В книге рассматриваются основы формирования и современного состояния гражданского общества России, место и роль в нем человека и семьи, организация социального и материального положения гражданина, основные составляющие гражданского общества, его общественные объединения. Подчеркнуто особое положение профессиональных формирований, политических партий и молодежных движений, взаимоотношений общественных объединений и властных государственных структур. На этом фоне автор рассматривает пути цементации общественных и государственных устоев, повышения уровня жизни народа, эффективности политического, экономического, социального и культурного развития страны, укрепления обороноспособности, повышения ее престижа и влияния на международной арене.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское общество России. Россия – моя радость и моя печаль (размышления) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Философские взгляды на формирование общественных отношений
Философия, как наука о поиске истины, как учение об общих принципах бытия, познания природы, отношений человека и мира, объединяет в себе различные воззрения. Ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются на природу, общество, самого человека и его мышление.
Основным вопросом, который рассматривает философия, как наука, является определение: «что является первичным? Дух или материя?» Мнения философов по этому поводу расходятся в диаметрально противоположные стороны. Одни считают, что душа первична, а материя — вторична. Такое направление в философской науке получило название «идеализм». Другие же считают, что материя первична, а душа (сознание) вторична. Такое направление в развитии философской мысли получило название «материализм».
Материализм, как течение научной мысли, имеет различные формы: метафизический, последовательный, непоследовательный, научный, вульгарный, объективный и т. д.
Значительная часть ученых является сторонниками диалектического материализма, законы которого представляют в единстве материализм и диалектику. Основоположниками этого учения являются Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Автор не имел целью анализировать все направления философской мысли, они изложены в трудах ученых, а хотел лишь подчеркнуть, что придерживается концепций диалектического материализма и с этой точки зрения излагает пути совершенствования общественного строя в России, роль и место человека в обществе.
О том, что марксистско-ленинское учение верно, убеждаешься и на примере внимания к нему многих государственных и общественных деятелей, в том числе и Соединенных Штатов Америки, в период начавшегося мирового кризиса 2008–2009 годов, именно в этом учении они ищут ответы на решение возникших проблем экономического и финансового характера.
Создание и развитие Советского Союза (СССР) наглядно свидетельствует, что марксистское учение является единственно верным, подтвержденным жизнью.
В этой связи хотелось бы несколько подробней сказать об этом направлении философской мысли.
Законы диалектического материализма имеют мировоззренческие функции, являются методологией для раскрытия секретов различных направлений естественных и общественных наук, способствуют установлению истины, реальнее всех других философских течений объясняют происходящие процессы в природе, развитии человеческого общества, различных аспектах жизни, что очень важно для понимания всего сущего и выработки наиболее разумных решений.
С точки зрения марксизма, материалистическим основанием науки об обществе является практика, как общественная преобразующая прежде всего производственную деятельность людей, способы производства материальных благ и складывающиеся на их основе социально-экономические отношения людей.
Марксистская философия придерживается последовательного взгляда на соотношения бытия и сознания, бытия и мышления. С точки зрения материализма сознание есть отражение материального мира, т. е. оно является производной от бытия.
В марксистской философии истина толкуется как процесс, в котором человеческие знания о мире постоянно развиваются. Познание идет от явления к сущности. «Чтобы действительно знать предмет, нужно охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования!»[1]
Общественная практика направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями людей. Развитие общества в целом всего исторического процесса заключается прежде всего в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества. Основой для этого является производство материальных благ. Производственные отношения между людьми определяют и все другие их общественные отношения: политические, правовые, идеологические, между классами и социальными группами.
Естественной основой жизни отдельного индивидуума и общества в целом является природная среда, географическое положение, наличие природных богатств для развития материального производства, естественные пути передвижений и связей и т. д.
Отношения людей в процессе материального производства являются основой содержания общественного бытия людей, на базе которого формируются нормы общественного сознания: политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные. Все стороны развития общества находятся в их сложном и противоречивом взаимодействии.
Через систему присущих обществу общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов определяется содержание и направленность деятельности людей, осуществляется воздействие на формирование и развитие составляющих гражданского общества.
Важно знать жизненный уровень, исследовать материальные и духовные потребности людей, чтобы понять необходимые пути общественного развития и первоочередные их шаги и задачи.
Состояние общественного бытия определяет уровень общественного сознания, которое вбирает в себя накопления в области науки, техники, искусства, морали и т. д. При этом преемственность является закономерностью общественного развития. Игнорирование этого порождает топтание на месте, растерянность.
Способы производства материальных благ и размах этого дела обуславливают уровень развития социальной, политической и духовной жизни общества. Со своей стороны, оно влияет на развитие производительных сил, производства материальных благ.
С точки зрения марксизма законы общественного развития и механизм их действия надо знать, понимать и подчинять им свои действия, в противном случае вся система нарушается и общество испытывает дисбаланс, вплоть до развала.
Знание законов общественного развития и точное следование им — это решающий шаг от стихийности, случайности к сознательному развитию общества. Именно в этом заключается один из важнейших аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.
При этом необходимо иметь в виду, что историю человеческого сообщества делают люди, со своими интересами и потребностями, каждый из которых в какой-то мере воздействует на других, и, вместе с тем, последние на нее оказывают свое влияние.
В целом же, таким образом идет обобществленный процесс исторического развития, не всегда в прогрессивном направлении. Несмотря на разнородность исторических событий, развитие общества носит в целом объективный характер.
В силу разноречивых пониманий происходящего, подходов к процессам развития, то ускоряя бег, то замедляя его, то изменяя в обратном направлении, в зависимости от инициативной группы людей, сообществ, политических партий, общественное развитие подвергается колебаниям в ту или другую сторону, но в конечном итоге его развитие идет вперед.
Такова она — жизнь. В конце концов все зависит от людей, их понимания и стремления, их умения пользоваться законами общественного развития.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданское общество России. Россия – моя радость и моя печаль (размышления) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других