Спорт как бизнес. Как привести спортивную организацию к успеху: стратегия, лидерство, команда, работа со спонсорами

Алексей Политыко

Сделать российский спорт ярким, прибыльным, результативным и успешным – личная жизненная цель автора книги Алексея Политыко. Эта книга – квинтэссенция его жизненного и профессионального опыта. Читая ее, вы получите новое видение развития спорта в российских условиях и посмотрите на свои проблемы и задачи под новым углом. Применяйте описанные в книге техники, и ваша спортивная организация начнет быстро развиваться, пользоваться поддержкой спонсоров и одерживать победы на соревнованиях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спорт как бизнес. Как привести спортивную организацию к успеху: стратегия, лидерство, команда, работа со спонсорами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Лидер спортивной организации

Великий тренер. Неординарная личность. Волейбольный патриарх. За его плечами несколько Олимпиад и успех, который вряд ли удастся повторить. Несметное число завоеванных медалей, кубков и прочих победных трофеев. Заслуженный тренер СССР и России, Заслуженный работник физической культуры РФ, вице-президент Всероссийской федерации волейбола, президент, главный тренер волейбольного клуба «Уралочка» и самый титулованный в мире волейбольный тренер Николай Васильевич Карполь. Харизматичный, сильный духом, неунывающий, неустающий. Человек, чьи амбиции и воля к победе восхищают уже не одно поколение спортсменов.

Я как-то прочитал, что Николай Васильевич словно живет по принципу, который определил для себя когда-то генерал Шарль де Голль: «Всегда выбирайте самую трудную дорогу — на ней вы не встретите конкурентов». В 2016 году бюджет его волейбольного клуба был на порядок ниже, чем раньше, но на чемпионате России среди женских команд по волейболу его «Уралочка» заняла второе место. Это лучшее доказательство того, что большие деньги в спорте — это еще не все. Успех команды во многом зависит от качеств, навыков и компетенций ее руководителя.

Навыки, знания и компетенции лидера и успешного руководителя можно натренировать, обучиться им. Главное, чтобы было желание. Начните целенаправленно прокачивать навык управления командой и проектами.

Я выделил пять базовых навыков успешного руководителя:

1. Видеть конечный результат.

2. Ставить цели.

3. Думать и действовать в духе «выиграл — выиграл».

4. Учиться новому.

5. Управлять временем и ресурсами.

Разберем каждый из этих навыков более подробно.

1. Видеть конечный результат

Когда Арнольд Шварценеггер был еще маленьким мальчиком и рос в послевоенной разгромленной Австрии, он регулярно занимался спортом с друзьями во дворе. В утяжеления они использовали ведра с камнями и какие-то другие подручные средства. Во время тренировок маленький Арнольд все время улыбался. А когда друзья спросили у него, чему тот улыбается, Арнольд ответил: «Я представляю, что я уже на сцене и получаю титул „Мистер Олимпия“». Через несколько лет так и произошло.

Полезно визуализировать, представлять себе конечный результат работы. Смело мечтайте, представляйте детали и смакуйте момент достижения цели. Все проекты сначала возникают в воображении (в виде «мыслеформы») и только после этого воплощаются в жизнь (на физическом уровне).

Человек приходит в профессию не просто чтобы наработаться до пенсии, а чтобы реализовать себя, свои мечты, цели. Если этого нет, то и об остальном нечего говорить. Профессией нужно жить.

В период становления, когда молодому тренеру и родители занимающихся у него детей особо не доверяют, и спонсоров нет, и зарплата маленькая, его должна греть амбиция — состояться как тренеру, вырастить плеяду блестящих спортсменов. Как без такой амбиции работать? Я не знаю. Если пришел в спорт, должно быть честолюбие.

Когда я начинал, рядом работало много талантливых тренеров, которые были перспективнее меня. Но туда, куда я дошел, они не дошли, потерялись по дороге. Потому что не ставили цели. Я всегда знал, чего хочу, и пошагово двигался к этому — сначала детский тренер, потом тренер среднего звена, тренер старшего звена, главный тренер команд мастеров, тренер олимпийских чемпионов.

