Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901

Алексей Николаевич Кукушкин

Флот Французской республики периода 1890—1905 годов провел мирно. Постоянные плавания, смотры, боевая подготовка и бездействие в портах. В данной книге я дал волю фантазии, поставив руководство французского ВМФ в сложное положение. Морской министр республики старается как может, постоянно конфликтуя с разными странами на морях и океанах, отправляя, как продолжение своих замыслов, эскадры к разным берегам, а сам посещает верфи республики, рассчитывает бюджет. Морские сражения захватывают дух.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1897

Начало года

Совместный патруль

Событие произошедшее прямо в середине февраля, уже нового, 1897 года, привлекло внимание морского министра.

Совместный патруль французского и датского флотов заметил в Северном море эскадру флота Алеманов в составе броненосных крейсеров: Gneisenau и Bavaria; бронепалубных: Brummer (шмель), Steir и Limburg, а так-же миноносцев: S-17 и S-38.

Отряд союзников, встретившись у Гельголанда совершал обычный патрульный рейд у берегов противника, с целью наблюдения и перехвата торгового судоходства, так как пользу от блокады знали все. Действовать сообща с союзниками стало уже визитной карточкой французского флота. Сводный отряд состоял из «каждой твари… только не по паре»: броненосца «Шарль Мартель14» типа «Сюффрен», но не модернизированного, а в первоначальном своём варианте, броненосного крейсера «Пантера» — того самого, вернувшегося с того света, бронепалубного крейсера Friant и миноносца — Espingole (Шпингалет).

Германский броненосный крейсер типа Irene (именно к нему принадлежал Gneisenau)

Командовал сводной эскадрой новый датский вице-адмирал Август Кристиан Шульц, так как его предшественник Герхард Фредерик Вильгельм Врисберг отдал Богу душу в этом году. Из интересных особенностей противостояния можно отметить, то что Gneisenau уже встречался с «Пантерой» и получив три мины в свои борта сумел уйти, думая, что противник утонул, но на самом деле, чудом придя в порт, по воле ветра и волн, французский корабль был приведен в порядок и отправлен на новый патруль с союзниками, как не самая ценная боевая единица, но на удивление живучая.

Германской эскадрой командовал Ханс Людвиг Раймунд фон Кестер. Он служил в прошлом и как командир кораблей 1-го ранга, так и как штабной офицер, знавший все секреты 2-го Рейха. На данный момент его эскадра шла с задачей истребления торгового судоходства противника. Он был полон решимости выполнить приказ и оставить избалованное население Франции без колониальных товаров, а её промышленность без сырья. Не отказал бы он себе и в такой лакомой цели, как французский крейсер «Пантера», который был несмываемым пятном на его безупречной биографии, ведь он старался все далать идеально. Испытывал желание Кастор поставить на место соседей датчан, затопив их самый мощный броненосец — «Шарль Молот» самодвижущимися минами, так как имевшаяся на его кораблях артиллерия была явно слабовата для подобной задачи.

Первым обнаружил противника из кораблей союзной эскадры лейтенант Северин на миноносце Espingole. Он сразу повернул на соединение с основным отрядом, так как в его распоряжении было всего две мины, и тратить понапрасну их не хотелось. Бой, в котором участвовал подобный корабль до него, ясно показал, что даже трех мин огромному германскому крейсеру — мало. Тонуть германские рейдеры категорически не желают даже имея пробоины в корпусе, пожары и затопления.

Первыми пошли в атаку два германских миноносца. Именно по ним и сосредоточил огонь сводный отряд. Первым попадание получил S-38. Небольшой 47-мм снаряд пробил нос и в кораблик идущий на полной скорости стала поступать вода, под напором от собственной скорости. Второй 3-дюймовый ухнул в корме, вызвав пожар. Еще два попадания 47-мм снарядов пришлись на S-17 с десяти кабельтовых. Германский миноносец стал наполняться водой, как дуршлаг. Моряки с датского крейсера Friant всадили в него еще 14-см снаряд Круппа, тем самым лишь ускорили его агонию, перед погружением в холодное февральское Северное море с темно-синей водой, где человек не проживет и получаса. Миноносец S-38 оказался более живучим. Германец попадает двумя 5-сантиметровый снарядами по Friant и тот слегка загорается, пускает мину по концевому Espingole, но промахивается, а сам получает еще 5-дюймовый фугасный снаряд весом аж в 44-кг. На миноносец лейтенанта Северина надвигается целый броненосный крейсер «Бавария», а «Шарль Мартель» ведет огонь по бронепалубному «Брюмеру», но пока безрезультатно.

Броненосный крейсер «Бавария» настолько близко подошел к миноносцу лейтенанта Северина, что стороны обменялись ударами самодвижущихся мин. Но, вновь безрезультатно, хотя и целились. А вот «Шарль Молот», оправдывает своё имя, и попадает 12-дм снарядом в бронепалубный крейсер, но снаряд лишь частично пробивает 8-см бронепояс, так как снаряд был фугасный весом 314-кг, простой чугунный.

Затем, «Бавария» настиг французский миноносец, пустил слабенькую мину, видимо одну из первых серий, она взорвалась открыв не большую течь. Лейтенант Северин стал отходить, попал по обидчику раз десять из своих пукалок, но большому 3500-тонному крейсеру это было как слону дробина. Попадания в миноносец вроде бы мелкие но их было много. Они заставляют Северина затопить миноносец и спасаться, на том, кому что попадется под руку, так как вода была везде и она засасывала в себя маленький корабль.

Броненосец с датским адмиралом на борту Августом Кристианом Шульцом поражает германский бронепалубный крейсер вторым 12-дм снарядом, на этот раз в корму. В данный момент боя, германцы сосредоточили свой огонь на 2800-тонном «Фрианте» с двумя 16-см орудиями в кормовых башнях и пятью 14-см орудиями по бортам и носу, а союзный отряд на 2000-тонном «Брюммере» с восемью 5-дм орудиями в башнях.

«Поглядим, чья возьмет, — сказал окружающим датский адмирал, — на китов я ходил, а в настоящем морском бою еще не участвовал».

В германский бронепалубный попадает, помимо двух десятков мелких снарядов, 6-дм бронебойный весом в 56-кг и вызывает затопление трех носовых отсеков. Но вскоре, германец откачивает воду, а по «Фрианту» выпускает мину миноносец, и к счастью мимо. На S-38 мин более нет, он не опасен, но подходит бронепалубный крейсер «Штейр» — систершип «Брюммера», который в одиночку ведет бой с двумя броненосными кораблями датчан и французов.

Датский бронепалубник получает 8-дм снаряд от «Гнейзенау» — лучшего стрелка во флоте Кайзера, а «Штейр» совершает эпический минный залп из четырех аппаратов, вошедший в историю войны на море. Все четыре 15-дм мины попадают, но хоть и взрываются только две. Такого удара оказалось достаточно. После двух мин долго на поверхности воды не живут, тем более, крейсер догнал еще один 8-дм снаряд. Датский «Фриант» стал тонуть, экипаж спасается как может.

Датский адмирал произнес: «Ожидаемо, хотя крейсер жалко, на нем служил мой сын».

Ответом ему стал крик сигнальщика: «Вражеский крейсер „Брюмер“ тонет. В него угодили несколько 6-дм снарядов». Последовала долгая бесплодная перестрелка, и крейсер «Пантер» был в одном шаге, от затопления S-38, но тому в который раз удалось улизнуть. Затем, броненосный крейсер попал по бронепалубному «Лимбургу» и вызвал затопления. Через некоторое время невезучий германец поймал еще 12-дм дубль попадание снарядов кормовой башни датского броненосца. У него вышла из строя одна паровая машина, крейсер загорелся. Через некоторое время пошел ко дну.

Сигнальщик опять проорал: «На этот раз молодцы комендоры кормовой башни, всадившие два снаряда — германец тонет».

