Уже пролиты реки крови невинных людей, давно пора бы остановить бессмысленную бойню, но мира на Украине все нет и нет. Новая книга Алексея Кочеткова, рассеивает иллюзии тех, кто до сих пор считает, что политическая ситуация на Украине нормализуется сама собой. Автором собраны документальные свидетельства: милицейские сводки, высказывания очевидцев, цитаты из выступлений политиков о кровавых преступлениях неонацистской хунты против своего народа. Загнать фашизм обратно в бутылку мировому сообществу будет теперь нелегко. Донецкая, Харьковская, Луганская области и прочие земли юго-восточной Украины поднялись в едином порыве на защиту своей Родины и своих близких от карателей-оккупантов. «Не брат ты мне, сволочь бандеровская!» Эта цитата из фильма «Брат-2» тут, на гражданской войне, сегодня звучит особенно зловеще, но и точно. В книге названы поименно главные враги многовекового славянского братства: это горстка продажных олигархов-политиканов и их детища – неонацистские группировки и организации. Подлинные факты, свидетельствующие об эскалации трагических событий на Украине, очевидцем которых был автором, приведены в книге по датам – с самого начала фашистского переворота в Киеве. Прочитав эту книгу, каждый сам может проанализировать их, сделать выводы и понять, куда безвозвратно увлекает Украину ее преступное руководство, ее бандитская власть.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кровавые преступления бандеровской хунты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
В результате беловежских соглашений после распада СССР образовалось пятнадцать новых государств, из которых только Россия — это федерация, а все остальные пребывают в статусе государств унитарных. К сожалению, во многих из этих молодых государств процесс обретения самостоятельности и независимости осложнился поиском внутреннего или внешнего врага. Немедленно встал вопрос о национальном самоопределении народов, и поиск решения почти во всех этих государствах основался на этическом антагонизме. Украина отправной точкой своей национальной идентификации избрала отрицание всего русского.
До недавнего времени русские, а их насчитывается в Украине свыше десяти миллионов человек, и юго-восточные украинцы, симпатизировали друг другу, в то время как идеология Западной Украины, а еще вернее галицийская идеология носила и продолжает носить ярко выраженный экспансионистский, агрессивный характер. Даже пресловутый крымский вопрос, в начале 90-х годов прошлого века, к началу 10-х гг. нивелировался и стал по существу крымско-татарским.
Недовольство народа на Юго-Востоке и в Крыму носило, прежде всего, социальный характер. Люди были не против украинской государственности как таковой, интерес к которой был давно потерян. Они духовно противостояли и сопротивлялись засилью чуждой им культуры, носителями которой была галицийская государственная элита. Кроме того, восточные регионы чувствовали себя хронически обманутыми[8]: выдвигая и выбирая президента всей Украины под приемлемыми для них лозунгами, они получали проводника чуждых и ненавистных им галицийских норм и постулатов. Естественно, что нарастающая несправедливость способствовала спаду политической активности населения в этих регионах.
Их интересы проявлялись только в отстаивании и реализации прав на свой язык, культуру, историю и образование. Это объясняет, почему политические требования крымчан и восточных украинцев были расплывчаты и не получали широкой поддержки в остальной части общества.
Иная ситуация складывалась на западе страны. К образованию независимой Украины Галиция подошла наиболее консолидированной как политическая и культурная общность, но самое главное она активно проводила идеологическую доктрину.
Галицийская идеология трансформировалась с 60-х годов от идей галицийской автономии, до всеукраинского мессианства, если не больше. Сверх того, галицийская идеология смогла оказать колоссальное влияние на центральную украинскую власть, в силу чего президент, выбираемый востоком страны и приходящий к власти под пророссийскими лозунгами, в короткие сроки становился защитником галицийских интересов. Эта ситуация неизменно повторялась до 2004 г., когда «оранжевая революция» изменила тенденцию и показала украинцам-националистам возможность прямого, а не опосредованного воздействия на народные массы.
Реальность такова, что днепропетровский и донецкий кланы, о которых так много говорилось в украинской прессе, способствовали формированию облика олигархической власти, но оказывали мало влияния на идеологию Киева, в то время как именно галицийцы формировали политический стержень страны. Эта ситуация наглядно иллюстрирует тезис, что для существования власти требуется не только наличие экономических рычагов воздействия, но и наличие идеологии, приемлемой обществом и проводимой политической элитой в жизнь.
