Устранение повреждений
Контр-адмирал Иессен по прибытии во Владивосток, распорядился немедленно ставить в док крейсер “Витязь”, так как неизвестно сколь непредсказуемо поведут его переборки, а сам отправился по кораблям Владивостокского отряда. На каждый крейсер, куда Карл Петрович прибывал, согласно церемонии, горнисты играли “захождение”, затем барабанщики били “дробь”, а затем встречал вахтенный начальник и сопровождал к капитану корабля.
Первым посетил крейсер “Богатырь”. На “Богатыре” Иессен отметил сильно поврежденный нос крейсера, это был момент, когда после охвата отряда японцев, бой разворачивался с кормовых румбов японского ордера и мощный полубак русского крейсера был так неудачно подставлен под огонь всего седьмого боевого отряда. Увидел Иессен и уничтоженное палубное орудие. При построении офицеров наградил Сергея Борисовича Сагатовича — командира носовой башни 8-дм орудия за уничтожение канонерки “Майя” и старшего минного офицера Ярмештедта за потопление канонерки “Удзи”. Он объехал весь отряд. Затем попросил прибыть к себе начальника порта Греве Николая Романовича. Встретившись с ним в адмиральском салоне, они поприветствовали друг друга:
— Рад поздравить Вас с викторией, которую после Синопа, русский флот еще не одерживал ни разу, — произнес бывший капитан броненосца «Петропавловск», а затем начальник порта Порт-Артура.
— Любезности давайте оставим на потом, достопочтимый Николай Романович, а сейчас дайте все необходимые указания о постановке в док “Витязя”, в него попала японская торпеда, котельное отделение затоплено и требуется срочный ремонт.
— Помилуйте, — улыбаясь, сказал Греве, — вероятно, Вы еще от боя не остыли, к чему такая спешка? Сегодня вечером в честь Вас и всех офицеров отряда крейсеров устраивается бал в Морском собрании, всенепременно надо всем быть, приглашения уже разосланы, и вся подготовка идет полным ходом.
И Греве заговорщицки подмигнул, а затем продолжил распинаться:
— Поросята и осетры готовятся, коньяк и шампанское охлаждаются. От адмирала Старка и Макарова Вас ждут поздравительные телеграммы.
Тут постучал вестовой Никита и принес чаю, также спросил: «Чего еще изволите?»
Иессен сказал, как отрезал: «Обед через полчаса».
Голова матроса исчезла за дверью.
— Японские газеты помалкивают, — продолжил Греве, — но британская “Таймс” во всех деталях описывает Ваши подвиги, как и уничтожение “Фусо” с фразой: «Новейшие бронепалубные крейсера русских, только и могут топить старые броненосцы и деревянные корветы, а при встрече с новейшими кораблями, от них окажется лишь пшик». Но германские газеты восторгаются Вашей победой, с восторгом описывая характеристики бронепалубных крейсеров их проекта, и добавляя, что и броненосным крейсерам на определенных дальностях придется туго. Французы воспевают тактику крейсерской войны, как она более предпочтительна, чем тактика боя генеральных сил флота, хотя как бывший капитан броненосца “Петропавловск” позволю с ними не согласиться. Американцы, через газеты, посчитали деньги на создание нашего отряда и японские потери с транспортами, миноносцами, канонерками и пришли к выводу, что мы себя оправдали.
— Как пошло и цинично, по-американски, это звучит, — проговорил Иессен, а затем подумал: «Разве можно корабли и людей измерять деньгами?»
— И не говорите, — согласился Греве, собравшийся было уходить, готовиться к пиршеству.
— Воистину их Бог — деньги. Японцы встретят янки, потопят как котят, пока они заводят свои тестомешалки, устанавливающиеся на каждом новом корабле.
— Но, у них и новинки есть сказал Греве, например динамитная канонерка “Везувий”, чудо техники, снаряды не порохом выкидывает из труб, а сжатым воздухом! Звука выстрела не слышно, а в противника летят уже три снаряда с гремучим студнем весом в 1000 английских фунтов в каждом.

Динамитный крейсер «Везувиус» под парами, 1891 год
— В деле бы ее посмотреть, больше смахивает на ребячество? — парировал Карл Петрович, — один такой в крейсер попадет, и пиши, пропало.
— Но у японцев такие орудия не на динамитных крейсерах находятся, а на новейших субмаринах, которые к ним британцы завезли, — начальник Владивостокского порта был прекрасно осведомлен, — представляете, если одна такая «рыбка» вынырнула бы у порта Отару и запустила бы в один из Ваших крейсеров свой снаряд.
— Пробоина размером пять на пять метров была бы обеспечена, а крейсер гарантированно бы пошел на дно! — испуганно проговорил Иессен, не боящийся ни Бога, ни черта.
— Так что в грядущих выходах в море, которые будут еще не скоро, — Греве уверенно произнес, — мой Вам совет, будьте осмотрительнее.
— Волков бояться в лес не ходить, — парировал Иессен, — субмарина тихоходна, мы всегда сможем её обойти.
— Я Вас предупреждал, — нравоучительно произнес Николай Романович, — повреждения я смогу устранить, но поднять крейсер со дна морского — нет!
— И все же распорядитесь максимально на отряде крейсеров заделать все полученные в прошедшем бою пробоины от снарядов. На это понадобиться, судя по докладам с кораблей и моим расчетам до ста тонн стали. Особенно много необходимо кормовой части “Громобоя”, куда попал 8-дм фугасный снаряд с канонерки, — Карл Петрович пристально посмотрел на начальника порта, — также на этом корабле повреждена и дымовая труба, и надстройки.
Греве тщательно записывал, и со знанием дела произнес: «Думаю, за месяц дай Бог управимся».
Иессен воскликнул: «Месяц! И это в тот самый момент, когда Япония перевозит всю свою армию на континент! Вы введете мне в строй четыре крейсера через неделю, “Громобой” через две, а “Витязь” через месяц, да еще в доке его надо добронировать, хотя бы котельным железом в один дюйм. Он будет у меня флагманским, поставлю в голову колонны, и пусть фугасы ловит».
Греве был в растерянности: «Но материалы, но люди, но средства. Боже мой, что же мне делать?»
Иессен (Бурлаков) морщась и продолжая добивать собеседника своими железобетонными распоряжениями: «Материалы возьмем из резервов флота. Железо все, что есть в наличии действительно не достаточно. Предлагаю тогда транспорт, какой расклепать на листы обшивки. Людей с крейсеров матросов дам, да офицеров — механиков, кто лучше их в порядок корабли приведет. По средствам, из казны отряда будут оплачены все сверхурочные, да по полтине в день давайте доплатим всем, кто будет трудиться, и мастеровым, а также матросам, лишь бы корабли были готовы в срок».
На том адмиралы и порешили, выпив по стопке другой “Шустовского”, вспомнив былое, и разошлись.