Пришла очередь оказаться под огнем «Шарль Мартеля» и «Пантера» бронепалубному крейсеру «Штейр». Он получил пробитие своего 3-дм броневого пояса «компаунд» из 6-дм орудия и взрыв внутри, а также еще 6-дм в корму и 5-дм по башне. Затем 12-дм снаряд, вроде бы мощный, но он неудачно врезался и лишь раскрошил бронеплиты причинив не существенный урон. Но, как уже было в этом бою германец бежит и два мастодонта его удержать никак не могут.

Остались на поле боя противники в виде только броненосных крейсеров «Бавария» (3500 тонн, четыре 16-см и шестнадцать 10-см) и «Гнейзенау» (4900 тонн, четыре 21-см, восемь 16-см и батарея мелкокалиберных пушек).

Вновь клинч два на два. Долгая пристрелка кораблей друг по другу. Броненосный «Бавария» получил 16-см снаряд с французской «Пантеры» и на нем произошла детонация боеприпасов! Вышла из строя паровая машина, рулевое управление, образовался как пожар, так и затопление. До тридцати моряков отдали Богу душу. Германец не справившись с борьбой за живучесть — тонет.

Остался обидчик «Пантера» крейсер «Гнейзенау» и флагман адмирала Ханса Людвига Раймунда фон Кестера. Вскоре, что и следовало ожидать, в него врезается 12-дм бронебойный снаряд весом в 437-кг, выпущенный со скоростью 700 м/с, что эквивалентно 107 мегаджоулям или 107 легковым автомобилям летящим на скорости 100 км/ч. Он пробивает 4,5-дм бронепояс «компаунд» и вызывает затопление. Сам «Гнейзенау» тоже поражает «Шарль Мартель». 16-см снаряды попадают в нос и уничтожают орудие на верхней палубе. 21-см снаряд попал по главной палубе, но даже дюймовая броня удар выдержала. А вот 56-кг бронебойный выпущенный со скоростью 711 м/с на семи кабельтовых, что давало четырнадцать мегаджоулей, 4,5-дм «сэндвич» вынести не смог, и германец ещё с одним затоплением. Но он отплатил датскому броненосцу затопленным отсеком у него в корме, а сам получил взрыв собственной торпеды на борту, от снаряда «Пантера», капитан которого видя взрыв остался доволен местью. На «Гнейзенау» вышли из строя две машины, но воду удалось локализовать в трех отсеках, а одну машину починить. Борьба за живучесть на германском фрагмане была поставлена на отлично. Точку в тяжелом бою поставил залп датского броненосца с убийственно близкой дистанции вызвавший разрушения броневого пояса и большие дыры в корпусе, куда хлынула вода. Германец накренился, его возможности по откачке воды не справлялись с поступлением. Машины отказывали одна за другой, паровые котлы гасли, орудия не стреляли, а мины к этому времени уже все взорвались и француз с датчанином подошли почти в упор.

Картина У. Л. Уайли «Гибель „Шарнхорста“ и „Гнейзенау“»

Морской министр читает отчет о бое, от капитана крейсера «Пантер» Дюбуа:

«Флагманский датский броненосец семь раз попал главным калибром и тридцать средним. Точность огня сводного отряда составила 3,4% Всего выпущено около семи тысяч снарядов всех калибров. Мой крейсер попал во врагов пятью 16-см и шестьюдесятью 9-см снарядами. Крейсер „Пантер“ получил три 8-дм, четыре 6-дм и пару 5-дм, мелких снарядов около десятка. Вышло из строя одно 9-см орудие. Потери составили девятнадцать человек, у „Шарль Мартеля“, по данным его командира тридцать пять. Повреждена носовая башня и вторая башня левого борта, уничтожено одно 47-мм орудие. Адмирал Август Кристиан Шульц просит срочно отремонтировать. Враг лишился двух броненосных крейсеров „Бавария“ и „Гнейзенау“, двух бронепалубных „Лимбург“ и „Бруммер“, а также миноносца S-17. У нас погибли „Фриант“ и миноносец „Шпингалет“. Всего враг потерял одну тысячу шестьсот матросов, мы всего сорок пять».

Три спартанца

Не успели отгреметь пушки, как германцы, желающие реванша, пустили вдоль берега свою тактическую группу из двух больших броненосцев, броненосного крейсера, девяти минных крейсеров и двух миноносцев.

Быстро смогли выйти из Гавра, только три дежурных броненосца: «Сюффрен», «Великодушный» и «Верньо» (названный в честь политика).

Вице-адмирал Фурнье прощаясь с Беснаром произнес:

«Я приложу все усилия, чтобы задержать наглого врага, но Вы должны понимать, что их самодвижущиеся мины мощное оружие, особенно против броненосцев».

«Возвращайся с победой», — пожелал Морской министр.

Командовал германским флотом Едуард вон Капелле, которого сам Тирпиц напутствовал на победу и потопление французских броненосцев:

«Наша Великая армия должна одержать победу на суше, а Вы победу на море, а не как этот Людвиг Кестер, неудачник, утопивший наши лучшие корабли».

Французские три броненосца под «Марсельезу» в исполнении духового оркестра вышли из порта и направились на середину Ла-Манша, именно туда, где дирижабль-самолет «Звезда» обнаружил неприятеля.

Чего желает эта орда,

Рабов и горе-королей?

Кому готовит так упорно

Свой воз оковов и цепей?

Они для нас! Потерпят ли Французы

Бесчестья груз, ведь вызов брошен нам?

Навечно сбросили мы узы,

Их не вернуть к нашим ногам!

К оружью, гражданин!

Сомкнём наши ряды,

Вперёд, вперёд!

И нивы наши и сады,

Вмиг кровь нечистая зальёт!

«Любопытство погубило кошку», — вспомнилась поговорка у морского министра. Он пользуясь своей властью, прихватив своих флаг-офицеров Клутье и Аллера приказал Шарлю Ренару заправить аппарат и двинуться вслед за тремя его броненосцами. На кону стояло практически все. Если германцам удастся утопить хоть один корабль, то его карьера пойдет вслед за этим кораблем. Отсюда у Беснара всё увидеть своими глазами, да и лететь особо не далеко.

Враг показался неожиданно на западе. Беснар уже видел многочисленные дымы и подумал:

«Что же предпримет Фурнье?»

Французским броненосцам был выгоден строй фронта, когда по кораблям противника действуют сразу много орудий одного борта, но у алеманов слишком много кораблей и морской министр с удовлетворением отметил, что его подчиненный построил три своих корабля строем пеленга и стал отходить. Тем самым он решал сразу несколько задач:

1) Преследователи теряли эффект внезапности, они вынуждены были догонять большее время, а нашим командорам было легче их поразить.

2) Врагу не получиться потеряв один-два корабля, остальными оказаться в зоне пуска мин.

Первые пятнадцать минут боя ознаменовались попаданием с бронепалубного «Грауденза» по «Сюффрену» 5-дм снарядом. На нашем корабле возник пожар за носовой башней главного калибра. Но и «Верньо» поразил нахала 8-дм снарядом, весом в 93-кг, сбив вторую трубу, если считать от носа, из четырех. Затем, вновь с «Верньо» 8-дм попадает в корму к Graudenz и вызывает затопление.

Скорость эскадры Фурнье приказал снизить до четырнадцати узлов, чтобы помочь комендорам лучше целиться. И почти сразу на германском Graudenz детонирует мина, от меткого попадания 10-см снаряда.

Идущий рядом «Медуза» (1500 тонн, двадцать узлов, одно 14-см и восемь 105-мм орудий и шесть аппаратов для пуска мин) получает 8-дм снаряд с «Великодушного» и садиться кормой.

На дальности шестидесяти кабельтовых от французских кораблей степенно идет броненосец «Пруссия» с тремя башнями, вооруженный 24-см и 27-см орудиями.

«Тонут, тонут два германских бронепалубных крейсера», — радостно сообщил Аллер.

«Всего по одному 8-дм снаряда каждому минному крейсеру хватило, один на счету Magnanime второй на счету «Верньо», — продолжил восторгаться Клутье.

