Разумный сетевой маркетинг? Чушь! Так скажут 99 % людей, никогда не державших в руках книгу Алексея Плотникова. Однако автор взял на себя тяжелый труд по преодолению многолетних предубеждений в отношении сетевого бизнеса – бизнеса, ведению которого он посвятил последние 15 лет своей жизни. Главное отличие сетевого бизнеса от других способов наладить сбыт состоит в том, что ваш проект – это люди, а не торговые точки. Каждый найденный и выращенный вами лидер – это ваш проект, который будет приносить дивиденды на протяжении многих лет. Плотников находит возможность говорить о сетевом маркетинге просто и в то же время зажигательно. Но нельзя сказать, что жанр книги – это в чистом виде inspirational reading. Автор обещает, что на 400 с небольшим страниц вы найдете гораздо больше, чем 60 полезных мыслей, а это обычный коэффициент полезности книги. В бизнес надо вкладывать! Это один из важнейших постулатов любого бизнеса, MLM в том числе. Не отдав – не получишь. Таков закон вселенной. И сейчас речь идет не только о деньгах: стартовые финансовые вложения относительно невелики. В первую очередь это вложение времени и сил. И неудивительно, что автору это удается. Ведь он делится опытом каждого дня, самым наболевшим, развенчивает расхожие предубеждения, отвечает на насущные вопросы. Поэтому, если вы обдумываете возможность заняться сетевым маркетингом или даже если вы всего лишь ищете нестандартные подходы в рамках более традиционного бизнеса, – эта книга будет вам полезна на 100 %! MLM-бизнес держится на трех китах. Они и только они создают товарооборот в сети: рекрутинг, потребление и продвижение. Других способов создания товарооборота не существует, либо они не что иное, как разновидность одного из этих трех. Зачем читать • Научиться разбираться в человеческих типах; • Совершенствовать свои навыки работы в MLM-бизнесе; • Построить бизнес, который приведет к личной мечте. Особенности • В конце каждой главы – практические задания; • Текст, вдохновленный опытом сетевого бизнеса в мусульманском мире; • Впечатляющий список рекомендованной литературы. Конечная цель работы с клиентом – превратить его в потребителя. Так иногда называют постоянных клиентов. Если ваша цель – разовая продажа, а дальше «хоть трава не расти», вы проиграли. Нужно, чтобы клиенту всё понравилось – и продукт, и сервис – и он захотел еще и еще. Для кого Для новичков в сфере сетевого бизнеса, для их родственников, для крупных дистрибьюторов и представителей иного подхода к бизнесу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разумный сетевой маркетинг: Теория и практика построения успешного MLM-бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2
Ощутим силу базовых сетевых принципов
04 Наставничество: люди не грибы, сами не растут
Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей.
Итак, мы с вами разобрались, что же на самом деле собой представляет MLM-бизнес и зачем он вообще нужен. Теперь перейдём к основным «столпам» — принципам, на которых держится вся модель сетевого маркетинга. Я называю их базовыми сетевыми принципами (БСП).
Принцип наставничества — это первый важнейший принцип, выгодно отличающий модель бизнеса MLM от других и дающий конверсию на порядок выше, чем в остальных моделях. В системе MLM заложен механизм честного распределения прибыли, благодаря чему успешные наставники не только идейно, но и материально заинтересованы в передаче всех своих знаний и навыков младшим партнёрам. Ни в каком другом бизнесе успешные предприниматели не станут посвящать вас во все тонкости своего дела и не будут делиться многолетним уникальным опытом, чтобы не плодить себе же конкурентов.
Не жалейте времени на наставничество!
Если вы занимаетесь здоровым сетевым маркетингом, и делаете это профессионально, 95 % времени вы будете тратить на спонсирование и рост людей — на работу с ними, на их развитие, помощь в решении личных вопросов, передачу навыков и выстраивание отношений.
В сетевом маркетинге очень забавно наблюдать за теми, кто либо не научился растить людей, либо не понял, что это ключевой фактор успеха. «Подписывайте суперрекрутеров», — обычно говорят такие, снимая с себя всю ответственность за происходящее. Видимо, сам дурак, раз не состоялся. Ну, о'кей, подключили лично 3–5–7 человек, а доходная ветка так и не появилась — бывает. Но если вы подключили 10–15–30 партнёров и у вас не вырос лидер, то проблема не в людях. Вместо того чтобы заниматься сетевым бизнесом, вы занимаетесь переписью населения и несёте на рынок негатив в виде очередных «MLM-абортов». Причём это в равной степени относится и к тем, кто работает офлайн, и к тем, кто работает онлайн!
