СССР – Канада. Записки последнего советского посла

Алексей Родионов, 2007

«Эта книга о Канаде, с которой Россия могла бы иметь общую границу, если бы в 1867 году не продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Между прочим, русские первопроходцы вступили на американский континент примерно в ту пору, когда французы и англичане начали колонизировать Канаду. При этом стоит заметить, колонизаторы отчаянно ссорились между собой, воевали даже, что, однако, потом не помешало им создать монолитную нацию, один крепкий народ, который с гордостью говорит о себе: «мы канадцы»! Впрочем, канадцами называют себя здесь все прочие иммигранты, приехавшие сюда из самых разных стран…»

Оглавление

Коренные народы Канады

Неоднократно упоминая многонациональный характер канадского государства, подробно останавливаясь на англо — и франкоговорящих народах, следует также сказать о наличии в стране коренных жителей — индейцев и эскимосов. Это представители совершенно особой этнической группы народов. Именно в Канаде они зародились и осваивали ее земли.

Аспект вопроса о правах аборигенов не следует преуменьшать. По переписи 1981 года в Канаде проживало около полумиллиона представителей коренных народов, заселявших, в основном, северные районы. Эскимосы при общей численности немногим более 25 тыс. человек составляли большинство населения Канадской Арктики, занимающей около четверти всей площади страны. Индейцы, на долю которых приходился лишь один процент жителей городов Онтарио и Квебека, в северных районах этих провинций составляли 20 % населения.

Факты свидетельствуют о тяжелом социальном положении коренных жителей Канады. Известный канадский писатель, исследователь северных территорий Канады (да и нашей страны) Фарли Моуэт, с которым у меня установились с первых дней пребывания в Канаде дружеские отношения, утверждал, что безработица среди коренных жителей страны постоянно в 2,5–3 раза выше общенационального уровня. Смертность среди индейских детей вчетверо выше, чем в среднем по Канаде. Число самоубийств среди молодых аборигенов в 6 раз выше, а в возрастной группе 15–24 года составляет четверть всех смертных случаев. Среднюю школу заканчивают лишь 20 % посещавших ее индейцев.

— Что ж удивляться, — говорил он мне, — что канадские тюрьмы переполнены туземными жителями, пытавшимися найти единственное облегчение от своего отчаяния в алкоголе и преступлении.

Колониальная администрация, позднее и правительство Канады строили отношения с индейскими племенами как с чуждыми социально-политическими образованиями. С каждым отдельным племенем заключался договор, по которому ему предоставлялась территория (резервация) для проживания. В 1982 году в стране насчитывалось 576 официально зарегистрированных индейских общин, владеющих 2250 резервациями общей площадью 26,4 тыс. кв. км. Управление общинами принадлежит выборному совету во главе с вождем. Основной источник существования 50–70 % индейцев — различные государственные выплаты и пособия. Принадлежащие индейским общинам деньги, пополняемые за счет сдачи в аренду или продажу земель резерваций, платы за право на разведку нефти и газа на их территории, продажи леса, поступали в фонд, которым распоряжалось правительство. Оно же пускало эти деньги в оборот, выплачивая индейцам годовой процент, который всегда на 3–4 % был ниже учетных ставок на свободном финансовом рынке страны. По оценке одного из депутатов парламента, правительство «обворовывает индейцев на 30 млн. долларов в год».

Повторяю, индейские общины не имеют свободного доступа к принадлежащим им деньгам. Чтобы начать какой-нибудь бизнес община должна обратиться за разрешением. Что ж удивляться, что общая численность населения Канады индейского происхождения постоянно уменьшается. Что касается родного языка, то большинство индейцев перешли на английский или французский.

В 70-е годы наметился уход индейцев из резерваций по той причине, что, согласно Индейскому акту 1951 года, они освобождаются от уплаты федерального и провинциального налогов с доходов и собственности, имеют право на свободное пользование ресурсами и угодьями резервации, бесплатное медицинское обслуживание и обучение детей в школах, помощь в обеспечении жильем.

Одной из последних крупных политических инициатив П. Трюдо, с которой он выступил перед уходом в отставку, явилось предложение дополнить канадскую Конституцию статьей о признании права коренных народов страны на политическую автономию. С этим предложением Трюдо выступил 8 марта 1984 года перед собравшимися в Оттаве 17 делегациями. В это число входили посланцы правительств каждой из десяти провинций во главе с их премьерами, территориальных советов Юкона и Северо-Западных территорий федерального правительства и четырех крупнейших организаций коренного населения страны: «Ассамблеи первых наций», «Комитета индейцев по общенациональным делам», «Национального объединения метисов» и «Совета коренных жителей Канады».

Конституционная поправка была предложена в весьма осторожной, мало к чему обязывающей формулировке. Однако и в этом виде предложение Трюдо было отвергнуто делегациями провинциальных правительств как «слишком скоропалительный жест».

Таким же провалом закончилось год спустя аналогичное предложение правительства Прогрессивно-консервативной партии. Тогда было решено искать другую формулу компромисса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я