Оккультная хронология. Новейшая история западной магии

Алексей Игнатов

Эта книга – путеводитель по истории западной магии, от прошлых веков до наших дней. Енохиана и телема, теософия и гностическое вуду, спиритизм и мартинизм, масоны и розенкрейцеры, каббала и алхимия, теургия и астрология – все это вехи оккультной хронологии. Многочисленные имена и организации, братства и общества, сплетаются в ней так тесно, что увидеть общую картину, понять пути, по которым передается сакральная традиция, может быть очень сложно. Но эта книга поможет понять суть истории магии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оккультная хронология. Новейшая история западной магии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Енохианские опыты

Маг и духовидец

Шел год 1527 от рождества Христова. Жители Флоренции подняли восстание против Медичи и изгнали их, восстановив республику. Войска короля Карла V захватили и разграбили Рим, вынудив Папу бежать из Ватикана через секретный подземный ход. Швеция приняла новомодную протестантскую веру, отбросив католичество, и начала изымать собственность у католических церквей. В семье английского придворного Роланда Ди родился сын. Сына назвали Джоном.

Последнее событие не бросается в глаза на фоне прочих, но оно важно для истории — как для мировой, так и для оккультной. Джон Ди. Он говорил на множестве языков, владел множеством наук, славился как великий маг, астролог и собрал в своем доме лучшую библиотеку страны.

Астролог-протестант при дворе королевы-католички Марии I, он попал под суд по обвинению в занятии астрологией и колдовством. По восемнадцати пунктам обвинений его судила Звездная Палата, закрытый суд, учрежденный для расправы над неугодными дворянами, но Ди добился полного оправдания и верно служил королеве до самой ее смерти, открывшей путь для Елизаветы I.

И время Елизаветы — это время расцвета культуры, науки, географических открытий, это время торжества Уильяма Шекспира, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно, Френсиса Дрейка. И Джона Ди.

Теперь он знаменитость, великий маг, астролог и ученый муж при королевском дворе. Его научные лекции собирают полные залы, он прокладывает торговые маршруты в Россию, он автор термина «Британия» и идейный вдохновитель будущих колониальных войн.

Но наступает год 1581. Что-то потустороннее начинает скрестись за стенкой, стучаться и проситься в наш мир. Что-то неведомое, чему нужен проводник, готовый открыть двери и впустить его.

Во всяком случае, именно в этом году Ди сделал запись в своем дневнике, описав шумы, стуки и странный голос, похожий на очень долгий, протяжный крик совы, которые он начал слышать в своей спальне. Не найдя причин шумов, Ди счел их попыткой духов связаться с ним, и попытался установить контакт самым традиционным способом — через скраинг. То есть он сидел и смотрел в кристалл, ожидая, что в нем появятся видения от духов.

Видения так и не появились, так что к делу пришлось подключить того, кто умеет получать видения, духовидца. Это стандартная практика того времени — дуэт из мага и духовидца. Один вызывает духов, второй получает от них послания.

Ди — тот, кто вызывает. Кто станет духовидцем? Первая попытка — Барнабас Сол (иное написание этого имени — Варнава Саул). Сол умел видеть духов и получать видения, но не умел их записывать. В декабре 1581 года он установил контакт с ангелом, которого призывал Ди. Явился дух, назвавшийся ангелом Анаэлем, и показал что-то, что могло бы стать первым видением Енохианской магии, и состояло из букв, предположительно — букв иврита.

Но Сол не смог ни записать их, ни описать, и послание ангелов пропало попусту. Зато он записал другое послание — Анаэль сказал, что скоро придет «тот, кому предназначен камень». Этот камень — это кристалл для ясновидения, то есть скоро к Ди придет тот, кто сможет получить и сохранить видения от ангелов.

8 марта 1582 года знакомый Ди представил ему своего приятеля, Эдварда Талбота. Как оказалось позже, его настоящее имя — Эдвард Келли. Он родился почти на 30 лет позже Ди, не был политиком, придворным, не вдохновлял войны и не выбирал даты коронаций, поэтому история не сохранила подробностей его жизни до момента встречи с Джоном Ди. Известно, что он владел несколькими языками, имел проблемы с законом, и изучал алхимию, которой посвятил жизнь.

Но алхимии — дело не простое, требующее больших знаний. Знания таятся в книгах, книги таятся в библиотеках, а самая большая библиотека страны таилась дома у Джона Ди. Келли нуждался в знаниях, а Ди нуждался в человеке, способном видеть духов, и именно этим талантом Келли был наделен в полной мере. Тот, кому предназначен камень, пришел. Так началась Енохианская магия.

