Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ

Алексей Яцына

Сообщества являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мы входим в сообщества, мы общаемся в сообществах, с их помощью мы воплощаем свои интересы, и вместе совершаем малые и большие дела.Путеводитель – это опыт тех, кто каждый день создает и развивает сообщества, собранный в одном месте, чтобы вам, нашим соратникам по работе с сообществами, было понятнее и легче. Он лишь описывает маршрут, но пройти его вам предстоит самим. И тогда в следующем издании будут и ваши материалы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел первый.

Размышления о сообществах

Лекция 1.

Сообщество: понятия, динамика.

Дмитрий Забиров

Эта лекция к вопросу о сообществе: что это такое и как с ними работать. То есть это не академическая лекция, это не какие-то книжных знания. Это опыт из жизни и немного обобщений и каких-то рабочих терминов, которые, я надеюсь, вам помогут друг с другом договориться и более плодотворно работать над вашими темами, над вашими сообществами.

С сообществами в разных вариантах я работаю с тысяча девятьсот девяносто восьмого года, с две тысячи первого года профессионально организую работу команд, и также мы проводим различные деловые и образовательные игры.

Мне хочется начать с одной цитаты: «Не надо сомневаться, что маленькая группа думающих, преданных своему делу людей может изменить мир. На самом деле, только так и меняется мир». Маргарет Мид, американский социолог и специалист по развитию сообществ. Очень созвучную мне вещь говорит, и я неустанно ее цитирую.

Друзья, все большие, сильные вещи начинались с небольшого сообщества. Мощное экологическое движение когда-то было небольшим клубом людей, которых действительно заботило состояние окружающей среды.

Они собирались, обсуждали, спорили, и никто не знал тогда, что из этого выйдут такие массивные изменения, как Greenpeace, экологическое законодательство и, в принципе, смена мышления людей всего мира. Что люди начнут задумываться о воздействии на окружающую среду, о степени загрязнения, как это загрязнение уменьшать. Еще 100 лет назад это была совсем не очевидная история, что экологией надо заниматься.

Поэтому, друзья, дерзайте! Самое главное тут делать то, во что вы действительно верите. А сейчас попробуем разобраться, что такое сообщество.

Как вы думаете, друзья, любую ли группу людей можно назвать сообществом? (Рисунок 4)

Рисунок 4. Модели совместного бытия людей

Мы считаем, то есть я и мои коллеги, с которыми работаю, мы считаем, что одна и та же группа людей в разное время может быть сформирована по-разному. И даже люди, которые вместе работают, иногда будут выступать как сообщество. Даже люди, которые вместе живут, работают, хорошо друг друга знают, тем не менее не всегда будут называться сообществом.

Мы разделяем четыре вида групп:

• Первая группа, или первый вид человеческих групп, самый простой и самый агрессивный — это группа выживания или стая. Надеюсь, что никто из вас не попадал в такие ситуации, но иногда бывает, что люди попали вместе в очень опасную ситуацию. Например, возникла давка в торговом центре, на стадионе. И мы видим тогда, как люди, хорошие, добрые, вдруг теряют все человеческое и начинают просто всех расталкивать, бежать, потому что древний инстинкт. Стая. Очень редко такие случаются группы. Они не конструктивны. Они не слышат и не слушают, что им говорят.

• Следующий вид группы — это группа организации или коллектив: трудовой коллектив, военное подразделение. У них есть четкие правила, четкая иерархия, понятно, кто кому подчиняется, какие вопросы решают.

• Третий вид — наш случай — это группа, объединенная интересом. Это люди, которым вместе интересно, с одной стороны, а, с другой стороны, у них есть общий интерес. Поговорим немножко про интерес чуть попозже. Но главная мысль, после которой, в принципе, можно уже расходиться и дальше слушать меня только, если интересно — это то, что сообщество — это группа людей со схожим или с общим интересом.

• Есть еще один вид групп, не такой многочисленный, как сообщества, но также сложно устроенный, много чего способный добиться — это группа достижения или команда.

Группа выживания или стая прежде всего озабочена какими-то своими сиюминутными быстрыми проблемами. В такой группе решает все самый сильный и, в общем, работают инстинкты.

Группа организации — решают все правила и стандарты, и, соответственно, попадая туда, мы подписываемся соблюдать эти правила. Мы объединены там вот прежде всего формальными структурами: нашей должностью, инструкцией, КПЭ и т. д.

Сообщества — эта группа, куда мы попадаем добровольно, по интересам, разделяя их и ценности. И начинаем там взаимодействовать с близкими нам по духу людьми.

И команда — эта группа, куда мы попадаем, решив чего-то конкретного достичь вместе. В отличие от коллектива или сообщества, команда — это всегда четкая структура, направленная на достижение. Она достигает свои задачи и после этого или превращается во что-то другое, либо ставит себе новую цель.

Ремарка: есть такой термин «мировое сообщество». Государства можно рассматривать сообществом, только когда мы смотрим на какие-то глобальные мировые проблемы и говорим: «Да, вот здесь схожие интересы у этих государств».

Но когда мы опускаемся до конкретного уровня конкретных людей, нет, мы не можем рассматривать государство как сообщество. Оно слишком большое, слишком много разнообразных механизмов, институтов и организаций, чтобы мы смогли с этим работать. Это непрактично, так рассматривать государство на уровне людей. Но, в принципе, какие-то ученые, политологи вполне могут.

Есть четыре разных группы персонажей. Четыре фильма. Какая группа какой из четырех типов сообществ олицетворяет? (Рисунок 5)

Рисунок 5. Определите по картинкам типы объединений людей

Стая — это пиратский корабль: кто сильнее, тот и прав, руководит всем сила и выживание.

Коллектив — это самый чёткий порядок и строгая иерархия в армии. Коллективом в данном случае являются имперские штурмовики из звездных войн. Все понятно, что делать. Понятно, кто старше — Дарт Вейдер в середине. Просто надо научиться метко стрелять.

Сообщество — это совместный интерес, а команда — это достижение. Интерес, как правило, это больше, чем одна цель, больше, чем одна задача. Если мой интерес — это сохранение живой природы, то вряд ли я могу себе какое-то конкретное кольцо всевластья представить, которое я кинул в вулкан, и все сразу станет волшебным образом хорошо.

Команда заточена на достижение очень конкретного результата. Поэтому бригаду из «Властелина колец» я называю командой. У них есть большая цель, достижение. Им надо дойти и окончить власть темного властелина.