Каковы же основные черты галицийской идеологии, существовавшей и доминировавшей в политическом слое Украины с момента получения ею независимости? Прежде всего, следует обратить внимание на противопоставление России галицийскому идеалу государства в их понимании. В отличие от России, которая воспринимается как, в лучшем случае, полу-азиатское государство, Украина видится крупнейшей державой Восточной Европы, которая призвана к сохранению своей государственности от посягательств извне. Она стремится инициировать создание нового политико-экономического пространства сначала в рамках СНГ, а позже и всего восточноевропейского пространства[9]. Такой вектор государственных устремлений позволит интегрироваться в основные политические, экономические и военные европейские институты. Центральную роль в этом процессе европейской интеграции призвана сыграть Галиция, которая, постоянно подвергаясь как восточным, так и западным экспансиям, сохранила собственный культурно-мировоззренческий и политический облик и является уникальным регионом Украины, сохранившим национальные основы, размытые на востоке. Более того, если Надднепрянскому менталитету свойственны романтизм, иррациональные черты, то Галиции — реалистичность и формализм восприятия, консерватизм и холодный расчет[10]. Из этого делается вывод, что именно Галиция имеет потенциал для формирования украинской политической элиты, а Львов как духовная, культурная и интеллектуальная столица Западной Украины становится очагом созидающей национальной мысли.
Надо учесть, что большим авторитетом на западе страны пользуется Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), а на востоке — Православная (в двух вариантах), и что католицизм исповедует большинство населения Галиции. Нельзя забывать и о роли УГКЦ, в формировании галицийского национализма в 1920-е годы. Многие националисты того времени происходили непосредственно из среды УГКЦ, а митрополит церкви Андрей Шептицкий оказывал в те года прямое покровительство молодому нацдвижению[11]. И сегодня УГКЦ пользуется широкой поддержкой националистических партий, в том числе и Руха. Это обстоятельство позволяет говорить о реальном лидерстве Галиции в идеологической и духовной жизни Украины.
Католицизм выделяет Галицию в весьма специфическую область в составе страны, исповедующей Православие. В связи с этим галицийцы были вынуждены разработать и выдвинуть идеологию культурной демократии для всей Украины, и в то же время, создать некий заповедник с идеальной средой для выращивания программ, обслуживающих политические и культурные устремления самих галицийцев. Векторы их интересов сегодня направлены на европейские политические, экономические и военные институты.
Изначально галицийский вариант государственного строительства предполагал украинизировать восточные области и ужесточить национальную политику. Однако на фоне такого политического мейнстрима формировались и более радикальные партии и движения, ставшие основной движущей силой в процессах распада Украинского государства. О радикализме настроений в Западной Украине свидетельствует созданная в 1992 году молодая Социал-национальная партия Украины (СНПУ), стоящая на крайне националистических, по существу фашистских позициях. Она быстро приобрела популярность в западных регионах СНПУ, и к середине 90-х гг. фактически стала лидирующей ультранационалистической партией. Потеснив РУХ и УНА-УНСО, СНПУ пользовалась поддержкой администрации на западе Украины. Как и прочие национал-радикальные партии она поддерживала любые сепаратистские движения в России, выступала против интеграции в рамках СНГ и против союза России с Белоруссией и поддерживала крымско-татарских националистов[12]. О неприемлемости полиэтнической консолидации Украины для националистов заявляет хотя бы следующее высказывание Нестора Пронюка, уполномоченного по вопросам пропаганды и агитации СНПУ на закрытом V съезде этой партии, проходившем 20–21 марта 1999 г. во Львове: «Россия и Европа — вещи несовместимые, взаимоисключающие. Европа заканчивается там, где начинается русский язык, менталитет, культура»[13].
Стоит ли упоминать, что эта считавшаяся маргинальной партия, 14 февраля 2004 года была перейменована во Всеукраинское объединение «Свобода», а на парламентских выборах 2012 г. смогла получить 10,44 % голосов избирателей, и обеспечила 12 депутатам прохождение во власть по одномандатным мажоритарным округам. Этот результат дал возможность партии сформировать парламентскую фракцию из 37 человек и делегировать своего представителя на пост вице-спикера Верховной Рады Украины. В европейском государстве после Второй мировой войны, при молчаливом согласии западных демократий, была создана крупная депутатская группа радикальных националистов!