Келли видел в кристалле ангелов, которых призывал Ди, мог подробно описывать видения, записывать послания, рисовать являющиеся ему символы. Ди нашел духовидца своей мечты. И задал вопрос, который волновал его больше всего. И это не философский камень, бессмертие или собственная судьба — это секреты книги «Soyga».

«Aldaria Soyga Vocor» — древняя книга, посвященная магии и полная странных таблиц с буквами. Ди нашел ее, изучал, и получил пророчество, что прочитает книгу, но умрет после этого через три года. Но и тогда не перестал ее изучать! О книге долго знали только из дневников Ди, ее считали потерянной, а то и мифической, пока не нашли прямо в собрании рукописей Британской библиотеки. Там она хранилась веками, подписанная в каталоге не как «Soyga», а как «Aldaria» — по первому имени полного названия.

Именно тайны этой книги и смысл ее таблиц и стали первым, что решил узнать Ди у ангелов. Решил, но не узнал. Явившийся Келли архангел Уриэль сказал, что даже он не в силах прочитать книгу, это по силам только самому архангелу Михаэлю. Он также уверил, что название книги, слово «Soyga», написано на языке бога, ангелов, Адама и Евы. Через несколько лет окажется, что он говорил про енохианский язык. Хотя Ди и Келли не говорили «енохианский», они говорили «ангельский». Привычное слово «енохианский» — современное, оно появилось в Ордене Золотой Зари.

Опыты с духами продолжались, приходили ангелы и те, кто себя за них выдавал. Келли жаловался на сильные головные боли и приступы беспамятства, которые вызывали ангелы, а ангелы жаловались на Келли, уверяя, что он носит в себе злого духа по имени Белмагель, который мешает работе. По их словам, сердце духовидца не до конца открыто ангелам, а сам он, несмотря на молодость, уже старый грешник, поэтому его преследуют злые духи, искажающие ангельские послания. Но только Ди и Келли, два ума, действующие как один, смогут закончить работу и получить все послания ангелов. Без любого из них ничего не получится.

Год 1582 — это год первого этапа Енохианских работ, и время поучения первых требований, предъявленных ангелами. Для начала, Уриэль предупредил Ди о еще одном злом духе, который жаждет уничтожить его и рассказал о благовонии из серы, которое поможет от духа избавиться. Михаэль же потребовал, чтобы холостяк Келли посвятил себя миру, или, говоря проще, женился. Это необходимо для продолжения работы!

Такое предложение не вызвало никакой радости у Келли, но Ди удалось уговорить напарника согласиться на брак с девятнадцатилетней Джоанной Купер. Брак, заключенный по воле ангелов, но без любви и согласия, не был счастливым, супруги оставались чужими друг другу до самого конца.

Этот приказ вызвал первую размолвку между партнерами, и в мае 1582 Келли отказался от общения с ангелами и уехал навсегда. Но вернулся уже в июне, а с ноября работа продолжилась.

В видениях Келли открылись инструменты, которые требовалось изготовить. Это Семь Знамен Творения (сложные символы планет), ламен, то есть нагрудный символ для ритуалов, золотой перстень с надписью «PELE», популярный и в наши дни. Про перстень ангелы сказали, что именно таким перстнем свои чудеса творил Соломон. Само слово PELE — божественное имя, которое было известно и до Ди, и обычно трактуется как «Творящий чудеса».

Также были изготовлены Священный Стол, служащий алтарем и Печать Бога Истины. Печать — это восковой пентакль в виде набора звезд и многоугольников, заполненных именами ангелов, полученных из таблиц с буквами имен других ангелов, которые нужно читать по особым правилам и в особых направлениях. И это — типичная Енохиана, магия букв и шифров, головоломок и таблиц, где можно отыскать имена, если знать правила.

Печать Бога Истины и рисунок Священного Стола

Семь Знамен Творения — Енохианские символы планет

Видения, полученные в этом году, сложились в Heptarchia Mistica — Мистическую Гептархию, или, если переводить все до конца, то Мистическую Власть Семи, ставшую первой системой ангельской магии. И под семью подразумеваются традиционные семь планет магии и астрологии. Сама Гептархия — это сложная, но пока еще относительно традиционная, форма магии планет. Она вполне соответствует всем веяниям 16 века, но облачена в шифры и головоломки.

Оригинальные записи этого периода вошли в рукописи Ди «Трактат о мистической Гептархии» и «Пять книг тайн», которые, вместе с другими документами Ди, хранятся сейчас в Британской библиотеке, как рукописи Sloane 3188, Sloane 3189, Sloane 3191, Sloane 3677. Стол не сохранился, от него остались лишь эскизы, в том числе и сильно искаженные.