А ребят из «Гарри Поттера» я называю сообществом, поскольку у них общие интересы. Это сообщество, сложившееся в школе. Там они сначала не все были очень популярные ученики, и общаться им было особо не с кем, но друг с другом вместе они нашли общие интересы. Они расследовали разные тайны школы Хогвартс и на этой почве сдружились и действительно стали сообществом. Потом к ним стали примыкать другие ученики. Потом у них появился новый интерес: школе стали угрожать, и там целое большое сообщество в итоге получилось.

Обратите внимание, при этом это сообщество являлось частью коллектива. И в какой-то момент они сидели в классе, писали задания и были вполне себе частью школьного коллектива класса. А потом, в свободное от учебы время, они как сообщество ввязывались в разные истории, находили новых друзей, жили полноценной жизнью.

Вот на этом простом примере можно увидеть разные виды этих групп: коллектив, сообщества, команды. Дальше я концентрируюсь на сообществе и буду преимущественно обсуждать вопросы сообществ.

Под сообществом я понимаю связанную группу людей, разделяющих общий интерес и принимающих участие в неформальном принятии решений.

Это подразумевает, что мы все друг друга знаем или узнаем постепенно. И можем, и хотим друг с другом общаться. Если есть совсем никак не связанные друг с другом части нашего сообщества, то, ну может быть, это и не одно сообщество, а несколько. Общий интерес означает, с одной стороны, что у нас в чем-то общие ценности. Не обязательно на сто процентов общие, но мы в чем-то одном обязательно сходимся. Например, мы считаем, что беречь родную природу — это очень важно, или нам всем очень интересен уличный спорт, или мы считаем, что коллекционирование марок или редких монет — это предельная интересная история.

И принимающих участие в неформальном принятии решений. Что значит неформальное принятие решений. Это означает, что как только мы принимаем какие-то уставы, инструкции, организацию устраиваем, мы, с одной стороны, движемся вперед по жизненному циклу сообщества, становимся более зрелым сообществом. Но, с другой стороны, если нет вот этого неформального принятия решений, то есть места, где мы можем все обсудить, поспорить, прийти к какому-то решению, и это не будет ни в одной инструкции написано, место, где мы просто можем обсудить, куда двигаться нашему сообществу, и для этого не надо заполнять никаких заявок там и сидеть в очередях — это и есть живое сообщество, живой разговор, живое принятие решений. Мы, например, собираемся все и решаем, что мы можем вместе поехать на следующий какой-то большой форум вот как сообщество. У нас разные могут быть точки зрения, но мы, в конце концов, придем к единому мнению.

Соответственно, здесь я могу дать ответ на часто возникающий вопрос: является ли группа «ВКонтакте» или другой социальной сети сообществом? Сейчас многие используют это словосочетание: «сообщество «ВКонтакте», «сообщество «Фейсбук» и т. д. Моё мнение таково, что если применимы все элементы данного мной определения: связанная группа людей, разделяющих общий интерес, принимающих участие в неформальном принятии решений, то это часть живого сообщества. Но если мы не общаемся, а просто состоим в какой-то группе «ВКонтакте», если непонятно, какой у нас интерес, и мы его не обсуждаем, и не понятно, по поводу чего, собственно говоря, это обсуждение делать, и не принимаем решения, то это не сообщество. Просто так именуется группа «ВКонтакте». Живому сообществу всегда требуется своя площадка для общения. Но не каждая информационная площадка является живым сообществом.

Виды сообществ, с которыми мы работаем, с которыми мы сталкиваемся.

Первый вид — это сообщества, связанные общими обстоятельствами. Например, это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Это люди, прошедшие боевые действия. Это люди (даже термин такой есть) — сообщество обманутых вкладчиков. Все попали под, как правило, неприятную ситуацию. И вот, соответственно, наш интерес — как-то справиться с ее последствиями. Не обсудить с теми же, у кого схожая история, а вместе какие-то найти пути выхода из нее. И потом, когда мы непосредственно справились, остаются в сообществе те, кто готов помогать следующим.

Второй вид сообществ — это региональное или национальное сообщество, которых объединяет, прежде всего, их культура и идентичность. Это либо региональная идентичность, земляки, либо национальная культура. Очень часто такие сообщества активны именно не там, где живут представители этой культуры, а в других городах, других странах. Например, вот я сам из Казани, у нас достаточно сильные национальные сообщества иностранных студентов. К нам приехали китайские студенты, вьетнамские студенты. Приехав в незнакомое место, они сильно друг с другом сближаются. Даже если у себя на родине они не так сильно интересовались родной культурой, всеми этими вопросами. Здесь это какая-то ниточка к дому, это такая важная вещь, которая становятся их большим серьезным интересом.

Третий вид сообщества — это хобби или образ жизни. Хобби — это все возможные увлечения. Образ жизни отличается от хобби тем, что он захватывает всегда больший объем жизни человека. Например, спортивное сообщество балансируют между хобби и образом жизни. С одной стороны, это увлечение. С другой стороны, если ты действительно заинтересован и занимаешься, то сюда уже подтягивается режим дня, и питание, и привычки, и как бы целиком твоё увлечение начинает тебя определять. Поэтому мы их так вместе и ставим.

Четвертый вид сообщества — это сообщество практики. Это такие профессиональные группы, которым интересно не только работать, получать деньги, но которым интересно развиваться профессионально, которым интересно, куда будет развиваться их область деятельности, какие вопросы сложные возникают в их работе и как их решать. Практически во всех профессиях их можно выделить. Есть традиционно сильные сообщества практики у врачей и педагогов. Люди не только работают в школах, институтах, но еще обсуждают действительно важные для них вопросы: к чему мы готовим детей или студентов, каким образом построить диалог с этим растущим, то есть маленьким, но уже человеком и личностью. И, соответственно, никакой учебник, никакая инструкция должностная на это ответ не даст. Только в живом таком обсуждении эти вопросы обсуждаются и решаются.

И последние по списку, но не по значению — это волонтерские сообщества. Волонтеры — это такие сообщества, которые интересом своим сделали решение одной или нескольких социальных проблем. Это могут быть всевозможные социальные проблемы. Это могут быть проблемы, связанные с исторической памятью (волонтеры победы). Например, одной из социальных проблем может быть помощь старшему поколению. Или такая проблема, куда, собственно, старшему поколению на пенсии направить свои знания и компетенции, возможности — это так называемое серебряное волонтерство. Волонтерские сообщества — это тоже очень сильный большой вид сообществ и интересом сделать мир лучше и решить ту или иную социальную проблему.

Реплика: Являются ли землячества сообществами? Ведь они существуют давным-давно. Да, это очень большой и важный вид сообщества. Можно ли всех религиозных людей считать членами одного сообщества? Скорее нет, так как не выполняются все требования данного выше определения. Есть более связанные такие очаги, кластеры, которые можно назвать сообществом. Если они между собой тесно связаны, общаются, у них общие интересы, они вместе какие-то решения принимают. На в масштабе людей, которые делают конкретные дела в конкретной земле, думаю, что, скорее, надо говорить про конкретные какие-то объединения, группы, с которыми мы можем выйти на связь, чтоб вместе что-то хорошее делать.

