Особенности личности исследователей аномальных явлений

Алексей Тулин

Данная книга «Особенности личности исследователей аномальных явлений» является моей дипломной работой, написанной в 2009—2010 гг. под руководством старшего преподавателя Любитова Игоря Евгеньевича в Московском городском психолого-педагогическом университете на кафедре «Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности личности исследователей аномальных явлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В этой работе мы рассмотрим психологические особенности личности занимающихся аномальными явлениями. В начале попробуем разобраться, что такое аномалия. В энциклопедии В. Черноброва, дано такое определение аномалии: «Аномалия — заметное отклонение от нормы, закономерности и общепринятых законов, взглядов и представлений. Часто под названием „аномалия“ подразумевается непонятное, „неправильное“ явление». (Чернобров В. А. Энциклопедия загадочных мест России Изд. «ВЕЧЕ» 2004.)

Современные исследователи аномальных явлений классифицируют огромное количество различных аномалий от НЛО до шаровых молний. Все эти явления старательно изучаются пишутся отчеты об экспедициях в так называемые аномальные зоны. В энциклопедии В Черноброва дается такое определение аномальной зоне: «Аномальная зона — локальная зона на планете, где достаточно долгое время с той или иной регулярностью наблюдается аномальные явления, не объяснимые официальной наукой или не признается ею». (Чернобров В. А. Энциклопедия загадочных мест России Изд. «ВЕЧЕ» 2004.)

В этой работе я рассмотрю личность так называемых исследователей аномальных явлений их психологические особенности, возможно предположим почему они стали заниматься исследованиями в такой области.

Стоит предположить, что данные личности имеют особое мировоззрение, которое позволяет им предполагать существование различных сверхъестественных явлений. В свой статье «Человек мистический» Эрик Нойманн писал:

«К проекциям внутренних психических переживаний мы относим не только анимизм первобытного человека с его заряженными маной местами и животными, его призраками и демонами, не только языческих богов. Иудео-христианский, а также внеевропейский религиозные миры со своими иерархиями небес и преисподней, со всеми их обитателями, богами и духами, ангелами и дьяволами, спасителями и искусителями, их религиозными мифами о начале и конце, сотворении, падении и искуплении поняты нами как проекции переживаний, происходящих в психологической глубине Антропоса. Такое понимание, разумеется, подчиняется общему закону, согласно которому нам намного легче понять в качестве проекций те представления, которые не затрагивают нас бессознательно и эмоционально — о которых известно только нашему сознанию — а не те, которые, зарождаясь в глубине нашего бессознательного, насыщены эмоциями». (Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб.: Издательский Дом «Азбука — классика» 2008)

Люди, которые занимаются уфологией, аномальными явлениями, магией, мистикой, оккультизмом имеют так называемое Магическое мышление т.е. вера в собственную способность повлиять на события сверхъестественным образом. При этом индивидуум полагает, что его мысли, слова или поступки могут вызывать эффекты, которые не укладываются в обычные причинно-следственные отношения. Сюда относятся заклинания, символические ритуалы, защитные действия при предвещающих беду приметах и пр. Магическое мышление вне патологии обнаруживается у детей, примитивных и инфантильных личностей. В современной психиатрической литературе оно описывается при шизофрении, шизотипическом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве. Диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное (т. е. культурная особенность), а ее формирование в результате заболевания как проявление не критичности к болезненным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде.

Целью: Исследование психологических особенностей личности занимающихся изучением аномальных явлений.

Объект: личности изучающие аномальные явления.

Предмет: особенности личности изучающие аномальные явления.

Задачи:

1. Исследование особенностей людей, занимающихся аномальными явлениями.

2. Выявление шизотипических черт личности.

3. Анализ литературы по аномальным явлениям.

Гипотеза: 1. Лица, изучающие так называемые аномальные явления, имеют более выраженные шизоидные черты личности. 2. Магическое мышление о исследователей аномальных явлений выражено сильнее, чем у контрольной группы «Физиков» не имеющих таких интересов. 3. Психологическая особенность исследователей аномальных явлений заключается в том, что они обладают особо выраженным магическим мышлением.

Методы исследования:

1. Диагностическая методика SPQ — 74. Выраженность шизоидных черт.

2. Диагностическая методика TCI 125. Структура характера и темперамента.

3. Метод наблюдения.

Актуальность исследования. В этой работе мы пытаемся проанализировать особенности личности исследователей аномальных явлений. В настоящий момент, когда современные мифы, как НЛО, полтергейст, приведения, получили широкое распространение, тогда из тени вышли люди, которые исследуют данные «феномены» сами себя они называют уфологами или исследователями аномальных явлений. В настоящей работе с помощью психологических тестов исследуются особенности личности, данных людей. До этого подобных исследований не проводились, и подобного вопроса в психологии не поднимался.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности личности исследователей аномальных явлений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я