Пунктир

Алексей Покровский

«Пунктир» – это собрание коротких воспоминаний, случаев из жизни автора, рассказиков о неожиданных коротких встречах с разными людьми – продолжение книги «Осколки».Автор с легкой иронией описывает то, что он видел, что отражалось в его памяти. Книга не претендует на серьезные воспоминания и очень легко читается.Во второй части книги описываются путешествия в разные страны.Рис. Максима Покровского.

ЧАСТЬ 2. ПУТЕШЕСТВИЯ

Поездка в Дунайскую Венецию — Вилково

Как ни странно, даже на Украине и Молдавии не все знают о городке в устье Дуная, расположенным на каналах (ериках) — Вилково. Я не помню, когда и от кого я узнал о Вилково, но мне очень хотелось туда поехать.

«Город основан в 1746 году как селение Липованское. Статус города — с 1762 года. Этот город также известен под названием «Дунайская Венеция» благодаря многочисленным каналам, прорытым вдоль улиц…

Одно время (до 60-х гг. XX века) лодка являлась более привычным способом передвижения, чем автомобиль. Однако, в последнее время много ериков (каналов) обмелело, некоторые засыпаны полностью. Система ериков устроена следующим образом: ерики соединяют продольно-поперечной сеткой два рукава Дуная. Перекрытие одного ерика ведёт к замедлению всех соединяющихся ериков. Поплавать по городу сейчас можно только в «старой» части города. Город Вилково интересен тем, что в некоторой его части по сей день живут староверы-липоване…

Наибольшая христианская конфессия города — православные липоване (около 70%, в основном русские). В городе три храма: два принадлежат старообрядцам, один — православным…

Также в городе расположены три протестантских церкви.» (Википедия)

Так вот. В 1978 году моя жена, дочь и я путешествовали по Украине. Поскольку одним из мест, которое мы посетили, была Одесса, то как было не съездить в Вилково. Но я не учёл, что Вилково — это пограничная зона и допуск туда был только прописанным там жителям или по специальному разрешению.

Добраться до Вилково можно было либо на автобусе (но на пограничном посту проверяли паспорта), либо на катере (но билеты продавали только по предъявлении паспорта).

Мы все же решили пробраться туда нелегально. Для этого решили применить психологический приём. Я, как подозрительный тип (у меня была борода, а в то время ношение бороды воспринималось, как инакомыслие), отошёл в сторону.

Жена с 12-летней дочерью и паспортами в руках подошла к кассе и спросила:

— А 12-летнему ребёнку нужно брать билет (мы знали, что нужно)?

— Да — ответила кассирша.

— Ну, тогда дайте, пожалуйста, три билета, — сказала жена.

Таким образом мы попали в Вилково. Очень быстро в сухопутной части город мы сняли комнату и пошли в водную часть. Водная часть представляла собой каналы, на берегу которых стояли одноэтажные мазанки. Вдоль каналов были проложены мостки, а через каналы — перекинуты очень крутые мосты (почти как мост Риальто). Крутизна определялась тем, чтобы под этими мостами могла проплыть лодка, нагруженная высоким предметом (шкафом или холодильником).

Город — очень чистый, несмотря на то, что жители все время грызут семечки, выплевывая шелуху прямо под ноги. Это объяснятся тем, что хозяева домов несколько раз в день выходят на улицу, убирают и моют ее перед своим домом. Не нужны никакие дворники.

Встретили мы на улице липованскую свадьбу. Молодожены и гости, как на демонстрации, шли по улице. Им под ноги лили воду, осыпали деньгами, которые тут же подбирали дети.

Но вот купаться в Дунае в Вилково нельзя — весь берег зарос травой. Поэтому купаться местные жители ездят за город на Чёрное море.

В Вилково мы прожили несколько дней и обратно уехали без приключений, поскольку в кассе паспорта уже не спрашивали. Ясно же, раз мы едем из Вилково, значит разрешение у нас есть.

Кое-что из географии

В некой компании собеседники говорили о путешествиях. Одна женщина сказала:

— Я ни за что не поеду в Голландию.

— Почему? — спросили её.

— Боюсь. Там стреляют.

