Тайны без тайн. Современные мифы глазами думающего человека. Книга I

Алексей Ракитин

Книга I из серии «Тайны без тайн» представляет собой сборник новелл, посвященных т. н. городским легендам, таинственным историям, не находящим, якобы, рационального объяснения. Автор подвергает критическому анализу сенсационные и не поддающиеся на первый взгляд объяснению контакты с НЛО, факты исчезновений людей, кораблей и самолётов, деятельность экстрасенсов и пр. Критически осмысливая материал, автор показывает неправдоподобность и бессмысленность широко известных мифов и городских легенд.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны без тайн. Современные мифы глазами думающего человека. Книга I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как Фредерик Валентич вступал в контакт с НЛО

История первого и последнего ночного полёта молодого австралийского пилота Фредерика Валентича известна в России хорошо. Любители разного рода хоррора поминают её на самых разных форумах и в самом разном контексте в качестве яркого примера ужасного и необъяснимого фатального происшествия. История действительно интересна, но не мистическим ужасом и тайной, которых там и нет вовсе, а совсем иным — она отлично демонстрирует способность человеческого мозга «дорисовывать» недостающие детали и придавать всем непонятному оттенок сверхъестественного.

Фредерик Валентич с детства был обуян страстью к авиации и полётам. В 1977 г., в возрасте 18 лет, он впервые поднялся в воздух в кабине вертолёта и понял, что хочет стать пилотом. Правда, в школу пилотов военно-воздушных сил ему попасть не удалось — его отсеяли ещё на этапе медкомиссии, но Фредерик не отчаялся и подался в «Эйр трейнинг корпс» (Air Training Corps). Это аналог советского ДОСААФ, в котором молодёжь постигает навыки лётного мастерства сначала на планерах, а потом и легкомоторных самолётах. Слушатели школы не являются ни резервистами военно-воздушных сил, ни кадетами, они получают звание пилота примерно также, как водительские права для вождения автомашины.

Фредерик жил в Мельбурне с родителями и младшим братом, работал в магазине военной атрибутики, дружил с девушкой на три года младше. С третьей попытки он сумел сдать экзамены в лётной школе и получил диплом пилота 4-го класса с налётом менее 150 часов. Учился, кстати, Фредди с большим скрипом, дважды проваливал экзамены и во время выполнения зачётных упражнений не менее четырёх раз создавал опасные ситуации на земле и в воздухе. Опыта ночных полётов, а также полётов в условиях плохой видимости, не имел. Честно говоря, даже удивительно, как можно называть пилотами людей, не имеющих практических навыков полётов по приборам…

Фредерик Валентич в форме слушателя «Эйр трейнинг корпс» (начало 1978 г).

Тем не менее Фредерик Валентич был допущен к самостоятельным полётам. В аэропорту Мураббин (Moorabbin), на юго-востоке Мельбурна, стоял легкомоторный самолёт «сессна» — 182, подаренный ему родителями, на котором Фредди совершал перелёты как над континентальной частью Австралии, так и на остров Кинг, расположенный в 200 км. к югу. Также он залетал (по крайней мере однажды) на Тасманию, расположенную южнее острова Кинг.

19 октября 1978 г. самолёт Валентича прошёл планово-предупредительный ремонт и получил сертификат годности к полётам на 100 часов.

21 октября 1978 г. Фредди решил отправиться в свой первый в жизни ночной полёт. Задумка была весьма поэтичной — примерно в 18 часов или чуть позже он должен был вылететь из Мураббина в компании своей подружки, 16-летней Ронды Раштон, и после 70-минутного перелёта сесть в аэропорту на острове Кинг. Там они быстренько купят в магазине возле аэропорта лангустов или лобстеров к ужину, летят обратно и — вуаля! — далее следует романтичный ужин с вином. Фредди предполагал вылететь из Мураббина засветло, примерно за полчаса до захода солнца (заход в тот день должен был состояться в 18:43, а окончание вечерних сумерек — в 19:11).