«Быстро наши с бронепалубными разобрались», — довольно потер ладошки Беснар.

Огонь французской эскадры сосредоточился по кораблю «Майнц». Крейсер был небольшой, всего в две тысячи тонн, скорость двадцать узлов и с восемью башнями под 5-дюймовые орудия. Но меткий, дымящий германец, с трудом преодолевающий волнение моря, сумел всадить два своих снаряда в огромного галла. Один бронебойный 55-кг, второй фугасный 36-кг снаряды в корму «Верньо» и тот загорелся.

Но, вскоре, на 27-й минуте боя, зачем то подойдя на восемь кабельтовых, «Майнц» получил 8-дюймовый, пять 6-дюймовых и восемнадцать более мелких попаданий. Крейсер загорелся, как в носу, так и в корме. Вышла из строя одна из трех паровых машин, отказало рулевое управление. Снаряд с «Сюффрена» калибром 6-дм проник в самые потроха противника, преодолев 3-дм броню и что-то там взорвал. Красивый и грациозный «Майнц», неоднократно бравший призы Кайзера, на котором служили матросы из одноимённого города, долго не протянул.

После гибели трех бронепалубных крейсеров германского флота, на которые были истрачены две тысячи двести снарядов при 2,3% попаданий на горизонте вновь показались два броненосца кайзера и два бронепалубных крейсера.

Первым гордо шел неспешный и основательный «Фридрих Дер Гроссе15», словно сам император шел сюда, мощный корабль, водоизмещением в 10200 тонн, с шестью могучими 31-см орудиями в трех башнях, по два ствола в каждой. Снаряд весом 575-кг покидал дуло на скорости 510 м/с (75 мегаджоулей), а фугас весом 414-кг на 549 м/с (62 мегаджоуля). Броня «компаунд» толщиной 9-дюймов надежно защищала борта германского корабля от посягательств. Следом шел броненосец «Пруссия», более модернизированный, но уже со стальной броней толщиной 11-дюймов.

Защиту головного и решено было французами испытать, но появились обстоятельства, как в виде двух бронепалубных с левого фланга, так и бронепалубного с миноносцем с правого.

Вице-адмирал Фурнье изменил своё решение, об испытании брони Круппа, и вновь отдал приказ построиться в строй пеленга и немного отойти мористее, чтобы на отходе перетопить бошей как котят.

Ситуация стала развиваться со скоростью пули. Юркий миноносец S-37 подошел с «Сюффрену» на пять кабельтовых, но в него попали три 47-мм снаряда и весьма удачно. На миноносце стали взрываться даже собственные патроны. Попал в миноносец и огромный 12-дм снаряд, убийственный и для гораздо большего корабля. Причем, бронебойный, так как после стрельбы по броненосцам перезарядить не успели и он нашел свою цель. Врезавшись в маленький корпус и прошедший внутри него как самум.

Бронепалубный, красивый, крейсер «Эльбинг» поражают одновременно оба французских броненосца «Верньо» и «Великодушный», каждый 8-дюймовым снарядом. В дополнение к дюжине мелких это ставит крест на судьбе 1500-тонного крейсера, так как у того пробоины в обеих бортах и вода поступает отовсюду.

Но мина, с погибшего уже на этой 35-й минуте боя миноносца, попадает в нос «Сюффрена», передавая привет с того света, образуя затопление в носовых отсеках, и вызывая гибель двадцати человек экипажа броненосца. А они уже, между прочим, стали ветеранам, за столь долгую и усердную службу и терять их было для всех очень жалко.

Скорость эскадры из трех броненосцев Фурнье приказал сделать десять узлов, чтобы позволить «Сюффрену» заделать пробоину. Произошедшее он считал только своей ошибкой и больше ни чьей.

Сзади к эскадре подбирался, на всех парах, бронепалубный крейсер «Дойчланд» водоизмещением в две тысячи сто тонн и 5-дюймовой артиллерией главного калибра. Перед броненосцами врага маячил бронепалубный «Комет» аналогичной конструкции. Где-то сзади виднелся еще один опасный миноносец врага.

По «Дойчланду» броненосец «Великодушный» капитана Леми отработал двумя 8-дюймовыми фугасными снарядами и германец, потеряв восемнадцать человек, загорелся в середине корпуса.

Но тут произошла ещё одна трагическая случайность. Броненосец «Фридрих дер Гроссе» произвел залп всеми шестью своими орудиями главного калибра. Одним бронебойным 31-см снарядом легко пробил 4-дюйма стальной брони фирмы Крезо, в корме «Сюффрена» и вызвал затопление с потерей сразу пятнадцати человек.

Ситуация накаляется, как на сковородке. Флагман вице-адмирала Фурнье вынужден был остановиться и заделывать пробоины не только в носу, но и в своей дырявой корме. Командование отрядом флагами передано капитану «Верньо» — Винсенту. Французская эскадра, как целостная боевая единица перестала существовать. Из подчиненного единому командованию отряда из трех кораблей получился один инвалид, броненосец, который внезапно показался главным и второй был вынужден следовать за ним. Но противник огонь не прекращал, и к трем французским броненосцам уже подходят бронепалубные «Дойчланд» и «Комет», наводящие свои аппараты для пуска мин на толстых лягушатников. За германскими броненосцами маячит ещё и броненосный крейсер с 21-см орудиями, которые могут проделать пробоины в бортах броненосцев, три бронепалубных крейсера и трудно поражаемый миноносец.

Капитан броненосца «Сюффрен» Жубер обратился к вице-адмиралу Фурнье, который с попаданием огромного, 575-кг, начиненного четырнадцатью килограммами нитроцеллюлозы снаряда, с энергией в 75 мегаджоулей, перестал выполнять свои функции: «Если мы останемся на месте, нас потопят!»

«Если мы дадим ход, то мы тоже утонем, — парировал Жубер, — у Вашего корабля ещё и выведено из строя рулевое управление».

«Давайте я дам хотя бы десять узлов, маневрировать не буду, так как корабль удачно стоит носом от неприятеля».

Броненосец водоизмещением в 12800 тонн медленно-медленно стал набирать скорость и к 40-й минуте начала сражения шел уже на трех узлах. Переборки скрипели, пищали, но держали. Более того, комендоры кормовой башни постарались и всадили 12-дм бронебойный снаряд, весом 437-кг, с энергией в 145 мегаджоулей или в два раза больше, чем у германского корабля, что указывает на технологическое превосходство французской промышленности, прямо в боевую и ходовую рубку «Фридриха дер Гроссе» принеся в неё смерть.

Броненосец «Фридрих дер Гроссе» с удачным, для французов, попаданием в ходовую рубку

«Попали, попали, — закричал флаг-офицер Клутье из окошка самолета-дирижабля „Звезда“ кружившего в стороне от морского боя, — отличный эффектный взрыв».

«Сейчас адмиралу Эдуарду фон Капелле будет точно не до нас, как бы Богу душу не отдал, наверное, точно ранен», — довольно произнес Беснар.

«Наш броненосец „Сюффрен“ дает ход!», — сообщил флаг-офицер Аллер.

«С германских кораблем по нам ведут огонь из винтовок и пулемётов», — сообщил Шарль Ренар, заметив вспышки выстрелов на кораблях противника.

Броненосец «Сюффрен» разогнался до шести узлов, перенес свой огонь на бронепалубный крейсер «Дойчланд», который в свою очередь засадил в «Великодушный» пару 5-дм снарядов в корму, на которой образовался пожар. Но, флагманский броненосец не зря назывался лучшим. Он не только уже шел на семи узлах, но и поразил «Дойчланд» семью снарядами, один из которых, 6-дюймовый, пробил кормовой броневой пояс и вызвал затопление. Вскоре, на «Дойчланде» раздался огромный взрыв, это детонировали торпеды германского крейсера. Одновременно погибло, до трех десятков человек. Затем, противник получил еще 6-дм снаряд, и после нескольких мелких, раздалась команда: «Спасайся кто может». Комендоры «Сюффрена» записали к себе в актив ещё один бронепалубный, а там уже числились «Майнц» и S-37.