Тем не менее, за 23 года «независимости» государственность Украины, находящейся под властью олигархов и националистов, предельно деградировала. В итоге кризис на Украине перешел в острую стадию, а затем и в настоящую гражданскую войну.
21 ноября 2013 года в Киеве из-за резкого разворота нынешней власти в вопросах евроинтеграции и отказа подписать соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли во время саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, начались массовые протесты в центре Киева, получившие название «Евромайдана». Но уже 1 декабря, сразу после кровавых событий, традиционный со времен первой «оранжевой революции» вид украинского времяпрепровождения вдруг превратился в революцию. Изначальные требования если и не оказались забытыми, то отошли на второй план. Главное место заняли лозунги об отставке правительства, президента, а вместе с ними появились и лозунги националистические. Тогда еще кажущиеся забавные «кто не скачет, тот москаль», или «москаляку на гиляку», уже соседствовали с желтыми повязками с руной Тир молодых радикалов из «Правого сектора».
Стоит ли удивляться, что всего за пару месяцев Евромайдан деградировал до полного беспредела: неонацисты начали стрелять по сотрудникам милиции, сжигать их коктейлями Молотова, развязали террор против собственного народа в регионах. В головах неонацистов произошло четкое разделение на «мы» и «они». Дегуманизация — в переводе значит расчеловечивание.
«Не говорите мне, что люди на Майдане несут в жизнь Украины что-то хорошее», — заявил всемирно известный режиссер Эмир Кустурица, за что на Украине ему тут же нацепили ярлык «путиниста».
Мнение Кустурицы одно из многих, как за пределами Украины, так и внутри страны. Может быть, в Европе он в меньшинстве, там люди аплодировали киевским событиям. Если б не нацисты… К нацикам в Европе у большинства стойкое отвращение. Но Запад упорно не хочет замечать неудобные факты.
Какие нацисты? Это же культурные люди с высшим образованием! Соцопросы это подтверждают! Так, сотрудники фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и Киевского международного института социологии опросили 502 человека в палатках в Доме профсоюзов, КГГА, Октябрьском дворце, Украинском доме. По их данным, большинство участников протестов — мужчины средних лет. 43 % активистов — люди с высшим образованием. Такое же количество активистов имеют диплом среднего и среднеспециального образования.
Выходит, что на Евромайдане собрался некий «креативный класс», и никаких нацистов там не было? Но почему-то в Киеве с упорством, достойным лучшего применения, протестующие рисовали свастики. Каждый, кто бывал в обнесенной баррикадами части центра Киева (да и за пределами баррикад), обязательно замечал огромное количество черных нацистских крестов разного рода, которыми «украшены» стены и фонарные столбы. А впрочем, образованные и начитанные люди склонны к высокоинтеллектуальному творчеству Чем ближе к улице Грушевского — месту противостояния милиции и «культурных людей с высшим образованием», — тем больше таких рисунков. А закопченный стадион «Динамо» из-за обилия нацистской символики все больше смахивает на трибуну в Берлине во время парада с участием Гитлера.
Сейчас в Германии за изображение свастики могут посадить на три года или выписать солидный штраф.
Свастика — самый известный знак националистов. Она была утверждена Адольфом Гитлером в 1920 году как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В представлении Гитлера свастика символизировала «борьбу за торжество арийской расы».
«Мотыгообразный крест испокон веков был антисемитским и антисемитским останется», — писал он в своей книге «Майн Кампф».
Кельский крест — с литерами NSWP по углам — символ нацистов-скинхедов. Аббревиатура расшифровывается как «National Socialism — White Power», а переводится: «Национал-социализм — белая сила».
14/88 — кодовый лозунг современных неонацистов.
Число 14 означает: «We must secure the existence of our people and a future for white children» — «Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей».
Лозунг длиной в 14 слов придуман американским расистом Дэвидом Лэйном.
Число 88 является закодированным приветствием «Ней Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «Н» стоит в латинском алфавите восьмой. Число «заповедей Дэвида Лэйна» также равно восьмидесяти восьми.