Однако с самого начала план дал сбой. Ронда не смогла своевременно уйти с работы и опоздала в аэропорт. Находясь в пути, она не имела возможности позвонить (всё-таки, сотовых телефонов тогда ещё не существовало!). Фредди стоически ждал её появления, но убедившись, что график полета находится под угрозой срыва, решил взлетать в одиночку. Полёт начался в 18:19 и проходил в воздушном эшелоне 1500 м.

Самолёт летел к острову не по кратчайшему расстоянию, а описывая ломаную линию с таким расчётом, чтобы минимизировать продолжительность полёта над водным пространством Бассова пролива. Во время полёта вдоль побережья, ещё до захода Солнца, самолёт случайно оказался сфотографирован мужчиной, занимавшимся видовой фотосъёмкой пляжа и моря. С воздушным судном всё было в порядке. На 41 минуте полёта — т.е. в 19:00 — самолёт достиг мыса Отвэй (Otway) и повернул в сторону пролива.

«Сессна» — 182. Именно на таком «лапотнике» с неубирающимся шасси и летал Фредди Валентич. Выпускался с 1956 г. по 1985 г. Это был сравнительно безопасный и тихоходный 4-местный самолёт для полётов на небольшие расстояния. Максимальная скорость полёта — 278 км/ч, крейсерская — 269 км/ч, перегоночная дальность полёта — 1720 км. Даже по меркам своего времени самолёт оснащался весьма слабым двигателем — это было сделано умышленно, поскольку в погоне за экономией веса конструкторы максимально облегчили силовой набор корпуса и крыльев. Эти накладывало жёсткие ограничения на пилотажные возможности самолёта, скорость его вхождения в вираж не должна была превышать 206 км/ч, в противном случае могло произойти разрушение конструкции. Самолёт не мог выполнять фигуры высшего пилотажа, топливо подавалось в карбюратор самотёком, из-за чего при «перевёрнутом полёте» на 3-4-ой секунде двигатель начинал глохнуть. При нарушении эксплуатационного режима нередко ломалась одна из лопастей винта. Скажем прямо, самолёт отнюдь не для лихачей.

В 19:06 Валентич сообщил наземной службе контроля о том, что видит некое воздушное судно, летящее выше и быстрее. Диспетчеры ничего не знали о пролетающих в том районе самолётах, радары показывали, что Валентич летит в полном одиночестве. Тем не менее, Фредерик настаивал на том, что рядом с ним находится некий крупный летательный аппарат, который то появляется, то исчезает из вида. В течение последующих 5 минут он продолжал рассказывать о летающем вокруг него небесном судне, правда, сколько-нибудь детального описания его так и не сообщил. Единственная существенная информация, связанная с внешним обликом незнакомца, о которой упомянул Валентич, заключалась в наличии у того 4 посадочных огней. В процессе общения с диспетчером Фредди внезапно заявил, что начал летать по кругу, хотя совершенно непонятно, что именно побудило его так поступить. На шестой минуте Валентич взволнованно проговорил, что объект приближается к нему с юго-востока и это не самолёт. На протяжении последующих 17 секунд раздавались скрежещущие звуки непонятной природы, после чего радиосвязь с диспетчерским пунктом прервалась.

Самолёт Фредди исчез и за минувшие с того вечера 47 лет его судьбу, как и судьбу самого Валентича, выяснить так и не удалось. Проведенная в Бассовом проливе и на острове Кинг поисковая операция результата не имела.

Нетрудно догадаться, что эта история чрезвычайно возбудила любителей всевозможной «паранормальщины», «контактёров» всех разновидностей и лиц разной степени неадекватности, ищущих встреч с инопланетянами. Вы только вдумайтесь, Фредди похитили представители инопланетной цивилизации, забрали на свой корабль вместе с самолётом! В самом деле, неопытный пилот… первый раз в жизни совершающий полёт в тёмное время суток… летит без инструктора… исчезает над морем… ну что плохого может приключиться с ним, кроме похищения инопланетян, верно? Ничего иного и в голову даже не приходит!