Есть два режима жизни сообщества. Есть режим жизни обычный: мы общаемся, обсуждаем какие-то темы, разговариваем. А вдруг есть какое-то острое, яркое, интересное событие: фестиваль, форум, приезд какого-то важного для нас человека. И сразу у нас большое количество задач, работ. Мы все собрались вместе наконец-то, вышли из «ВКонтакте», как-то оживились. (Рисунок 6)

Рисунок 6. Два режима жизни сообщества

Режим обычной коммуникации мы называем потоковым, а события мы называем пиковым режимом. Произошло резко событие какое-то такое интересное, и потом еще разговоров на полгода.

Нам очень важно понимать, когда мы работаем с сообществом, что оба режима важны. Без событий не будет центральных точек объединения и таких всплесков. Но без потолка, без этого обсуждения, который иногда приходится самим начинать, просто чтобы разговор, что называется, не затухал. Без него нет такой повседневной хорошей плотной жизни сообщества, что называется весь год.

Соответственно, пиков должно быть не слишком много. Иначе они перестанут быть такими яркими, и просто все привыкнут. И умение вот этих события организовывать вовремя — это большое искусство, которое очень может серьезно помочь человеку, работающему в сообществе. (Рисунок 7)

Рисунок 7. Движение человека в сообществе

Поговорим про интерес или про стадии вовлечения в сообщество. Интерес складывается из двух составных частей: первая — тот, кому интересно (человечек на слайде, субъект), а вторая — объект интереса, про что сообщество. Если это хобби, то тема нашей коллекции, наше интересное занятие. Если это сообщество практики, то это развитие нашей профессии.

Четыре стадии таковы:

• Первая — любопытство. Не интересно, а так интересненько. Я что-то слышал, что-то такое мне рассказывали. Мне интересно, пойду посмотрю, что там делают.

• Вторая стадия — отношение. Я посмотрел, я удовлетворил своё любопытство и теперь могу для себя принять решение, самоопределиться: да, это интересное дело, интересные люди, я с ними остаюсь. Буду ходить на собрания, буду участвовать в обсуждениях. Мне интересно поприсутствовать.

• Третья стадия — деятельное вовлечение. Я уже не просто хожу и сижу. Я уже предлагаю свою помощь и уже начинаю сам на себя брать задачи в сообществе и делать.

• Четвертый вид вовлечения, уже совсем глубокий, выстраивание перспективы или образа будущего. Я вовлекся, я участвую в работе, и на основании этого я считаю, что вот туда нам надо двигаться. Вот такой образ будущего по поводу сообщества, как развиваться сообществу, и по поводу объекта моего интереса. Я считаю, что для того, чтобы решать нашу социальную проблему, которую мы, как волонтеры, решаем вот так, должна быть выстроена наша работа, и вот так эту проблему можно и нужно решать.

Рисунок 8. Как человек выпадает из сообщества

Эти четыре стадии (Рисунок 8) — это лестница, ступеньки которой каждый из нас проходил в тех сообществах, которые нам действительно важны. Но интерес — штука капризная, и он может теряться. И здесь на слайде я привел четыре главных барьера на пути вовлечения человека в сообщество:

• На стадии любопытство барьер звучит как «скучно». Я пошел, послушал, но не смогли меня ребята зацепить, захватить мое внимание, действительно показать объект своего интереса, свое сообщество. Я не увидел там чего-то такого. Я не увидел огонька в глазах, что они сами в это не верят. Я не понял их сообщества — оно какое-то слишком сложное, мудреное. Я посмотрел, пойду дальше куда-нибудь.

• На стадии отношения барьер звучит как «не моё». Я посмотрел, я все оценил и решил, что нет, это не для меня. И этот ответ хороший, честный. Лучше человек сразу оценит себя, свои силы, сообщество, в которое он пришел, и поймет, что у него душа не лежит, чем останется и потом будет несчастен.

• На стадии деятельное вовлечение барьер звучит «одна болтовня». Я пришел, мне интересно, я такой давайте работать, давайте что-то делать. И вдруг выясняется, что никто делать ничего не собирается. Просто все перетирает из пустого в порожнее. Не решает ничего это сообщество. Действий не совершает. Понятно, одна болтовня, я пошел.

• И выстраивание перспективы барьер звучит «перерос». Как правило, это означает, что образ будущего где-то поломался, или у человека свой образ будущего перестал соответствовать его запросам и потребностям. Или у сообщества всего образа будущего нет. И человек такой, ну ребят, выше, как бы по кругу одно и то же, нет следующего шага, нету какого-то развития, я перерос, простите, ребята, я пошел.

Соответственно, четыре барьера. Я всегда советую о них помнить и себя проверять:

• Любопытство — можем ли мы рассказать так, чтобы глаза загорелись, можем ли мы действительно интересно представить наше дело.

• Отношение — как мы можем человеку помочь хорошо честно самоопределиться. Не завлекать всех подряд в пирамиду какую-то, а честно поставить вопрос: вот мы, вот что мы делаем, ты с нами, не с нами, или как тебе помочь это решить.

• Деятельное вовлечение — давайте смотреть и быть уверенными, что у нас есть дело. Чтобы не только разговариваем, что мы реально помогаем пожилым, реально проводим акции по очистке, например, природных водоемов, если мы про окружающую среду. Вот у нас недавно десант в Казани проехал по нашим озерам, вывез около полутора тонн мусора буквально за один выходной, то, что наши отдыхающие понаставили.

• Выстраивание перспективы, что вы действительно открыты и готовы обсуждать образ будущего, обсуждать следующий шаг, вам важно то, куда все это сообщество движется.

Ресурсы сообщества.

Есть такое заблуждение, с которым я часто сталкиваюсь, особенно в некоммерческой сфере, что единственный вообще ресурс — это деньги или что ресурсов всего два — деньги и время. Всё остальное как бы и не существенное, такая пыль под ногами. Я с этим категорически не согласен, и мы с коллегами считаем, что главными ресурсами сообщества являются то, что в него, строго говоря, привносят люди.