***

Настал год 1583. Сеансы идут полным ходом, ангелы легко выходят на связь и дают все новые послания. Именно в это время приходят первые видения того, что со временем станет енохианским языком. Ангелы показали Келли странные буквы, ни на что не похожие. Буквы загорались желтым светом, Келли обводил их на бумаге, буквы гасли в видении и оставались на его рисунке. Двадцать одна буква енохианского алфавита была показана и названа ангелами. Пока еще не пришло время использовать буквы, но скоро они сложатся в слова и тексты.

А пока вместо осмысленных текстов ангелы начинают диктовать таблицы, заполненные буквами, подобные таблицам любимой Ди книги «Soyga». Полученный результат, 65 листов с таблицами, заполненными буквами, получил название «Liber Lagaeth» или «Книга Речей Бога».

Ее смысл так и остался неведомым, но, по утверждению ангелов, это прямая запись слов, которыми Бог сотворил Вселенную. В них заключены истинные имена всего, что есть в мире; они записана сразу на всех языках мира; каждое слово там имеет 49 значений и смыслов. Сведения, связанные с этой книгой, вошли в «Шестую и седьмую книгу тайн» Ди, также хранящуюся сейчас в Лондоне.

В это время на связь с Келли вышла Мадими, ангел в образе маленькой девочки. Мадими предупредила об опасности — враги собирают компромат, скоро последуют обвинения в безумии и колдовстве. Нужно срочно покинуть страну и переехать в Польшу. Фактически, это означало полностью посвятить себя Енохианской магии, отбросив все остальное и отказавшись от своего положения в Англии.

Впрочем, свои советы Мадими излагала языком довольно причудливым и метафорическим. Например, она сказала, что ловцы дельфинов не стоят на земле, и нужно стать червем в стоге сена — сено не давит на него, но скрывает его ходы. Вероятно, это значило, что нужно приспособиться к ситуации и замаскироваться, действовать тайно, избегая давления.

Еще одна плохая новость пришла от брата Келли, Томаса. Против Келли выдвинуты обвинения, его считают фальшивомонетчиком (частое обвинение в адрес алхимиков, чье золото обычно оказывалось поддельным). К тому же его разговоры с ангелами привели к обвинению в мошенничестве.

Угроза ареста и расправы — это отличный стимул, чтобы отправиться в путешествие вместе с семьями. Дорога от Англии до Польши — это длинный путь для 16 века. Енохианские странники проездом посетили множество городов и стран, едва не утонули вместе с кораблем во время бури, пообщались со многими духами и ангелами. И встретили Рождество в Польше.

Енохианская Европа

Так настал 1584 год. Настало время пика Енохианской работы, время получения самой значимой информации. Старые видения Гептархии отошли на второй план, пришло время Великой Скрижали.

Для начала, ангелы завели речь о таинственных 49 ключах, способных открыть 48 врат к мудрости и пониманию мира. Последние врата навсегда останутся закрытыми для людей. А ключи эти — енохианские Зовы, короткие тексты, написанные на совершенно новом, ранее не виденном, языке — енохианском, языке ангелов.

Зовы, написанные на этом языке и на нем же прочитанные, должны были обладать огромной магической силой. Ангелы не объяснили, какой именно, но решили, что произнесенный не в то время Зов, даже просто вслух продиктованный буква за буквой, может оказать магический эффект и испортить сеанс связи. Поэтому ангелы продиктовали первые Зовы по одной букве задом наперед, чтобы Зов не пришлось произносить вслух.

Но дело шло так медленно, что после четырех Зовов от этой идеи пришлось отказаться, и прочие Зовы диктовались уже без таких сложностей. Именно Зовы и стали источником знаний о словарном запасе енохианского языка — к каждому слову ангелы дали перевод на английский.

И это тексты, часть которых произносится от имени Бога. Часть Зовов описывает творение и устройство мира, часть — его разрушение, а часть просто призывает ангелов. А все вместе они становятся чем-то вроде одного большого магического текста с единым сюжетом. В последнем Зове Бог говорит, что давно пожалел, что создал человека и разочарован во всем.

Зовы полны сложных метафор, вроде «Мох земной», «Столпы гиацинта» или «Маслины с Елеонской Горы», затрагивают существовавшую в то время теорию о множестве небес, расположенных друг над другом, полны отсылок к Библии, особенно к книге Апокалипсиса.

К тому времени Келли окончательно перестал доверять ангелам, считая, что они используют партнеров в своих целях и слишком сильно влияют на их жизни. Они дали много обещаний, но где их выполнение? Где польза, где деньги, где инструкции, как использовать магию, искать клады и получать алхимическое золото? Два года просто потрачено впустую! Келли снова ушел.