Существует классическое определение такого промаха — синдром бизнес-банкрота. Бизнес-банкрот — человек, подключающий нескольких партнёров и последующие месяц-два тратящий не на помощь этим людям, не на спонсирование и запуск в бизнес, а на поиск новых кандидатов. В итоге первые уходят из MLM разочарованные, а на смену им приходит вторая партия. Вместо того чтобы обучать их, банкрот рекрутирует третью группу; вторая партия новичков за это время уходит из бизнеса. И так до бесконечности. Какая-то разновидность мошенничества с ценными кадрами получается. В итоге доходных веток нет, серьёзного дохода нет, режим работы нон-стоп, вечная гонка. Плюс море негатива и десятки разрушенных жизней за спиной.
Эти забавные зверьки, банкроты, даже после нескольких лет в бизнесе продолжают меряться тем, «сколько я подключил партнёров в первую линию», вместо того чтобы думать, «сколько людей я научил зарабатывать по $1000–2000–5000+ с сети», «как помочь создать сеть моим людям» и «какая дупликация у меня в пятом поколении».
Существует огромная разница между «помощью со вступлением в бизнес» и спонсированием.
Как же эффективно спонсировать людей?
Ну, во-первых, личным примером. В бизнесе MLM существует понятие «дупликация», подразумевающее копирование действий успешного наставника. Дупликация — это и самая большая наша сила, и самая большая слабость — смотря какой личный пример вы подаёте. Если вы бездельник и лоботряс, не соблюдаете базовые принципы, не проводите встречи, не занимаетесь саморазвитием и не консультируетесь, то подаёте своим людям губительный пример. Они будут повторять ваши действия, хотите вы того или нет. Даже если говорить им одно, а делать при этом другое, долго держать их в дураках не получится. Самое позднее через полгода вас раскусят, а дальше крах: потеря доверия — потеря авторитета — потеря влияния — потеря сети.
Однако вы можете избрать и благоприятный сценарий: стать эталоном для своих людей — в словах, действиях и принципах ведения бизнеса. Тем, кто подаёт позитивный пример дупликации, тем, за кем хочется идти и кем хочется гордиться. Выбор за вами.
Во-вторых, правильно передавая навык. Тут вам на помощь придёт слово-подсказка «вместе». Проще один раз показать человеку, проделать действие вместе с ним, чем 100 раз рассказывать и объяснять. Не говорить: «Иди и напиши цели», — а взять ежедневник и написать вместе несколько пунктов. Не отправлять обзванивать список, а сесть вместе и показать, как это делается.
В моей практике был случай, когда нужно было привить партнёру любовь к чтению бизнес-литературы, а если точнее — сформировать положительную привычку. Я купил две одинаковых книги, посадил партнёра напротив себя в офисе, и мы начали читать вместе: он свою книгу, я свою. Прочитали первую главу, обсудили, продолжили; прочитали вторую, обсудили — и так далее. Навык был передан успешно.
Также ключевую роль играют консультации.
Здесь я имею в виду встречи тет-а-тет в офисе или кафе. В ходе таких бесед передаются навыки, проводятся индивидуальные тренинги, обсуждаются действия дистрибьютора, направленные на товарооборот (начиная от улучшения конверсии рекрутинга и заканчивая ведением клиентов), его внутреннее состояние и мешающие факторы, саморазвитие, внешние вопросы, требующие незамедлительной реакции, обстоятельства личной жизни, прямо или косвенно отражающиеся на бизнесе, и многое другое. В первый месяц рекомендуемая продолжительность консультаций — от часа в день, ввиду большого объёма передаваемых навыков и знаний. Постепенно время консультаций уменьшается до 20 минут в день на этапе среднего звена. Под средним звеном я подразумеваю дистрибьютора, владеющего всеми базовыми навыками и знаниями, умеющего самостоятельно запускать и спонсировать людей, а также вести группы из 10 и более новичков. На лидерском уровне остаются обязательные месячные консультации (их ещё называют месячными планёрками) плюс ситуативные консультации. В моей практике изредка возникает необходимость в 2–3 созвонах в день, но в большинстве случаев это 1–2 экстренных звонка или 1–2 переписки в месяц.
