Электоральная машина действующего депутата. Пособие по эффективной депутатской деятельности

Алексей Сергеевич Игнатов

В книге известного политтехнолога Алексея Игнатова рассматриваются основные моменты работы действующего депутата. Как организовать взаимодействие с избирателями, СМИ, коллегами. Как позиционировать себя, ставить цели и с помощью каких механизмов достигать результатов. Как подготовиться к новой избирательной кампании и победить в ней.Все это является слагаемыми того, что называется «электоральной машиной действующего депутата», которая помогает доставить депутата к победе на очередных выборах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Электоральная машина действующего депутата. Пособие по эффективной депутатской деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ

Тема выполнения депутатами своих предвыборных обещаний давно стала очень ироничной. Не является секретом, что часть народных избранников сразу после дня голосования благополучно «забывает» о том, в чем несколько месяцев подряд убеждали избирателей перед выборами.

С одной стороны, если депутат избрался «на один раз» и не собирается продолжать публичную карьеру, то у такого поведения есть как минимум обоснование.

Однако если политик собирается продолжать свою карьеру, то забывать о предвыборных общениях нельзя. И дело даже не в моральной стороне ситуации — ложь и намеренный обман всегда неприемлемы, а в том, что все публичные обязательства и обещания политиков тщательно фиксируются его оппонентами, и они обязательно их предъявят в случае невыполнения.

В специальной литературе практически не освещается тема технологического обеспечения реализации депутатом своих обещаний, мы восполняем этот пробел и описываем рекомендации, неоднократно доказавшие на практике свою жизненность и актуальность.

Так как же избранному депутату организовать работу по выполнению своих предвыборных обещаний?

В первую очередь, нужно собрать и систематизировать все, что депутат, будучи кандидатом, обещал в тех или иных АПМ, на встречах, в интервью СМИ.

Если депутат публиковал свою программу или «план действий депутата» после избрания, можно их взять за основу, главное, провести максимально подробный аудит, включая личные обещания в индивидуальных письмах избирателям. Если кандидат собирал письменные наказы, то их тоже надо включить в общий свод обещаний.

Депутат может и не считать полученный наказ своим обязательством, но человек, его написавший, почти всегда уверен, что его обращение требует не только прочтения, но и решения. И если избиратель нашел возможность заполнить и передать наказ кандидату, можно быть уверенным, что он про него не забудет и потребует ответа.

Конечно, поствыборная ситуация везде разная, избираются депутаты с разным количеством ресурсов, опыта, желания работать, да и территории у всех очень отличаются и площадью, и численностью избирателей. Ввиду этого нельзя ожидать от всех одинаковых, шаблонных действий.

Поэтому конкретный план организации эффективной работы по выполнению предвыборных обещаний нужно создавать с учетом всех этих особенностей и возможностей, при этом существуют некоторые общие для всех рекомендации, учет в работе которых сильно упростит жизнь новоизбранному депутату.

Как уже отмечалось выше, первым шагом по организации работы должен стать аудит всех обещаний, выданных в ходе избирательной кампании. Совершенно неожиданно для составителей может получиться весьма внушительный список, этого не стоит бояться, главное — ничего и никого не забыть.

Следующим шагом целесообразно разделить все данные обещания на три больших блока по их содержанию:

Законотворческие инициативы — например, кандидат обещал разработать и внести в Думу какой-то важный законопроект или поправку. Или разработать какую-то целевую программу или инвестиционный проект. Или добиться выделения бюджетного финансирования для какого-либо важного объекта или социальной группы.

Обещания благоустройства жизни округа или территории в самом широком смысле этого слова — для больших территориальных или социальных групп — например, строительство стадиона или моста, комплексное благоустройство двора многоэтажки, запуск новых маршрутов общественного транспорта, реконструкция или строительство новых очистных сооружений, газификация населенных пунктов и все аналогичное.

Личные обещания конкретным людям или микрогруппам — например, ремонт подъезда, установка пластиковых окон, помощь в решении индивидуальных проблем — добиться от администрации предоставления жилья очередникам или нормализации отопления в квартире от управляющей компании, и всего того, с чем люди шли к кандидату и что он обещал помочь решить, став депутатом.

После этого внутри каждого содержательного блока следует выделить задачи, которые можно решить относительно быстро — за один-два месяца, но не более полугода. Это могут быть обещанные законодательные инициативы, озвученные на первом заседании нового состава Думы или Совета, оперативный ремонт насоса водонапорной башни в селе или материальная помощь социальному центру.

Затем нужно определить среднесрочные задачи, на выполнение которых может уйти и год, и два, и три. Например, для того чтобы добиться пуска нового маршрута общественного транспорта или строительства спортивного комплекса, может потребоваться изрядное время.

И, наконец, долгосрочные задачи — крупные, узловые проблемы, решать которые депутат может весь созыв и которые станут переходящими на следующий срок. Это, например, может быть последовательная газификация территорий, строительство мостов или новых транспортных развязок, комплексное длящееся благоустройство каких-то территорий.

Итогом подобного аудита и анализа должна стать матрица, примерная форма которой дана ниже.

Пример матрицы «Предвыборные обещания депутата Смирнова»

Получив эти данные, можно понять, как выстраивать работу по всем направлениям, что нужно сделать в первую очередь, что несколько позже. Кроме того, подобный анализ поможет понять, какие ресурсы могут понадобиться депутату для выполнения обещаний и начать их поиск.