Но снова вернулся через несколько дней и занял свое место перед магическим кристаллом.

За Зовами пришло время Эфиров (или Этиров, в другом варианте написания). Ангелы описали 30 Эфиров, 30 духовных миров, окружающих Землю и вложенных один в другой. Каждым эфиром правит ангел, контролирующий какой регион Земли. И маг, общаясь к ангелам Эфиров, сможет управлять тем, что происходит в этих регионах! Если поймет, где какой. Разобраться в этом так и не удалось, поскольку Эфиры был привязаны к весьма неточной географии Птолемея. В наши дни Эфиры используются как духовные миры для астральных путешествий.

Сверх этого ангелы предложили отправиться в Прагу, на встречу с королем Рудольфом II. Прага — самое перспективное место для магии и алхимии, убежище адептов тайных знаний всей Европы. Король Рудольф обожал магию, алхимию, астрологию, не зря Прага до сих пор украшена оккультной символикой. Ему составил гороскоп лично Нострадамус! Казалось бы, это отлично место для двух магов, но распоряжение прибыть в Прагу оказалось с подвохом. Ангелы потребовали явиться к королю вовсе не за покровительством. Ди Келли должны были отчитать Рудольфа за грехи и аморальную жизнь.

Это было исполнено со всеми дипломатическими предосторожностью и максимальной тактичностью, но король все равно приказал изгнать Ди и Келли из королевства. Приказ этот так и не был исполнен, благодаря вмешательству поклонников и покровителей, уже появившихся у этого оккультного дуэта.

***

День 20 июня 1584 года можно считать днем рождения «той самой» Енохианы. Гептархия, Книга Речей Бога, Эфиры — это все часть ангельской магии. Но именно в этот день началась та Енохиана, которая чаще всего применяется в наши дни, магия, использующая Великую Скрижаль.

Великая Скрижаль

20 июня Келли получил Видение Сторожевых Башен — первое из тех, которые приведут к появлению Скрижали. И именно Скрижаль станет основным инструментом Енохианской магии в наши дни. Сама скрижаль — это еще одна таблица с буквами, в которых можно найти имена иерархий ангелов. Эти ангелы могут быть призваны с помощью Зовов и использованы для различных целей мага.

Вместе с новыми видениями ангелы передали Келли очередную порцию обещаний, согласно которым Ди обретет сокровища, сможет подчинять себе принцев и ниспровергать целые страны во славу божью. Но не сразу, а после того, как прикоснется к небесам, когда придет время, и когда на то будет воля Бога, о чем будет сообщено дополнительно.

Ди и Келли ссорились все чаще. Жена Ди жаловалась на нужду, вынуждена была заложить драгоценности и даже распродать часть своей одежды. Но работа продолжалась, слава енохианского дуэта росла, а история о двух протестантах, которые говорят от имени ангелов, дошла до Ватикана.

Ди сглаживал углы, пытаясь избегать прямого противоречия с католической церковью, но Келли оказался куда менее сдержан. Он открыто рассуждал о грядущих переменах, о том, как все изменится, когда ангелы полностью раскроют свою волю, как изменится церковь. Это похоже на ересь!

И Рим потребовал приехать и лично доказать благочестие, показать ангелов и привести свидетельства того, что все разговоры с ними подлинные. Доказать, что это не демоны, и что слова ангелов полностью соответствуют учению католической церкви. Поездка в Рим не состоялась, так что в мае 1586 года Папа Сикст V приказал изгнать магов с территории католической Европы.

Ди и Келли покинули Прагу, но не покинули Европу и нашли приют в Германии, под покровительством Вильгельма фон Розенберга, одно из самых влиятельных аристократов Чехии, претендовавшего на трон Польши. Постепенно волнения улеглись и к августу они вернулись в Прагу. Это вызвало краткое оживление, Ди собрал новую лабораторию, со Священным Столом и прочими инструментами, начал делать записи в почти уже совсем заброшенных дневниках и провел новые сеансы.

И получил приглашение, от царя всея Руси и великого князя московского Федора I Иоанновича, послы которого пригласили Ди в Россию. Ему сулили большие деньги, но Ди отказался от приглашения. Келли в Россию не приглашали, и Ди не смог бы говорить с ангелами без него.

Но и в Чехии беседы почти прекратились. Келли все больше времени проводил отдельно от Ди. Он вернулся к алхимическим опытам, много путешествовал между Чехией и Польшей, и даже провел демонстрацию получения унции золота из ртути, что сильно укрепило его авторитет, в том числе в глазах Ди. Это напомнило миру, что Эдвард Келли — известный алхимик, прежде всего, и только в последние годы он временно стал духовидцем Джона Ди.