Роль консультаций трудно переоценить. В 2021 г. я создал масштабную настольную игру по бизнесу MLM. От двух до шести игроков в кооперативном режиме одну за другой проходят миссии, попутно обучаясь азам бизнеса: прокачивают свои навыки и уникальные способности, рекрутируют, преодолевают испытания и т. д. У каждого игрока есть личная колода, и самыми сильными в ней я сделал карты консультаций; они универсальны и могут помочь практически в любой ситуации… Собственно, как и в бизнесе. (Подробнее об игре — в главе 43 «Геймификация в бизнесе MLM»).
Также на начальном уровне рекомендую использовать методику ежевечернего отзвона: новичок звонит наставнику на 15–20 минут, задаёт вопросы, анализирует прошедший день. Это может стать полноценной заменой ежедневной консультации, даже если вы работаете в одном регионе и постоянно видитесь в офисе.
Всё дело в том, что только при личном общении строятся человеческие отношения — это клей, связывающий членов команды. Если провести параллель со стройкой, то каждый партнёр вашей сети — это кирпичик, а отношения — цемент, скрепляющий кирпичики между собой. Как долго простоит дом из кирпичей, но без цемента? Ответ очевиден.
Стремитесь к тому, чтобы после каждой консультации с партнёром ваша связь становилась чуть крепче, чем до неё. Помните: все хорошие отношения воспитательного характера начинаются с личных отношений.
Обязательно выстраивайте личные отношения и с теми, у кого учитесь, и с теми, кого растите. Если нам кто-то несимпатичен или неблизок, мы не будем учиться у него. Какие бы правильные вещи ни говорил «враг» или недоброжелатель, с которым мы в конфликте, мы никогда его не услышим и не воспримем. Так устроен наш мозг.
Если отношения не налажены, мы не в состоянии воспринимать обратную связь. А обратная связь — ключевой элемент роста, без неё невозможно двигаться дальше. Наставник — это тренер, а суть тренерской работы состоит как раз в обратной связи. Как вы понимаете, расти с тренером в десятки раз быстрее, чем без него, и неважно, говорим мы о спорте или о бизнесе. А значит, глупо отказываться от этого главного козыря MLM.
У меня тоже есть наставник, очень успешная бизнес-леди из Китая, со структурой свыше 3 млн контрактов. На протяжении последних 8 лет я с большим вниманием и благодарностью прислушиваюсь ко всем её рекомендациям, как мелким, так и масштабным. Например, в 2019 г. она посоветовала мне самому поехать в регион открывать новую страну. Собственно, вариантов было немного: она личным примером показала, как открываются регионы, — отправилась в Турцию и за год с нуля вывела страну на оборот $1 000 000.
Хочу дать ещё несколько практических рекомендаций, касающихся наставничества.
1. Примите за основу концепцию:
Пункт 1. Наставник всегда прав.
Пункт 2. Если наставник не прав, смотри пункт 1.
Эта концепция сохранит вам нервы и время. В некоторых ситуациях нужно просто поверить. Все причинно-следственные связи вы поймёте в процессе развития в бизнесе, но можете, выражаясь шахматным языком, потерять темп. Если доверились наставнику один раз, заключая контракт, доверяйте и дальше; не стоит ставить под сомнение всё новое и непонятное.
2. Научитесь воспринимать критику, если хотите расти. Наставнику (спонсору) не доставляет удовольствия вас критиковать. А уж портить отношения и подавно — это просто экономически невыгодно.
3. Будьте благодарны наставнику. И не только наставнику, но и аплайну[2]. Хотя бы за то, что дал вам жизнь в сетевом бизнесе, познакомив с этой замечательной возможностью. Тот, кто привёл меня в MLM, ничего не знал и не умел; мы стартовали в один день. Когда я подключил 5 партнёров, у него ещё не было никого, и я помогал ему с действиями начального уровня. Это не спасло ситуацию; через какое-то время он покинул проект, но я всё равно благодарен ему за своё «рождение».
Благодарите наставников, в том числе публично; слова благодарности, произнесённые в присутствии других, произведут гораздо более сильный эффект.