Она просто не знала, что ГОЛАНСКИЕ высоты находятся не в Голландии.

Ереван

В давние времена я поехал в командировку в Ереван в составе комиссии по приемке работы. Очень доброжелательные сотрудники НИИ после того, как мы устроились в гостинице и провели первое заседание, отправились с нами на прогулку по городу. Был уже очень поздний вечер. Как нам рассказал наш гид, гордостью Еревана был сравнительно недавно построенный большой стадион, расположенный на холме и видимый из разных мест города.

Вместе с гидом мы обошли стадион вокруг и затем отправились в гостиницу.

Утром, когда мы шли в НИИ, мы увидели над стадионом дым.

Пожар!

На улицах было много народа, у некоторых людей на глазах были слезы. Горела их гордость.

Я не знаю, сильный ли ущерб нанёс пожар стадиону, но через некоторое время он был восстановлен.

К сожалению, я больше в Ереване не был, но в памяти навсегда остался этот красивый, добрый город.

Приятные случаи

Это было давно в городе Владикавказе (тогда Орджоникидзе).

Я стоял на остановке автобуса. Рядом продавали квас из бочки. Я взял кружку с квасом. Но не успел допить, как подошёл автобус. Я оставил недопитую кружку кваса и вскочил в автобус.

— Что-ж ты не допил квас, — сказал мне шофёр, — я бы подождал.

Другой случай был в Грузии. Мы торопились на последнюю электричку. Вскочили на платформу, но двери электрички уже закрылись, и электричка начала двигаться.

Откуда-то появился грузин и, засунув пальцы в рот, громко свистнул. Электричка остановилась, двери открылись, и мы вошли в вагон.

На волоске от смерти

70-е годы прошлого века. Первый день отпуска. Едем со своим сотрудником (я не знал, что он дальтоник) и нашими семьями на машине в Прибалтику. На второй день подъехали к городку Алитус. Вечер, солнце склонилось к горизонту и светит в глаза, играет радио.

Вдруг треск, переднее стекло машины в дребезги. Мы снесли первый шлагбаум, стоим перед вторым, а за нашей спиной мчится поезд.

Из-за радио мы не слышали звукового сигнала, а мой сотрудник не понял, что сигнал светофора красный. Так мы были на волоске от гибели.

На наше счастье шлагбаум держался на честном слове, провидимому на этом месте аварии происходили часто.

Приключения в Карпатах

В 1974 г я вместе с восьмилетней дочерью поехал в Карпаты. Сперва мы заехали во Львов, затем в Ужгород, а потом в Мукачево.

В Ужгороде запомнился нам ресторан СКАЛА, расположенный под землёй, в котором был зал, где стулья и стол располагались в бочке. Поздно вечером мы зашли на кладбище. Я не знаю, был ли какой-нибудь религиозный праздник, но на множестве могил горели свечи — очень красиво.

Из Мукачево на автобусе мы поехали на турбазу в горы. Никаких путёвок у нас не было, я думал купить их на месте. Как называлась турбаза я не помню.

Турбаза произвела на меня ужасающее впечатление — полуразвалившийся деревянные хибары, неухоженная территория, несъедобная еда в столовой.

Я как-то договорился, чтобы нам разрешили переночевать одну ночь. Оказалось, что в комнатке, где нас поселили, были мы не одни. Там жили постоянные хозяева — крысы.

После бессонной ночи, мы покинули гостеприимную турбазу и пошли в соседнюю горную деревеньку. Деревенька очень живописно располагалась на холмах. Поговорив с местными жителями, мы нашли себе пристанище у молодой венгерки Илоны, живущей в чистеньком домике с дочерью подростком.

Я думал платить ей за жильё и еду (вместе питаться). Но с питанием ничего не получилось, поскольку Илона либо работала на своём участке, либо с утра уходила куда-то и возвращалась домой очень поздно.

Илону я не всегда понимал, поскольку она говорила на суржике — смеси украинского, русского и венгерского языков.

У Илоны мы остановились на несколько дней.

Сперва мы пошли в сельский магазин. Я не помню, что там было, но практически не было ничего. Но мы не унывали, купили у Илоны картошку и зелень. Чай у нас был.