Ресурсы сообщества — это то, что мы можем привлекать на развитие сообщества, то, что туда привносят люди, это благодаря чему развивается в конечном счете вашего общее дело. «Люди», «Рабочие руки», «Человеческий труд». (Рисунок 9)

Итак, первый ресурс, с которым мы всё время работаем, но всё время забываем — мнение. Если у человека нет своего мнения про наше общее дело, значит, ему неинтересно. И он вообще здесь как бы такой пассивный зритель. Сложить или сформировать мнение человека про наше общее дело, обсудить с ним это мнение, дальше в этом обсуждении выделить лидеров мнений, людей, которые обладают экспертизой, опытом и к их слову прислушиваются. Очень важно, чтобы у вас в сообществе постоянно шло вот такое кипение, в хорошем смысле слова коммуникация, складывались различные мнения. Опять же, это не то что мнений бывает два, моё и неправильное. Наоборот, сообщество тем хорошо, что оно максимально демократичное, помните про неформальное принятие решений, и там зарождаются и обсуждаются всевозможные мнения. Очень важно любого выслушать, даже если вы с ним не согласны, и какое-то зерно извлечь из его мнения.

Рисунок 9. Ресурсы сообщества

Следующий ресурс — это репутация. Очень важно, когда к вашему сообществу присоединяются уважаемые люди. Вы, может быть, слышали или встречали, когда звезды различные театра и кино к какому-то хорошему делу присоединяются. Репутация, даже если речь не идет о звездах кинематографа, в любом случае даже хороший работящий честный человек обладает собственной репутацией. И в сообществе складывается своя внутренняя репутация. Все знают, что это человек достойный, что он не подведет, что он всегда поможет. Но важно помнить, что репутация складывается двадцать лет, а теряется затем за двадцать минут. Поэтому очень важно этот ресурс всегда сохранять, приумножать, и тогда будет не только хорошая репутация у разных членов сообщества, но и у всего сообщества будет хорошая репутация.

Следующий ресурс — это вклад, вот рабочие руки написали. С одной стороны, труд человеческий — самый ценный ресурс из всех экономических. А с другой стороны, конкретный, материальный, творческий вклад. Это и какие-то денежные пожертвования, это и техника, транспорт. Всё, что человек может принести и сказать: вот, пожалуйста, на наше общее дело. Когда мы говорим про вклад, здесь очень важен вопрос справедливости и такой честности, что действительно все были уверены, что ресурсы тратятся только на общее дело и только в прозрачном таком явном понятном всем виде. Потому что иначе начнет страдать репутация, начнут уходить люди, если это непрозрачные какие-то процессы и история не понятная.

Мнение, репутации, вклад. Есть еще один вид ресурсов, который на картинке можно поискать.

Еще один вид ресурсов — это связи. Эти палочки на рисунке, которые нас связывают с другими людьми. Это и связи внутри сообщества, та самая связанность, о которой я говорил. Это и связи нас с другими, то есть мы знаем, к кому обратиться, с кем обсудить тот или иной вопрос. Мы можем всегда написать кому-то, позвонить и какой-то важный для нас вопрос решить.

Следующий вопрос — кто делает сообщества. Есть три позиции, которые обязательно должны быть в сообществе. Это не должности. Иногда бывает так, что вам надо занимать несколько позиций. Просто надо четко всегда понимать: как кто вы сейчас выступаете. (Рисунок 10)

Первая из списка, но они все равнозначны, это деятель. Тот, кто организует необходимые работы, организует фестиваль, организует подвоз всех участников и, в общем, старается, чтобы все, что должно быть сделано, было сделано. Организация необходимых работ.

Рисунок 10. Позиции в сообществе

Следующая позиция — это хранитель сообщества, сердце. Это работа с новичками, это работа с вновь приходящими людьми, чтобы рассказать, как у нас тут все устроено, что мы считаем хорошим и правильным, что мы делаем, что мы не делаем, такое удержание ценностей.

И позиция визионер — человек с видением. Его задача — это расширение границ. Это он придет и скажет: а давайте еще — и предложит какую-то идею. Это может быть совершенно безумная идея, а потом, когда вы про нее немножко подумаете, вы поймете, что только это и нужно для того, чтобы следующий шаг сделать. Например, давайте еще привлечем к нашему делу пенсионеров. Мы такие сначала: «скажи, какие плюсы, где мы и где пенсионеры». А потом подумаем, и, действительно, у них есть опыт, у них есть интерес в общении с молодёжью, а у нас как раз молодежное сообщество, и что-то такое интересное начнет закручиваться.

Эти три позиции будут между собой часто спорить. И это нормально. Может быть, они даже буду спорить в вашей голове, если вы одновременно и хранитель, и деятель. С одной стороны, ценности у нас вот такие, а с другой стороны, для того, чтобы действительно сделать дело, надо сейчас как-то привлечь совершенно незнакомых людей. И хранитель будет говорить, что так не делают, мы же как бы должны сначала… а деятель будет говорить: надо очень быстро. И здесь нет какого-то ответа, кто прав. Правы и те, кто искренне болеет за дело, правы те, кто разделяет ценности сообщества, правы и те, кто думает и беспокоится о людях. Но такие споры или обсуждения горячие будут все время возникать. Здесь очень важно понимать, когда человек тебе возражает, он тебе с какой позиции возражает сейчас:

• как деятель говорит, которому все это делать,

• как хранитель говорит, которому не все равно, какие у нас ценности, чтобы мы сами не переступали через свои интересы,

• или он как визионер, у которого есть крутая интересная идея, и надо его выслушать.

Поэтому я вас призываю всегда понимать, откуда вы говорите, вы говорите с какой позиции.

Но этого недостаточно. Есть еще позиции или партнеры не только внутри сообщества, но и вне его. И вот я предыдущий слайд здесь нарисовал в центре. А вокруг него мы выделили четыре главные позиции. Наверняка их больше, но это просто те, с кем мы чаще всего сталкивались. (Рисунок 11)

Рисунок 11. Внешние по отношению к сообществу

субъекты

Позиция первая — это владелец проблемы — это тот, кто представляет либо решаемую нами проблему, либо тот, кто решает эту же проблему, но на своем уровне. Например, если мы волонтеры социальной направленности, то владельцем проблемы, с одной стороны, будут являться те люди, которым мы помогаем, а с другой стороны, владельцем проблемы будут являться, например, органы социальной работы нашего субъекта федерации. И это тоже в том числе их проблема — забота о пожилых. И мы, со своей стороны, как сообщество это решаем. Они со своей стороны это решают, как государственный орган. И мы можем с ними запартнериться, мы можем с ними друг другу быть полезными.

Следующая позиция — это держатель площадки. Например, дом культуры, где мы собираемся. Например, форум, на котором мы что-то хотим свое проводить. Например, держатель интернет-сайта интересного, на котором мы также хотим разместить информацию про свое сообщество.