Готовить чемпионов молодого тренера не позовут уже сегодня или завтра. Для этого нужно пройти путь. Я начинал с зарплаты в 120 рублей. Нагрузка на группу оплачивалась в размере всего шести часов — три раза в неделю по два часа. Чтобы добиться результата, этого мало. Я занимался по 8—10 часов 5 раз в неделю, и это время не оплачивалось. Но у меня была цель, и я считал, что она оправдывает все. И сейчас у меня есть мной воспитанные олимпийские чемпионы, заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса — так что жертвы оправданны.

Владимир Бабакин

Начинать, представляя конечный результат, значит, понимать то, к чему вы стремитесь. Если есть цель, каждый следующий шаг делается в ее направлении. Принимать решения, имея цель, проще — достаточно спросить себя: «Какое решение приблизит меня к моей цели?»

Я ставила себе цели всегда. Сейчас я президент федерации, и именно под конкретные цели мне выделяют деньги, за которые потом отчитываюсь. Но даже когда работала тренером, делала все то же самое — четко прописывала себе «такой-то год, такие-то соревнования» и шла к результату. А если бы цели не ставила — не стала бы президентом федерации. Не представляю, как добиться успеха, не имея четкого плана в голове.

Ирина Зильбер, олимпийская чемпионка, Заслуженный мастер спорта, президент Федерации художественной гимнастики Свердловской области

Конечный результат — это не только что-то глобальное, как победа на Олимпиаде. Например, каждый руководитель мечтает об идеальном работнике, о «бэтмене». Прежде чем приступить к поискам, визуализируйте, кого именно хотите видеть в штате своей организации. Иначе говоря, составьте детальный образ сотрудника. Много раз делал это с участниками моих тренингов, среди которых были руководители городских федераций, директора ДЮСШ и СДЮСШОР и сами тренеры. У нас получился такой образ тренера-«бэтмена»:

1. Четко видит образ своего будущего и будущего спортивной организации.

2. Умеет ставить цели себе и ученикам, знает средства и методы их достижения, планирует работу.

3. Любит свою работу. Отличается желанием развиваться и выигрывать.

4. Стратегически мыслит.

5. Владеет поставленной речью, эрудирован и имеет широкий кругозор.

6. Находит общий язык с партнерами, коллегами и учениками.

7. Вызывает доверие к себе и своей команде.

8. Является примером для учеников, родителей, партнеров.

9. Имеет спортивные навыки и может показывать технические элементы.

10. Готов экспериментировать и использовать в работе новые подходы.

11. Ответственен и пунктуален.

12. Принимает окружающих такими, какие они есть. Так же относится и к себе.

Этот образ может отличаться от вашего. Я привел его лишь в качестве примера того, насколько подробно стоит представлять себе ваших будущих сотрудников. А самое главное — наберитесь терпения, чтобы дождаться, когда придет на собеседование именно такой тренер, который вам нужен. Например, поиском тренеров в мой волейбольный клуб «Сетка» занимаюсь сам. Даже в тот момент, когда развитие «Сетки» тормозилось дефицитом кадров, отказывал тем, кто не подходил мне по тем требованиям, которые я для себя определил. Один раз решился на компромисс и нанял тренера, хотя многие вещи меня на собеседовании смутили. Результат был соответствующий — под него никак не могли набрать группу в одном из районов. Как только взял другого человека на его место — тут же собралась группа.

Отсюда вывод, коллеги, что чем лучше вы визуализируете ваш будущий результат и чем больше положительных эмоций и вдохновения приложите к этому образу, тем быстрее придете к успеху.

2. Ставить цели

В этот навык входит и правильная формулировка целей, и умение делегировать задачу подчиненным, и мотивация команды на ее выполнение.