Бронированные германцы поотстали, а вперед вырвались «Комет», получивший одиннадцать небольших снарядов, ужасно обгоревший «Штейр», убежавший несколькими днями ранее от «Шарль Мертеля», бронепалубный «Эмден», с восемью башнями 5-дм орудий, впрочем, как и его перечисленные собратья. Шел еще следом за французской эскадрой, как волки за крупной добычей, бронепалубный «Лейпциг», принадлежавший к типу германских крейсеров с одной 5-дм башней в корме и восемью 105-мм орудий на спонсонах, и миноносец S-25, с одним аппаратом для пуска мин.

Французские корабли уходили курсом пеленга на юг, к родному порту. Поврежденный французский броненосец разогнался уже почти до десяти узлов и его капитан Жубер прокричал в трубы, которые вели в машинное отделение, чтобы дали одиннадцать, предварительно выслушав доклад от старшего офицера, о том, что хоть воду откачать никак не удается, но за переборки беспокоиться не стоит. Трубы на французских броненосцах, к данному моменту 45-й минуте боя, также не повреждены.

«Нет, давай попробуем и дюжину узлов», — рискнул всем капитан.

Над броненосцем «Великодушный» как вагоны пронеслись снаряды с «Фридриха дер Гроссе», каждый из которых мог причинить огромный ущерб, а то и стать роковым.

«У врага тонет „Штейр“, — прокричал сигнальщик с броненосца „Великодушный“, — это наша заслуга!»

Капитан Леми приказал перенести огонь на вражеский «Комет» и сразу же башня с 8-дм орудием всадила 117-кг снаряд в борт врага. Болванка с энергией в 37 мегаджоулей врезалась в 3,2-дм броню. Пробила его и вызвала взрыв внутри корпуса, выше броневой палубы, которая на данном проекте германских крейсеров была двухслойной. Верхняя палуба была 0,3-дм, а под ней ещё 0,2-дм. К сожалению, девять матросов погибли.

Броненосец «Сюффрен» сосредоточил огонь на миноносце S-25, так как ещё одну мину получать никому не хотелось. Миноносец — чрезвычайно маленькая мишень, но капитан Жубер ждал. Он знал, что выдержка всегда вознаграждается. Так произошло и сейчас. От маленького 47-мм снаряда, причем, нельзя было точно определить, какая именно установка произвела выстрел, взорвались мины на борту кораблика и он просто развалился на фрагменты, словно яичная скорлупа.

Тут же с «Сюффрена» досталось и «Эмдену» в виде пары 6-дм снарядов и оба в нос, с пробитием 4/5-дм бронепояса и уничтожением носовой 5-дм башни. Что-то у германца внутри взорвалось, переборки не выдержали и не состоявшийся рейдер стал тонуть.

Броненосец «Великодушный» всаживает 12-дм снаряд в борт крейсера «Комет» и тот частично пробивает броню, а бронепалубу уже нет. Она надежно прикрывает машины и котлы небольшого корабля.

В данный момент времени, на 53-й минуте боя, два германских броненосца постреливали издалека, а именно, с тридцати кабельтовых, а в опасной близости от французских броненосцев находились: броненосный крейсер «Йорк» и бронепалубные «Лейпциг» с «Кометой».

Вся французская эскадра перешла не сговариваясь с фугасов, на бронебойные снаряды. Броненосец «Верньо» снизил ход, до пяти узлов, чтобы не произвести столкновение с «Великодушным», а то в него «Лейпциг» пристрелялся и попал четырьмя 105-мм фугасами, весом 23-кг каждый. У «Верньо» загорелась кормовая надстройка ярким пламенем.

Основным противником французских броненосцев, в данный момент боя, был броненосный крейсер «Йорк» — систершип «Гнейзенау», затопленный в прошлом бою. Но, 6-дм снаряд с «Сюффрена» пробил 4,5-дм стальной бронепояс с тринадцати кабельтовых и вызвал затопление отсеков. Башни с 16-см орудиями у германца к этому уже времени были выбиты, так как броня на них была установлена, всего 7,7—4,6 дюйма, что оказалось недостаточно.

Французская эскадра, по новому, распределила цели, так как подготовка старших артиллерийских офицеров на кораблях была на самом высоком уровне из возможных, и «Сюффрен» точно положил бронебойный 12-дм, прямо в центр бронепалубного «Лейпцига». У алемана сразу вышла из строя машина, образовался пожар и возникло затопление отсека.

Броненосец «Великодушный» капитана Леми, не отставая от адмиральского корабля, всадил в «Комет» два 8-дм снаряда, угодившие в нос и центр корабля, а рулевое управление у него вывели более слабые, 10-см снаряды. Но и француз получил 21-см снаряд с «Йорка», уничтоживший одно 10-см орудие. Было больно, но далеко не смертельно.

Броненосец «Великодушный» вообще, пристрелялся по «Комету» 8-дм снарядами. Взрыв торпеды на борту немца и снесенная третья дымовая труба, затопление и пожар сигнализировали об этом. От мощного взрыва испарились разом сорок два моряка. Последовали ещё два попадания мощными 8-дм бронебойными снарядами в середину корпуса с проникновением. Вышла из строя вторая паровая машина. Крейсер накренился так, что верхняя палуба черпала воду, и через нее начали перекатываться волны.

Огонь всей французской эскадры сосредоточился на броненосном «Йорке». Флагманский «Сюффрен» подтвердил свою славу снайпера и попал в германца 12-дм снарядом с чрезмерным пробитием основного стального 4,5-дм пояса. Броненосец «Верньо» тоже в него попал, но 8-дм снарядом. На «Йорке» вышла из строя паровая машина, один отсек затоплен, а в соседние стала поступать вода.

Капитан Леми приказал выдать команде порцию рома, так как под залпами двух германских броненосцев было банально страшно. Чемоданы со свистом и воем, визуально видимые, летели над головами каждые три минуты.

Вскоре «Йорк» получает еще дюжину попаданий, включая 12-дюймовый снаряд с опытного «Великодушного» и опять через свой броневой пояс, который должен был его защищать, но видимо, конструктора где-то сэкономили и сделали его не достаточно толстым, погнавшись за другими характеристиками своего проекта. Крейсера типа «Йорк» — «Гнейзенау» славились своими системами борьбы за живучесть, но не в этом случае. Корабль с ещё развивающимся флагом Германской империи стал заваливаться на правый борт и спускать шлюпки.

Огонь французских броненосцев, как планировалось ранее, сосредоточился на шедшим головным «Фридрихе дер Гроссе», но теперь между противниками не было всякой мелюзги на которую требовалось тратить снаряды.

«Сейчас мы с ними разберемся», — произнес капитан Леми, хоть и не был уверен в этом до конца.

Первым же залпом «Верньо» залепляет 8-дм снаряд в корму флагмана противника. Туда установили противофугасный 1,8-дм тонкий бронепояс, который 117-кг снаряд проходит, как нож в масло, и взрывается силой трех килограммов нитроцеллюлозы.

Броненосец «Сюффрен», так и не сумевший откачать воду, имевший затопления в носу и корме, сбивает снарядом единственную дымовую трубу на «Пруссии» — втором броненосце германской эскадры, а во «Фридрих дер Гроссе», по первой башне попадает 10-см снаряд и осколки проникают внутрь, разбивая приборы наведения и травмируя расчет.

На 65-й минуте боя снаряд с германского флагмана попадает в «Великодушный» по главной палубе, видимо плашмя, урон не большой, но возникает обширный пожар.

