Самый Стремительный Пароход – 82. Экспедиция отчаянных мореходов из Петербурга в Керчь по рекам, каналам, озёрам, водохранилищам и морям России

Алексей Шелагин

Записи судового журнала, постепенно переросшие в книгу о необычном путешествии на старом, утлом рыболовном судёнышке, переделанном Игорем Алексеевичем в крепкую мореходную парусную яхту.Путешествие, завершившееся успешно в Керчи, несмотря на ежедневные приключения, поломки, шторма и все неожиданности, случающиеся в пути, стоило того, чтобы обратиться книгой.Приложены карты пройденного маршрута с вестовыми метками.Будет интересна всем любителям морских приключений и полезна последователям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый Стремительный Пароход – 82. Экспедиция отчаянных мореходов из Петербурга в Керчь по рекам, каналам, озёрам, водохранилищам и морям России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Суровые Смелые Парни

Сердцами Стуча в Пучину,

Сметая Стальные Путы,

Стирая Страх и Препоны,

Снуют по Седым Просторам,

Сверкая Святым Парадом.

и в Снег и под Солнцем Палящим

Струится Струною Парус,

Слагая Стихи и Песни

о Самом Стремительном Пароходе!

Не действующий Старо-Ладожский канал

Капиталку двигателя сделали за 3 недели. Заменили все детали, и если бы не ожидали обещанный В.Б.Толмачёвым новый коленвал, сделали бы быстрее.

У Алика случились неприятности с сердцем, и он не смог продолжить путешествие.

Поэтому экипаж уменьшился до 3-х человек: Юра, Игорь и я.

Схемы переходов

Ладога — Онега

Онега — Белозеро — Рыбинское водохранилище

11 октября 2016 г.

Я прибыл на борт, полный надежд, но сильно расстроенный безмолвным прощанием супруги.

Кэп за время ремонта успел провести каких-то чудаков на их посудине из Олонца в Питер. Попал в сильный шторм, где заказчики прокляли всё на свете и остальную часть Ладоги проходил по каналу, где регулярно наскакивал на мели.

Протягивал руку он как-то осторожно. Оказалось, сунул палец во вращающийся ремённый привод воздушного компрессора для забивки аквалангов в трюме. Палец успел выдрать из шкива, но косточку раздробило. Осколки иногда показывались из пальца и он вытаскивал их зубами.

Свирь. Пострадавший палец

12 октября 2016 г.

Вошли в р. Свирь. Река почти пустая. Судов нет. Течение приличное, поэтому скорость невысокая 6 км/час.

13 октября 2016 г.

В Лодейном Поле сгорела рация, подключённая без штатного стабилизатора. Без неё идти нельзя.

Не раздумывая, Игорь на автобусе отправился в Питер, договорившись по телефону с продавцом, и на следующий день вернулся с новой, переносной рацией.

— Лёша, я сейчас покупаю билет на автобус в Питере. Забыл, как называется место, где мы остановились.

— Да ты что?! Лодейное Поле, здесь же Пётр строил свой флот.

В ожидании, мы заделали дырку в размороженной металло-пластиковой трубе от танка питьевой воды под обшивкой каюты.

А в свободное время устроили дегустацию индийского рома Олд Манк.

14 октября 2016 г.

Прошли два Свирских шлюза — Свирьстрой и Подпорожье.

Рассвет на Свири

Заглохли на Свири сразу после прохождения встречного парохода, когда я был за штурвалом.

Намотало на винт или что-то с двигателем. Оказалось не закачали топливо в топливный расходник.

— Ты же говорил, что закачал расходник полностью — сказал Кэп!

— Так когда это было — ответил Игорь.

Я сварил суп из чечевицы и тыквы. Суп имел большой успех.

15 октября 2016 г.

Вышли в 3=00. В 8=00 прошли Вознесенье на берегу Онеги. Погода отличная. Перебежали Онегу за 5 часов.

Вошли в Вытегру.

Анхимово

Пенная вечеринка на шлюзе

Прошли 2 шлюза Волго-Балтийского канала в местечках Вытегра и Белоусово.

Почувствовали немного нестабильные обороты двигателя, и показалось что упало давление масла в какой-то момент.

