В учебном пособии рассмотрены нормативно-правовые основы применениядорожных знаков и линии разметки.В учебном пособии представлена авторская методика в подачи информациио ситуациях реального применения дорожного знака и нанесения линии дорожной разметки на примере города Санкт-Петербурга, которые сопровождаются авторскими комментариями в легкой и доступной форме с приведением фотоиллюстрации реального применения дорожного знака и линии дорожной разметки.Учебное пособие предназначено для широкого круга читателей, которыепроходят обучение по специальности, связанные с эксплуатацией подвижногосостава, организацией дорожного движения, а также задействованы в перевозочном процессе. Учебное пособие представляет интерес для тех лиц, кто только собирается получать водительское удостоверение, но и для тех кто прошел обучение и является водителем в настоящее время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила дорожного движения с авторскими комментариями. Дорожные знаки, линии разметки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Приложение 1
к Правилам дорожного движения Российской Федерации
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
(по ГОСТу Р 52289 — 2019 и ГОСТу Р 52290 — 2004), (вменяемые статьи 12.16 КоАП)
Обратите внимание: далее по тексту жирным шрифтов выделен фрагмент так как он звучит в официальном тексте документа по правилам дорожного движения (ПДД). Подчеркнутое значение (в, на, до, перед, не более, не менее, и т.д.) является ключевым в применении.
Дорожные знаки должны размещаться в строго определенных местах относительно проезжей части и соответствовать ГОСТу Р 52289-2019 и ГОСТу Р 52290-2004.
Расстояние от нижнего его края до покрытия в общем случае должно составлять:
— в населенных пунктах 2,0-4,0м.; — сбоку от дороги вне населенных пунктов 1,5-2,2м.;
— на островках безопасности и проезжей части 0,6 м.; — над проезжей частью 5,0-6,0 м.
Все дорожные знаки разделены на 8 групп, каждая из которых имеет определенные отличительные особенности, за редким исключением. Все знаки имеют сквозную нумерацию согласно ГОСТу Р 52290-2004, которая позволяет понять о каком именно знаке идет речь.
Группы знаков:
Предупреждающие — знаки данной группы только лишь предупреждают водителя о особенностях в условиях для движения. Водитель транспортного средства (ТС) должен знать о какой именно опасности его предупредил знак и какие действия он должен предпринять в данной дорожной обстановке, на что именно обратить свое внимание.
Форма знака — треугольная, окантовка — красная, фон — белый, изображение в знаке — черного цвета;
Приоритета (по форме и цвету нет единообразия) — знаки преимущественного права проезда. Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дороге. Водитель ТС должен знать, кто имеет преимущественное право на первоочередное движение, а кто нет. Форма знака и цвет разный;
Запрещающие — запрещают определённые действия на дороге либо запрещают движение определённым категориям транспортных средств (ТС). Водитель ТС должен знать каким транспортным средствам запрещено движение, в каком направлении, а каким нет.
Знак — круглый, окантовка — красная, фон — белый, изображение в знаке — черного цвета;
Предписывающие — предписывают тот или иной характер движения участникам дорожного движения (ДД) и определённые требования в пределах установленного действия знака.
Знак — круглый, фон — синий, изображение в знаке — белого цвета;
Особых предписаний — вводят или отменяют определенные режимы для движения транспортных средств. Особое предписание о режиме движения может распространяться на всех, либо только на некоторых участников дорожного движения (ДД). Знак — квадратный, фон — синий, изображение белого цвета;
Информационные (по форме и цвету нет единообразия) — знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о объектах, расположенных в направлении указываемых в знаке.
Сервиса — информируют участников дорожного движения о расположении соответствующих объектов, указанных в знаке. Где можно заправит транспортное средство, получить медицинскую помощь и т.п. Форма знака — прямоугольная, цвет — синий, изображение черного цвета на белом фоне;
Дополнительной информации — являются дополнением к знакам вышеперечисленных категорий и отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по дням недели и о времени его действия, а также могут распространять свое действие только на определенные категории транспортных средств. Могут содержать другую дополнительную информацию. Форма — прямоугольная, фон — белый, рисунок — черный.
Прежде, чем изучать дорожные знаки я своим ученикам всегда даю задание, взять небольшой участок дороги (когда вы идете домой на работу и т.п.) и по пути посчитать количество встретившихся знаков на маршруте следования Данный подсчет на одном участке дороги необходимо произвести 2-3 раза. При последующем обсуждении данного задания в аудитории, практически все ученики утверждают, что количество знаков с каждым подсчетом начинает увеличиваться. Почему так происходит и зачем такое задание необходимо?
Наш мозг устроена таким образом, что он воспринимает только ту информацию, которая необходима человеку. Вам нравится определенная модель автомобиля, куда не посмотрите, везде его встречаете. Этот способ позволяет расширить свои возможности по восприятию дорожных знаков еще на стадии ученика, до того момента пока вы не начали управлять ТС, и другие участники ДД не требуют от Вас конкретных действий.