Руна Вольфсангель — «волчий крюк». Эта руна — один из самых популярных символов экстремистов на Евромайдане и самая «украинская», если можно так выразиться.
Полуграмотные националисты ее трактуют как сочетание первых букв фразы — И и Н — «Идея нации».
Но на самом деле у этой руны иная история. Она до 2004 года являлась символом Социал-национальной партии Украины (СИПУ) и формально канула в лету вместе с переименованием СНПУ в «Свободу». Но, видимо, не совсем…
Также эту руну пытается использовать СНА — Социал-национальная ассамблея.
Руна символизирует вервольфа-оборотня. Ее обожают нацисты, которые любят доказывать, что они вовсе не нацисты. Также, кстати, было и в Германии, там «волчий крюк» был символом нацистов до тех пор, пока Гитлер не заменил его свастикой.
Рунический символ Альгиз, известный как «руна жизни».
Знак широко использовался во времена Третьего Рейха, в частности — Главным управлением СС по вопросам расы. Для неонацистов он по-прежнему означает стремление к расовой чистоте.
Руна Одал («наследие») — знак ряда дивизий СС.
«Знак указывает на то, что в ваших жилах течет благородная кровь», — утверждает толкование времен фюрера. Выражение «Слава солнцу!» — ведь это тоже символ нацистов.
Руна Тир или Тивац («воин духа»).
Обычно эта руна сопровождает надпись «Правый сектор».
Считается, что она символизирует «мужество следовать по избранному пути». Использовалась нацистскими штурмовиками.
Надпись на заборе «Москалей на ножи». Здесь уже комментарии излишни.
Надпись на плакате: «Я ни во что не верю, я здесь просто ради насилия». (4 декабря)
Здесь можно, конечно, возразить, что далеко не все в новой украинской власти радикальные националисты. Однако то, что ударную силу Евромайдана составили праворадикалы — доказанный факт. Они вошли в новое украинское правительство. Они же совершали военные преступления на Юго-Востоке Украины. Но страшнее другое: нацистские метастазы и проникли вглубь украинского общества и овладели народными массами. Это стало мейнстримом. Быть националистом — нечто само собой разумеющееся, и для этого уже не обязательно записываться в «Правый сектор».
Американский ученый Стенли Пейн, один из самых известных исследователей фашизма, проанализировав фашистские режимы в Европе, создал его типологию, вычислил критерии и дал его определение для так называемого «фашистского минимума», соответствующего «идеальной модели фашизма»[14]. Проблемы возникновения фашизма подробно рассматривал и другой известный ученый, британский политолог Роджер Гриффин[15].
Этими учеными была сформулированы признаки, характерные для фашизма. С помощью симптомов, которые они выделили, можно диагностировать заболевание фашизмом уже на ранней стадии.
Согласно Пэйну, фашизм — это «форма революционного ультранационализма, целью которого является возрождение нации на основе виталистской философии; структурированного по принципу экстремальной элитарности, массовой мобилизации, вождя; оценивающего насилие положительно как цель и метод; склонного считать нормой войну и/или военную мощь». Роджер Гриффин определяет фашизм, как «род политической идеологии, чьим мифологическим ядром в различных преломлениях является палингенетическая (связанная с революционным (радикальным) возрождением, основанным на обращении к прошлому, на его идеализации и романтизации) форма популистского ультранационализма».
Основываясь на результатах исследований этих, безусловно, авторитетных ученых, попробуем разобраться в сущности новой украинской власти.
1. Крайний национализм и шовинизм, доходящий до расизма и в агрессивных проявлениях — до геноцида.
Лозунги Евромайдана: «Москаляку на гиляку, «Кто не скачет, тот москаль», «Колорады!»[16] и «Ватники!»[17], включали в себя много русофобского. Стоит отметить, что они были направлены не против России как государства, а именно против этнических русских. Лидеры ВО «Свобода», в частности народный депутат Ирина Фарион, отрицают за русскими любые гражданские права. Представитель новой власти, и.о. министра обороны Коваль выступил с предложением о проведении всего населения Донбасса через фильтрационные лагеря с целью выявления «террористов»[18]. Официально геноцид пока не объявлен, но фактически идет полным ходом. Счет жертв неонацистов уже идет на тысячи (Одесса, Мариуполь, Славянск, Донецк, Луганск, Гороловка и т. д.).