4. Всегда продавайте спонсорскую ветку, неважно где и кому: на мероприятиях, в личных беседах, параллельным веткам или своей глубине. Не продавая активного спонсора, пытаясь замкнуть структуру на себе, вы делаете себе только хуже, закладываете бомбу замедленного действия. И в критической ситуации она рванёт. В тот момент, когда вам очень потребуется помощь в работе с командой, когда необходимо будет влияние третьего лица, этим лицом может стать проданный вами наставник. Если он продан, то его выслушают с благоговением и спонсор отработает на вас. В противном случае такого эффекта не достичь. Если спонсор не продан в вашей сети, его просто не воспримут. Итог может быть плачевным: от потери скорости развития до потери бизнеса.
Есть ещё один нюанс, о котором нельзя не упомянуть: никогда «из вежливости» не продавайте неактивных или ушедших спонсоров — сами себе выроете яму. Ваши партнёры берут пример с тех, кого вы им продаёте, и если в числе последних будут неактивные, то ваши партнёры переймут их пассивность.
5. Когда вам плохо, звоните спонсору. Если на душе кошки скребут, срочно звоните наставнику. Не ждите, когда вас накроет депрессия и колебания эмоциональной синусоиды затормозят вас в бизнесе или, ещё хуже, заставят отвалиться из него (глава 25).
6. Не путайте личное с деловым. Сколь бы хороши ни были ваши личные отношения, как бы близки вы ни были друг другу в повседневной жизни, нужно научиться переключаться. Сделать это бывает крайне тяжело, особенно если когда-то лучшие друзья оказываются в ролях «наставник — дистрибьютор». Или если и вовсе происходит смена ролей, когда ребёнок становится наставником своего родителя. Или же если наставник-мужчина критикует дистрибьютора-женщину, а та обижается и оскорбляется, потому что обычно представители противоположного пола так себя с ней не ведут. Нужно расставить личные границы и соблюдать правила игры, стараясь переключаться, когда нужно исполнять роль в бизнесе. Именно перемешивание личного и делового тянет за собой наибольшее количество конфликтных ситуаций в MLM.
Наставничество — это сложная, но в то же время интересная и необходимая часть MLM-бизнеса. Всегда помните: люди сами не растут — они же не грибы. Людей надо растить и не жалеть на это времени!
Задание: на протяжении последующего 21 вечера звоните активному спонсору, задавайте накопившиеся вопросы и проводите анализ дня.
05 Мероприятия. Нет на событии — нет в бизнесе
Нельзя вернуться в прошлое, чтобы изменить свой старт. Но можно стартовать сегодня, чтобы изменить свой финиш.
На событиях рождаются мечты.
Ключевым фактором в моей карьере, не давшим ей оборваться в самом начале, было мероприятие. На тот момент я занимался бизнесом 3 недели, предпринимал какие-то действия, даже с энтузиазмом. Но решение дойти до конца и вырасти в лидера принял именно на событии. Это была международная конференция на 20 000 человек в СКК у нас в Питере. Там я увидел весь масштаб бизнеса своими глазами, услышал истории множества успешных лидеров от 18 до 80 лет, получивших денежные премии и признание. Это было поистине фееричное двухдневное событие. Я смотрел на всё это грандиозное действо, и в голове вертелась мысль: «Я ничем не хуже этих людей; я точно смогу добиться результата».
MLM-бизнес — это бизнес событий.
С годами я осознал, что вся модель построения сетевого бизнеса вертится вокруг мероприятий (событий). Пока вы ещё новичок, ваша работа — ходить на мероприятия, посещать тренинги и расти, обучаясь. Когда вы сами становитесь наставником и у вас появляется группа, то ваша работа — водить своих людей на мероприятия. Ну а основная работа лидера — создавать условия для функционирования своей сети, организуя мероприятия. У меня есть опыт организации конференций на 7000 человек и даже отдельное обучение на эту тему.
События — ваша работа. Чем быстрее вы это осознаете, тем стремительнее будете расти.
Правильное отношение к событиям: если вас разбудить в 3 часа ночи, первое, что вы должны сделать, — продать следующее мероприятие.
Есть только две причины, по которым ты можешь отсутствовать на мероприятии:
1. Умер кто-то из твоих близких.
2. Умер ты сам.
