Прикладная культурология. Психотехнологии Востока и Запада

Алексей Недозрелов

Человек живет в том мире, который сам для себя создает, и наша задача – создать для себя такой мир, в котором мы будем максимально целостны, максимально гармоничны и максимально успешны. Но есть нюанс: чтобы наш мир был устойчивым, он должен опираться на надежный фундамент, а для этого нужно, как минимум, знать историю и культуру.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладная культурология. Психотехнологии Востока и Запада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Шаманские психотехники

Архаические психотехники вчера и сегодня

Двадцатый век принес множество техник общения с бессознательным, но все они имеют древнюю, очень древнюю первооснову. Искусство раскрытия внутренних резервов человеческой психики существовало во все времена едва ли не с самой зари человечества. К нему сводились все мистические системы и религиозные практики, и оно было уделом избранных — тех, кто владеет особым знанием. Теперь, когда мы знаем, в чем секрет этих «тайных знаний», мы можем воссоздавать и использовать их.

Христианские ритуалы и техники суфиев, йога и даосская алхимия, языческие обряды и тантрические практики — все это было призвано особым образом программировать психику человека. Сюда же относятся шабаши ведьм и заговоры знахарки, рунические системы и волхования ведунов. Изучая эти техники и «расшифровывая» методику их воздействия, мы можем включать их в свой арсенал работы с внутренними ресурсами. Современная психотерапия объединяет эти методики под общим названием «архаические психотехники» в рамках трансперсональной парадигмы.

Собственно, это и есть знаковая система коммуникации с бессознательным в чистом виде — религиозные или мистические символы складываются в систему знаков с четкой содержательно-смысловой нагрузкой. Если присмотреться, это готовые «языки программирования», позволяющие формировать бессознательному конкретные запросы и получать вразумительные ответы.

Более того, у архаических психотехник есть огромное преимущество перед другими «системами программирования» — они основаны на искренней многовековой вере, а, как известно, «по вере вашей да будет вам». Мы не знаем, является вера в мистические свойства глобальным заблуждением или, наоборот, озарением, и, уж тем более, никогда не сможем доказать ни того, ни другого. Но мы вынуждены признать, что она полезна. В конце концов, так ли уж важно, как работает техника, если получен результат?

За свою историю человечество накопило множество систем работы с внутренними ресурсами, все они имеют свою специфику, специализацию и зону применения — будь то гадание, оздоровление или самопрограммирование. Нет необходимости описывать каждую из них, да и едва ли это возможно. Мы начнем с описания той системы, которая легла в основу всех остальных, заложив фундамент всех религиозных систем и эзотерических практик. Мы начнем с описания шаманизма, который возник в эпоху палеолита и сохранился до наших дней, где-то в первозданном, а где-то в эволюционировавшем виде.

Шаманские психотехники: научный подход

Вы считаете, что шаманские практики — это пляски с бубнами? У нас другое мнение. Мы утверждаем, что шаманизм — это технология, которую можно освоить, зная объективные механизмы функционирования психики.

Когда-то, еще будучи студентом-историком и увлекшись архаическими психотехниками, я спросил у мудрых профессоров-культурологов, как можно организовать научный эксперимент по изучению шаманских практик через моделирование традиционной шаманской системы мировосприятия и максимального погружения в нее. Мне объяснили, что такой эксперимент был бы пусть занимательным, но принципиально некорректным, поскольку для сохранения объективности исследователь должен быть беспристрастным наблюдателем и иметь возможность сопоставлять и анализировать полученный опыт с позиции научного скепсиса. Как известно, чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.

Собственно, именно такой подход к изучению шаманизма и является доминирующим в современной этнографии. Но кто сказал, что именно он объективен?

Когда мы описываем шаманизм с позиции умудренного тоннами перелопаченной литературы ученого мужа, сколь уважительно мы бы не подходили к коренной культуре, шаман оказывается в усредненной позиции этакого «чукчи с бубном», скачущего в странных одеждах в приступах мистического экстаза и в силу суеверий совершающего разные бессмысленные и смешные телодвижения. Но почему тогда шаманизм так затягивает тех (современных и адекватных людей!), кто решается в него погрузиться?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладная культурология. Психотехнологии Востока и Запада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я