Предупреждающие знаки
Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Знаки данной группы только предупреждают водителя об опасности, которая их ожидает за знаком, и требует, как правило, от водителя снизить скорость, либо быть готовым к тому, что данная мера потребуется. Но обо всем по порядку.
Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5-1.33 в населенных пунктах устанавливают за 50-100 м, вне населенных пунктов — за 150-300 м. до опасного участка дороги.
На наиболее опасных участках дороги знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 вне населенного пункта будут установлены дважды.
1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». (Вне населенного пункта устанавливается дважды, за 150-300 м.)
Шлагбаум, как правило закрывается автоматически, поднимаются заградительные барьеры — этот момент необходимо учитывать при проезде через такой участок дороги, как показан на рис 1.
Рис. 1 Железнодорожный переезд с автоматическим опусканием шлагбаума
1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума». (Вне населенного пункта устанавливается дважды, за 150-300 м.)
Железнодорожные переезды являются местом пересечения дороги с железнодорожными путями, поэтому от участников дорожного движения требуется только одно, неукоснительное соблюдение ПДД при проезде таких мест.
1.3.1. «Однопутная железная дорога»; 1.3.2. «Многопутная железная дорога». Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1. — с одним путем, 1.3.2. — с двумя путями и более.
Рис. 2 Многопутная железная дорога
1.4.1 — 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду». Дополнительное предупреждение о приближение к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.
Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенного пункта укажут знаками 1.4.1-1.4.6., чем вы ближе приближаетесь к переезду, тем количество красных линий, изображенных, в знаке по диагонали становится меньше (три-две-одна). А также знак 1.2 установили дважды.
1.5 «Пересечение с трамвайной линией».
Предупреждает водителя ТС, что дорогу в одном уровне пересекают трамвайные пути. На рис. 3 показан знак 1.5 и направления его действия (через 50 метров справа). Необходимо помнить, что при повороте направо в равных условиях трамвай будет иметь преимущество, о чем и предупредили водителя ТС. Трамвай практически всегда имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, кроме трех случаев: когда трамвай выезжает из ДЕПО; двигается с дороги, где есть требование уступить (дорога не является главной); при движении под стрелку дополнительной секции светофора, когда основной сигнал светофора включен красным.
1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
Перекресток, который ожидает Вас за таким знаком, не регулируется сигналами светофора и не регулируется знаками приоритета, а считается равнозначным. Как показано на рис. 4. Согласно Правилам ДД требуется пропустить транспортное средство, которое приближается к Вам справа (по помехе справа). Если ТС приблизились со всех четырех сторон одновременно, что делать? Такая ситуация мало вероятна, но если такое произошло, и для каждого водителя будет являться помехой справа, то водители такие перекрестки проезжают по взаимной договоренности и правилами это не регламентируется.
Рис. 4 Помеха справа(автомобиль справа имеет преимущественное право на первоочередное движение)
1.7 «Пересечение с круговым движением».
Водителя ТС предупреждает о приближении к круговому движению, и о необходимости занять соответствующее положение на проезжей части в зависимости от дальнейшего направления движения. Подробно в разделе 13 «Проезд перекрестков».
1.8 «Светофорное регулирование». Перекресток, пешеходный переход или участок дороги, движение на котором регулируется светофором.
Установка знака требуется там, где водитель ТС не в состоянии своевременно заметить наличие светофора (запрещающего сигнала).
Установка данного знака, рис. 5, связана, как правило с ограниченной видимостью на данном участке дороги (здания, рельеф местности).
Рис. 5. Впереди по ходу движения будет светофор
1.9 «Разводной мост». Разводной мост или паромная переправа.
(Вне населенного пункта устанавливается дважды, за 150-300 м.)
Факт того, что мосты разводят, может удивить и обескуражить водителя ТС (особенно приехавшего с другого региона), поэтому водителя ТС и предупреждают заблаговременно. Помимо всего прочего перед въездом на такой мост рис. 6 будут установлены специальные ограждения, ограничивающие движение ТС.
Рис. 6 Разводной мост
1.10 «Выезд на набережную». Выезд на набережную или берег.(Вне населенного пункта устанавливается дважды)
Устанавливают для предупреждения об опасности впереди по ходу движения, где есть риск выезде на набережную или берег реки.
1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот». Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 — налево.
