1. Книги
  2. Контркультура
  3. Алексей Юрьевич Ворожейкин

Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы

Алексей Юрьевич Ворожейкин (2025)
Обложка книги

Что можно обнаружить на звуковой дорожке советского кино? Как рок-музыка, осмелившаяся выйти за рамки дозволенного, пробивала себе дорогу в кинематограф, отражая дух эпохи? Книга «Рок СССР в кино» исследует удивительный синтез кино и русского рока с 1968 по 1991 годы. Автор Алексей Ворожейкин раскрывает истории о том, как культовые группы и неизвестные ансамбли находили свой путь на экраны — от анимации до взрослого кино. Это путешествие не только по музыкальной культуре, но и по внутренней борьбе советского общества, отражённой в кино. Узнайте, как звучал рок в эпоху ограничений и цензуры!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1985, Начни сначала

1985 год ознаменовался пиком актерской карьеры Андрея Макаревича**, получившего в кино главную роль. Рок-музыкант сыграл полуподпольного барда в фильме Александра Стефановича “Начни сначала”. Автором сценария стал Александр Бородянский, написавший ранее “Афоню” (1975), “Душу” (1981) и “Мы из джаза” (1983).

Начинающий, но уже очень популярный в молодежных кругах шестиструнный менестрель Николай Ковалев живет беззаботной жизнью непризнанного гения, защищая свои идеалы и убеждения в условиях подгнивающей системы позднего застоя. Но вот в его жизни появляется молодая провинциальная поклонница по имени Лиза, которая тоже начинает защищать свои идеалы и убеждения, что в результате создает ее кумиру всяческие жизненные неудобства.

Сергея Холодкова, пронырливого коллегу Ковалева, который, как может показаться, пытается устроить судьбу молодого бойца авторской песни, играет Игорь Скляр. В этом персонаже есть элемент камео, так как Холодков в одной из сцен выступает перед публикой с песней “На недельку до второго я уеду в Комарово” — большой хит той поры, исполняемый в жизни самим же Скляром.

Отчаянную фанатку-максималистку сыграла актриса Марьяна Полтева. В 1997 году она станет матерью сына Юрия Шевчука — Федора. Девушку Ковалева играет Аленушка из “Чародеев” Александра Яковлева. Хотя, признаться, с первого взгляда ее узнать там весьма непросто. Небольшую роль сыграл Михаил Светин. А спел за него Александр Кутиков.

Мелькает мимолетно на теплоходе в роли самого себя Максим Леонидов. Роль без слов и песен — просто пара секунд на экране под закадровую музыку. А по соседству с ним — еще чертовски молодой, но уже с неизменными усами Александр Розенбаум.

Этот фильм стал прямым следствием предыдущего проекта Стефановича с привлечением “Машины Времени”. Фильм “Душа”, который хоть и получил зрительский успех, был вдребезги разнесен критикой. Режиссеру доставалось со всех сторон.

К тому же, после выхода “Души” в 1982 году в “Комсомольской правде” появилась опять-таки разгромная статья о “Машине времени” — знаменитое “Рагу из синей птицы”, в котором авторитеты от культуры обвиняли молодых музыкантов в безыдейности, пессимизме и вообще неумении петь. Группе, которая и без того не испытывала особого комфорта в музыкальном пространстве своего отечества, стали закручивать гайки еще туже. Вместе с тем, официальной позиции и газетным пасквилям проивостояла народная любовь к коллективу — преданная публика моментально отозвалась на журналистские нападки несколькими сотнями тысяч писем в адрес редакции.

После того как Стефанович и Макаревич** обменялись своими переживаниями по поводу всех тягот жизни художника в СССР, которые захлестнули обоих, режиссеру пришла в голову мысль снять фильм о том, как конъюнктурные деятели культуры неустанно чинят молодому музыканту препятствия на пути, которым влечет его муза — то есть, основанный на карьерных перипетиях самого Андрея Вадимовича**.

Трудно отрицать, что в сложившихся условиях подобная затея представляла собой чистую авантюру. Разумеется, “мосфильмовское” руководство поначалу хотело завернуть проект, но “Машина времени” промелькнула в качестве участников XII Международного фестиваля молодежи и студентов, имевшего место в Москве, что обезоружило киноначальников, и фильм с иконой советской контр-культуры в главной роли был-таки снят.

О книге

Автор: Алексей Ворожейкин

Жанры и теги: Контркультура

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рок СССР в кино. Советская рок-музыка в кино в период с 1968 по 1991 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я