Это не моя фраза, я услышал её на старте бизнеса от одного крутого сетевика, ставшего через несколько лет моим товарищем. Я полностью согласен с этой философией, она даёт понимание, каким в действительности должно быть отношение к мероприятиям и к бизнесу в целом; именно поэтому до достижения чека в $2000 в месяц я не пропустил ни одного события или тренинга. Впоследствии я понял, что первый пункт можно упразднить. Ибо мёртвым мы уже ничем не поможем, да им и всё равно; мы ходим поплакать на кладбище не потому, что жалеем умерших. Наши слёзы — это слёзы жалости к себе: мы сокрушаемся потому, что нам самим тяжело будет жить дальше без ушедших. А вот живым помочь мы ещё способны. Несколько лет назад я не поехал на похороны троюродной сестры: в тот день у меня было мероприятие, более того — я должен был выступать. И я осознанно отмёл все эгоистические мысли и остался на мероприятии, чтобы помогать живым.
Нет на мероприятии — нет в бизнесе.
Если человека нет на мероприятии, значит, он не в системе, не в команде и не может правильно расставить приоритеты со всеми вытекающими последствиями.
И отсюда следует ещё один неприятный вывод для читателей — ветеранов MLM-бизнеса. Готовы?
Ваша реальная сеть — те, кто сидят на событии.
Как бы это ни огорчало, нужно принять это и не заниматься самообманом. Если у вас на спонсировании 15 человек «команды», но на структурном собрании наставника в субботу только трое (неважно, онлайн или офлайн), то ваша реальная сеть — 3 человека, а не 15. Размер и весомость причин и отговорок не имеют значения. Имеет значение только факт присутствия.
Вопрос к вам, дорогой читатель: сколько ваших людей присутствовало на последнем мероприятии?
Рецепт прост: любой ценой сажать всех разбирающихся на обучение, доносить до них важность присутствия на событии, контролировать посещаемость и не слушать отговорки.
Серьёзные мероприятия должны быть платными.
Мы не ценим того, что досталось даром или слишком легко, — так уж устроена человеческая психика. Вы знаете примеры стереотипного отношения в обществе к лёгким деньгам — «легко пришло, легко и ушло». Или про то, что мужчины часто не ценят отношения с женщиной, если завоевали её без особых усилий. С обучением дела обстоят так же: если за знания не заплачены деньги, информация усваивается в несколько раз хуже. Хотя бы символическая, но цена должна быть. Это не относится к базовой учёбе на бесплатной основе, но за все серьёзные мероприятия необходимо платить.
Почему же так важно посещать мероприятия?
1. Обучение. Бесценный опыт, которым делятся старшие коллеги. Возможно, вы уже не раз бывали на обучении по одной и той же теме. Но выйдет другой спикер, скажет какую-то фразу — и именно благодаря ей у вас «провалится жетон» и бизнес сдвинется с мёртвой точки. Даже тот же самый спикер может на том же самом обучении озвучить то, чего не рассказывал раньше. Так бывает. Обязательно фиксируйте всё, что сочтёте полезным для себя, на бумаге. Поверьте, это важно. У меня дома лежат полностью исписанные толстенные тетради с разных семинаров и лидерских тренингов.
2. Рост лидеров. Возможно, вы ещё недостаточно компетентны, чтобы дать своим людям толчок для роста и заполнить пробелы в их видении бизнес-процессов. Но вы приводите их на обучение, где опытный спикер делает всю работу за вас, и потом пожинаете плоды.
3. Мотивация. Как автомобилю, чтобы ездить, нужен бензин, так и вам нужна мотивация. Вы регулярно получаете большие или маленькие порции негатива, слышите отказы, в голове прорастают зёрнышки сомнений в себе… А с нулевой мотивацией вы и действия эффективные совершать не сможете — ни встречу провести, ни с клиентом пообщаться.
Всё это лечится новой дозой мотивации. Воспринимайте события как дозаправку. Вы приехали и на халяву подзарядились там бензином — мотивацией, позволяющей двигаться дальше. Рекомендуемая частота дозаправки — не реже одного раза в 72 часа, а лучше чаще. Почему 72 часа? Ровно столько держится внешняя мотивация. На старте бизнеса, неуверенный в себе и с кучей страхов, я на физическом уровне ощущал, как моя мотивация падает. И сам стремился попасть на любое доступное обучение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разумный сетевой маркетинг: Теория и практика построения успешного MLM-бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
В данном контексте наставник (он же спонсор) — это человек, который растит вас, а аплайн (англ. upline) — тот, кто непосредственно привёл вас в бизнес. В большинстве случаев это разные люди, если вы понимаете, о чём я. Когда я захочу упомянуть всех активных наставников в спонсорской ветке, я буду использовать термин «спонсорская ветка».