Коучинг. Основы технологии для новичков

Алексей Мишин

О коучинге сегодня говорят много. Много разного. Много говорят того, что к коучингу относится крайне мало…Данная книга – попытка рассказать о классическом коучинге как о современном методе решения задач людей и организаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг. Основы технологии для новичков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 3. Мифы о коучинге

Коучинг — и как технология, и как профессия, окружен мифами. Природа этих мифов очень различна — одни мифы создают сами коучи, с целью привлечь внимание к себе и к своим услугам, другие мифы создают люди, которые мало что понимают в коучинге, но исповедуют принцип «А Баба Яга против», огульно хая все, что связано с коучингом.

Вот несколько, уже устоявшихся мифов, которые активно транслируются в нашей бизнес-среде.

Миф первый. Коуч никому не помогает

Один из самых распространенных мифов сегодня, который активно культивируется самими коучами, состоит в утверждении, будто коуч никому не помогает, все ответы на вопросы есть у клиента, коуч только задает правильный вопрос. Точка.

Думаю, что этот миф существует для того, чтобы снизить степень ответственности коуча перед клиентом, ибо само слово «помощь» подразумевает большую степень ответственности того, КТО помогает, то есть самого коуча.

Почему-то для многих коучей трудно признавать тот факт, что коучинг по сути услуга профессиональной помощи человеку, который обращается к нам. И ключевое слово здесь именно слово «помощь».

Что дает отношение к коучингу как к помощи? Тут можно выделить два ключевых момента.

Первое. При отношении к коучингу как к помощи, коуч начинает более точно понимать суть и осознавать глубину той работы, которой мы занимаемся на рынке помогающих профессий.

Во-вторых, именно слово «помощь» существенно добавляет ответственности перед клиентом в рамках коучинговой работы (это не только в момент проведения сессий, но и между ними, вне сессий). Если я, как коуч, помогаю своему клиенту найти ответы на свои вопросы, то я несу ответственность за качество оказываемой мной услуги.

В связи с этим, вполне понятно, почему многие коучи при слове «помощь» начинают всячески от него отрекаться и искать синонимы и смыслы своей работы, навязывая окружающим этот самый миф.

Почему это происходит? На мой взгляд, это может происходить по нескольким причинам:

Минимальная «подстройка» под клиента. Типичная «отмазка» — «Ничего личного, это просто клиент». В профессии коуча так не бывает. В нашей профессии слишком много личного, и именно это личное является одним из определяющих в профессии. Более того, именно личное, делает работу коуча индивидуальной и добавляет большей интимности в отношения между коучем и клиентом.

Меньше ответственности за результат клиента. Тут все просто — коуч дает рекомендации, клиент либо работает по ним, либо нет. То есть минимум понимания мотивации (как и демотивации) клиента к работе. Именно тут возникают шаблонные формы работы с клиентом на протяжении всего договора и именно тут появляются «готовые» решения как в коучинге, так и в консалтинге.

Отсутствие личного опыта, компетенций и знаний у самого коуча. Опять же, смотри пункт 1. Личный авторитет коуча никто не отменял и вряд ли когда-нибудь это будет отменено. Именно поэтому, лично у меня, коучи возраст которых 20—25 лет вызывают подозрение и, честно говоря, недоверие у клиента.

Когда я слышу подобные утверждения, что приведено в заголовке, у меня всегда возникает вопрос — коллеги, почему вы избегаете слово «помощь»? Оно является некоммерческим для вас?

В слове «помощь» заложена большая энергия — помочь клиенту найти верное решение — значит взять на себя большую ответственность за верность и правильность пути, по которому клиент будет развиваться.

Миф второй. Коуч не имеет проблем

Пожалуй, это один из самых распространенных мифов сегодня на нашем рынке.

Этот миф состоит в том, что коучи как представители профессии, не имеют собственных проблем и забот, готовы в любой момент решить любую стоящую перед ними задачу, постоянно сохранять баланс и так далее. Короче говоря, коучи все счастливые, эффективные и успешные люди…

Кстати говоря, есть категория людей, которые идут обучаться коучингу с одной целью — раз и навсегда решить свои проблемы и стать пожизненно счастливым (об этом чуть подробнее я расскажу в разделе «Реклама коучинга — чем заманивают людей «успешные» коучи).