Вся французская эскадра сосредоточивает огонь на «Фридрихе дер Гроссе». У него уничтожается носовой мостик с одной из двух труб, возникает затопление в корме. На 70-й минуте боя у «Фридриха дер Гроссе» уже семьдесят попаданий и даже носовая башня повреждена. Вишенкой на торте стало попадание на 73-й минуте боя двух бронебойных снарядов с «Верньо» один из которых врезался в каземат, а второй пробил основной 9-дюймовый броневой пояс из «компаунд» брони и взорвался. Огненный столп поднялся на высоту пятидесяти метров и деже взлетела вверх башня, словно ракета. Затем, эпично взорвалась и улетела вторая башня. Огонь распространился на весь корабль, вырывался из каждой двери и иллюминатора. За живучесть бороться было невозможно. Люди прыгали за борт, спасаясь кто как мог.

«Всего корабль неприятеля выдержал где-то сто двадцать пять попаданий», — сухо доложил морскому министру, обалдевшему от произошедшего, флаг-офицер Клутье.

Оставшийся германский броненосец «Пруссия» яростно огрызался, пытаясь отомстить за товарища, да и вообще за всю эскадру. Вполне возможно, что все восемьсот весемьдесят человек его экипажа понимали, что будет дальше. Но оставшийся корабль не думал сдаваться. Сперва он укрылся за тонущим «Фридрихом» и весь залп с «Великодушный» достался утопленнику, а затем сам поразил противника 16-см снарядом в 10-см орудие.

«А ведь, одного такого снаряда хватило броненосному крейсеру „Бавария“ для того, чтобы пойти на дно», — сказал капитан Леми офицерам находящимся с ним в рубке.

«Наш корабль уже выдержал один 12-дм, два 8-дм, семь 5 и 6-дм и шестнадцать мелких», — сообщил капитану первый помощник.

«У противника самая мощная средняя башня не стреляет, где установлены 27-см орудия», — сообщил в этот же момент на борту дирижабля-самолета флаг офицер Клутье.

«Отлично, значит его затопление дело времени», — обрадованно произнес морской министр и потер руки.

Словно услышав его слова канониры «Верньо» всадили в броневой пояс «Пруссии» 12-дюймовый снаряд и даже частично его пробили — снаряд застрял в тиковой подкладке, находящейся под бронёй. 8-дм снарядом уничтожена носовая надстройка с капитаном германского броненосца.

На 76-й минуте боя броненосец «Пруссия» весь горит, не управляется и почти ничего не видит. Но среднюю башню удалось ввести в строй, а значит ещё не всё потеряно!

Когда у германца было 220 попаданий и получил еще два 8-дм с «Великодушный», он пошел на дно.

«Всего было затоплено два броненосца, броненосный крейсер, девять бронепалубных и пара миноносцев», — доложил морскому министру вице-адмирал Фурнье, когда тот на дирижабле спустился рядом с флагманским броненосцем.

Французские броненосцы взяли курс на родную гавань Гавр, благо идти было не далеко. Стали хоронить убитых, коих было всего сто двадцать человек, против более чем четырех тысяч у противника.

Заключение мира с Германией

Морской министр вызвал капитанов кораблей: Леми, Жубера и Винсента, разумеется с вице-адмиралом Фурнье.

«С Вами у меня будет отдельный разговор», — сообщил Беснар, а теперь заслушаем доклад капитанов о точности их орудий, так как минами ожидаемо, в этом бою не воспользовались».

«Мой корабль, — начал капитан „Сюффрена“ Жубер, — получил два затопления и четыре пожара, и тридцать пять человек пострадали. 12-дм орудия выстрелили семьдесят два раза, попали семь, а 6-дм выстрелили три тысячи раз и попали сто десять».

«У меня затоплений не было, лишь девять пожаров, — произнес капитан „Великодушного“ — Леми, — потери сорок пять человек, главный калибр из сорока четырех выстрелов попал лишь пару раз, когда „Фридриха“ взорвали, а 8-дм орудия вместе с 47-мм выстрелили три тысячи триста раз и триста раз попали, от одного удачного попадания тонул небольшой крейсер, отличные пушки».

«Если бы Вы тренировали лучше канониров 12-дм, то и второй броненосец могли бы подбить», — с ехидцей произнес Фурнье.

«Мой корабль тоже горел раз девять, Богу душу отдали четыре десятка матросов, — слово взял Винсент капитан „Верньо“, — точность была 12-дм башни 14%, так как из 42 снарядов в цель попали 6. Именно мы уничтожили „Фридрих дер Гроссе“, а „Великодушный“: „Пруссию“, „Йорк“ и четыре бронепалубных крейсера. Наш 8-дм калибр стрелял хуже, но из 3195 выстрелов во врага попали 219, что тоже не плохо».

«Вы все герои, награду согласую с президентом, с сейчас чините корабли, пополняйте боекомплект, возможен и новый выход в море, — сказал всем Беснар, — а то и так „Сюффрену“ пару месяцев в доке стоять, и это при напряжении всех усилий, а остальным по месяцу, а Вас вице-адмирал Фурнье я попрошу остаться».

Когда все вышли Франсуа Эрнест ждал, что скажет морской министр, как нашкодивший мальчишка.

«Что там черт возьми у тебя произошло?» — прямо спросил Беснар.

«Да увлекся, после легкого утопления трех бронепалубных крейсеров, рядом легких сил не было, а на горизонте броненосцы врага, решил рискнуть, а они как поперли. Строй пеленга у нашего отряда сломался, пока перестраивались миноносец и крейсера подошли, мина эта, а потом 31-см снаряд с „Фридриха“, всю душу мне выпотрошил».

«Ты понимаешь, что мог всё дело загубить, себе карьеру, мне, отличный броненосец „Сюффрен“ очернить в глазах всей Франции».

«Но, обошлось же, мы победители, а победителей, как Вы помните слова Екатерины 2 к Суворову, не судят».

«Вообще то это было сказано императрицей Габсбургов Марией Терезией в отношение её же полководца Виндишгреца, это потом Российская империя придумала своего Суворова, причем, воевали они в одних и тех-же местах, а Александр Васильевич был австрийским фельдмаршалом».

«В это верят?» — поднял брови Фурнье.

«Уровень образования не позволяет в этом факте усомниться, историю не преподают как науку, да и вообще она из литературы произошла, так как до 1848 года все архивы строжайше закрыты», — закончил разговор не в тему морской министр.

После такой сокрушительной победы не стыдно было и Алеманам предложение о мире отправить. Что Феликс Фор и сделал.

Флаги германского флота Рисунок из статьи «Германия» («Военная энциклопедия Сытина») 1. Императ. штандарт. 2. Императ. брейдвымпел. 3. Флаг ген.-адмирала. 4. Флаг мор. министра (статс-секретаря мор. ведомства) 5. Флаг главн. инспектора флота. 6. Флаг адмирала. 7. Флаг в.-адмирала. 8. Флаг к.-адмирала. 9. Брейдвымпел коммондора. 10. Брейдвымпел начальника отряда. 11. Брейдвымпел дивизиона. 12. Вымпел. 13. Военный флаг. 14. Гюйс. 15. Национальный (коммерческий) флаг. 16. Флаг коммерч. судов, командирами коих состоят бывш. офицеры флота. 17. Колониальный флаг. 18. Флаг лоцманского и таможен. ведомств. 19. То же для Макленбурга. 20. То же для Ольденбурга. 21. То же для Любека. 22. То же для Бремена. 23. То же для Гамбурга.

Беснар сидит в своём особняке и попивает кофе. Взяв в руки свежую газету Le Petit Journal, основанный Мойшей Полидором Мило он читает:

«Французский броненосный крейсер «Кремс» и миноносец Т-5, охраняя четыре транспорта у берегов Камеруна повстречали германский рейдер «Корморан».

Для морского министра было волнительнее читать эти строки, так как он назначил Моро на крейсер, за его успешный минный удар корабля империи Цин, с повышением, а лейтенанта Пети с утопшего Т-2 посадил на новенький Т-5. И вот эти охламоны прозевали в начале боя точку появления противника. Противник был матерый. Большой, 3500 тонн водоизмещения, четыре 16-см, орудия в двух башнях, шестнадцать орудий калибром 105-мм и четыре аппарата для пуска мин по кругу.

