. Эти навыки являются базовыми коучинговыми навыками, адаптированными к работе с командой. Существуют и уникальные навыки, относящиеся только к работе с командой, которые мы также описываем в этой книге. Как можно догадаться, принципиальное различие между индивидуальным и командным коучингом заключается, по сути, в способности коуча удерживать в поле своего внимания значительно больше обстоятельств на большем числе уровней. Здесь все случается одновременно и перемены происходят непрерывно. Поэтому есть особые навыки и компетенции, которые мы освоили и отточили за годы работы с командами и обучения командных коучей по всему миру.

В третьей части мы свели воедино целый ряд важных мыслей, касающихся эффективного подхода к командному коучингу и организации самого процесса. Вот некоторые из тем третьей части:

● лучшие кандидаты на командный коучинг;

● коучинг виртуальной команды;

● подробный анализ особой роли лидера команды;

● критически важные, но часто упускаемые из виду взаимоотношения между командой и стейкхолдерами.

В заключение мы делимся нашим видением миссии и концепции работы с командами, а также объясняем, почему мы считаем эту работу столь важной и какие преимущества она создает помимо успешного выполнения задач компании.

Кому адресована эта книга?

Эта книга написана для всех, кто так или иначе работает с командами. Столь широкое определение включает целый ряд специалистов, но всех их объединяет потребность в реальном, воспроизводимом процессе, обеспечивающем устойчивое повышение эффективности командной работы. Мы говорим о коучинговом подходе, но роль командного коуча могут играть люди, выполняющие разные функции и имеющие свой особый опыт. Конечно, в первую очередь мы обращаемся к командным коучам, но также книга будет полезна и тем, кто проводит индивидуальный коучинг с топ-менеджерами, руководителями, бизнесменами. Мы видим в числе наших читателей практически всех специалистов, так или иначе работающих с группами и командами: консультантов по организационным вопросам, HR-бизнес-партнеров, специалистов по организационному развитию, фасилитаторов, а также тех, кто профессионально занимается обучением и развитием сотрудников, построением команд. Все они смогут извлечь для себя пользу из наших методов и примеров. Для простоты мы не будем всякий раз перечислять все эти должности и род занятий, а используем термин «командный коуч», понимая под ним любых специалистов, работающих с командами над повышением их эффективности.

Кроме того, книга ориентирована на командных лидеров, а также фактически на всех членов команды, которые хотели бы содействовать раскрытию ее потенциала. В нашей модели это означает команду, которая развивается в обоих направлениях — как продуктивности, так и позитивности — и «прокачивается», улучшая все 14 факторов своей эффективности (Team Performance Indicators™).

Краткие итоги

Как мы уже отмечали ранее, организации испытывают сильное давление, вынуждающее их искать способы сделать больше меньшими ресурсами и желательно побыстрее. Порой кажется, что воздух, которым дышат сотрудники, руководители, лидеры команд, буквально звенит от этого напряжения. И это явление глобально. Компании постоянно ищут очередной «лучший способ» повысить свою производительность и укрепить конкурентоспособность. Сталкиваясь с этим вызовом времени, многие организации обращаются к командам как к механизму по улучшению бизнес-результатов. Команды представляют собой идеальное решение благодаря разнообразным способностям каждого входящего в нее человека, а также открытому взаимодействию, общим целям и совместному видению.

Ключом к эффективному решению задач компании смогут стать команды, которые будут четко представлять, как работать эффективно в мире, полном сложных взаимосвязей. Нам приходилось видеть такие команды. Они достигали своих целей и даже превосходили ожидания, какими бы смелыми они ни были. Но что не менее важно, мы видели, как объединение в команду меняет качество жизни людей на рабочем месте. Именно в этом состоит главная задача этой книги и всей нашей работы. Необходим понятный, практичный и воспроизводимый процесс. Если создавать и поддерживать команды, не придерживаясь системного подхода, только одна из десяти будет действительно эффективной. Как сказал один мудрец: «Случайный успех вряд ли стоит считать удачной бизнес-стратегией». Мы убеждены, что у каждой команды есть потенциал, чтобы стать по-настоящему эффективной. В этой книге мы представим наш проверенный метод, который позволит команде раскрыть все ее возможности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

На основе данных TCI Team Diagnostic. Первоначальные базовые оценки команды до начала процесса командного коучинга.

2

Jim Harter, “Dismal Employee Engagement Is a Sign of Global Mismanagement,” Gallup Blog, December 20, 2017, https://www.gallup.com/workplace/231668/dismal-employee-engagement-sign-global-mismanagement.aspx.

3

Susan Sorenson and Keri Garman, “How to Tackle U. S. Employees’ Stagnating Engagement,” Gallup Business Journal, June 11, 2013, https://news.gallup.com/businessjournal/162953/tackle-employees-stagnating-engagement.aspx/.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я