Правильно сформулированная цель отвечает пяти параметрам.

1. Конкретная

Цель должна быть настолько понятно сформулирована, чтобы любой человек со стороны понял, к чему вы стремитесь и какой результат хотите получить. Пример цели владельца школы по бегу: построить систему подготовки спортсменов в Екатеринбурге в количестве 10 групп и 200 учеников, которая даст возможность заработать прибыль в 500 тысяч рублей до 31.12.2017 года.

2. Измеримая

Результат можно увидеть, посчитать, потрогать. Измеряется количеством учеников, деньгами, медалями. Например:

• по итогам 2014 года получить прибыль 600 тысяч рублей, в среднем 50 тысяч в месяц;

• на 2015 год — получить 1,2 миллиона рублей, в среднем 100 тысяч в месяц.

3. Достижимая

У вас есть или будут ресурсы на достижение цели. Пропишите, какой внешний фактор влияет на достижение цели (например, сезонность), и ставьте ту цель, которую действительно способны достичь. Например, рынок позволит руководителю школы бега увеличить доход с 50 тысяч рублей до 90 тысяч. Цель должна быть чуть больше, чем это точно возможно. Поэтому накидываем сверху еще 10 тысяч и округляем сумму желаемой прибыли до 100 тысяч.

4. Актуальная

Цель не противоречит вашим планам в других сферах жизни и целям близких людей. Например, такие цели, как «увеличить прибыль в два раза» и «больше отдыхать», не уживутся вместе. Необходимо выбрать что-то одно. Будем честными, вряд ли кому-то удастся научиться существовать в условиях двух приоритетов, которые конкурируют друг с другом. Утешает то, что цели ставятся на конкретный период, по окончании которого целью может стать то, что временно оказалось на втором месте.

5. Определенная по времени

Установите сроки достижения цели. Достигнете цели не за год, а за 13 месяцев — тоже хорошо. Сроки и планы необходимы для самоконтроля. Поставите несложную цель на два года — будете двигаться к ней, не напрягаясь. Поставите большую цель на полгода — будете активно работать и самостоятельно себя подстегивать, держа фокус внимания на конечной дате.

Важно! Формулировка цели начинается с глагола. Это как призыв к действию. Например: «создать», «заработать», «организовать», «достичь».

Ставьте цели, достигайте, верьте — и у вас все получится!

В 1964 году молодой тренер Дмитрий Коркин сделал запись в своем дневнике: «В Республике Саха (Якутия) можно воспитать олимпийского чемпиона по вольной борьбе». И уже в 1972 году его ученик Роман Дмитриев стал олимпийским чемпионом. В 1976 году чемпионами Олимпийских игр стали и другие его воспитанники в составе сборной команды Советского Союза. Дмитрий Коркин — это, бесспорно, великий якутский тренер, Заслуженный тренер Якутской АССР, РСФСР и СССР, кавалер ордена «Знак Почета». Его жизнь — самый лучший пример того, что человек достигает только тех высот, которые захотел достичь. Обязательно нужно мечтать о победах и стремиться к ним.

Михаил Дмитриевич Гуляев

Чтобы усилить цель и придумать задачу, которая будет еще больше «драйвить» и заряжать, наделите ее следующими характеристиками.

Пусть цель станет вызовом. Хорошо, если есть ощущение, что после достижения цели вы будете героем и «бэтменом» для самого себя и для команды.

Цель приведет к изменению образа жизни. Продвигаясь к цели, вы начнете делать что-то кардинально новое или новым способом.

Цель должна быть такой, чтобы для ее достижения вам было необходимо расширить кругозор, изучить новую литературу, пообщаться с экспертами и получить результат качественно нового уровня.

И еще важный вопрос в достижении цели — это намерение. Такое внутреннее состояние, когда вы точно решили достичь нужного результата без всяких оговорок. Многие просто желают чего-то и поэтому не достигают. Желание — это про мечты. Намерение — про действия. Усиливайте мечту действиями.