Он все больше отдалялся от Ди, уходя в алхимическую карьеру. Общение продолжалось, но письма партнеры друг другу писали куда чаще, чем виделись лично. Ди попытался использовать в роли духовидца своего сына Артура, но ничего не вышло. Два ума, работающие как один — и без любого из них ничего не получится!

Отдельные сеансы с Келли продолжались, хотя и не приносили ничего значительного, вплоть до 1587 года. В этом году Мадими отдала самый неслыханный, крамольный (и последний) приказ.

Она пришла в видении, и начинала раздеваться. Ди, считая это греховным, потребовал прекратить ангельский стриптиз, но Мадими ответила, что обнажение — вовсе не грех. Грех — это то, что нарушает заповеди Бога. А нагота и сексуальность их не нарушают, потому что заповедей больше нет!

Отныне наступает новое время, в котором упраздняются старые понятия греха и праведности, то, чтобы запретным, отныне будет разрешено. А чтобы прочувствовать приход нового мира, без грехов и заповедей Ди и Келли должны обменяться женами! Точнее, жить вчетвером — как сказала Мадими про их жен: «Владейте ими вместе».

Ди сумел убедить всех согласиться и на это, но долго договор не продержался. Первым не выдержал Келли, которому ангелы навязали сначала жену, а теперь уже двух жен. И Келли снова ушел, и на сей раз уже действительно навсегда. Ди переживал расставание, до конца считал Келли своим близким другом и продолжал следить за его судьбой.

На этом их совместная работа закончилась — но не закончилась история Енохианы и истории о Енохиане.

Жизнь после конца

В 1588 году Ди вернулся в Англию и обнаружил, что его дом взломан, разграблен, многие книги из библиотеки пропали, а все должности и места при дворе заняты другими людьми. Ему пришлось заложить дом, а уцелевшие книги из библиотеки выставить на продажу, чтобы заработать на жизнь.

В это время Испания пошла войной на Англию, отправив в бой легендарную Непобедимую Армаду, мощный флот военных кораблей, не знавший себе равных по силе. Королева Елизавета обратилась за помощью к своему любимому астрологу, советнику и вдохновителю, и Ди дал странный совет — не сражаться. Пустить все на самотек и ждать, не мешая испанцам приближаться к английским берегам. Ди уверяет королеву, что войну за нее выиграет сама природа — начнется буря и потопит корабли испанцев.

Совет странный, но Елизавета последовала ему, английский флот не вышел в море. На море действительно начался сильный шторм, который длился несколько дней. Непобедимая Армада испанцев теряла корабль за кораблем и была вынуждена отступить. По дороге домой многие выжившие моряки умерли от голода, и с испанским флотом было покончено. Англия теперь оказалась обладательницей самого сильного флота в мире, и могла начать завоевания. Мечты Ди о Британской Империи, подчиняющей себе мир и восстанавливающий древний Альбион, которым правил когда-то сам король Артур, начали сбываться.

Слава вернулась к нему, о нем снова заговорили, а Шекспир даже использовал его как прототип для своего персонажа, мага Просперо, умеющего вызывать бури. Но слава переменчива и непостоянна. Внезапный, но единичный, успех так и не изменил ничего принципиально.

Много лет назад ангелы обещали великие откровения, открывающие все тайны, которые будут даны в 1600 году. Этот год настал, но ничего не произошло. Разочарованный Ди сжег часть своих записей, и кто знает, сколько всего потеряла в тот день Енохианская магия.

В 1603 Елизавета умерла. Место королевы, терпимой к иным верам, взглядам и даже к магии, занял король Джеймс I, принципиальный борец с колдовством, написавший собственную книгу об охоте на ведьм, что не улучшило шансы знаменитого мага Джона Ди встать на ноги. Ди переехал в пригород Лондона, под опеку дочери, и пытался снова вернуться к любимому делу с новым духовидцем Бартоломью Хикманом. С ним Ди работал до самой смерти, но без особых успехов.

Чума 1605 года пронеслась по Англии, убив жену Ди, которая вернулась домой вместе с мужем. Если бы Ди и Келли исполнили договор с ангелами и продолжили совместную жизнь в Европе, чума прошла бы стороной, и жена Ди не погибла бы.

В 1609 году не стало и самого Дона Ди. На церкви, рядом с которой он был похоронен, осталось мемориальная доска в его честь, но никаких следов самой могилы не сохранилось

***

Путь Эдварда Келли после Енохианы оказался куда более успешным, блистательным и коротким. В первую очередь он был алхимиком, он начал с алхимии, он имел славу и репутацию алхимики, обладал познаниями и навыками в этом сложном искусстве. И вернулся к алхимии еще до того, как расстался с Ди.