«Первым германец атаковал транспорт Bombarde (Бомбарда), тот отвечал из старых 8-см орудий. Что самое удивительное, торгаш первым и попал, по вооруженному до зубов германцу. Урон смешен, хоть и снаряд попал удачно, в район рулей, но самое главное психологический эффект. Но и германец поразил 105-мм снарядом транспорт в район кормы, повредив рулевое управление.

На 19-й минуте боя миноносец Т-5 поравнялся с транспортом и «Корморан» стал стрелять по нему. Капитан Пети пуганул германский рейдер, но в атаку не пошел, так как решил работать в паре с крейсером. Транспорты благополучно вышли из зоны огня орудий крейсера противника, а броненосный крейсер Krems лег на параллельный курс и открыл огонь из своих орудий. Миноносец Т-5 шел у него за кормой выжидая благоприятного момента. Капитан Пети свою ошибку повторить не хотел, тем более сейчас, материальная часть у него, благодаря морскому министру, находилась под командованием отличная и жалко было её терять от какого либо мелкого снаряда врага.

Крейсер Krems вел активный огонь, выпущено уже шесть сотен снарядов, но в противника попали лишь четыре мелкокалиберных, не причинив особого ущерба. Впрочем, германец выпустил четыреста, а попал лишь один раз в транспорт. Противники по косорукости стоили друг друга.

Вдруг, Т-5 дает залп минами с противоположного борта германского рейдера, но промахивается всеми четырьмя минами! В отчаянной перестрелке время проходит до 38-й минуты боя, пока не перезарядив минные аппараты Т-5 вновь не выходит на боевой курс. У миноносца заряжены последние четыре мины. Его не останавливает ни 4-дм, 22-кг снаряд, ни 16-дюймовая мина системы Шварцкопфа, выпущенная и даже попавшая. Капитан Пети дал слово Беснару, когда принимал свой новый корабль — утопить на нем врага.

Залп и три из четырех рыбок врезаются в германский рейдер. Но и сам Т-5 выглядит плачевно. Но, пожары потушены, пластыри Макарова подведены и наоборот германец идет на дно вместе с экипажем численностью в двести шестьдесят моряков. Спасли лишь чертову дюжину. На французских кораблях пришлось заплатить сорока жизнями».

Морской министр закончил читать о произошедшем бое его подчиненных, из которого он сделал выводы, что боевую подготовку не главных кораблей флота надо усиливать. В целом, он был доволен, но времени на смакование данного факта у него не было. Германская империя, после череды неудач на море и потери двухсот тысяч солдат на суше сама попросила мира. Не последнее слово на принятии рейхстагом и кайзером такого решения стали неудачи на море Кайзерлихемарине16. Французская армия совместно с армией Российской империи, войсками Испании и Италии тоже кровью умылась, потери составили до ста семидесяти тысяч человек, но позорное поражение под Седаном, четверть века назад, было смыто кровью.

Беснар одел свой лучший костюм и взял папку с документами. Он спешил на встречу с президентом республики. Встреча состоялась, но не в каком то большом зале с пафосом и золотом вокруг, а в рабочем кабинете Феликса Фора.

«Дорогой мой морской министр, — обнял Фор своего протеже, — Вы не представляете, какую службу мне сослужили. Германия на коленях перед нами, так как разуверилась в своём флоте полностью. Кайзер собирается все корабли отправить на слом, как это было в 1852 году, за ненадобностью, так почему бы нам на репарационные 229 миллионов всё не забрать».

«Нам то зачем эти утюги? — удивился Беснар, — наши три броненосца утопили целую эскадру и уже в строю, территории они предлагают?»

«Да, какую то Юго-восточную Африку за 159 миллионов франков, за Дагомею просят 177 миллионов, Тоголенд обойдется нам в 174 миллиона, Таньгаика стоит 166 миллионов, Архипелаг Бисмарка за 93 миллиона и Германские владения в Новой Гвинее оценивают в 165 миллионов», — ответил президент.

«Цены дикие какие то, германцы посчитали все до последней галеты, гвоздя и лопаты угля, что истратили на эти земли, предлагаю взять Дагомею, там климат благоприятный, — Беснар думал и думал, из кораблей:

«Миноносцы слабые, мы сейчас строим такие, чтобы одним залпом утопили крейсер противника, бронепалубные тоже ни о чем, тонут от одного 8-дм снаряда. Есть у них новый проект броненосного крейсера, усиленного проекта, на который тратят по шесть миллионов: „Ирена“, „Тор“, „Корнель“, „Орион“, „Фридрих Карл“, Widder („Овен“), „Кайзерин Августа“, „Винета“, всего восемь, можно два отряда не плохих сформировать, ну и четыре миноносца на сдачу».

«Я прислушаюсь к вашему мнению мсье Беснар», — позитивно произнес президент.

«А то, нам еще с Америкой сражаться, надеюсь с ней мы мир никогда не заключим, разгромим под чистую», — вопросительно поглядел на президента морской министр.

«Откуда у Вас такая кровожадность? Я Вас считал вполне миролюбивым человеком?» — удивился Феликс Фор.

«Когда заключали мир с империей Цин, я брал в расчет, наше нахождение в состоянии войны с Германией и США, ведь наш ВВП всего три миллиарда, а у Германии двадцать, у США тридцать семь миллиардов»

«С Германией то Вы хоть миру рады?» — спросил президент.

«Они могли Париж взять и все окрестности, что бы мы делали? Необходимо с Германией в первую очередь улучшать отношения», — убедительно произнес Беснар.

«С США почему хотите воевать до победного конца? — поинтересовался Фор, — они же обладают внушительной судостроительной промышленностью и мощным ВВП?»

«Так как они за океаном, ничего не смогут нам сделать на суше, они наглеют против своего владельца Римской империи Германской нации, и в сущности вообще никто, а то, что кораблей много настроили, так мы это поправим, — заверил президента Фор, — я посылаю морем войска в Дагомею?»

«Честно говоря, не ведаю где это, но раз Бисмарк отдает, то разумеется, да и к берегам Америки эскадру сформируйте, мы же воюем. Да почистите флот от всякого хлама, а то республика разориться».

«Этим я и намерен заняться», — заверил президента Беснар.

Высадка французских войск в Котону. Иллюстрация из «Le Petit Journal»

Датчане просят заказать один миноносец класса «Франциск» 2-й модификации, начитавшись, как Т-5 одним ударом отправил на дно германский рейдер «Корморан». Предоплата пятьсот тысяч франков у нас на счетах, и через семь месяцев, стандартный срок постройки данного судна, придет доплата в два миллиона. Осталось только сказать да, и это слово было сказано.

Прибыв от президента в Гавр, где находилась пока самая мощная эскадра Республики, морской министр собрал совещание флагманов, где собирался обсудить все насущные проблемы, ведь именно с этими людьми, своими подчиненными ему и идти в бой.

Помимо Беснара и Фурнье присутствовали: бывший губернатор Индокитая, а сейчас помощник морского министра Жан Мари Антуан Луи де Ланессан, издатель журналов и финансист Эдуар Локруа, контр-адмиралы Альфред Альбер Жерве — Средиземноморская эскадра, Эдуард Поттю — Эскадра Атлантических крейсеров, начальник артиллерийского департамента генерал Луи дю Пэн и кораблестроитель Эмиль Бертен, как особа наиболее приближенная к конструированию основных броненосцев Республики.

«Господа, как Вы знаете за последние годы, мы провели несколько компаний на море, против Австро-Венгрии, Германии и империи Цин», — слово взял морской министр.

«У нас сейчас страшный дефицит бюджета», — воспользовался паузой в речи министра Эдуар Локруа.

«Кораблей много, но в море послать не кого», — вставил шпильку Луи де Ланессан.

«Ужас твориться и в артиллерии нашего флота», — заметил начальник артиллерийского департамента генерал Луи дю Пэн, крутя в руках гильзу.