2. Идея диктатуры национальной элиты во главе с вождем, на основе организации этой элиты как руководящей верхушки партии военизированного типа.
До государственного переворота на Украине были движения, с чертами фашистских партий. Но не то беда, что такие объединения возникают и существуют, а то, что они в один прекрасный момент перестают считаться маргинальными и возникают серьезные проблемы. Так, например, ВО «Свобода» до 2004 года именовалась Социал-Национальной Партией Украины.
На фоне Евромайдана на украинскую политическую сцену вышел «Правый сектор» — объединение однозначно неонацистских группировок. Именно эта полувоенизированная организация, не игравшая до этого никакой роли в политической жизни Украины, стала ведущей. «Правый сектор» не давая конфликтным вспышкам утихнуть, вновь и вновь раздувал конфликт. Один из идеологов украинского национализма Дмитро Корчинский некогда высказывал мысль о «казаках и свинопасах» в украинском обществе. Эту идею формирования «элитарного» общества и пытается воплотить «Правый сектор» с опорой на военную силу.
3. Создание военизированной партии «орденского» типа с жесткой дисциплиной и военизированных формирований.
«Правый сектор» с самого начала Евромайдана выступал как военизированная структура. Впоследствии большей частью из боевиков «Правого сектора» была сформирована Национальная гвардия Украины». Сейчас она напоминает штурмовые отряды Эрнста Рема. Но эти отряды могут превратиться и в СС. Все вышесказанное полностью отвечает этим критериям.
4. Выявление внутренних и внешних «врагов нации».
Даже обыватели, сочувствующие сторонникам Евромайдана, сразу назначили главным врагом Украины Россию. После протеста на Юго-Востоке и отделения Крыма были найдены и внутренние враги — жители восточных областей, сторонники федерализации, все несогласные. «Колорады» и «ватники» — это русские украинцы, которых националисты не считают людьми.
5. Приоритетное требование распространения морально-духовных ценностей и мировоззрения своей нации в странах всего мира.
Одной из идей Евромайдана было формирование у общества представления об Украине как о «восточном щите европейской цивилизации» и «надежном бастионе против новой орды». Подобная мысль неоднократно высказывалась с трибун Майдана. 30 марта и.о. министра культуры Евгений Ныщук прямо заявил: «Украина сегодня является источником спасения для всей Европы. Она настолько живая, креативная, духовная — то, чего сейчас не хватает Европе».
6. Пропаганда бескомпромиссной борьбы за идеалы движения, культ жертвенности и романтизация героической смерти во имя победы.
Культ смерти оказался очень развит в рядах евромайдановцев, особенно среди приезжих с Западной Украины. Вокруг «Небесной сотни» погибших на Майдане был создан настоящий культ.
7. Пропаганда культа силы и устрашения, как врагов, так и всего населения.
Список преступлений украинских радикалов постоянно удлиняется, и цена культу силы — жизни людей. Преступления неонацистов впечатляют. Это и террор бандитов Сашко Билого, одного из лидеров «Правого сектора». Это и чудовищная трагедия в Одессе, где десятки людей были сожжены заживо. Это война, развязанная хунтой в Донбассе. Но страшнее всего — активное одобрение происходящего украинским обществом. Подробнее все это будет описано в главах «Хроника неонацистского беспредела» и «Восстание против хунты и «антитеррористическая» операция».
8. Пропаганда фашистской, антисемитской и другой ксенофобской литературы.
Зачем нужна специальная литература, когда практически все украинские СМИ превратились в машину по разжиганию ненависти? Ненависти, как к русским, так и к несогласным украинцам. К «титушкам» и «колорадам», к сторонникам федерализации. Многие факты намеренно нагнетаются, а зачастую уровень лжи зашкаливает, и в сводках СМИ не искажены лишь географические наименования.
9. Придание важного значения символике, ее обязательность использования на униформе. Язык митингов, собраний, шествий.