На мой взгляд, считать, что коуч не имеет своих проблем, это большая ловушка и если так еще кто-то думает, то их ждет большое разочарование по нескольким причинам.

Во-первых, коучинг не решает всех проблем. И у коучей, как и у всех людей, таких проблем, честно говоря, немало. Да-да, коучи обычные люди, не более того.

Во-вторых, коучинг требует постоянного внимания и концентрации, что в принципе невозможно в реальной жизни. Постоянно находиться в состоянии осознанности и держать фокус неминуемо приведет к тому, что человек зациклится на самом себе, не замечая ничего и никого вокруг.

В-третьих, коучинг эффективен тогда, когда роли коуча и клиента разделены. Конечно, самокоучинг имеет место быть, но его возможности, увы, слишком ограничены.

Ну, спросят меня, если все так шатко с коучингом, то чем же может быть интересен коучинг как технология (и как профессия, соответственно)?

Можно привести несколько аргументов.

Человек, который владеет коучингом, существенно расширяет горизонты своего развития. Поняв и испытав коучинг на себе, человек уже никогда не сможет остаться в тех границах, в которых он существовал до этого.

Человек, который владеет коучингом, способен распознавать свои состояния, свои роли в разный момент времени и отслеживать изменения как внутри себя, так и во внешней среде. Важное качество — понимать, что происходит с тобой.

Человек, владеющий коучингом, испытывает потребность в постоянном личном росте. Этот рост не зависит от внешних условий, это исключительно внутреннее состояние самого человека (осознанное «Я хочу изменений»).

На мой взгляд, принятие решения о коучинге (заниматься им, обучаться ему, использовать его в своей жизни и работе) это всегда взрослое решение человека, его свободный выбор. И каждый этот выбор делает самостоятельно.

Миф третий. Коучинг — всего лишь технология

Еще один из распространенных мифов коучинга, миф о том, что коучинг — всего лишь технология, овладение которой позволит быть успешным, востребованным и очень дорогим специалистом на рынке.

Кстати, под технологией, как правило, в этом контексте простоты понимается умение задавать вопросы.

Иными словами — умеешь задавать вопросы (ну и слушать иногда ответы), то, все, бинго (!!), ты стал коучем — успех тебе гарантирован.

Вообще о простоте коучинга мифов немало. Да простят меня представители школ коучинга (сам являюсь таким), но во многом все эти мифы обязаны именно школам коучинга — в надежде получить еще одного ученика на свои учебные программы, многие школы внушают и пропагандируют подход, что «коучем стать легко — нужно только соблюдать определенную технологию, которой мы вас, конечно же, научим».

Тем не менее, коучинг далеко не отличается своей простотой.

И если действительно заниматься коучингом, помогая при помощи инструментов коучинга (да-да, именно «при помощи») клиенту достигать своих задач, то сразу приходит осознание того, что простоты в коучинге слишком мало, а точнее, ее вообще нет.

Когда я слышу о том, что коучинг это «всего лишь технология», без примеси личного, я четко понимаю, что такой человек не понимает сути профессии, сути помощи, сути услуги коучинга. Более того, при таком «технологическом» подходе к коучингу вообще можно говорить о том, что коуч, собственно, ни за что и не отвечает (точнее, не хочет отвечать) перед клиентом — просто задает вопросы. Ну а уж ответы… они лежат на ответственности клиента.

Работать с человеком, беря на себя определенные обязательства, слишком сложно. И для такой работы одной технологии недостаточно.

Коучинг это в первую очередь тот смысл, который мы вкладываем в работу с человеком — наше желание помочь человеку достичь своего результата, наше желание и компетентность услышать тот контекст и тот смысл, который клиент вкладывает в свой рассказ, наше стремление показать клиенту важность его слов. Желание, в конце концов, уважать клиента со всем тем багажом, который у него есть «здесь и сейчас». То есть все то, что выходит далеко за рамки «технологии».