Следующая позиция — это предприниматель, и это человек, который делает свое дело, свой бизнес. И мы можем с ним друг другу каким-то образом быть полезны. Он может нам чем-то помочь. Например, он может быть донором или жертвователем, может вклад какой-то сделать, сам в сообщество не входя. Или, например, он, разворачивая какой-то свой бизнес-проект, может тем не менее не забыть про наше общее дело и нас каким-то образом продвинуть, и мы с ним запартнериться. Например, предприниматель, который делает бизнес вокруг пляжей, на него вышли ребята из экологического сообщества и так провели с ним обсуждение, что он сразу начал закладывать раздельный сбор мусора в свои проекты: точки общепита и т. д. Обратите внимание, они не заработали друг на друге денег. Это не бизнес-связи предпринимателя и сообщества. Но они смогли предпринимателя вовлечь в свое дело, в реализацию своего экологического интереса. Услышал, прислушивался, и как бы ему репутация, а для сообщества это хорошо, оно выполняет свою задачу. И есть еще представители другого сообщества. У них свой интерес, свои ценности. Но мы можем уважительно найти точки соприкосновения и вместе провести какое-то совместное действие.

С чего начинается сообщество: с деятеля, хранителя или визионера? Я так скажу: эти позиции появляются, как только мы осознаем себя как сообщество.

Деятель — без деятеля мы просто ничего не делаем.

Хранитель — без хранителя мы себя не осознаем как сообщество, не сможем свои ценности зафиксировать.

Визионер — без визионера мы не увидим следующий шаг.

Поэтому если у нас какой-то позиции не хватает, то мы будем буксовать на месте.

Без хранителя попросту развалимся, потому что сердца не будет у нашего сообщества, ничего не будет его объединять.

Без визионера нам скоро станет скучно, потому что мы одно и то же делаем.

А без деятеля просто не поедет. Мы немножко пособираемся, посовещаемся, а потом разойдемся, потому что ничего важного не будет сделано.

Поэтому они все равно важны, и чтобы они вовремя таким образом осознали и самоопределились.

Четыре главных этапа (Рисунок 12).

Первая волна — такой призыв, когда находится один или несколько человек, заряженных идей. И они кидают клич: кому еще интересно, давайте вместе соберемся, и они привлекают людей, которые разделяют этот интерес и впервые вместе что-то делают.

Складывание — это какое-то первое большое дело, которое вместе будет ими сделано, и действительно осознание себя сообществом.

Рисунок 12. Жизненный цикл сообществ

Бурный рост, когда что-то получилось, успех заразителен. Будут приходить новые люди, причем больше, чем вы успеете переварить. Будут какие-то первые серьезные конфликты. Все люди разные, взгляды у всех разные, и бурный рост означает, что что-то уже такое происходит на другом конце сообщества, что я могу не знать как его там основатель. Это время, когда связанность под угрозой, потому что слишком много людей приходит, больше, чем общество успевает переварить.

И инерция, когда наплыв людей схлынул, кто-то остался, кто-то ушел, кто-то принял нормы и обычаи сообщества, которые уже сложились довольно прочно. И после этого есть два варианта. Первый либо в состоянии инерции, так и будем продолжать жить. В этом нет ничего плохого. Просто когда идет складывание и бурный рост, это означает, что сообщество какой-то важный нерв зацепило, какую-то проблему сковырнуло. А инерция означает, что проблема либо решена, либо стало понятно, что это сообщество не имеет амбиции её решить. Просто что-то хорошее делает — и ладно.

Но бывает, что происходит отделение. И из уже сложившегося такого спокойного инерционного сообщества выделяется новая молодая дерзкая волна, и круг повторяется. (Рисунок 13)

Рисунок 13. Жизненный цикл сообщества. Новый круг

Вот эти пунктирные линии на схеме на переходах — это барьеры. Потому что если вы не прошли барьер первой волны, у вас не произойдет складывания. Если вы не прошли барьер складывания, у вас не начнется бурного роста и так далее. Если не прошли барьер бурного роста, то у вас не будет инерции, а вас просто раскидает.

Рисунок 14. Инструменты работы с сообществом

Чтобы эти барьеры проходить — это не обязательно, как чек-лист, а фокусы внимания (Рисунок 14):

• На этапе первой волны стоит обратить внимание:

° На публикацию интереса, чтобы ваш ключ, когда вы кидаете клич и собираете единомышленников, чтобы он действительно был услышан теми, к кому вы обращаетесь. Если вы говорите про молодежные сообщества, значит, чтобы крупные молодежные площадки точно это сообщение ваше получили. Если вы говорите про сообщества жильцов вашего района, что точно совершенно жильцы вашего района узнают о том, кто вы и что вы собираетесь делать.

° На площадку коммуникации — это то, что людям, которые приходят на наш призыв, было где собраться и пообщаться. Это могут быть как сетевые интернет-площадки, так живое общение. Сейчас у нас есть ограничения, связанные с COVID, но даже с этими ограничениями, соблюдая все санитарные требования, мы можем встречаться и взаимодействовать.

• На этапе складывания важно провести событие. Под событием я имею в виду не обязательно праздник или фестиваль, а действительно важное мероприятие с точки зрения интересов и ценностей вашего сообщества. Не обязательно пускать салюты и звать звезду эстрады. Важно, чтобы это действительно увидели и почувствовали участники сообщества и те, кому мы помогаем, что мы действительно вывели наше увлечение, наше хобби на какой-то новый уровень. Очень часто будет какое-то событие фестивального характера. Совершенно нормально. Главное, чтобы суть дела не терялась, чтобы это было событие не только на словах или по количеству шариков, которые мы запустили, но и по тому делу, которое мы при этом делали. И фестиваль, и форум — это всегда только средство выполнить цель.

• На стадии бурного роста надо:

° Отработать процедуру входа для новичков. Потому что мы уже не можем с каждым говорить, как раньше, один на один. Времени нет. Дел много — времени мало. Тут какая-то процедура входа должна быть отработана.

° Разделение ролей в команде. Событие всегда требует команды, и внутри сообщества будут появляться такие команды, которые занимаются разными вопросами: вопрос фестиваля, вопрос интернет-площадки. Вы просто разные. Распределить роли и запустить работу — это такая важная большая штука.

• На стадии инерции очень важно отработать платформу принятия решения, чтобы люди чувствовали, что их голос услышан и что, действительно, какие-то решения сообщество принимает. Потому что иначе как мы увидим, что что-то обсуждается, какие-то решения принимаются, то интерес мы с вами потеряем.

Это такая коротенькая памятка, что имеет смысл делать на каждой стадии жизненного цикла сообщества. Но чем раньше какие-то вещи мы отработаем технологически, тем меньше нам придется с вами потом расхлебывать ненужные конфликты, сожалеть о хороших людях, которые уходят, а могли бы не уходить и так далее.

