Веспасиан под маской Христа

Алексей Козлов

В книге рассказывается о смутных временах Иудейского восстания 66 года новой эры и попытках спецслужб Римской Империи создать альтернативу воинствующему Иудаизму.

Оглавление

Ирод Великий

Личный друг Августа — талантливый и амбициозный Ирод Великий был правой рукой августа на Востоке и он сделал всё, чтобы не только уцелеть на стыке хрустнувшего незадолго до того в гражданской войне Рима, но и попытаться исполнить мечту Римлян — купить иудеев уровнем и стилем жизни и отвратить их от их самоубийственной самоуверенности, в которую их ввергал не терпевший никаких уступок Иудаизм. Учитывая мизерность территории Иудеи, проекты и инвестиции были воистину колоссальны. Ирод был архитектором и строителем Тивериатского порта, чьё великолепие отмечали во всём тогдашнем мире.

— Несмотря на то, что к тому времени Иудея формально была единым государством, на деле она не была едина. Те территории, на которых некогда было Враждебное Иудее государство Израиль, продолжали хранить как особый, специфический северный подход к Иудаизму, так и дух духовного сопротивления нравам иудеев-южан. Эта территория называлась Галилеей. НА первый взгляд расхождения Северного и Южно го иудаизма не столь. Существенны. И те, и эти ждут Мессию, но если Мессия южан ещё только готовиться появиться в мире, и появится в земном обличье, как Царь с уготованной миссией властителя мира, то у Северян более грустный взгляд на избранничество — их Мессия обязательно появится, но будет убит. И это различие сделает воззрения Северян и Южан непримиримыми. До самого конца Иудеи юг будет с болезненной бессонницей ждать скорого появления Мстителя, подозревать север в предательстве веры, будет преследовать пророков Севера, и будет пытаться уничтожить Северный Иудаизм. А Юг уведёт свои воззрения в подполье, и будет с невероятной силой порождать огромные толпы бродячих пророков, возвещающих вечные истины. Они неподконтрольныи не известно что говорят. Многие бичуют коррупцию центральной власти, обвиняют жрецов, смеются над фарисеями. И власть всячески будет их подавлять. Одно понятно, что у этой толпы путешественников должны была быть экономическая основа — кто-то должен был их кормить, давать им приют и даже укрывать порой от преследования. И ясно, что так могли уцелевать не только обитатели всяких сект, уединившиеся в малодоступных горах или пустынях, но и пророки в больших городах. На самом деле этот говорит о наличие экономического жирка в сообществах и довольно приличном уровне жизни среднего класса Иудеи. Это также говорит о классовом разломе общества и невероятном разрыве богатства и нищеты. Это говоорит и о том, что среди нищеты множество активных и талантливых, а среди хозяев жизни — множество преступников и хитрых бездарей. Разобраться в множестве тех, кто тогда бродил по дорогам Галилеи, вознося молитвы, произнося пророчества и речи, показывая фокусы и демонстрируя «чудеса», невозможно. Кто из них был истинным пророком, а кто больным психически, кто был честен, а кто был отъявленным проходимцем или беглым преступником, невозможно. Но в те времена благодаря какой-то странной конфигурации общества — такое хипстерское блуждание по весям было почти профессией и во всей видимости порой очень неплохо вознаграждалось. Эта культура, связанная с пересказыванием Ветхого Завета и господством устной речи, рано или поздно не могла не породить какие-то новые письменные шедевры.

Северный Иудаизм отличался от Южного в той же степени, каке Иудея отличалась от Израиля — он был более толерантен, более мягок, менее националистичен. Об этом говорят сохранившие тексты древнего Израиля — «Песнь Песней» и «Экклезиаст», в которых чувствуется как жаркое Солнце Египта, так и свежий ветер Греции.

Древний Израиль не знал расовых законов Иудеи, и его жители обеего пола совершенно спокойно брали в жёны и мужья инородцев, и ни у кого это не вызывало никакой агрессии. Обстановка в Иудее была совершенно другой. Иудея несколько раз осуществляла расовые чистки и её религия веками продолжала транслировать открытую расовую нетерпимость.

Отчасти в этом заключалась одна из причин неприятия Римлянами Иудейской религии — внутри империи не удавалось в одной из провинций установить безусловные Римские стандарты.

Юг ненавидел Северных пророков, считая их предателями, революционерами, соглашателями с врагом, проходимцами, поэтому с такой лёгкостью ловил их, и истреблял, а также с удовольствием выдавал Римской власти в качестве мятежников и преступников, выступающих против законной Римской власти. Римские чиновники были тоже обычными коррумпированными людьми и им далеко не всегда хотелось разбираться в мутной мотивации Иудейских странников. Разумеется, они докладывали о множестве ораторов, фокусников и пророков в Рим, находя в этом умножение проблем, недовольств и общего общественного неустройства. Так Север и юг Иудеи, существуя вроде бы в одном государстве, никогда не сольются в единую сущность, и этот разрыв и повлечёт за собой особый духовный склад, который позже выродится в «Христианство» Галилеи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Веспасиан под маской Христа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я