Он продолжил жизнь в Европе. В качестве алхимика его приняли ко двору короля Рудольфа. Келли продолжил общение с Розенбергом и переехал в город Мост, где его брат Томас к тому времени женился на племяннице главы города.

Очень быстро Келли сделал карьеру, получил титул барона и состояние, стал владельцем нескольких поместий и собственных серебряных рудников. В 1590 году он издал книгу «Камень философов», посвященную алхимии, а чуть позже еще одну знаменитую алхимическую книгу «Театр земной астрономии».

Про него рассказывают легенды. О слитках золота, которые валялись на полу. О том, как он превратил голову младенца в ослиную (дом в Праге, где была лаборатория Келли, до сих пор называют «Домом осла в колыбели»).

Сохранилось письмо Елизаветы, отправленное в 1591 году Эдварду Дайеру, близкому другу Джона Ди, крестному отцу Артура Ди и секретному агенту королевы в Европе. В письме королева приказывала использовать любые средства, чтобы убедить сэра Эдварда Келли вернуться в Англию и отплатить своей стране за образование, которое он получил на английской земле. Это значило, что Келли нужно вернуть в Англию и заставить пополнить королевскую казну искусственным золотом. Или хотя бы убедить его выслать королеве достаточно золота, чтобы покрыть все ее расходы на войну с Испанией.

И это значит, что придворный алхимик Рудольфа II теоретически имел шансы переметнуться на сторону Англии, чего король допустить не мог. И уже в мае 1591 года дом Келли подвергли обыску, прислугу арестовали, а сам Келли ушел в бега, пытаясь добраться до Розенберга и найти у него защиту. В бегах Келли провел три дня, был схвачен и брошен в тюрьму на два года.

Хотя точная причина ареста так и осталась неизвестной. Ходили слухи, что Келли задолжал много денег торговцам драгоценностями; или что он приготовил для короля эликсир, который оказался не целебным, и ядовитым. С этого момента история жизни Келли — это слухи и предположения.

В 1593 году он вышел на свободу и отправил письмо Ди, в котором передал ему королевское приглашение вернуться в Прагу. Никто не знает наверняка, что случилось дальше, но в 1595 Эдвард Келли снова арестовали. По самой популярной версии дальнейшего развития событий, он пытался сбежать из тюрьмы, спустившись по веревке со стены, но упал и разбился, однако это лишь одна версия из многих. В дневнике Ди есть запись об убийстве Келли в ноябре 1595, но есть и свидетельства того, что он был жив несколько лет спустя.

О Келли напишут книги, одни будут считать его великим алхимиком и духовидцем, другие — великим мошенником, королем обмана. Алистер Кроули внесет его имя в список величайших духовных мастеров и учителей человечества, а себя объявит его инкарнацией, тем, кем сам Кроули был в позапрошлой жизни, 300 лет назад.

Наследие и наследники

Сын Джона Ди, Артур Ди, продолжил оккультную работу, но уже в области алхимии и медицины, в чем весьма преуспел, став королевским врачом и алхимиком. Как и отец, он получил приглашение переехать в Россию, которое принял, и стал придворным медиком царя Михаила Федоровича, получив дом, довольствие и огромное жалование. Он провел в России четырнадцать лет, живя под именем Артемий Иванович Дий, занимаясь медициной и алхимией. В России он написал собственные прославленные трактаты по алхимии.

Но он не унаследовал документы отца, которые тот предпочел спрятать, причем в разных местах. Мы не можем точно судить, сколько тайников было у Ди, но найти удалось два.

Примерно через десять лет после смерти Ди антиквар Роберт Брюс Коттон, коллекционер рукописей, получил права на землю вокруг его дома и занялся раскопками, в надежде обнаружить что-то ценное, припрятанное Ди.

Надежда оправдалась, Коттон действительно откопал дневники Ди, сумевшие пережить годы, проведенные в земли. Помимо рукописей Коттон заполучил основные рабочие инструменты Ди, его Стол, кристалл для ясновидения и Печать Бога Истины. От Коттона вся эта коллекция перешла к его сыну, а от того — к Мерику Касабону.

Касабон не был ни магом, ни антикваром, зато был протестантом консервативных взглядов и верил в абсолютную достоверность и буквальность всех историй о колдунах, продающих души Дьяволу. Историю Ди Касабон использовал как пример коварства духов. В 1659 году он издал книгу «Истинное и правдивое сообщение о том, что происходило на протяжении многих лет между доктором Ди и некоторыми духами».