Самое важное, что важно помнить про работу с сообществом, то, что мы работаем всегда сами собой. Только войдя в сообщество, мы можем что-то менять. Нельзя как птица парить над сообществом и что-то такое им указывать, что им надо делать, что не надо делать. Это, во-первых, не очень честно, а, во-вторых, не работает. Сообщество слушает только тех, кто внутри делает дело, кто занимается общением, кто собирает людей на дело, кто обсуждает действительно важный вопрос. Только эти люди и делают сообщество, становясь деятелями, хранителями, визионерами. Всё остальное, если люди снаружи будут пытаться каким-то образом определять жизнь сообщества, то это так не работает. Сообщество — это живой организм, и оно всегда очень к таким вопросам чутко.

Одна из самых интересных тем в управлении — это вопросы по работе или по управлению сообществом.

Три главных качества для работы в сообществе.

Мне кажется, что первое — это честность, честность к себе или с собой и честность с другими. Честный с собой — это не надо оставаться там, где вы остаетесь по привычке, потому что люди не так посмотрят и так далее. Если живой интерес исчез, то лучше и не стоит оставаться, и наоборот. Честность — это и ответственность, всегда этическая чистоплотность.

Второе — это энергия. Если энергии нет, то какие бы у вас ни были суперидеи, и люди за вами не пойдут, и вы сами будете работать на износ в плохом смысле слова.

Третье — это любопытство. Большое любопытство к людям, к тому, что им интересно, к вашему делу, к тому, как можно лучше сделать. Вот любопытство — это, мне кажется, очень важно. И все это складывается в понятие, которые мы говорим — не равнодушные люди.

Источники моего опыта и размышлений о сообществах.

Мы и занимались долго, и сейчас занимаемся большим сообществом — любителей ролевых игр живого действия. Это когда люди собираются и проводят большую ролевую игру в персонажах, на историческом каком-то материале, на материале книги или фильма, с одной стороны, отыгрывая роль, а с другой стороны, прямо действуя, и попадают некоторым образом под эту эпоху.

Мы организуем один из крупнейших фестивалей в Казани — Зиланткон. Это как раз одно из таких регулярных событий в жизни очень большого сообщества. Мы уже не можем даже назвать ролевое сообщество единым. Есть несколько ролевых сообществ. Они друг с другом сложным образом связаны. Вот эта работа постоянно требует, с одной стороны, понимания, как сообщество устроено, что ему нужно, а с другой стороны, такого партнерства вполне себе с большими взрослыми организациями и министерством по делам молодежи Республики Татарстан, и различными бизнесами, и средствами массовой информации. Большая серьезная работа. И здесь очень важно, с одной стороны, все это удержать, а с другой стороны, не засушить суть дела. Потому что сами неформальные сообщества очень требовательны к свободе. И если это пространство свободы вы потеряете, то люди не придут и не будут вам верить. Поэтому удержание этого баланса — это такая большая сложная задача.

Также есть такая партнерская сеть, крупная по стране, называется Конструкторы сообществ практики. Она занимается, как следует из названия, сообществом практики и их складыванием.

И есть такой форсайт-сообщество — сообщество людей, которые задумываются о будущем, обсуждают те или иные сценарии развития событий. И вот к этому форсайт-сообществу я имею непосредственное отношение.

Сейчас (2020 г.) проходит работа большая, мировая, ее заказывает чемпионат рабочих профессий Worldskills, который в прошлом году прошел у нас в России. Вот мы сейчас работаем в том числе по поручению WSR на складывание международного сообщества людей, которые занимаются профессиональным образованием. Сейчас проходит такая серия форсайтов, серии сессии — они думают, куда пойдет мир, как изменятся профессии, как изменится образование после COVID. Именно что сообщество практики, куда двинутся профессии, каков следующий шаг развития с учетом всех этих сценариев.

Я сначала попал в сообщество любителей ролевых игр, а потом просто попал на позицию деятеля: стал организовывать фестиваль. А когда я стал организовывать фестиваль, то сложность происходящего стала такой большой, что мне пришлось разбираться. Когда пришлось разбираться, там уже как-то этот опыт и описывать. Но сначала попадаешь в сообщество и начинаешь работать.

Последнее, что важно сказать. После сообщества следующий шаг — это сеть сообществ (Рисунок 15). Они базируются на над-интересе. И каждое сообщество не теряет собственной идентичности, собственного культурного кода, сможет найти точки соприкосновения с другими сообществами. Чего я вам и желаю.

Рисунок 15. Сеть сообществ

Размышление 2.

Лидеры изменений против лидеров практик, или Как думать о сообществах.

Денис Коричин

Разговор вовсе не про организацию сообщества, а про то, как про сообщества думать «из человека». Мне кажется, про это надо говорить именно так, потому что часто желание по-настоящему собрать сообщество возникает у человека в трех ситуациях.

О ситуациях, которые мы называем «сообщества»

Первая, самая простая ситуация, когда человек понимает, что вокруг есть какое-то количество людей, с которыми ему приятно что-либо делать. Это, на самом деле, не сообщества, а какие-то другие социальные формации, ориентированные на деятельность: стая, коллектив, команда и т. д.

Второй вариант, когда человек видит, что есть какая-то неструктурированная совокупность деятелей, имеющих общий признак. И человек понимает, что объединение этих людей в группу даст добавленную стоимость. Чаще всего в нынешних реалиях — это сбор некоторых профессиональных групп или групп по интересам специализированными комьюнити-менеджерами. И эти менеджеры становятся, в худшем случае, паразитами, в лучшем случае — симбионтами.

И, наконец, третий вариант, который, с моей точки зрения, описывает ситуацию необходимости собирать сообщество и, собственно, организатора сообщества, когда ты не делать что-то хочешь с этими самыми людьми, а поговорить. То есть человек понимает, что знаний, опыта, кейсов этих людей в этой профессиональной, территориальной или какой-то иной практике предостаточно, чтобы сделать жизнь всех остальных лучше.

Я бы предложил думать и говорить преимущественно про третий вариант. При том что какое-то количество тусовок, команд, коллективов имеет место в нашей жизни и некоторые суждения будут полезны и таким объединениям. А функциональный комьюнити-менеджмент так просто осуществляется, что в нашей технологической волне почти ничего не стоит.

Важно, что третий тип сообщества — тех, кто разговаривает по делу — качественно отличается от того, что объединяют комьюнити-менеджеры или лидеры деловых объединений. Лидеры деловых объединений собирают людей для дела, а не для разговора. Разговор в таких структурах — способ выбросить адреналин или поделиться. А комьюнити-менеджерам в их объединениях выгодно, чтобы градус общения поддерживался, но ситуация не менялась. Потому что им нужно пространство политрансляции (когда много-много говорящих голов), а не коммуникации (которая ведет к сокращению говорения). Они «кормятся» на числе вовлеченных, на потреблении в этом говорливом пространстве.