Предупреждает водителя, что необходимо еще раз оценить состояние дорожного покрытия (сухое, влажное), радиус поворота, наличие груза и только исходя из этого — выбрать безопасную скорость для движения. Правильное расположение автомобиля относительно своей полосы, будет являться залогом успешного прохождения такого участка дороги, а именно: при повороте направо необходимо сместить свое ТС по возможности правее, при повороте налево — ближе к левому краю. Данная мера позволит (при ошибочном выборе скорости) остаться в пределах своей полосы и обеспечит большую безопасность. Связаноэто с тем, что при повороте на ТС начинает действовать сила
боковой инерции и автомобиль начинает сносить в сторону, противоположную повороту. Такие повороты показаны на рис. 7 и как правило имеют ограниченную видимость. Для предотвращения увода автомобиля соблюдайте скоростной режим.
Рис. 7 Опасный поворот направо, налево
1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты». Участок дороги с опасными поворотами: 1.12.1 — с первым поворотом направо, 1.22.2 — с первым поворотом налево.
За данным знаком Вас ждет не один, а целых два опасных поворота и действовать необходимо также, как и при знаках 1.11.1, 1.11.2, снизить скорость и правильно расположить свое ТС на проезжей части (в пределах своей полосы), при повороте направо правее, а потом левее. При повороте налево левее, а дальше сместить автомобиль правее, если автомобиль начнет сносить в сторону из-за ошибочно выбранного скоростного режима, то эта мера позволит Вам остаться в пределах дороги (своей полосы для движения).
1.13 «Крутой спуск».
Предупреждение подразумевает о необходимости подготовить правильную передачу, которая соответствует Вашему скоростному режиму и при которой спуск будет комфортный. Спуски могут быть затяжными, несколько километров и постоянное нажатие на педаль тормоза может привести к перегреву тормозных механизмов и как следствие сбою в работе (отказ тормозов). При управлении автомобилем с механической КПП вы можете ограничить скорость движения транспортного средства путем включения пониженной передачи. Например, Вы двигаетесь на ВАЗ 2115 у которого коробка передач имеет пять режимов (передач), где каждая передача соответствует определенному режиму движения (скорости).
1 передача 0-20 (30) км/ч; 2 передача — 20 (30) — 40 (50) км/ч; 3 передача — 40 (50) — 80 (90) км/ч; 4 передача — 80 (90) — 100 (120) км/ч; 5 передача — 100 (120) — 150 (160)км/ч;
Понимаете, что спуск, на котором двигаться со скоростью в 90 км/ч будет очень быстро и не безопасно, а комфортная скорость на таком спуске в пределах 3 передачи (60 — 70 км/ч). Поэтому у Вас есть два варианта — это двигаться на 4 передачи и постоянно притормаживать (нажимать педаль тормоза) или Вы можете просто ограничить скорость включением пониженной передачи 3. Автомобиль будет двигаться со скоростью примерно 65-70 км/ч, в зависимости от крутизны спуска, но предельная скорость будет не более 90 км/ч.
Если, Вы управляете автомобилем на АКПП, Вы можете ограничить скорость движения своего транспортного средства, только включением пониженной передачи при помощи «типтроника».
1.14 «Крутой подъем».
Предупреждает о необходимости подготовить соответствующую передачу. Выбор передачи будет зависеть от скорости движения ТС и от загруженности автомобиля, необходимо, что бы на подъеме автомобиль двигался в «натяг». Пример: автомобиль ВАЗ 2115, двигается на 3 передачи, скорость необходимо поддерживать в пределах 60-70 (80) км/ч, при меньшей скорости будет отсутствовать тяга и автомобиль просто заглохнет.
1.15 «Скользкая дорога». Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части.
Как правило, данный знак устанавливается совместно с ограничением максимальной скорости (3.24), влажное покрытие (8.16) и предупреждает водителя учитывать, что дорожное покрытие имеет сниженный коэффициент сцепления колеса с дорогой, что может привести к уводу ТС от первоначальной траектории движения.
Рис. 8. При влажном покрытии дороги, коэффициент сцепления колеса с дорогой снижен
1.16 «Неровная дорога». Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное).
Предупреждает водителя, что имеются сопряженные места с мостами, поверхность дороги не ровная. Требует от водителя учитывать скорость движения, состояние и размещение груза и быть готовым к появлению на дороге неровностей, необходимо снизить скорость.
1.17 «Искусственная неровность». Участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости.
Впереди Вас ожидает искусственная неровность рис. 9, около этой неровности будет установлен знак 5.20 «Искусственная неровность», который укажет, что именно здесь она находится. Водитель ТС обязан снизить скорость движения. Вы находитесь вблизи школы, сада и т.п., а установленное ограничение скорости зависит от видимости и конфигурации дороги. Возможно, появление пешеходов и детей на проезжей части. Водитель, будь внимателен при движении по таким участкам на дороге и соблюдай скоростной режим.
Рис. 9 Знак 1.17 и знак 5.20 для принудительного снижения скорости
1.18 «Выброс гравия». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств.