От слов — к делу

Сформулируйте для себя несколько задач, отвечающих пяти параметрам в следующих личных и профессиональных сферах.

Финансовая цель:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цель по здоровью или спорту:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цель по личному развитию (обучение, книги и пр.):

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Социальная цель (друзья, семья):

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Цель должна быть. Всегда. Без нее — никуда. Правильно формулируйте цели — и результаты не заставят себя долго ждать!

3. Думать и действовать в духе «выиграл — выиграл»

Действовать в парадигме «выиграл — выиграл» — значит работать так, чтобы в выигрыше оказывались и вы, и ваш партнер. Под выигрышем мы понимаем очень широкий круг ситуаций (эмоциональный, финансовый, материальный выигрыш и т. д.).

Я выделил четыре модели поведения:

1. «Выиграл — выиграл».

2. «Выиграл — проиграл» или «проиграл — выиграл».

3. «Проиграл — проиграл».

4. «Выиграл — выиграл, или Не связываться».

Остановимся подробнее на каждом формате взаимодействия на примере переговоров руководителя спортивной организации с потенциальным спонсором спортивного мероприятия.

1. «Выиграл — выиграл»

Это внутреннее состояние человека, направленное на взаимовыгодное сотрудничество и удовлетворение потребностей обеих сторон. Люди, которые руководствуются этой стратегией, предпочитают договариваться, а не соперничать. Они делают больше для партнера, понимая, что он поступит точно так же. Такое поведение приводит к синергетическому эффекту, при котором результат достигается гораздо легче и быстрее, и в работе совершается прорыв.

Пример. На мероприятии спонсору предоставят несколько минут для того, чтобы выступить перед гостями. На месте проведения соревнований висят баннеры с рекламой его предприятия, и организаторы публично поблагодарят за помощь и участие. В свою очередь спонсор берет на себя расходы по организации мероприятия. В выигрыше — обе стороны.

Иногда люди превратно понимают смысл стратегии «выиграл — выиграл» как «ты мне — я тебе». Недавно с этим столкнулся, когда договорился с одной из спортивных школ о том, что мне одолжат видеокамеру на соревнования. Приехал за ней и слышу: «Вы же действуете по принципу „выиграл — выиграл“. А что вы нам взамен дадите за нашу камеру?»

Стратегия «выиграл — выиграл» — это не про буквальный обмен вещами и идеями. Это идея сотрудничества ради общей цели, общего блага, ради развития общего дела. Даже если человек помог партнеру и ничего конкретного прямо сейчас от него не получил, он все равно выиграл, потому что сделал кому-то добро, поучаствовал в общем деле и в следующий раз также сможет обратиться за помощью. Не потому, что когда-то ему помогли. А потому что теперь вы партнеры.

Опыт показывает, что стратегия «выиграл — выиграл» приносит наилучшие результаты, бонусы и удовлетворенность от работы для обеих сторон. Она требует терпения по отношению к себе и партнеру. Это постоянный труд над собой, но однажды она становится образом жизни и мыслей, и тогда человек все время стремится отдать больше, чем взять. Как итог, выигрывают все. Поэтому, если не знаете, как действовать, действуйте в парадигме «выиграл — выиграл»!

2. «Выиграл — проиграл» или «проиграл — выиграл»

Такая стратегия ведет к тому, что один партнер выигрывает, а другой проигрывает. В краткосрочном периоде она приносит результаты, но в долгосрочной перспективе плодотворного взаимодействия не получится. Прежде чем использовать такой формат работы, определитесь, планируете ли вы длительное сотрудничество.

Пример. Руководитель организации воспользовался административным ресурсом, чтобы надавить на предпринимателя и заставить его оплатить расходы по организации мероприятия, пригрозив проверяющими органами. Безусловно, спонсор в данном случае — это проигравшая сторона.