Как мы знаем, во всех структурах в какой-то момент возникает оптимальная форма деятельности. Вначале разнообразие, потом оно сводится к некоему оптимуму, потом снова разнообразие и т. д. Это биологический закон, социальные закономерности (да и вообще смена единой логики на видовое разнообразие и обратно даже в развитии технологических платформ наблюдается) и т. д. Значит, выигрывают те комьюнити-менеджеры, которые стартуют свою работу на только раскрывающейся вариативности, что позволяет быстро втянуть большое число пользователей. Но если собираются действительно те, кому есть что сказать и кто намерен преобразовать деятельность, то с высокой долей вероятности эта коммуникация в какой-то момент придет к оптимальной форме, а значит, людям станет не о чем разговаривать, они обо всем договорятся. И «комьюнити» как место политрансляции вырождается. Поэтому для меня важна разница между разного вида лидерами, находящимися в пространстве коммуникации.

Смысл и назначение сообществ

Особая проблема, которую важно не упустить из фокуса внимания, заключается в том, что в общественном развитии есть такая функция/страта/социальная группа — социальный инженер — те, кто преобразуют общественные состояния: устраивают новые формы взаимодействия, создают общественные институты и прочее. В кризисы появляется множество таких форм, а вот устойчивые социальные лифты для этих позиций разрушаются.

Пример: устойчивый социальный лифт коммунистического общества в кризис, где было понятно, как «ползти вверх» по социальной лестнице (пионерия, комсомол, партия), развалился.

Собственно, где-то 10 лет назад (около 2010 года) мы провалились в вечный социальный кризис. Скорость изменений вне и внутри страны, в поле профессиональных, территориальных и других социальных групп, слоев, страт теперь огромна. Постоянно появляются единичные случаи, будоражащие всех. Происходит постоянная смена позиций и т. д. Элиты вибрируют, пытаются удержать status quo. Ни о каких устойчивых социальных лифтах вообще, и для этих самых «социальных инженеров», в частности, речь уже не идет. Появляются люди — те самые комьюнити-менеджеры — которые умеют в моменте находить суперспособ для суперкапитализации. Организуются быстроживущие социальные институты, возникают хайпы, появляются и отмирают модные темы. Вокруг них и строятся быстрые сообщества (Рисунок 16).

Мысль: дать попробовать инструменты размышления людям, которые связали свою деятельность с общественным строительством: как определять наиболее перспективные возможности, ниши, направления.

Рисунок 16. Проблема социальных институтов

То есть это размышление о том, где искать кирпичи для строительства сообщества? (Рисунок 17)

Рисунок 17. Где человеку искать ресурсы, чтобы

собирать сообщества

Сообщество — это место генерации нового знания, пространство плотного взаимодействия пассионарных, сильных людей. То есть в пределе это место появления пользы, прибавки, генерации нового социально-экономического порядка.

Разговор пойдет в нескольких разрезах:

• Во-первых, важно разделить «Организатора сообщества» от «Лидера» в тематическом пространстве.

• Во-вторых, выявить разницу и в их продуктивности.

• В-третьих, объяснить, чем «Лидер проекта» (деятельности), находящийся за пределами сообществ, отличается от «Лидера мнений», находящегося внутри сообщества.

• В-четвертых, обсудить пространство появления этих позиций.

• В-пятых, обсудить существующие и перспективные инструменты (громко сказано, скорее, поразмышлять над ними).

Обдумывание про сообщества лучше всего вести, прочерчивая путь между понятиями полисубъектности (это когда в едином теле/пространстве/системе много разных субъектов) и коллективного субъекта (это когда тел много, а логика размышления, устремленность, целеполагание одно). И если рассматривать разные комбинации и проекции этих понятий, то там можно много интересного для сообществ найти. (Рисунок 18)

Рисунок 18. Суть и смысл сообществ

Сообщество и деятельность

Говоря о сообществах третьего типа (про коммуникацию), важно разделить два пространства: клуба и деятельности. Различие этих пространств — в основном виде активности. В части «деятельности» активность направлена на получение немедленной пользы, продукта. В части «клубов» активность направлена на появление новых смыслов.

В пространстве клубов рождаются правила и протоколы, то есть такие способы взаимодействия между собой, которые в реальной деятельности не нужны, вплоть до помехи в работе. А вот в общении правила и протоколы важны, потому что являются основанием для взаимодействия.

И только в клубах (или сообществах) можно обсуждать то, что называется ценности и смыслы. Потому что в деятельности обсуждать ценности и смыслы некогда. Работать надо. А в сообществе это можно обсудить. (Рисунок 19)

Рисунок 19. Сообщество и деятельность

Этот принцип устройства содержит и проблемную ситуацию: нам очень хочется, когда мы трудимся бок о бок, чтобы нас окружали люди со схожими с нами ценностями. Но обсудить их некогда. И если замечается нарушение ценностей, то некогда это обсуждать, а просто производится организационное решение.

Это значит, что переход между двумя пространствами должен быть суперпродуктивным. Ты должен так обдумывать свою прошедшую деятельность, чтобы было что обсуждать в клубе. И делать такие выводы из обсуждений в клубе, фиксацию смыслов, чтобы в следующей деятельности было как можно меньше огрехов, чтобы деятельность твоя была принципиально другого уровня результативности и продуктивности.

Если думать про то, чем отличается дизайн (конструирование) от мастерства (исполнения), то разница между пространствами клубными и деятельности ровно в этом. Чем больше задизайнишь перед деятельностью, тем меньше энергии и ресурсов на изменения и работу с кризисами тебе понадобится в самой деятельности. Идеальный вариант, когда всё подготовил, а потом оно «само покатилось».

В центре между двумя пространствами находится программа, и программа эта — единица существования человека. У некоторых людей программы очень простые (не примитивные, а именно простые, с понятными целями), у кого-то суперсложные, не всегда понятные даже самому носителю такой индивидуальной программы. Важно, что все активности складываются в программу, и программа является подтверждением того, что человек живой и со своей собственной волей. Вся активность человека, которая не соответствует его личной программе, это активность бессубъектная. Человек в этой активности — рабочая функция в программах других людей. (Рисунок 20)

Рисунок 20. Программа — единица деятельности

человека

Из индивидуальных программ людей складывается сумма продуктивной социально-экономической деятельности. Функции в чужих программах — способ оптимизации и экономии, но они — управляемый (и почти всегда заменимый) их элемент.