Гравий опасен тем, что находясь между колесом и дорожным покрытием, снижает коэффициент сцепления колеса с дорогой, резкое ускорение или торможение приводит к тому, что автомобиль уводит в сторону, а также гравий вылетая из-под колес может причинить материальный ущерб другим участникам дорожного движения, разбить стекла, фары и повредить кузов транспортного средства.
1.19 «Опасная обочина». Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен.
Согласно ГОСТ обочина должна быть укреплена, но есть участки дороги, на которых нет необходимости, либо нет технической возможности укрепить обочину. Если водитель транспортного средства совершает вынужденную остановку на такой обочине, то он должен совершать ее с учетом, что обочина не укреплена и возможно скатывания автомобиля в «кювет» рис. 10. Зачастую установлен дополнительный знак 3.27 «Остановка запрещена».
Рис. 10 Опасная обочина
1.20.1 — 1.20.3 «Сужение дороги». Сужение с обеих сторон — 1.20.1, справа — 1.20.2, слева — 1.20.3.
Данные знаки, как правило, устанавливаются на время ремонтных работ дорожного полотна, рис.11. Водителем транспортных средств хочется напомнить о взаимной вежливости, и правило культуры подразумевает — проезд «змейкой» (при сужении дороги один автомобиль слева, а один справа, выезжает на узкий участок дороги, поочередно).
Рис. 11 Сужение дороги и ограничение скорости
Когда затруднен встречный разъезд, то тут пропускает (уступает) то ТС с чьей стороны есть препятствие. Но если полоса для движения одна, а препятствие, как с вашей стороны, так и со стороны встречного транспортного средства, то такую ситуацию Правила не регламентируют, и проезжаем мы такой участок дороги по взаимной договоренности.
1.21 «Двустороннее движение». Начало участка дороги (проезжей части) с встречным движением.
Вы двигались по дороге с односторонним движением (проезжей части разделенной ограждением) и теперь Вы попадаете на участок дороги, где будет присутствовать встречное движение. Водитель обязан правильно расположить свое транспортное средство на проезжей части, исключающее выезд на полосу движения, предназначенную для встречного направления, рис 12.
Рис 12 Начало двухстороннего движения
1.22 «Пешеходный переход». Пешеходный переход обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3.
Пешеходный переход является местом пересечения транспортного потока и пешеходного, водитель транспортного средства управляет источником повышенной опасности, поэтому его и предупреждают: внимание, впереди будет пешеходный переход, водитель обязан пропустить пешеходов вступивших на проезжую часть.
1.23 «Дети». Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. (Устанавливается дважды)
Устанавливают вблизи школ, садов и т.п. На таких участках, как правило, действует ограничение скорости движения, установлен «лежачий полицейский» и знак 1.23 «Дети», его устанавливают дважды, рис. 13. Дети, самые непредсказуемые участники дорожного движения. У детей отсутствует чувство страха и понимания принципа работы автомобиля. Дети очень далеки от осмысления того, что водитель должен увидеть опасность (маленького пешехода), среагировать, перенести ногу с газа на тормоз, выжать педаль тормоза (время срабатывания тормозных механизмов), время нарастание замедления, установившееся замедление, поэтому и не до оценивают опасность, исходящую от автомобиля.
Рис. 13 Внимание, возможно появление детей на проезжей части
1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой».
Предупреждает, что дорога в одном уровне пересекается с велосипедной дорожкой, дополнительно ее могут обозначать разметкой 1.15 с указанием, что вот именно в этом месте происходит пересечение.
1.25 «Дорожные работы». (Устанавливается дважды).
Вас предупреждают, что на пути следования есть ограничения, а именно: наличие дорожно-строительной техники на проезжей части, что может создать угрозу в обеспечении безопасности дорожного движения. Будьте внимательны, возможно появление рабочих выполняющих работы по благоустройству и содержанию дороги, которые могут находится на проезжей части.
Фон знака желтый — означает, что он является временный, как показано на рис. 14.
Знак может быть установлен за 10-15 метров до места проведения дорожных работ.
Рис.14 Проведение временных дорожных работ
1.26 «Перегон скота». Такой знак встречается вблизи фермы или скотного двора, где возможно появления одиночного или целого стада животных на проезжей части, в пределах дороги.
1.27 «Дикие животные».
Один из самых опасных представителей диких животных мигрирующий через дорогу являются Лось, особенно в условиях недостаточной видимости. Животное, как правило, при приближении транспортного средства с включенным светом фар попросту замирает, пугается и начинает движение в непрогнозируемом направлении, находясь при этом на проезжей части.
Водитель, управляющий транспортным средством на участке дороге, где установлены знаки 1.27, рис. 15, должен уделять (обращать) повышенное внимание на прилегающую территорию к обочине. Своевременная оценка позволяет добиться комфортного и безопасного управления транспортным средством.