Активная поисковая операция, не давшая абсолютно никаких результатов, продолжалась до 25 октября включительно, а само расследование, организованное Министерством инфраструктуры и регионального развития Австралии — 3,5 года. 27 апреля 1982 г. оно завершилось вынесением лаконичного вердикта «The reason for the disappearence of the aircraft has not been determined» («Причина исчезновения самолёта не определена»).

Слева: маршрут движения самолёта Фредди Валентича, восстановленный следственной комиссией с максимальной точностью. Оказалось, что Фредди прервал полёт к острову Кинг и повернул в сторону материка. Во время общения с диспетчером, Валентич ничего не сказал об изменении направления полёта на 180°, зато сообщил, что летает по кругу. Это несоответствие может косвенно указывать на полную дезориентацию пилота в последние минуты полёта. Справа: резюмирующая часть официального доклада, подписанного 27 апреля 1982 г. председателем комиссии Вудвортом.

С самого момента безрезультатного окончания поисковой операции средства массовой информации и многочисленные любители тайн принялись нагнетать вокруг случившегося с Валентичем атмосферу таинственного и принципиально непознаваемого. Основные доводы сторонников «паранормальщины» и «контактёров» сводились к следующему:

— Члены комиссии Министерства пытались уничтожить все записи о подготовке самолёта Валентича к вылету и самом полёте. Делалось это якобы для того, чтобы объявить, будто 21 октября 1978 г. подобного полёта вообще не было.

— Оригинал аудиозаписи переговоров Валентича с диспетчером исчез. Существует его текстовая «расшифровка», но невозможно сказать, насколько точно она соответствует оригиналу. Все, известные ныне аудиозаписи этих переговоров, представляют собой инсценировки, в которых актёры читают текст «расшифровки». В 2008 г. представители телеканала ВВС официально запрашивали оригинал аудиозаписи в Министерстве инфраструктуры Австралии, но так и не получили его.

— Последний фрагмент аудиозаписи продолжительностью 17 сек., на котором слышны странные скрежещущие звуки, был исследован преподавателем физики в университете Сан-Хосе (США) Ричардом Хейнсом, в прошлом специалистом НАСА. Согласно заключению Хейнса, указанный фрагмент содержит 36 звуковых сигналов («всплесков») различного частотного спектра без чёткого ритмического рисунка. Никакого второго фона или слаборазличимых вербальных сигналов (восклицаний, слов) на записи нет. Хейнс затруднился сделать вывод о природе акустических «всплесков». Во всём аналогичным оказался результат анализа этого фрагмента и специалистами Мельбурнского технологического института.

— Очень странным представляется отсутствие всяких следов самолёта и пилота. Самолёт имел аварийный радиобуй, который должен был всплыть при падении в воду (теоретически, по крайней мере). Бассов пролив сравнительно неглубок — его средняя глубина 50 м.

— «Исследователи НЛО» приложили большие усилия к поиску возможных свидетелей инцидента с Валентичем. По их утверждениям, им удалось отыскать более 20 человек, находившихся неподалёку от побережья в районе мыса Отвэй до-, во время и после заката Солнца 21 октября 1978 г. и видевших неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе.

— Важнейшим объективным свидетельством правдивости этих рассказов считается фотография неопознанного объекта в небе над Бассовым проливом, сделанная фотографом-любителем Роем Мэнифолдом в день исчезновения Валентича примерно в 18:45. Мэнифолд планировал в тот вечер заняться фотографированием захода Солнца. Фотосъёмку проводил со штатива, всего им было сделано 6 кадров. На последнем из них в небе видно нечто такое, что «исследователями НЛО» признаётся за НЛО (уж извините за тавтологию). В момент фотографирования Мэнифолд ничего странного в небе не наблюдал. Исследователи утверждают, что с помощью экспертов проводили изучение этого кадра и установили, что снимок не является комбинированным и неопознанный объект, запечатленный в небе, движется со скоростью более 200 км/ч.