Более того, если всего этого нет, то технология просто перестает работать. Она мертва, а значит и коучинг уже все что угодно, но не коучинг.

Сегодня непринято в нашей среде говорить о том, что коучинг как профессия очень энергозатратная штука — быть внимательным к человеку, у которого бывают и страхи, и боль, и сомнения, — далеко не каждый способен выносить это все. И, да, быть коучем это во многом принять на себя ответственность быть готовым к тому, что клиент будет не всегда радостен и счастлив… Много боли, много скрытого, много разного…

Ну а уж о том, что в очередь к коучу клиенты становятся довольно не охотно это предмет отдельной дискуссии.

Миф четвертый. О безграничности коучинга

Еще один миф, который активно преподносится в продвижении коучинга некоторыми представителями нашего рынка — безграничность коучинга, обязательное лидерство и чемпионство любого, кто будет работать с коучем.

Каюсь, лет 10 назад, когда я даже не помышлял становиться коучем, я покупался на эту «замануху» и четко помню свои ощущения — круто, я сейчас заплачу немного денег и обрету счастье и покой, ведь коучинг — безграничен, а значит я стану всесильным.

Но это было десять лет назад…

Про чемпионство в коучинге — сейчас не место для ее обсуждения

Итак, о безграничности коучинга.

Безграничность коучинга, безграничность ваших возможностей, безграничность ваших желаний — о, как ласкают слух подобные «аффирмации» людям, которые иногда на протяжении многих лет находятся в поиске решения важной задачи. А тут — БИНГО (!) всего один крутой коуч, владеющий безграничностью всего и все ваши проблемы решены. И многие люди вполне себе покупаются на подобные обещения, в надежде стать «безграничным» во всех отношениях. Сверхидея о своей исключительности живет в нас..

Каково же сильно разочарование многих (если не большинства) клиентов, когда после такого коучинга безграничность не наступает…

А ее и не может быть, ибо коучинг — вполне себе граничен.

Границы коучинга как помогающей технологии очерчены несколькими рамками

Границы технологии. Коучинг способен помогать клиенту в решении многих задач, но далеко не всех. Более того, есть масса задач, с которыми коучинг просто не может работать, например, клинические болезни.

Границы коуча. Как бы хорошо не владел коуч технологией коучинга, его, коуча, возможности не безграничны. Ну хотя бы потому, что коуч, в первую очередь, человек, у которого может много чего и не быть — опыта, знаний, эмоций и так далее. Более того, чем профессиональней коуч, тем он лучше осознает свои границы, выход за которые грозит потерей репутации. А для коуча это весьма критично.

Границы клиента. Безграничность, о которой так любят говорить «гуру коучинга» в своих рекламных листовках, предполагает, что любой человек способен к решению любой задачи. Но это предположение весьма абсурдно, хотя бы потому, что каждый человек весьма индивидуален — начиная от знаний и жизненного опыта, заканчивая скоростью изменений, отношению к изменениям и так далее. Для того, чтобы эти особенности коучу выяснить и понять для себя — какой клиент перед ним, пройдет какое-то время взаимодействия.

Все это говорит о том, что коучинг граничен, а, если быть точнее, весьма ограничен. И понимание этих границ позволяет коучу проявлять одну из своих компетенций — честность с клиентом.

Эта честность проявляется прежде всего в том, чтобы не давать ложных обещаний клиенту. Этим «болеют» многие представители нашей профессии — в надежде получить клиента они обещают манну небесную. Но, как правило, очень скоро у клиента наступает разочарование — чудес не бывает.

Мне очень часто клиенты задают вопрос — «Алексей, а я достигну своих результатов?» или «А я точно решу свою задачу?». Я уже давно отвечаю «Не знаю, это будет зависеть от многих факторов, которые нам предстоит еще выявить». И это, по крайней мере, честно.

Реклама коучинга — чем заманивают людей «успешные» коучи

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг. Основы технологии для новичков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я