Позиции в сообществе и в деятельности

В этих двух пространствах есть две важные позиции для обсуждения сообщества (Рисунок 21):

• В пространстве сообщества «организатор сообщества» отвечает за коммуникацию.

• В пространстве деятельности «лидер деятельности» отвечает за результат.

Рисунок 21. Позиции в сообществе

Ужасно это или прекрасно, но обозначенные позиции не могут друг без друга существовать.

Лидер проекта должен пользоваться какими-то исключительными знаниями, которые порождаются в пространстве сообщества, чтобы то, что он делает, было еще более крутым. А также, получая некоторые результаты и продукты, он должен иметь возможность их воспроизвести, чтобы на этом заработать, даже если это упаковка знания.

Но это знание должно где-то обращаться. И тогда необходимо «потерять» позицию лидера проекта и отправиться в среду, где это знание можно обсудить.

Та же самая «неполная» ситуация с организатором сообщества. Если не будет деятелей, производящих новую активность, то организатору сообщества будет нечего организовывать, поскольку не будет предмета захватывающих обсуждений. Нечего будет обсуждать, и не найдется объекта, вокруг которого нужно выстраивать коммуникацию.

Организатор сообщества, в отличие от лидера проекта, управляет тремя вещами:

Приращением знания, что, в свою очередь, является основанием для других людей входить в это сообщество, в т. ч. быть постоянно включенными. «По четвергам я всегда в клубе. Ну мало ли что интересное услышу». Любые клубы строились и продолжают строиться именно на таком интересе — личном интересе не пропустить новенькое и быть в курсе.

Идентичностью, что проходит по границе сообщества. Именно организатор сообщества управляет границами сообщества, а значит, его репутацией. Допуск — это понимание, что знание, которым каждый прирастает внутри, обладает определенной ценностью. Репутация важна и снаружи, если известно, что ты вхож в некоторые сообщества (осведомленность, уровень экспертности и т. д.), и внутри твое слово весит значительно больше. То есть организатор сообщества, управляя идентичностью, каждому слову веса и добавляет.

Равенством права высказываться. Коммуникация может быть эффективной только тогда, когда нет давления одного мнения. Сообщество — это пространство коммуникации, являющееся горизонтальным, а значит, любая фраза, произнесенная среди членов сообщества, будет признана равноположенной в ряду других, имеющей право на существование, претендующей на истинность.

Если в общем виде про это думать, то выглядит это так: есть граница, которую держит Организатор сообщества по принципу «свой-чужой»: в ценном знании (признанные внутри темы, ценности, фокусы внимания), в месте обращения этого знания (идентичность, клубность, особенность) и в равенстве права говорить (горизонтальность общения).

Язык общения — мемы, шутки, особое тайное знаньице, особые слова, да и вообще языковые особенности — это самое важное. И граница сообщества проходит по языку. (Рисунок 22)

Рисунок 22. Границы идентичности сообщества

Внутри сообщества общающиеся друг с другом люди генерируют знание, и это знание остается внутри сообщества. А если оно выносится наружу, оно приобретает совершенно другой характер. Знание это перестает быть внутренним (равным, обсуждаемым, критикуемым, интересным) и превращается в знание употребимое; оно получает дополнительный статус — статус продуктивности. Человек, запускающий какую-то деятельность, использует это полученное знание на свой страх и риск, использует для реализации нового действия, получения пользы. В сообществе разные ошибки и заблуждения не страшны, потому что это не деятельное пространство, а снаружи ошибочно использованное знание становится критичным, потому что может стоить серьезных репутационных и ресурсных потерь.

С моей точки зрения, Лидер проекта, переходя из деятельности в коммуникацию, не должен занимать позицию Лидера сообщества. Я даже больше скажу: такой позиции не существует. Лидер сообщества — это противоречие. Если кому-то кажется, что он лидер сообщества, то он жестоко ошибается сейчас и будет пожинать плоды этих ошибок потом.

Однако именно Лидер проекта, переходя из деятельности в сообщество, является основным генератором коммуникативного «топлива». Он становится Лидером мнения. Это означает, что в случае разногласий с кем-то в обсуждении люди, не разбирающиеся в предмете обсуждения, скорее, будут занимать его сторону, признавать его высказывание более истинным.

Важно не путать позиции Организатора сообщества и Лидера мнений. Потому что у этих двух позиций прямо противоположные цели и задачи. У организатора сообщества — сделать так, чтобы каждый вошедший мог равноценно и равнополезно высказываться. У Лидера мнений — перетянуть «одеяло правильности», повестку и содержание обсуждения на себя. Если Лидер мнения делает так, то у него увеличиваются шансы, выходя из сообщества в деятельность, утянуть за собой большое количество людей в свои активности.

Лидер мнения в профессиональном сообществе или сообществе практики — это такая специфическая форма перспективного дизайна, организации своей собственной будущей деятельности: способ найма, захват стандартом, рост репутации и стоимости.

Какими инструментами организовано сообщество

Организатор сообщества управляет очень немногим: он управляет протоколами взаимодействия — то есть безусловными способами коммуникации, которые принимает и безусловно выполняет любой участник сообщества. Это своеобразный кодекс, не нарушаемый внутри. А еще организатор сообщества фиксирует в каждый конкретный момент текущий свод правил нахождения в сообществе — тех привычек, способов, инструментов, ценностей, целей, возможностей и ограничений, которые протоколами не являются (то есть необязательны к исполнению), но составляют непременную норму нахождения внутри. И важно различать протоколы и правила, разграничивая одно от другого и (по необходимости) меняя статусы.

Лидеры мнений влияют на смыслы и ценности сообщества. Лидер мнения, неся важные смыслы, может своим действием изменять привычные правила и даже нарушать протоколы, установленные ранее. Потому что он Лидер мнения. И люди пришли в сообщество за этим мнением, за этим знанием. И поэтому Лидер мнения входит в конфликт с Организатором сообщества, потому что перестает быть равным другим в разрезе установленных протоколов, пространства равности высказывания и т. д. И у Организатора сообщества должна быть возможность оттормозить Лидера мнения, удерживая право равного высказывания.

Содержательный лидер проекта для Организатора сообщества, который входит в сообщество с мнением, — это прекрасное «топливо» для организованной коммуникации. Лидер мнения, желающий управлять протоколами и правилами коммуникации в сообществе — это попытка перехвата управления развитием сообщества. Что вовсе не всегда плохо для сообщества (хоть и вредно для персоны организатора), но обязательно должно фиксироваться. Иначе слабый тезис, подкрепленный качественным желанием захватить власть, может обесценить знание и само сообщество.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путеводитель по работе с сообществами. Практики о практиках развития сообществ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я