Рис. 15 Возможно появление диких животных
1.28 «Падение камней». Участок дороги, на котором возможны обвалы, оползни, падение камней.
Дороги проходят совершенно в разных регионах, бывает, что они проходят через горную местность, где возможно падение камней, о чем Вас и предупредили.
1.29 «Боковой ветер».
Такие знаки встречаются на возвышенностях или, когда дорога проходила через лесополосу, и теперь водитель выезжает на открытый участок автодороги, где и присутствуют сильные порывы ветра. Порыв ветра начинает сносить транспортное средство в сторону, конечно в большей степени тут надо учитывать параметры своего автомобиля, а именно расположение центра тяжести (седан, джип, автобус). Чем выше располагается центр тяжести транспортного средства, тем больше на него действует боковая сила (ветер) и тем больше происходит увод автомобиля в сторону от первоначальной траектории движения.
1.30 «Низколетящие самолеты». Данный знак встречается редко, в основном рядом с аэропортом. Служит для предупреждения водителя транспортных средств о прохождении воздушного коридора для самолетов, вертолетов, расположенных над дорогой.
1.31 «Тоннель». Тоннель, в котором отсутствует искусственное освещение, или тоннель, видимость въездного портала которого ограничена.
При въезде, выезде и движении в тоннель водитель должен учитывать несколько важных моментов:
1. Согласно ПДД, п.п. 19.1 при въезде и движении в тоннеле должен быть включен ближний свет фар;
2. При въезде в тоннель, водителю необходимо понимать, что на улице светло в тоннеле отсутствует искусственное освещение и темно, возможно ослепление. Человек из солнечного места попадает в темное и глазу требуется некоторое время адаптироваться, сфокусироваться на изменившиеся условия в движении. При выезде из тоннеля, когда в тоннеле отсутствовало искусственное освещение, было темно, попадаете на улицу, где ярко светит солнце. При возникновении ослепления согласно ПДД, водитель транспортного средства обязан включить аварийную сигнализацию и снижать скорость на той полосе, где он находится.
1.32 «Затор». Участок дороги, на котором образовался затор.
Знак 1.32 как правило располагается на электронных табло (кольцевая автомобильная дорога (КАД), западный скоростной диаметр (ЗСД) и служит для предупреждения, что необходимо по возможности найти другой путь объезда, либо быть готовым к тому, что впереди по ходу движения будет «затор», планируйте свое время с учетом данной дорожной обстановки. Как на рис. 16.
Рис. 16 Участок дороги, на котором впереди образовался затор
1.33 «Прочие опасности». Участок дороги, на котором имеются опасности, не предусмотренные другими предупреждающими знаками.
Такой знак устанавливают, когда необходимо предупредить водителя ТС, например, что произошел разлив кипятка или обвалился асфальт (пожар и т.д.) и движение по данному участку дороги не возможно, либо требует принятия мер предосторожности. Как правило, совместно с таким знаком будет установлен знак, указывающий путь объезда опасного участка дороги или дополнительная информация по условиям движения, рис. 17.
Рис.17 Предупреждение об опасности (скользкая дорога, ограничение в пространстве)
1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота». Направление движения на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью. Направление объезда ремонтируемого участка дороги.
Установка данного знака является эффективным средством зрительного ориентирования для участников дорожного движения о направлении дороги, особенно в темное время суток, либо в условиях недостаточной видимости.
Рис. 18 Дорога с закруглением малого радиуса
Знак 1.34.3 «Направление поворота» предупреждает водителя транспортного средства, что он может продолжить движение, направо, налево или в обратном направлении, если это не запрещено другими знаками. Прямо дороги нет. Водитель, исходя из этого, должен занять соответствующее крайнее положение на проезжей части и подготовиться к выполнению необходимого маневра. Пример применения данного знака показан на рис.19: впереди по ходу движения будет Т-образный перекресток. Это очень эффективный способ донести необходимую информацию, особенно в ночные часы, особенно когда водитель движется в условия отсутствия искусственного освещения, так как знак имеет светоотражающее напыление.
Рис. 19 Т-образный перекресток
1.35. «Участок перекрестка». Обозначение приближения к перекрестку, участок которого обозначен разметкой 1.26 и на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 — 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1.
Расстояние, указанное в дополнительной табличке указывает, через, сколько начнет действовать тот или иной знак, с которым она применена.
Знаки 1.13 и 1.14 могут устанавливаться без таблички 8.1.1 непосредственно перед началом спуска или подъема, если спуски и подъемы следуют друг за другом.
Знак 1.25 при проведении краткосрочных работ на проезжей части может устанавливаться без таблички 8.1.1, на расстоянии 10-15 м до места проведения работ.