История независимой Украины для этого критерия подготовила весьма жирную почву. В государственный стиль страны еще домайдановских времен очень многое перешло из украинского нацизма времен Второй мировой войны. Например, военные преступники Степан Бандера и Роман Шухевич были возведены в ранг героев «национально-освободительной борьбы украинского народа» и были официально (!) признаны героями Украины. Им ставили памятники, в их честь называли улицы. На Западной Украине неонацисты проводили факельные шествия и нападали на ветеранов. Постепенно красно-черные бандеровские флаги появились и в Киеве. Их стали использовать наряду с официальной государственной атрибутикой. Официальные лица в Верховной Раде или правительстве не брезговали нацистскими лозунгами: «Слава Украине. Героям Слава. Смерть врагам». Теперь это повседневность.
10. Идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности.
Этот признак был характерен для итальянского фашизма, но не является обязательным для фашистской идеологии. Тем не менее, весь ход событий после государственного переворота на Украине демонстрирует строгое соблюдение принципов построения корпоративного государства. В Европе со времен Гитлера и Муссолини не было никого, кто совмещал бы одновременно функции глав исполнительной и законодательной власти. Турчинов возродил эту историческую модель, став одновременно и спикером Рады, и исполняющим обязанности президента. Одним из первоначальных лозунгов Евромайдана была борьба с олигархами. Наверное, поэтому олигарх Коломойский был назначен губернатором Днепропетровской области и активно взялся за борьбу с «сепаратизмом», спонсируя радикальные неонацистские группировки, вооружая подразделения Национальной гвардии и назначая награды за головы ополченцев. В Харьковской и Донецкой областях также были назначены губернаторы-олигархи — Балута и Тарута. Президентом страны стал главный олигарх, конфетный король Петр Порошенко. В фашистских Германии и Италии ведущую политическую роль играл промышленно-финансовый капитал, а на Украине — олигархат, в этом вся и разница.
Даже краткий тезисный обзор применимости критериев «фашистского минимума» к современной Украине не оставляет у нас сомнений в том, что происходящее в этой стране — становление современного фашистского государства. На Евромайдане граждане боролись за свободу и демократию, но получили
Украину страшную, непредсказуемую. Фашизм не уходит с радикалами. Фашизм — это диагноз всего общества. Фашизм — это нынешняя украинская власть и значительная, самая активная и заметная часть общества.
Данная книга не претендует на глубокий анализ трансформации украинского общества в сторону радикального национализма, да это, наверное, и невозможно сделать в столь короткий период, когда социальные и политические процессы еще далеки от своего завершения. В ней мы постарались собрать разрозненные факты воедино, чтобы продемонстрировать логику развития событий. Мы не сомневаемся, что украинское общество рано или поздно излечится от болезни, и первый шаг к выздоровлению — поставить правильный диагноз.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кровавые преступления бандеровской хунты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Петрушко В.И. (ПСТБИ, Москва) Украинская греко-католическая церковь: современное состояние // Материалы VII ежегодной богословской конференции 30.01-1.02.1997 г., Москва. URL: http//kuz1.pstbi.ccas.ru/institut/ book/1997/2.htm
12
Шатров А. «Патриоты» военизируются. Социал-националистическая партия Украины конкурирует с УНА-УНСО // Независимая газета. 1998. — 26 февраля.
14
Stanley G. Payne. «А History of Fascism. 1914–1945» — University of Wisconsin Press, 1995; Stanley G. Payne. «Fascism: Comparison and Definition». — University of Wisconsin Press, 1983.; Stanley G. Payne. «А History of Fascism». — Routledge, 1996.
15
Roger Griffin. «Fascism». — Oxford, New York: Oxford University Press, 1995; Roger Griffin. «The Nature of Fascism». — London: Pinter Publishers, 1991; Roger Griffin. «Modernism and Fascism: The Sense of a Beginning under Mussolini and Hitler». — Hampshire and New York: Palgrave, 2007; Roger Griffin. «А Fascist Century». — Hampshire and New York: Palgrave, 2008. ISBN 0-230-22089-4.
16
«Колорады» — уничижительное прозвище пророссийских активистов на Юго-Востоке Украины, появившееся в связи с активным использованием последними георгиевских ленточек, напоминающих раскраску колорадского жука. Георгиевская лента — двухцветная лента к ордену Святого Георгия. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» была также оформлена с использованием Георгиевской ленты.