«Ремонт подобной армады вообще взрыв мозга, — пользуясь замешательством тактично заметил Эмиль Бертен, — для Австрийцев запчасти через Венецию заказываем, они же морские ворота Вены, пытались уйти, но их Радецкий в 1858 году с воздушных шаров разбомбил, для германских кораблей через Гамбург заказываем, они их на наш Гельголанд привозят, для империи Цин тоже в Германии и Англии».

«Мсье, — осмотрел Беснар окружающих, сидящих в богато украшенной большой комнате со статуями и гобеленами, — я хочу разом разрубить данный гордиев узел и списать все корабли, которые наша Республика получила по репарациям!»

Зал сперва сохранял молчание, а затем взорвался.

«Мы же находимся в состоянии войны с США, а у них огромный флот», — не выдержал вице-адмирал Фурнье.

«Колоний у нас не меньше, чем у Великобритании, созданной дюжиной разбогатевших евреев», — фактически прокричал Жан Мари Антуан Луи де Ланессан, знавший об этом не понаслышке.

«Нам не стоит, быть слабее наших соседей, ведь ведь все строят корабли. В Германской империи, в Австрийкой и в империи Цин везде судостроительный бум. Корабли пекут, как пироги в печке», — озаботился Эдуард Локруа.

«И все же господа, пользуясь своей властью и здравым смыслом я намерен привести в жизнь подобное не популярное решение, так как мы уберем из состава флота те боевые корабли, которые не представляют боевой ценности, делают нас не сильнее, а слабее», — сообщил Беснар.

«Зачем тогда в Германии брали шесть броненосных крейсеров типа Irene, — спросил Луи де Ланессан, — возможно надо было земли взять или миноносцы?»

«Земли, кроме небольшого клочка в Африке, нам никто не предлагал, Германскую империю припирать к стенке никто не собирался, так как впредь она должна стать нашим лучшим союзником, броненосцы у неё дорогие, но трехбашенные, впрочем, наш „Формидобаль“ аналогичен, — рассказал морской министр, — и раз Вы приступили к броненосным крейсерам могу я считать вопрос исключения из состава нашего флота австрийского „Луитпольда“ и двух минских броненосцев вопросом решенным».

Formidable во время экспериментов с использованием привязных аэростатов на флоте (картина)

«Сначала, пусть кто нибудь, напомнит присутствующим их сильные и слабые стороны, — попросил Эдуар Локруа, — я же со своей финансовой стороны могу сказать, что три не французских броненосца высасывают из бюджета 2,3 миллиона франков ежемесячно если содержаться в полной боевой готовности, 1,9 миллиона в недельной готовности и 1,2 миллиона при кадрировании личного состава и консервировании части вооружения».

«Напомню и все наши показатели, — Луи де Ланессан оглядел окружающих, — расходы 62 миллиона, из них на обслуживании тратим 26 миллионов, ремонт кораблей 3,5 миллиона, переоборудование 1,9 миллиона, строительство 15 миллионов, ввод кораблей в строй 0,4 миллиона, боеприпасы 0,25 миллиона, уголь 0,9 миллиона».

«Лучше я сам о них расскажу, — морской министр взял слово, — вооружены четырьмя 9-дм орудиями, уже за это их можно исключить, средний калибр представлен орудиями 5-дм у „Луитпольда“ и 3,2-дм у кораблей, когда-то ходивших под жёлтым флагом с драконом, железная броня, не экономичная паровая машина».

«Предлагаю списать и не тратить на них наше время», — позволил себе прервать морского министра Альфред Альбер Жерве, его все единодушно поддержали.

«Теперь перейдем к броненосным крейсерам, — Беснар оглядел своих коллег сидящих перед ним за столом, — из чисто французских проектов у нас есть два крейсера типа „Дюкень“ водоизмещением в 3900 тонн и три „Клебера“ в 6000 тонн, еще один „Дюкень“ строиться для флота Бразилии. Получены от Австро-Венгрии, в своё время, девять броненосных крейсеров типа Traun с очень скромными характеристиками в 3500 тонн, парой 16-см орудий в двух башнях, итого четыре, железной броней и примитивной паровой машиной. Один из них Krems был проверен огнем в прошлом бою с германским рейдером».

Зал загалдел:

«Списать эти утюги, чтобы наши моряки не страдали».

«Их содержание обходиться в четыре с половиной миллиона франков, а также содержание двух тысяч семисот человек личного состава из двадцати двух тысяч имеющихся», — добавил всезнающий Эдуар Локруа.

«Хорошо, я отдам соответствующее распоряжение, — произнес морской министр, — будут списаны: „Инсбрук“, „Кремс“, „Люстенау“, „Клагенфут“, „Штирия“, „Леопард“, „Пантера“, „Воральберг“ и „Велес“, все согласны?»

«Хочу напомнить уважаемой публике, — встал и учтиво кивнул головой адмирал Эдуард Поттю, — что броненосный крейсер «Пантера» не только вернулся с того света, но и в морском бою уничтожил броненосный крейсер «Бавария», и в два раза его крупнее «Гнейзенау».

«Тогда, я предлагаю оставить три корабля, уже положительно себя зарекомендовавших: „Пантер“, „Инсбрук“ — воевавший со мной против флота империи Цин и „Кремс“, — участвовавший в потоплении вражеского рейдера», — предложил морской министр.

Присутствующие согласились.

«Один из серии „Леопард“ не сможем утилизировать, так как он в море», — поглядел на диспозицию флота Эдуар Локруа.

«Тогда оставим, — произнес морской министр, — ведь „Дюкень“ и „Глори“ у нас стоят на модернизации и в ближайшие полтора года верфь не покинут».

«Но, зачем во время войны их ставить на переоборудование?» — удивился Луи де Ланессан.

«Если бы я этого не сделал, то их бы утопил самый слабый американский крейсер, — честно ответил Беснар, — мне было бы стыдно перед каждой из двухсот сорока семей, что отправили своих чад на службу к нам на флот».

«Три броненосных крейсера типа „Клебер“ — нормальные корабли?» — спросил Эдуар Локруа.

«На них необходимо сделать перегрузочные камеры в барбетах, систему как активного, так и пассивного антизатопления, снять бортовые четыре башни с 5,5-дм орудиями, останется по восемь орудий на борт с 45-кг снарядами», — сказал Беснар.

«Почему бы их не вооружить тяжелыми снарядами и тогда у 5,5-дм орудия снаряд будет весить 60-кг и взрывчатки в нем будет 1,6-кг, что вполне достаточно для любого противника», — предложил начальник артиллерийского департамента генерал Луи дю Пэн.

«Я тоже думал об этом, — согласился Беснар, — тогда ставим на быструю трехмесячную модернизацию?»

Все присутствующие уважаемые мсье одобрительно закивали.

«Ну а пока наши пять броненосных крейсеров модернизируются в Бресте и должны быть готовы к июню, костяком нашего флота станут шесть трофейных германских броненосных крейсеров 1-го ранга с четырьмя 21-см орудиями и восемью 16-см в шести башнях. У них хоть и броня типа „Компаунд“ и машинная установка традиционная, но самые лучшие снаряды и системы управления огнем вполне себе на уровне», — сообщил Беснар.

«Нам больше ничего не остается, — выразил мнение присутствующих Эдуар Локруа, — что с крейсерами бронепалубными?»

«У Франции на данный момент есть три проекта бронепалубных крейсеров: „Кольбер“ и однотипный „Жульен де ла Гавьер17 (2800 тонн, 20 узлов, два 6,5-дм и пять 5,5), одинокая „Цирцея“ (1500 тонн, пара 6,5-дм и четыре аппарата), более сбалансированный „Форбан“ (3500 тонн, 20 узлов, восемнадцать 10-см орудий, три аппарата и даже 25 мин заграждения) — именно они наша главная сила. Есть еще одинокий „Росток“ (1500 тонн, 19,4 узла, пятнадцать 11-см орудий Круппа, четыре аппарата), похожий на него, но чуть другой „Бремзе“ и два австрийских „Пола“ и „Швейхат“ (2800 тонн, пара 7-дм орудий и шесть аппаратов)», — сообщил собранию Беснар.