Установка знака 1.25 рис. 20, имеет одну простую цель — это предупредить всех водителей ТС, что на этом участке дороги производят ремонтные работы, которые являются временными, а на момент проведения этих работ указан путь (знак 4.2.3), в какую именно сторону необходимо двигаться для объезда опасного участка дороги. Водитель помни, на проезжей части находятся люди, производящие на ней работу, снизь скорость и лишний раз убедись в безопасности своего маневра.
Рис. 20 Краткосрочные дорожные работы
Знак 1.32 применяется в качестве временного или в знаках с измененным изображением перед перекрестком, откуда возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор. Вас заранее предупредили о затруднении в движении.
Знак 1.35 устанавливается на границе перекрестка. В случае если на сложных перекрестках невозможно установить дорожный знак на границе перекрестка, его устанавливают на расстоянии не более 30 метров до границы перекрестка.
Вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 повторяются.
Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка.
Знак 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.
Знаки приоритета
Прежде, чем начать изучать данную группу знаков, хотелось бы напомнить, что данные знаки действуют: когда отсутствует регулировщик; светофор выключен или переключен на реверсивное регулирование (постоянно моргает желтым сигналом); тогда вступают в действие именно эта группа знаков, которая устанавливает очередность проезда через данные перекрестки, либо в узких местах на дороге.
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.
Установка знака 2.1 «Главная дорога» показана на рис. 21, но действие его наступает только в том случае, если нет регулировщика, а светофор выключен. В таком случае перекресток проезжает первым то транспортное средство, которое движется с направления главной дороги.
Рис. 21 Главная дорога, обозначенная знаком 2.1
2.2 «Конец главной дороги».
Когда мы видим установленный знак 2.2 — это требование означает, что главная дорога закончилась и перекрёсток считается равнозначный, но действовать знак 2.2 будет только в том случае, если будет отсутствовать на перекрестке регулировщик и светофор будет выключен (моргать постоянно желтым сигналом).
Рис. 22 показывает применение знака 2.2, но действует он только тогда, когда светофор находится в реверсивном режиме (моргает постоянно желтым светом), либо выключен, а сейчас необходимо двигаться по сигналам светофора
Такие перекрестки необходимо проезжать по помехе справа. Если транспортное средство приближается к Вам справа, то оно будет иметь преимущество на первоочередное движение. Это правило действует только в том случае, если нет других знаков, например, 2.4 «Уступить дорогу», которые устанавливают другой порядок проезда таких перекрестков.
А что же делать в ситуации, когда на нерегулируемом перекрестке со всех 4 сторон подъехали 4 автомобиля?
Ведь для каждого автомобиля, транспортное средство приблизилось справа, перекресток не регулируется ни знаками, ни светофором.
Такая ситуация мало вероятна и в правилах она не регламентируется, а проехать через такой перекресток мы можем по взаимной договоренности, безусловно никто из водителей не будет выходить и обсуждать в каком порядке будем разъезжаться. Как правило, находится один водитель, который пытается проехать первым, либо другой культурный водитель, который пропустит «даму» вперед, а дальше никаких проблем не возникает и все водители, оставшиеся на этом перекрестке, разъезжаются по помехе справа.
2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой».
Знак 2.3.1 дает понимание водителю транспортного средства, что он находится на главной дороге, а дорогу, которую он пересекает за знаком, является второстепенной. Если вы движетесь со стороны «широкой» линии, то имеете преимущество перед теми, кто въезжает на такой перекресток.
2.3.2 — 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги».
Примыкание справа — 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, примыкание слева — 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7.
Форма, вид, размер и конфигурация перекрестка может быть разной. Геометрические параметры перекрестка обусловлены рельефом местности, а также сооружениями инфраструктуры, поэтому водителю ТС сообщают, что Вы приближаетесь к перекрестку, (при движении со стороны «широкой линии»), Вы будите иметь преимущество на первоочередное право проезда через такой перекресток. Действуют эти знаки и устанавливаются как правило на загородных трассах, где светофор устанавливать нецелесообразно и надо просто обозначить, что есть еще одна дорога, которая не является главной, а имеет статус второстепенной дороги. На рис. 23(1) показана главная дорога и примыкающая справа рис. 23(2), второстепенная дорога, при выезде с которой установлен знак 2.4 «Уступить дорогу».
2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.
Хочется обратить внимание будущих водителей и тем, кто уже управляет автомобилем напомнить, что это единственный знак который смотрит центром треугольника вниз. Рекомендую, обязательно! посмотреть на этот знак с обратной стороны на перекрестке, для фиксации его в памяти. Зачем это необходимо.
Пример:
Рис. 23 (1) — примыкание второстепенной дороги справа, 3,4,5 и 6 — знак 2.4 «Уступить дорогу»
Вы двигаетесь по дороге в прямом направлении, справа от вас примыкающая дорога, трех сторонний перекресток (Т-образный). На рис. 23 (1) показан знак 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги справа» (Вы имеете преимущество), но перед пешеходным переходом остановились, рис. 23 (2), чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы дети начали переходить дорогу, кто-то упал, поднялись и закончили переход. Вы начинаете движение!