Некоторые из публикаций в австралийской прессе, связанные с исчезновением самолёта Фредди Валентича. История эта наделала в Австралии немало шума и почти сразу же привлекла к себе внимание «исследователей неопознанных летающих объектов». Постепенно это вполне заурядное событие местного значения обрело общемировую известность, без упоминания которого ныне не обходится ни одно более или менее обстоятельное обсуждение любой темы, связанной с НЛО. На крайней левой фотографии можно видеть Гвидо и Ричарда Валентичей, отца и младшего брата Фредерика.

— Во второй половине 1978 г. — начале 1979 г. поступило несколько десятков сообщений о странных объектах и непонятных оптических явлениях в небе над западной частью Бассова пролива. Т.е. именно из того района, в котором пропал самолёт Валентича.

— В 1998 г. стало известно о существовании трёх свидетелей (все они являлись родственниками), наблюдавших 21 октября 1978 г с берега полёт над Бассовым проливом легкомоторного самолёта, который преследовало некое большое тело непонятной конфигурации с зелёными огнями. Эти люди не заявляли об увиденном почти 20 лет, опасаясь быть поднятыми на смех.

— Фредерик Валентич не был застрахован и его смерть или исчезновение не сулили никому никакой материальной выгоды. Он не имел суицидальных наклонностей и никогда не заявлял о намерении покинуть дом и жить в другом месте.

Несмотря на глубокую убежденность родных Фредди и многочисленных сторонников версии «похищения инопланетянами» в том, что пилот «Сессны» был взят на борт инопланетного корабля вместе с самолётом, история эта при внимательном изучении выглядит куда прозаичнее.

Прежде всего хочется отметить беспочвенность подозрений в адрес австралийских властей, будто бы пытавшихся скрыть от общественности имевший место инцидент. Скрыть его невозможно было в принципе, поскольку исчезли и пилот (имевший друзей и родственников), и самолёт (имевший государственную регистрацию). Сама мысль, будто подобное исчезновение может остаться незамеченным, абсурдна. Обвинение же в том, что правительственные чиновники изъяли документацию, связанную с самолётом и полётом, не выдерживает критики, поскольку официальная комиссия должна работать только с подлинниками документов (дабы своими глазами видеть подчистки, исправления, замены листов и т.п.).

В той же самой степени бессмысленны обвинения правительства в сокрытии подлинника аудиозаписи переговоров Фредерика Валентича с диспетчерской вышкой во время последнего полёта. Оригинал поврежден в силу физического старения плёнки — в этом нет ничего необычного (это не цифровая запись). Но во время работы комиссии, расследовавшей инцидент, эту запись давали прослушать родным Фредди, тогда же они, кстати, получили на руки её копию, которая до сих пор у них благополучно хранится. Никаких серьёзных различий между опубликованной расшифровкой переговоров и этой записью нет. Примечательно, что подозрения в адрес правительственных чиновников высказывают разного рода самочинные «исследователи», но отнюдь не родные Фредди.

Всерьёз воспринимать экспертизу фотографии Роя Мэнифолда довольно сложно. Для проведения корректной криминалистической экспертизы подлинности этой фотографии необходимо изучить не только сам фотоснимок, но и его негатив, а также фотоаппарат, с использованием которого он был сделан (именно тот, а не такой же!). Кроме того, было бы очень неплохо поговорить с самим фотографом. Насколько можно судить, ничего этого проделано не было. Рассуждения о том, что «некие эксперты» определили «скорость полёта НЛО» по фотографии Мэнифолда, чистой воды болтовня, которую ни один суд в мире не принял бы в качестве доказательства.