Большая часть книги заняли дневники Ди и описание его опытов, но Касабон использовал их, чтобы показать опасность дьявольских искушений. По его мнению, Джон Ди, праведный и добропорядочный человек, был сбит с пути некромантом и колдуном Эдвардом Келли, а затем стал жертвой злых духов, который приходили к нему, выдавая себя за ангелов, и погубили его своей ложью.

Книга преследовала две цели, и достигла двух результатов. Цели книги, это: 1 — критика магии, демонстрация того, насколько она богопротивна и как легко человек становится жертвой вездесущих демонов, выдающих себе даже за ангелов; 2 — критика уже наметившегося атеизма, отрицания религии и рационального подхода к изучению мира.

Касабон считал, что дневники Ди однозначно доказывают, что на свете точно есть Бог, духи и демоны, и никто не сможет остаться неверующим, если изучит их.

Результатами работы Касабона стали: 1 — недоверчивое отношение общественности к Ди и Келли, которых многие стали считать мошенниками; 2 — сохранение материалов Енохианской магии для потомков.

Иронично, что тот, кто пытался отговорить людей от Енохианской магии, собрал в своей книге все, что тогда было о ней известно. Так «Истинное сообщение» стало первым исследованием Енохианы, из которого энтузиасты магии брали информацию для собственных экспериментов. Книга, направленная против магии, стала руководством по магии.

Чуть позже «Истинного Сообщения» появляется «Руководство по ангельской магии» или «Рукопись Радда», написанная на основе материалов Касабона, и включающая рисунок Священного Стола, енохианский алфавит, Семь Знамен Творения, Печать Бога Истины и другие сведения по Енохиане. Рукопись названа в честь Томаса Радда, оккультиста, математика и инженера. Говорили, что Артур Ди сохранил некие записи и передал их Радду, но Артур жил в России, а все, что есть в рукописи, можно было взять из книги Касабона.

Помимо «Руководства» есть и другие документы, в которых упоминается Енохианская магия, ее ангелы, а также демон Коронзом, которого в это время начинают называть Хоронзоном. Этого демона еще вспомним.

И все это — на основании исключительно личных дневников Ди, то есть половины его наследия. Вторая половина оставалась спрятанной и не попала в руки Касабона. Это книги, в которых Ди систематизировал и последовательно описал самое главное. Их он спрятал в тайнике, сделанном в дне сундука, в котором хранил свои вещи. Тайник удался на славу, много лет никто и не подозревал, что в сундуке есть что-то, кроме самого сундука.

Сундук был выставлен на продажу вместе с другими вещами Ди, сменил нескольких владельцев, как простой предмет мебели, и приглянулся некоему мистеру Джонсу, кондитеру, у которого стоял несколько лет, пока не возникла надобность его передвинуть. Перетаскивая сундук, Джонс обратил внимание, что внутри пустого сундука что-то стучит. Он заинтересовался источником шума, тщательно исследовал сундук и обнаружил двойное дно, в котором лежала пачка рукописей — тексты енохианских Зовов, материалы по Гептархии, рукопись «Книга знаний, помощи и земных побед», посвященная Эфирам.

Но рукописи остались лежать без дела, а часть из них были использованы в качестве бумаги для выпечки, чтобы подстилать формы при выпекании пирогов. Остатки документов хранились до большого пожара, охватившего Лондон. Спасая имущество от огня, жена Джонса спасла, в том числе, и записи Ди. Она сохранила их, овдовела, снова вышла замуж и передала бумаги мужу, а тот, сумев оценить их важность, продал записи антиквару Элиасу Эшмолу.

Эшмол был не только антикваром, но еще и астрологом, алхимиком, масоном, интересовался магией и розенкрейцерством. Усилиями Эшмола документы были расшифрованы, сохранены и далее перешли во владение коллекционера Ганса Слоуна.

Коллекция Слоуна, в свою очередь, легла в основу собрания рукописей Британского музея. Рукописи Ди не просто попали в Британский музей — рукописи Ди стали одной из причин, по которой вообще был организован Британский музей!

***

Так часть документов Ди попала в книгу Касабона, часть поступила в музей, и назрел момент для тех, кто все это найдет, изучит, применит на практике и соединит Енохиану со всем остальным оккультным знанием. И Енохианскую магию взял на вооружение Орден Золотой Зари. О самом Ордене состоится подробный разговор, а пока скажу, что это уже конец 19 века, и для Золотой Зари Енохианская магия стала не просто частью магических практик Ордена, а важнейшим элементом, проходящим через все учение и ритуалы.