Справа, по примыкающей дороге движется автомобиль, сзади Вас движется другой автомобиль. (Он только, что видел знак 2.3.2 («Примыкание второстепенной дороги справа») и у него не возникает вопроса о преимуществе в движении). Скорость не снижает, так как ожидает от Вас движение вперед. Ваши действия? Перекресток, который Вы проезжаете за сегодняшний день уже 100. Поворот головы вправо, рисунок 23 (2,6), позволит заметить наличие знака 2.4 «Уступить дорогу», на второстепенной дороге. Это позволяет Вам оперативно (доли секунды) сориентироваться, и принять правильное решение, лишний раз убедится, что Вы находитесь на главной дороге и продолжить движение с уверенностью в своем преимуществе. Безусловно, в ПДД, согласно п.п. 10.1., от водителя транспортного средства требуется двигаться со скоростью, которая будет обеспечивать безопасность дорожного движения. Снизить скорость, и убедится в том, что вы имеете право первоочередного проезда или все же данное право, предоставлено машине, которая справа от вас (помеха справа). При скорости максимально разрешенной для движения в населенных пунктах 60 км/ч, а при такой скорости автомобиль преодолевает расстояние за 2 секунды в 34 метра и на принятия решения, время практически нет. Неприятный момент в такой ситуации заключается вот еще в чем: машина, которая движется сзади, ждет от Вас конкретных действий (что вы будете двигаться, так как у Вас преимущество). Остановка для пропуска транспортного средства, которое не имеет преимущества в движении для водителя автомобиля сзади будет неожиданным и такая ошибка скорее всего приведет к столкновению с Вами. Водитель автомобиля сзади ожидал, что Вы будите двигаться и не предпологал, что вы можете остановиться, когда вы находитесь на главной дороге.
На рис. 23 (3) знак 2.4 «Уступить дорогу», вступает в силу, только если светофор не работает. На рис. 23 (4,5 и 6), при выезде с такой дороги, требование знака 2.4 «Уступить дорогу», будет действовать всегда.
2.5 «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп — линией, а если ее нет — перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 — по главной дороге.
Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп — линией, а при ее отсутствии — перед знаком.
Если на Вашем пути следования установлен данный знак, то Вы обязаны остановиться, то есть зафиксировать остановку своего транспортного средства и заново тронуться (начать движение), но только после того как оценили (расстояние и скорость движения транспортных средств, с других направлений) и при отсутствии опасности, можете продолжить движение, не создавая помех.
Почему остановку необходимо фиксировать и правилами предусмотрен именно такой порядок действий?
Связано это с тем, что дорога в этом месте плохо просматривается, видимость ограниченна. При организации дорожного движения в некоторых случаях для правильной оценки скорости и расстояния до приближающегося ТС необходимо, что бы его заметить, больший угол обзора и расстояние. Такие меры позволяют водителю, большее время находится на перекрёстке, для принятия правильного решения. Как показывает практика, данная мера положительно влияет на предотвращение возникновения ДТП. Рис.24 Светофор выключен или моргает постоянно жёлтым, движение без остановки запрещено
После прочтения данного пояснения остается только правильно выбрать место для остановки и хорошим зрительным ориентиром для этого служит разметка 1.12, которая показана на рис.24. Правильное расположение транспортного средства на перекрестке перед стоп линией позволит своевременно заметить других участников дорожного движения, приближающихся с других направлений, видимость которых ограничена зданием.
На рис. 24 (слева), остановка в данный момент времени не требуется, так как светофор работает, а при выключенном светофоре начинает действовать знаки. На рис. 24 (справа) светофора нет, поэтому остановка транспортного средства требуется всегда, остановиться необходимо около линии разметки 1.12.
Железнодорожный переезд — это место повышенной опасности, так как проезжая часть пересекается в одном уровне с железнодорожными путями. При установке знаков 2.5 «Движение без остановки запрещено», необходимо акцентировать внимание на место, где именно водитель должен, остановится. Если рядом со знаком есть стоп линия 1.12,как показанная на рис.24, то около нее, а что же делать, когда нет разметки 1.12. В такой ситуации организаторы дорожного движения установили знак в самой оптимальной точке, в которой будут просматриваться железнодорожные пути в обе стороны. Водитель транспортного средства должен остановиться около знака и после того, как убедился, в отсутствии приближающегося поезда, возобновить движение в намеченном направлении.
2.6 «Преимущество встречного движения». Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.
2.7 «Преимущество перед встречным движением». Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам.