Или обратная ситуация. Баннеры спонсора развешены в месте проведения соревнований, вступительное слово ему предоставили, а он вместо денег предложил организаторам в качестве призов брелоки с логотипами своей компании. Естественно, это неравноценный обмен.

3. «Проиграл — проиграл»

В такой позиции, как правило, оказываются люди с авторитарным характером, и проигрывают оба.

Пример. В ходе переговоров предприниматель и руководитель спортивной школы не смогли договориться: один остался без рекламы, а другой без денег.

4. «Выиграл — выиграл, или Не связываться»

Если стороны не приходят к общим договоренностям и решению, которое удовлетворит обеих, то временно прекращают взаимодействие. При этом всегда есть шансы возобновить сотрудничество, когда будет подходящая ситуация.

Пример. Спонсором спортивной команды готова стать авиакомпания. Но помощь будет не в виде перечисления денег, а в виде предоставления бесплатного перелета самолетами авиакомпании. В данный момент для руководителя спортивной школы актуально финансирование ближайшего мероприятия. Билеты ему не нужны. То есть прямо сейчас договориться нет возможности. Но обе стороны имеют в виду на будущее возможность сотрудничества и те ресурсы, которые они могут предоставить партнеру.

4. Учиться новому

Нет такой точки, когда можно больше не развиваться. Всегда есть что-то новое и полезное, что стоит изучить и применить. Постоянное развитие — единственный путь к достижению успеха и благополучия в жизни. А знания без применения и грандиозные планы, для исполнения которых ничего не делается, не стоят ничего.

На эту тему есть хорошая притча. Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса за один день. С утра они заняли свои места и принялись рубить. Но через час один перестал работать и присел на пенек. Другой лесоруб, немного подивившись, продолжил с удвоенной силой. Прошло десять минут, и он услышал, что первый дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг второй лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадованно принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал. Когда начало смеркаться, дровосеки прекратили рубить. Тот, кто работал не переставая, был совершенно уверен — он победил, но каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.

— Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше деревьев, чем я? Это невозможно! Ведь я работал с удвоенной силой!

— Все очень просто, — ответил тот. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Как часто люди не находят времени «наточить свой топор». Но прогресс и рывок вперед происходят только в том случае, когда человек сознательно выходит из рутины, учится чему-то новому, встречается с новыми людьми. И именно в это время происходит качественный скачок в развитии, и он «рубит» не за счет топора, а за счет новых технологий и эффективных инструментов. А значит, достигает высоких результатов за меньшее количество времени и прилагая меньше усилий.

Мало просто иметь высшее образование, чтобы быть хорошим руководителем или тренером. Мало даже иметь воспитанного олимпийского чемпиона в биографии. Необходимо постоянно учиться. Я имею в виду не просто повышение квалификации, а то, что человек постоянно развивается, изучает новые методики и современные тенденции подготовки спортсменов, интересуется опытом профессионалов высшей квалификации отечественного и зарубежного спорта. Как только потерял к этому интерес — пора на пенсию. Нельзя оставаться в спорте и считать, что уже все знаешь. В спорте все постоянно меняется. Например, хоккей 80-х годов и 2000-х — это два разных хоккея.

Вячеслав Деменьшин1

Мир не стоит на месте, и каждый день появляются новые методики и технологии, которые позволят вам значительно продвинуться вперед в вашей деятельности. Будьте любознательны, интересуйтесь новым и постоянно «затачивайте свой топор» знаний и умений.

Для гармоничного развития вам необходимо охватить все основные сферы жизни:

1. Физическую сферу (спорт, здоровье, питание).

2. Духовную сферу (прояснение ценностей, размышления).

3. Интеллектуальную сферу (получение новых знаний, чтение, воображение, планирование).

4. Социально-эмоциональную сферу (служение, сопереживание, синергия, умение выстраивать отношения с людьми).

Ваше развитие в каждой из этих сфер обязательно приведет к успеху в профессиональной жизни. И обязательно практикуйте новые знания. Способность применять знания, умения и действовать очень важна для получения результата.