Я сварил борщ — ну очень вкусно получилось (вместо капусты, по ошибку нарезал салат Айсберг). Никто не понял кулинарного секрета.

19=00 встали на якорь в Белоусовском водохранилище.

16 октября 2016 г.

6=00 прошли 3-5-й подряд и 6-й шлюзы Волгобалта.

Погода хорошая +5 тепла, солнце. Ночью около 0. Но в трюме даже жарко. Движение судов оживлённое, по сравнению с Невой.

Я как-то незаметно превратился в кока, т.к. как ни странно, всё получалось готовить вкусно.

20=00. Дошли до Белозера и решили пересечь его, не делая остановки.

Ближе к середине озера двигатель задурил.

— Это редуктор — поставил диагноз Кэп.

Шли на близких к холостым оборотах. Я за штурвалом. Ночь, все ушли спать.

На тихом ходу труднее держать курс. Вижу вроде встречный пароход, похоже — правее. Но по правилам надо обходить левым бортом.

Зову Юру — не откликается. Пошёл вправо и проскочил перед самым носом сухогруза!

Устал до глюков. Огоньков — как на новогодней ёлке и все двоятся или троятся.

Проснулся Юра, встал к рулю.

Вошли в устье Шекснинского водохранилища.

Встать негде, от фарватера глубина сразу 2 м. Отошли немного от фарватера, в 3=00 бросили якорь и сразу сели на мель. Пытались выйти назад, помогая вытяжкой якоря. Вроде немного сошли, но опять встали.

Плюнули, легли спать. Т.к. на низких оборотах слабая зарядка — вырубился свет. Кончились сервисные аккумуляторы.

Ночью раздуло, поднялась небольшая волна и корпус слегка раскачало. В 4=00 Юра поднял меня т.к. с кормы обнаружил бетонную плиту, на которую могло бросить и долбануть.

Завели, включили реверс и, одновременно я тянул якорь, — потихоньку стали сходить.

Я поднял якорь, в свете фонаря увидел что он поднялся, крикнул «якорь чист», но судно не шло. Оказалось что на якоре висит стальной трос в 1.5 дюйма толщиной. В темноте я его не заметил.

— Лёша, это означает что якорь совсем не чист — заорал капитан, и мы приступили к его очистке.

С помощью багра продели верёвки под трос и под якорь, и, с божией помощью и чьей-то матери, отделили якорь.

Отошли на 200 м и снова бросили якорь в 5=00.

— Подъём в 6=00 — скомандовал капитан.

17 октября 2016 г.

9=00. Пошли Белозерским каналом в ремонт. Капитан немного срезал путь и снова сели на мель — уже совсем хорошо. Эх эхолот-то не работает.

— Немудрено на мель сесть, мудрено с неё слезть — изрёк Кэп.

Вызвали помощь. «Постановщик» пришёл часа через 3. Отблагодарили водкой.

Вернулись Белозером в городок Белозерск. Слегка штормило.

Я провёл небольшую экскурсию по Белозерску.

Славный, древний городок. Крепость со рвом, валом и монастырём, не знавшие штурма неприятеля.

18 октября 2016 г.

Стоим в Белозерске. Ждём механика. Механик ни хрена не знает в РРП-40. Запчи — нет. Есть только гаечные ключи, да и то не все.

Экскурсия по Белозерскому Кремлю. Поиск на форумах по ремонту РРП.

Помылись в гостиничке Веллес. Пообедали в кафе.

Я сделал светодиодную подсветку приборов, светодиодные светильники на кухне, USB зарядку 5В от 24В (для планшета Кэпа).

Завтра опять через Белозеро пойдём в Шексну, и далее к Череповцу 190 км с разбитым редуктором.

Придётся доливать масло и идти низкими оборотами.

Бог даст — дойдём.

19 октября 2016 г.

Вышли в 6=00. По ветру штиль, но на воде ещё слегка накатывает.

7=30 опять вошли в Шексну к полузатопленному храму Рождества Христова. Радостно миновали наши мели №2 и №1. Помахали ручкой.

Я сварил очередной борщ.

Наша максимальная скорость 9.1 км/час.