Преимущество у красного автомобиля со стороны знака 2.7
Знаки «2.6 и 2.7» применяются, когда участок дороги узкий и как правило, ограничение существует в связи с реконструкцией участка дороги, либо ограниченно рельефом местности, зданиями и т.п., чтобы регулировать транспортные потоки и установить очередность первоочередного права проезда при помощи знаков.
Посмотрев на эти знаки внимательно, можно провести аналогию: знак 2.6 «Преимущество встречного движения» по форме и цвету напоминают группу знаков 3 — «Запрещающие знаки», этого и хотелось бы от читателя, запомните знак 2.6. запрещает Вам выезжать на (узкий) — этот участок дороги, если на встречу движется транспортное средство со встречного направления. Если с вашей стороны установлен знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением», то этот знак по форме и цвету можно отнести к группе 5 «Знаки особых предписаний». Вам предписан определенный порядок действий, на узком участке дороги. В данном случае, предписано первоочередное право проезда, узкого участка дороги.
3. Запрещающие знаки
Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Данная группа знаков имеет несколько отличительных особенностей от знаков в других группах. Первое, что примечательно — это форма знака круглая, окантовка красная, изображение в знаке преимущественно черного цвета. Знаки данной группы запрещают определенные действия для водителей транспортных средств, либо требует принятие каких-то определенных мер для обеспечения безопасности дорожного движения. Нарушения знаков данной группы, считаются грубыми и как правило, такое нарушение приводит к лишению право управления транспортным средством на определенный срок. Пожалуй, лишение права управления автомобилем — это лучший исход событий, так как в противном случае нарушение приводит к серьезным ДТП.
Запрещающие знаки данной группы распространяют свое действие не на все транспортные средства, а для кого-то они разрешают движение, для каких-то транспортных средств категорически запрещают.
Запрещающие знаки устанавливают непосредственно перед участком дороги, на которых вводятся или отменяются определенные ограничения. Дополнительно информирующие таблички, дополнят действие основного запрещающего знака определенными требованиями. Это может быть расстояние, на которое запрещен обгон, до какого места, знак будет действовать или через какое расстояние будет запрещен въезд на этот участок дороги.
Периодически при проведении аудиторных занятии звучит хороший вопрос, а какое мне дело, куда может ехать автобус, а куда нет, я же должен знать требования, относящиеся именно ко мне. В действительности при управлении автомобилем мы должны понимать, что автобус начал движение под знак 3.1 «Въезд запрещен» по одностороннему движению, почему ему можно, а нам нельзя? Маршрутное транспортное средство может отходить от ряда правил, так как его маршрут согласован с территориальным органом ГИБДД, а мы при управлении транспортным средством обязаны руководствоваться только той информацией, которая предназначена именно для нас, но обо всем по порядку.
Индекс, указанный над номером знака указывает на какое транспортное средство — этот знак не распространяет свое действие. Например: (3.11): 1 — на маршрутные ТС; (3.21,2,3,4) 2 — проживающие, работающие, обслуживающие предприятия или граждан расположенные за знаком; 3 — водители инвалиды; 4 — такси с включенным таксометром; 5 — имеют протяженность зоны действия.
3.11 «Въезд запрещен». Запрещен въезд всех транспортных средств в данном направлении.
Этот знак в народе получил название «кирпич». Устанавливается знак, как правило, на дороге с односторонним движением, либо, где разрешено движение только маршрутным ТС (автобусы, троллейбусы — это такие транспортные средства, которые двигаются по определенному маршруту с обозначением местами остановок).
Рис. 25 Применение знака 3.1 Въезд запрещен (за исключением маршрутных ТС)
Знак 3.1 «Въезд запрещен» активно устанавливают на перекрестках с несколькими возможными направлениями для движения, например, на рис. 25(1) показано встречное направление и направление объезда. На рис. 25 (2, 3 и 4) представлена выделенная полоса для маршрутных ТС, а рис. 25 (5) запрещает поворот направо, там выезд с дороги, которая имеет одностороннее движение.
3.21,2,3,4 «Движение запрещено». Запрещается движение всех транспортных средств.
Данный знак в народе получил название «блин», либо другими словами сквозной проезд запрещен. Знаки этой группы устанавливают, чтобы ограничить движение транспорта в определенном месте, например, больница. Въезд на территорию ограничен данным знаком, но под этот знак может проехать работник данного учреждения, представитель организации, который обслуживает здание и водитель — инвалид. Дело в том, что служебная парковка не позволяет нахождение большого количества транспорта. Нахождение (скопление) большого количества ТС может быть помехой для движения кареты скорой помощи, поэтому остальные ТС будут припаркованы в ином месте, в соответствии с ПДД (за пределами больницы). Рисунок 26 показывает, что движение вправо запрещено, исключение являются ТС, которые привезли товар под разгрузку и работники этого магазина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила дорожного движения с авторскими комментариями. Дорожные знаки, линии разметки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других