Кроме того, с фотографией Мэнифолда связан любопытный казус, который практически лишает её всякой доказательной силы. Дело в том, что Солнце заходит в западной части небосвода, в то время, как Валентич должен был лететь в юго-восточном направлении. Причём, его самолёт появился в этом районе спустя примерно четверть часа после фотографирования. Можно сказать, что Мэнифолд сфотографировал нечто не там и не тогда, где и когда должен был находиться пропавший самолёт. Единственный вопрос, который может возникнуть у любого объективного человека, рассматривающего этот снимок, прозвучит примерно так: причём тут вообще Валентич?

То, что поисковая операция не имела успеха, отнюдь не означает «похищение» самолёта. Глубина в 50 м. совсем не маленькая, как может кому-то показаться, тем более, что речь идёт о средней глубине. А это означает, что в отдельных местах она может быть куда выше. Бассов пролив характеризуется сильными и непостоянными течениями, т.к. в нём сталкиваются слои воды из Тасманова моря и Большого Австралийского залива, имеющие разную температуру и солёность. В морях и океанах исчезали без следа гораздо более крупные объекты, чем 4-местный самолётик.

Показания свидетелей, якобы видевших в небе зелёные огни и некий таинственный объект, преследующий маленький самолёт, переоценивать не следует. Скорее всего, в данном случае мы имеем дело с «вторичными воспоминаниями», появившимися у впечатлительных людей после начала шумихи в прессе и на телевидении. Дело тут вовсе не в злом умысле и не в сознательных попытках мистификации — хотя жаждущие славы и внимания люди нередко решаются и на такие циничные проделки — а именно в добросовестном заблуждении тех, кто слишком личностно воспринял трагедию. Подобная внушаемость хорошо известна психологам и не является чем-то аномальным. При исследовании любых сенсационных, необычных и таинственных событий всегда надо делать поправку на появление такого рода «добросовестных лгунов».

То, что спасатели не нашли аварийный буй с радиопередатчиком, тоже не кажется чем-то слишком уж подозрительным. На подводной лодке «Курск» имелись два аварийных буя намного большего размера и куда более совершенных, так вот их тоже не нашли, хотя с высокой точностью знали место, где надо искать. Что это доказывает? Лишь то, что не все буи всплывают, а из тех, что всплывают, не все срабатывают.

Случившееся с Фредериком Валентичем может быть объяснено довольно тривиальными причинами — потерей ориентации в пространстве, паникой и обусловленным этим нарушением допустимых режимов пилотирования. И тому есть определенные косвенные доказательства.

Следственная комиссия, тщательно изучив данные многочисленных радиолокационных станций, расположенных в районе Мельбурна и южного побережья штата Виктория, довольно точно восстановила путь самолёта Валентича в последние минуты полёта. Из материалов комиссии известно, что Фредди прервал полёт к острову Кинг и повернул в сторону материка. Во время общения с диспетчером, Валентич ничего не сказал об изменении направления полёта на 180°, зато сообщил, что летает по кругу. Это несоответствие может косвенно указывать на полную дезориентацию пилота в последние минуты полёта.

На 338 секунде с момента начала инцидента (т.е. появления НЛО) на аудиозаписи отчётливо слышны перебои в работе двигателя. Последующие 53 сек. — вплоть до потери связи — двигатель работал в ненормальном режиме. Подобные перебои в случае исправности двигателя для самолётов типа «Сессна» — 182 легко объясняются переворотом в воздухе. Из-за отсутствия системы принудительной подачи топлива буквально через 3—4 секунды «перевёрнутого полёта» двигатель начинал «чихать» и «глохнуть». В случае полёта по приборам неопытный пилот легко может не заметить переворот, т.к. при выполнении «бочки» центробежное ускорение будет прижимать его к креслу и органы чувств будут по-прежнему сигнализировать в мозг, что «верх» над головой, а «низ» — под ногами. Лётчик при «слепом» полёте должен очень внимательно следить за показаниями приборов, но Валентич на последних минутах явно был поглощён интригующим появлением НЛО.