Каждому руководителю полезно обладать следующими компетенциями:

• ведением переговоров;

• умением выстраивать систему работы, составлять стратегический план действий;

• формированием команды;

• генерацией идей и воплощением их в жизнь;

• умением найти выход из кризисных ситуаций;

• способностью добиваться своих целей.

Это, конечно, не полный список. Многое зависит от ваших задач и специализации.

От слов — к делу

Сделайте практическое задание: составьте список компетенций, которые, как вы считаете, необходимы вам как руководителю для достижения успеха.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Управлять временем и ресурсами

Как известно, все задачи можно разделить по двум параметрам: «срочные — несрочные» и «важные — неважные». Настройте работу таким образом, чтобы основную часть времени находиться в блоке «важные и несрочные» и решать стратегически важные задачи, прорабатывая их глубоко, качественно и вдумчиво.

При правильном планировании у вас минимум срочных и важных задач (тех, которые нужно было сделать «еще вчера»).

Важные дела на бегу лучше не выполнять. Перестройте свой график так, чтобы на важные задачи оставалось достаточное количество времени.

Срочные и неважные дела следует делегировать (передавать коллегам и помощникам), а несрочные и неважные дела полностью исключите (перепроверьте, а нужны ли они вам вообще).

Ниже в таблице приведены примеры каждого типа задач и результат работы. С помощью тайм-менеджмента вы будете все успевать делать вовремя.

Важный момент!

Какой-то инструмент может работать у одного человека и оказаться бесполезным для другого. Ищите то, что походит именно вам. Масса людей вообще ничего не планируют и становятся успешными. Но рискованно, глядя на них, перестать планировать, — не факт, что надежда на авось окажется эффективным инструментом и для вас. Я бы рекомендовал изучать и внедрять различные инструменты и смотреть, какие из них окажутся эффективными именно в вашем случае.

Схема 1. Матрица управления временем (разделение задач по параметрам «срочные — несрочные» и «важные — неважные»)

6. Четыре правила успешного человека

1. Действуйте и практикуйте

Многие имеют амбиции, но не действуют. Это большая проблема, когда люди не переходят от идей к действиям. Только реальная работа делает возможным достижение любых целей. Например, один из моих знакомых на словах очень амбициозен — он хочет частную школу, лучших тренеров, олимпийских чемпионов и хороших заработков. А посмотреть на спортивную организацию, где он руководитель, — это болото. Каждый раз приглашаю его на свои тренинги, где даю участникам инструменты развития компании, подготовки стратегии развития, построения команды, — он не пришел ни разу. Но если встретить его где-то случайно, обязательно расскажет про свои грандиозные планы.

2. Ведите себя как успешный человек, и успех придет

В бизнес-литературе используется формула «быть — иметь». Она как раз об этом. Подумайте, кем вы как руководитель и член команды должны стать для того, чтобы иметь необходимый вам результат. Например, спонсоры встанут в очередь только к человеку, который уже ответственный, открытый, готовый к изменениям и действиям.

3. Будьте требовательным к самому себе

Спортивные организации в целом и тренеры в частности прежде всего занимаются воспитанием людей и воспитанием лидеров. И, как это часто бывает, все спортсмены в первую очередь похожи на своих учителей — своих тренеров. На вас смотрят ваши ученики и ваши коллеги. Будьте для них примером.

4. Оставайтесь невозмутимым

Постарайтесь всегда оставаться внутренне спокойными и позитивно настроенными по отношению к вашим коллегам. Любые проблемы — решаемы. Используйте технологии и инструменты и получите тот результат, к которому стремитесь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спорт как бизнес. Как привести спортивную организацию к успеху: стратегия, лидерство, команда, работа со спонсорами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Председатель Межрегионального координационного центра «Урал — Западная Сибирь» Федерации хоккея России, член правления ФХР, бронзовый призер чемпионата СССР среди молодежных команд

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я