Прошли Шекснинское водохранилище.

Я нашёл в инете РРП-40 в г. Бор, что напротив Нижнего Новгорода.

20=00. Подошли к местечку Шексна, встали на якорь недалеко перед шлюзом.

Игорь починил эхолот — воткнул кабель датчика!

20 октября 2016 г.

Вышли в 4=30.

6=00 встали у шлюза 8 в Шексне на ожидание.

В 8=15 прошли шлюз — первый на спуск. Тут два параллельно работающих шлюза — более широких и длинных чем прежние.

— Мы идём по среднерусской возвышенности — Гиперборее — сказал капитан, — здесь начинаются 6 больших рек России. (Западная и Северная Двина, Волга, Дон, Шексна,?).

Смог над Череповцом

На подходе к Череповцу ещё км за 40 над городом виден смог от многочисленных труб.

14=30 швартовка в Череповце у бывшей паромной переправы. У оголовка правого берега.

Пошли искать ремонтников. Не нашли. Купили новые подшипники, но так и не поняли подходящие или нет.

Я ископал всю сеть в поисках инфы по ремонту и продаже РРП-40-3.

21 октября 2016 г.

Вышли в 3=30.

Пошли к Рыбинскому водохранилищу. Дошли до рейда металловозов. Редуктор на 900 об. сказал ВСЁ!

Вернулись туда-же ползком в 5=30 и легли спать.

Игорь затеял очередное перемещение склада керамогранита, которым завален редуктор и капельная дизпечка в трюме. Моя спина этому совсем не обрадовалась.

Нашли ремонтников. Но работу обещали начать только с понедельника (24 окт).

Игорь поездом отправился в Новую Ладогу за запчастями, на прощание пожелав мне найти дров, и топить ими дизельный котёл в трюме, по соседству с масляными тряпками и ванной под двигателем, полной масла.

22 октября 2016 г.

Отдыхаем, ждём Игоря с ремкомплектом.

— Водку пьём, земля валяемся, не всё-ж по воде ходить.

— Эх жизнь наша корабляцкая! — добавил капитан.

И мы приступили к реализации этих тезисов.

Рассказ капитана

Как-то прокладывали у нас под эНском дорогу и случилось на её пути болотце. Решили засыпать. Подогнали несколько Камазов с песком, высыпали. Через день весь песок ушёл. Пригнали ещё. Опять ушёл.

Юра Дёмин — капитан. Новая Земля, Тихий океан, Атлантика — его стихии

Местные говорят: — Да и не пытайтесь, здесь несколько тракторов утонуло, с концами.

Не поверили. Всю осень возили песок, щебень. Всё ушло как в чёрную дыру. Оказалось, глубоко под болотцем подводная река метров 5 диаметром. Так и пришлось дорогу загибать.

Я осмотрел достопримечательности города, благо пришвартовались мы в центре, в ЦПКО.

Завели гену, и главный двигатель. По идее должна пойти зарядка батарей. Но зарядки нет, отопления почти нет, отапливаемся химическим способом — биотопливом.

Батареи почти сели, свет тусклый, почти ничего не видно.

— Где тут включается зарядка? — спросил кэп.

— С какого хрена я могу это знать! Вот какая-то лампа горит — может идёт зарядка.

Но напряжение неуклонно падало. Переделал светильник, замкнув один из последовательных светодиодов накоротко. Стало посветлее.

Сварил имбирь с клюквой.

Позвонила жена с известием о том, что котёл в доме плюётся страшными сообщениями о утечке газа, остановке котла, отключении питания и движении у окон. А налоговая шлёт требования.

К 24=00 должен вернуться Игорь на подвёрнутой ноге, с железиями весом около 30 кг.

В 23=00 стал будить кэпа на встречу, но он только мычал, но потом очнулся и скомандовал:

— Встречай! Я на охране, поезд 14, вагон 35.

Дополз до вокзала, поезд подошёл, вагона 35 не обнаружил.

Позвонил, прошёлся вдоль и обнаружил Игоря Алексеевича, грустно прикорнувшего к мешку с железом, и изучающего свой телефон.

Оказалось, что он подвернул ногу в поезде и теперь еле ковылял навстречу своим новым приключениям.