Кстати, возможный переворот в воздухе, незамеченный Валентичем, прекрасно объясняет и сам факт появления НЛО с четырьмя зелёными «посадочными огнями». Это были огни его собственной «сессны», отраженные в водах пролива. Они быстро двигались потому, что самолёт не летел постоянно в перевёрнутом состоянии (да это было и невозможно технически), а совершал быстрые перевороты вокруг продольной оси, восстанавливая после этого нормальную ориентацию. Из-за этого Валентичу казалось, что огни то появляются, то исчезают.

То, что молодой пилот плохо ориентировался в воздушной обстановке, подтверждается изменением направления полёта. Комиссия Министерства инфраструктуры по данным многочисленных радаров, расположенных в районе Мельбурна и южного побережья штата Виктория, довольно точно восстановила истинный маршрут движения самолёта. Валентич прервал полёт в острову Кинг и повернул обратно к материку, не сообщив об этом диспетчеру (хотя обязан был это сделать). Кроме того, примерно через 4,5 минуты с момента первой «встречи с НЛО», его самолёт стал терять высоту и из эшелона 5000 футов переместился в эшелон 4500 и продолжил снижение далее. Кстати, именно из-за снижения связь и пропала в конце-концов, а вовсе не из-за удара о воду (опуститься до уровня воды самолёт просто не успевал). Сам же Валентич был уверен, что летает по кругу, о чём и сообщил диспетчеру.

Кстати, подобная дезориентация неопытных пилотов в условиях ночных или «слепых» полётов хорошо и давно известна лётчикам. Причина их кроется в генерировании сенсорных иллюзий, которые мозг принимает за истинные сигналы вестибулярного аппарата. Именно по этой причине учебно-тренировочные самолёты делают «спарками», во время полёта на которых инструктор специально создаёт сложные ситуации, провоцирующие появление у ученика сенсорных иллюзий. Молодой лётчик учится доверять приборам и не полагаться на свои чувства, которые очень часто обманывают.

Слева: Ричард Валентич, младший брат Фредерика, до сих пор убеждён, что Фредди был похищен инопланетянами. Во всех своих интервью он неизменно заявляет о том, что случившееся с братом не может быть инсценировкой и имеет никаких рациональных объяснений. Справа: Майк Ходжес (Mike Hodges), механик, готовивший самолёт Валентича к вылету, не верит рассказам про «инопланетян» и «похищение».

Примечательно и то, что Майк Ходжес, механик, готовивший самолёт Фредерика Валентича к вылету, не раз публично заявлял, что не верит бредням про «инопланетян». По его сугубо рациональному мнению весь инцидент начался с того, что неопытный пилот ослабил внимание за приборами, потерял ориентацию и незаметно для себя совершил переворот в воздухе. Увидев отражение огней собственного самолёта в воде, он решил, что над ним реет НЛО. Морально Фредди был готов к такой «встрече», на тему возможного «контакта с инопланетянами» он не раз говорил с отцом, друзьями, да и самим Ходжесом. И тут, увидев неопознанный объект, Фредерик полностью сосредоточился на нём.

Последовавшие несколько переворотов убедили его в том, что НЛО с ним «играет», появляясь с разных сторон. Чем больше Фредди погружался в иллюзию, тем меньше контролировал приборную панель. Очередной переворот слишком затянулся и питание двигателя топливом нарушилось, поэтому с 338 секунды «контакта» начались перебои в его работе. Не понимая, что происходит, Фредерик начал «вытягивать» самолёт, энергично изменяя тягу двигателя. Это кончилось тем, что на 374 секунде полёта произошёл отрыв одной из лопастей винта, возникло осевое биение вала, которое и производило те самые скрежещущие звуки, что поставили в тупик экспертов-акустиков. Их неритмичность объясняется тем, что впавший в панику Фредди лихорадочно пытался управлять самолётом, то увеличивая, то сбрасывая число оборотов винта (сообразно этому менялась и частота биений).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайны без тайн. Современные мифы глазами думающего человека. Книга I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я