В доме было очень чисто, красиво. Спать Илона уложила нас на широченную кровать, а вместо одеяла постелила (как у них принято) толстенную перину. Перина снизу, перина сверху и лежишь ты как цыплёнок табака, даже на бок не повернуться.

В общем жили мы там неплохо, несколько раз я помогал Илоне по хозяйству. Я обратил внимание, что, когда мы проходили по деревне, жители как-то настороженно на нас глядели.

И вот как-то в один день Илона мне говорит:

— Тут наши бабы говорят, что на турбазе кто-то убил жену. Это не Вы?

— Если бы это был я, то убежал бы куда-нибудь подальше, — ответил я.

После этого местные жители очень приветливо с нами здоровались.

Первый раз за границей — впечатления очевидцев

(См. также И. П. Мятлев «Сенсации и замечания мадам Курдюковой за границей» (1840), Н. А. Лейкин «Наши за границей» (1890))

Как известно, в СССР очень небольшому количеству ученых удавалось съездить на научные конференции и семинары за границу. Помню, академик В. Н. Черниговский говорил мне: «Приглашают меня за границу на конференцию и просят перечислить 50$. А где я могу их взять?».

Но иногда ученым официально разрешали принять участие в конференциях за рубежом. И вот три крупных учёных и один, мягко скажем, неспециалист вылетели в Стокгольм. Им был забронирован отличный отель. На ресепшн им сказали, что им предоставляют 4 отдельных номера на разных этажах. Но неспециалист возразил и сказал, что делегаты хотят все жить в одном номере. На ресепшн очень удивились, но удовлетворили эту просьбу.

Один из учёных был заядлым фотографом и, не разложив свои вещи, схватил фотоаппарат и бросился на улицу, чтобы сфотографировать отель. Но поскольку отель был очень высоким ему пришлось перебежать на другую сторону улицы. Но его тут же настиг неспециалист и строго сказал, что все прибывшие должны всюду ходить вместе.

Все дни конференции прошли спокойно, и вот наша делегация вернулась в Москву. Здесь уже можно было разделиться и в двух такси отправиться по домам.

Сев в такси, неспециалист вздохнул с облегчением и сказал: «Ну, все хорошо. И никто не сбежал».

Японский менталитет

Один русский учёный поехал в Японию по научному обмену. Там проработал несколько месяцев. Все было прекрасно — прекрасная библиотека, дружеские отношения с японскими сотрудниками.

Настал предпоследний день. Японцы устроили в честь отъезда шикарный банкет. В аэропорт нужно было ехать на следующий день во второй половине дня. Поскольку в первой половине дня было несколько часов свободных, наш учёный решил ещё раз зайти в институт, где он работал.

Каково было его удивление, когда японцы, с которыми он несколько месяцев и накануне на банкете дружественно общался, совершенно не замечали его и проходили мимо, как против пустого места.

Таков был их менталитет — накануне распрощались, значит все отношения кончились.

Велика страна

В романе Евгения Водолазкина «Брисбен» я нашёл эпиграф для своих путевых воспоминаний о путешествиях в СССР.

«…Годы спустя, когда Глеб уже заканчивал школу, Ирина на сэкономленные деньги хотела купить себе путевку в Австралию. Ее вызвали на парткомовскую комиссию, которая должна была разрешить ей поездку, точнее, как выяснилось, — не разрешить. Она не была членом коммунистической партии, так что вопрос, отчего все решалось партийным комитетом, остается открытым…

И тогда Ирине «на парткомовской комиссии» был задан последний вопрос — неотразимый, как танковый залп. Ее спросили, видела ли она уже всё в СССР. На этот вопрос невозможно было ответить утвердительно — слишком уж велика была страна, в которой ей довелось родиться. Отрицательный же ответ подразумевал, что матери Глеба следует отложить поездку в Австралию до полного ознакомления с СССР — так, по крайней мере, казалось членам комиссии. В разрешении ей было отказано.»

Я не успел побывать во всех местах СССР, как последний рухнул. Поэтому мне не пришлось получать разрешения на поездки за границу.