«Сокращать нечего, — резюмировал Луи де Ланессан, — а что у нас с миноносцами?»

«Всего двадцать девять, из них десять с одним аппаратом для пуска мин, пять с двумя и четырнадцать с четырьмя, всего у нас семьдесят шесть аппаратов для пуска на миноносцах», — ответил уставший Беснар.

«Думаю собрание пора заканчивать тем, что все тяжелые корабли следует отправить на легкую модернизацию, а до середины лета обходиться тем, что под рукой, хоть и воюем с США, но ни они не предпринимают особенной активности, не мы», — объявил всем Луи де Ланессан.

После совещания

Встретился Беснар после совещания с главным кораблестроителем Эмилем Бертеном, с одним лишь вопросом, как модернизировать броненосцы типа «Сюффрен» и Magnanime, чтобы они в прежнем водоизмещении были гораздо мощнее, как в плане артиллерии, так и боевой устойчивости при получении тех или иных повреждений.

«Давайте начнем с кораблей типа „Сюффрен“, которым уготована судьба выполнять роль флагманов эскадр, — задумался и произнес Эмиль Бертен, — я вижу у проекта необходимо поднять скорость на один узел, хотя бы до восемнадцати, и есть запас водоизмещения в 294 тонны, что весьма замечательно».

«Но один узел съедает 154 тонны», — быстро посчитал Беснар вес котлов, обвязки и дополнительной воды в системе.

«Оставим пока так, поставим ещё наддув на котлы на 65 тонн веса, и сэкономим на паровой машине, модернизировав её на тройное расширение, что даст нам не только 128 тонн веса, но и 1600 миль дальности, доведя данный показатель до 4300 миль, что является хорошим показателем для любого крупного судна».

«Вы волшебник, — всплеснул руками Беснар, — у нас не только есть еще двести тонн веса, но всё это можно сделать за месяц!»

«Идем дальше, — продолжил колдовать Эмиль Бертен, — броня у нас самая лучшая сталеникелевая заводов Крезо, предлагаю модернизировать барбеты, и на это уйдет восемьдесят тонн веса, защита от мин уже стоит, как и дополнительные переборки, но рекомендую еще поставить систему защиты от затопления в виде насосов и труб с клинкетами весом сто сорок три тонны, помня, как в прошлом бою „Сюффрен“ получил как подводное попадание снаряда, так и мины, а следовательно, он весьма уязвим».

«Но у нас получается перегруз в двадцать одну тонну, нельзя объять необъятное и впихнуть невпихуемое», — поделился своим мнением морской министр.

«Терпение друг мой, терпение. Снаряды Вы какого типа больше в бою использовали?»

«Бронебойными стреляли наши броненосцы и победили», — уверенно сказал Беснар.

«Для чего же половина боекомплекта занимают фугасные? Предлагаю убрать лишние фугасные снаряды и заменить их на бронебойные, более действенные».

«Но, данная мера увеличит перегрузку еще на девять тонн», — морской министр знал материальную часть на отлично.

«Давайте у фугасов заменим тип снарядов с СРС (обычной заостренной головкой с колпачком), на снаряды CNF (с ударными взрывателями расположенными на носу)» — предложил Эмиль Бертен.

«Мне можете не расшифровывать, я согласен, перегрузка вновь двадцать тонн».

«Давайте взглянем на проблему повышения боеспособности корабля с другой стороны, — предложил Бертен, — возьмем предыдущий бой, который в чистую длился семьдесят минут, и за это время носовые башни наших броненосцев сделали двадцать один залп, причем, башня с парой 12-дм орудий весит 766 тонн и еще 44 тонны занимает боекомплект. Если установить одноорудийную башню, то мы сэкономим до 572 тонн веса, а произведем 27 залпов выпустив 54 снаряда».

«Я с Вами пока не согласен, но продолжайте, пока Вы экономией веса добились снижения выстрелов на четверть», — мысленно подсчитал Беснар.

«Я легко исправлюсь. Путем замены средних снарядов на тяжелые, а это съест семьдесят девять тонн, но, можно дымовые трубы немного поправить, получиться, что до модернизации „Сюффрен“ выпустил 31,5 тонну снарядов, а сейчас 30,2».

«Что эквивалентно снижению на десять процентов, но самое главное, время перестройки увеличиться до полугода, на что я пойти не могу! — сказал Беснар, — колдуйте со средним калибром».

«Давайте тогда просто загрузим тяжелые снаряды, и уберем четыре 3-дм казематных орудия, у нас снова есть 68 тонн и всё успеем за месяц», — торжествующе поглядел кораблестроитель на морского министра.

«Начальник артиллерийского департамента генерал Луи дю Пэн требует, чтобы и средний калибр состоял из орудий либо 6,5-дм (164,7-мм) либо 7,6-дм (194-мм), в противном случае грозит отставкой», — с раздражением в голосе сообщил Беснар.

«Если мы просто заменим орудия на 6,5-дм, то получим перегруз в 209 тонн, но снаряды станут весить бронебойные по 92-кг и выстреливаться с начальной скоростью в 716 м/с, что эквивалентно кинетической энергии в 23,5 мегаджоуля. Время перезарядки увеличивается всего на четыре секунды и за семьдесят минут на борт можно выпустить почти тысяча снарядов или 92 тонны. Напомню было 65 тонн!»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морской министр Французской республики. Действия французского флота 1896—1901 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Карл Мартель (ок. 688 — 22 октября 741) или Карл Молот был франкским политическим и военным лидером, который, будучи герцогом и принцем франков и мэром дворца, был фактическим правителем Франции с 718 года до своей смерти. Он был сыном франкского государственного деятеля Пепина из Херсталя и любовницы Пепина, дворянки по имени Алпаида. Чарльз, также известный как «Молот» (на старофранцузском языке, Мартель), успешно отстаивал свои претензии на власть в качестве преемника своего отца как власть, стоящую за троном во франкской политике. Продолжая и развивая дело своего отца, он восстановил централизованное правительство во Франции и начал серию военных кампаний, которые восстановили франков как бесспорных хозяев всей Галлии. Согласно почти современному источнику Liber Historiae Francorum, Чарльз был «воином, который был необычайно… эффективен в бою».

15

Фридрих рассматривал пачку смертных переговоров раз в год, и либо утверждал приговоры, либо отказывал. Старый Фриц провел реформу судебной системы, установил свободу слова и печати, открыл социальные лифты, которые позволили лицам неблагородного происхождения становиться судьями, чиновниками или офицерами.

16

Императорский флот или Кайзерлихе марине (нем. Kaiserliche Marine) — военно-морские силы Германской империи на основе военно-морских сил Королевства Пруссия, основной задачей которых являлась береговая оборона. Они существовали с 1871 по 1919 год. Особенно значительно они увеличились в период правления Вильгельма II, при статс-секретаре морского министерства Альфреде фон Тирпице, у которого нашли поддержку идеи американского теоретика морских сил Альфреда Тайера Мэхэна. Результатом стала гонка морских вооружений с Великобританией, в ходе которой германские ВМС стали одной из самых значимых морских сил в мире, уступая только британским.

17

Сын адмирала Пьера Жюрьена де ла Гравьера (Pierre Roch Jurien de La Gravière). Службу в ВМФ Франции начал 19 октября 1828 г. Во время Крымской войны Гравьер действовал в Чёрном море против Русского флота. В 1861 году получил назначение командовать эскадрой, отправлявшейся в Мексику, а в декабре был назначен начальником всей Мексиканской экспедиции, но вскоре после начала войны передал командование сухопутным отрядом генералу Лорансе. Командуя эскадрой Средиземного моря, Гравьер провёл коренные преобразования её внутренней организации. В 1871 году назначен директором депо карт и планов флота и инспектором флота.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я