С трудом приняв груз на плечи, я плавно потащился в сторону вокзальной площади с такси, мечтая о массажной кровати. Машина оказалась всего одна.

На борту обрадовал Игоря пельменями с имбирным напитком и вырубился мертвецким сном.

Ремонтник обещал взяться с понедельника, т.е. с послезавтра. А «Виндгуру» пообещал на следующей неделе неслабые ветра — до 28 узлов.

23 октября 2016 г.

Ночью было прохладно. Ремонтник из МЧС отказался, сославшись на занятость.

— Что-ж ты не включил зарядку? — спросил Игорь Алексеевич. Надо было нажать такие-то кнопки.

— Ё-моё, у тебя весь пароход в кнопках, оборванных проводах и торчащих изо всех мест шлангах. Откуда мне знать, надо было проинструктировать!

— А что-ж ты не спросил? — парировал Игорь.

Завели дрыгатель, но минут через 15 он, испустя последний стон, заглох, не в силах крутить мёртвый редуктор.

— Однако батареи подзарядились. Видишь светильник горит ярко — сказал Игорь.

— Так это ж просто я закоротил один из светодиодов и поставил на них линзы — сказал я.

Утром нашли другого ремонтника — Кузьмича с редким именем, кажется Вахромей? Прямо на речном вокзале. Тоже пообещал начать с завтра.

Запча — е, рабсила — е, и я решил взять академический отпуск на время ремонта, отправиться в Питер, чтобы решить возникшие проблемы и недоделанное дело с прокуратурой.

В 11=15 Архангельским поездом №9 я отчалил в сторону Питера, оставив на берегу своих, таких уже родных, друзей и многострадальный «Самый Стремительный Пароход 82», который уже захотелось переименовать в набор начинающего морехода «Сам Собери Пароход за 82 попытки».

Всё-же я уверен, что наша ласточка скоро похрыбёт на свежих подшипниках к вожделенной Керчи.

Аминь!

24—28 октября 2016 г.

В понедельник Кузьмич сначала попросил перезвонить позже, а позже не отвечал.

Два оставшихся морехода отогнали яхту в яхтклуб, что выше моста. Наняли слесаря и с его помощью разобрали редуктор.

Обнаружили сильный износ гнёзд подшипников, притом что сами они остались в рабочем состоянии с виду. Сепараторы целы, посинения от перегрева нет.

Работы решили остановить и попросили меня приехать как можно раньше для вывоза вещей.

Меня тем временем одолела сильная простуда и невыносимый кашель. Однако 28 октября температура спала и в 6=00 я выехал на машине в Череповец.

Доехал к 12=00.

Но выезд пришлось отложить на утро, т.к. на сбор вещей, возврат купленных и не подошедших подшипников ушёл весь день, а также Юра попросил погрузить его на ночной Энский (Новосибирский) поезд в 00=00 с тяжёлыми сумками.

Пока ждали на платформе, шёл снег и дул приличный ветер.

29 октября 2016 г.

Мы с Игорем Алексеевичем выехали в Питер. Заехали в Сясьстрой, чтобы вернуть купленные, но ставшие ненужными детали редуктора, стоившие Игорю подвёрнутой ноги, подорванной спины и 40 тыс.руб.

Продваец Миша из Сясьстроя (Рыбацкий пер. 3) нахально заявил, что детали изношенные и не те, что он продал. Вернул только часть за подшипники. Вот ведь гад!

В 14=00 вернулись в Питер, изрядно потрёпанные, но не побеждённые.

Попытку №3 запланировали на март, и Игорь вылетел к себе в Крым 31 октября.

Я же совсем заболев лёгкими, занялся монтажом фильма «На ССП-82 из Питера в Керчь», который выложил на Youtube, задумал издать свои записки и записи судового журнала книжкой, и с нетерпением жду продолжения наших приключений.

(Видеофильм «ССП-82» в трёх частях выложен на Youtube от имени Chinarillo Che)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый Стремительный Пароход – 82. Экспедиция отчаянных мореходов из Петербурга в Керчь по рекам, каналам, озёрам, водохранилищам и морям России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я