В случае нехватки ресурсов у депутата будет время либо найти ресурсы, либо попробовать переформулировать проблемы, разбить их на подзадачи или постараться лишить их актуальности.

В любом случае, даже если депутат по каким-то причинам не сможет или не захочет реализовывать какие-то обещания, полезно иметь такую информацию, чтобы быть готовым к тому, что конкуренты или обиженные избиратели неоднократно вспомнят об этих фактах, и можно было бы отработать эти информационные вбросы.

Кроме того, полученная матрица может стать отличной основой для всей дальнейшей работы депутата на территории, ведь все обращения жителей в период его легислатуры так или иначе укладываются в один из трех содержательных блоков и могут быть решены в определенные сроки.

Это удобно еще и тем, что, увязывая решение новых вопросов избирателей со своими предвыборными обещаниями, политик одновременно изящно решает две задачи — отрабатывает текущее обращение избирателя и одновременно ненавязчиво показывает свою серьезность и состоятельность, как человек, выполняющий свои обещания.

Конечно, в разных территориях и разных кампаниях могут быть расставлены разные акценты, и структура обещаний и обращений может оказаться несколько иной, но в целом подход к структурированию информации и разделению ее по временны́м интервалам сроков решения проблем следует признать рациональным.

Теперь поговорим о том, как лучше организовать работу по блокам матрицы обещаний.

Саму матрицу и ее подробное содержание целесообразно держать если не в полном секрете, то, во всяком случае, ей следует присвоить статус «ДСП — для служебного пользования», не публиковать в исходном виде и ограничить к ней доступ.

Все объекты матрицы легко перевести в проекты — одни будут локальными и краткосрочными, другие — многослойными и длительными.

Такая проектная деятельность очень удобна — она позволяет решать параллельно несколько вопросов и всегда видеть, в какой точке находится решение того или иного вопроса.

Рационально определить приоритетные проекты, реализация которых окажет воздействие на значительное число избирателей, поможет решить их проблемы и, в конечном итоге, даст голоса сторонников на следующих выборах.

В этих проектах, помимо их календарного плана реализации, необходимых ресурсов, следует спланировать медийную активность по освещению их реализации, роли депутата в проекте, по возможности привлекать избирателей к реализации и в обязательном порядке фиксацию потенциальных сторонников. Как выявлять сторонников и фиксировать их в своих базах, мы поговорим в отдельной главе.

В целом, исходя из особенностей личности избранного депутата, территории и политической ситуации, может быть полезна серия публикаций о планах депутата по реализации своих предвыборных обещаний. Однако это показано не всем и не всегда, требуется ситуационный анализ и принятие решения, исходя из образа, который депутат создал или будет создавать в своей политической деятельности.

При этом существует несколько действий, которые рекомендованы для реализации всем новоизбранным депутатам, независимо от размера округа, способа избрания (одномандатник или «списочник») и партийной принадлежности.

Такие действия условно можно разделить на несколько групп. Реализация каждого из этих действий может отличаться масштабностью, содержанием, количеством потраченных ресурсов, однако в любом случае рекомендуем делать их искренне и ответственно. Если это по каким-то причинам невозможно, то действия только для «галочки», для отчета, бессмысленны, в таком случае лучше вообще от них воздержаться. Итак, что мы рекомендуем.

Публичная благодарность избирателям. В первые неделю-две после дня голосования рекомендуется публично поблагодарить избирателей за поддержку. И сделать это не формально, в бесплатной или малотиражной газете, которую никто не увидит, а разместить один или несколько рекламных баннеров на территории округа или расклеить плакаты на информационных досках — иначе говоря, повторить то, что делалось в период кампании, но уже не как агитацию, а как благодарность.

Конечно, это требует некоторых затрат, но отказываться от этого очень эффективного и эффектного шага только по соображениям экономии мы не рекомендуем. Всегда можно найти приемлемый вариант, подходящий по ресурсам и дающий возможность реализовать задуманное.

Избиратели обязательно отметят тот факт, что избранный депутат не пропал сразу после выборов, а нашел возможность поблагодарить жителей за поддержку. И это «послевкусие» очень поможет в формировании положительного образа политика, который будет не раз еще баллотироваться.

Письменная фиксация всех обратившихся. В период избирательной кампании у кандидатов собираются значительные базы данных сторонников или людей, просто обратившихся на встречах, если собирались наказы — то десятки и сотни вопросов, требующих решения депутата.

Мы рекомендуем подготовить каждому обратившемуся именное письмо от депутата на фирменном бланке со словами благодарности и информированием, что его вопрос не забыт, но требует определенного времени для решения.

Не обязательно указывать точные сроки решения или отказывать, если вопрос нерешаемый, но дать ответ, письменное подтверждение того, что депутат начал решать вопрос, очень полезно и правильно.

Задача на этом этапе — не потерять «человеческий капитал», накопленный в ходе кампании, ведь уже менее чем через пять лет тот же депутат пойдет к тем же самым жителям за повторной поддержкой, а практика показывает, что негативные воспоминания и ассоциации помнят гораздо лучше, чем позитивные.

Иначе говоря, человек может забыть про решенную для него проблему, но обращение, оставленное без ответа, может помнить неожиданно долго.

Открытие приемной и оповещение об этом. И очень важное, классическое действие, без которого невозможна работа депутата, это открытие в округе своей депутатской приемной. Как это сделать и организовать эффективное взаимодействие с избирателями, мы поговорим в следующей главе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Электоральная машина действующего депутата. Пособие по эффективной депутатской деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я