Адепты Зари вплели ее во многие свои церемонии и добавили свои ритуальные методы в Енохиану, соединив ее с ритуалами пентаграммы (призыв сил стихий) и гексаграммы (призыв сил планет), с системой астральных путешествий, с картами Таро, с египетскими богами. Они разработали правила чтения енохианского языка, и имен ангелов, порой состоящих из одних согласных букв. В Заре возникли уникальные Енохианские шахматы — игра на основе шахмат и Енохианской магии, служивавшая не для развлечения, а для предсказания будущего, практически потеряна после распада Зари. В Заре Эфиры стали восприниматься как миры, в которые можно путешествовать астрально. В заре разработаны правила использования Зовов для призыва различных сил и обращения к разным ангелам.

И все это далеко уходит от того, что было описано в рукописях Джона Ди. Но адептов Золотой Зари интересовала не оригинальность системы, а ее практичность, и критерий правильности был только один — достигнутый успех.

Так что они свободно отбрасывали ангелов, без которых можно обойтись, создавали новые правила и экспериментировали, не повторяя работу Ди и Келли, а создавая на ее основе свою систему магии. В этом они весьма преуспели, Енохиана действительно стала полноценной системой практической магии, основанной на Великой Скрижали и видениях ангелов. Именно эта Енохиана широко известна в наши дни.

Отдельно от Золотой Зари и всех, кто с ней был связан, свой путь в Енохиану проложил Орден Aurum Solis, то есть Орден Золотого Солнца, возникший в 1897 году и действующий до сих пор. Он основывается на соединении западной магии с традициями мистицизма Древней Греции и Египта времен примерно 3 века до нашей эры. Не забыты каббала, астрология, Таро, астрал и Енохиана.

Их система работы с Енохианой во многом схожа с методами Золотой Зари, но важная и уникальная составляющая енохианской работы Aurum Solis — это связь Эфиров и регионов мест на Земле. Эфирами правят ангелы, и еще у Джона Ди каждый ангел считался привязанным к какому-то региону Земли, делами которого можно управлять через этого ангела. Но разобраться, к какому ангелу какое место приписано, тогда так и не удалось.

Орден Aurum Solis занимался изучением управителей Эфиров и стремился к точной привязке ангелов к местности, чтобы получить возможность использовать их в ритуалах. Итогом работы стало описание магических сил этих ангелов, их внешности и возможностей. Один поможет в сложных астрологических расчетах, другой может защитить от оружия, кто-то помогает в добрых анонимных делах, а кто-то в некромантии.

Еще одна небольшая группа, практикующая Енохиану — Орден Кубического Камня, действующий, но не принимающий новых участников. Орден считал систему Золотой Зари неточной, а в вопросах Енохианской магии ориентировался на оригиналы работ Ди. При этом в немногочисленных описаниях ритуалов Ордена явно прослеживается влияние именно современной Енохианы образца Золотой Зари, а также упоминаются церемонии, разработанные Алистером Кроули.

По сути, Орден просто использовал самые разные источники, слепо их не принимая, но и не отбрасывая, и строил собственную систему, с упором на чистую практику, в которой важен только достигнутый результат.

Среди прочего, Орден пытался использовать на практике Гептархию. Адепты отнеслись к делу очень ответственно, изготовили Стол, Печать, все прочие инструменты, и даже арендован дом, расположенный рядом с местом, где работали Ди и Келли, получая видения Гептархии.

Но Гептархия, во всяком случае, в руках адептов Кубического Камня, не принесла желаемых результатов. Это не пошло на пользу Ордену, сосредоточенному именно на практике и результатах. Его покинули ключевые участники, а сам Орден превратился в закрытую группу, не разглашающую результаты своих исследований и ритуалов.

Отдельный вопрос — это использование енохианских Зовов Церковью Сатаны. В сатанинские ритуалы Зовы вставил Антон Шандор Лавей, основатель Церкви. Зовы, читаемые на енохианском, эффектно звучат, и придают драматизм и театральность церемониям.

Еще самим Ди ко всем Зовам дан их точный подстрочный перевод на английский, отлично сохранившийся в его рукописях. Енохианское слово «IAIDA» обозначает единого бога, от имени которого произносятся Зовы, рассказывающие, как он сотворил мир и как им будет повержен дракон — Сатана.

А Лавей просто поменял оригинальное енохианское IAIDA на не енохианское Satan (хотя, при желании, в самих Зовах можно было найти подходящее енохианское слово), и объявил, что это заклинания, обращенные к Сатане. А сами Зовы, по утверждению Лавея, служат для разжигания похоти, гнева, предсказывают эпоху правления Дьявол, а текст со словами: «Я слуга бога вашего, истинный почитатель Всевышнего», теперь надо переводить как: «Я истинный почитатель высочайшего и несравненного Короля Ада!».

Слова другого Зова: «сделай меня бурлящей силой, я — Тот, кто живет вечно!» он превратил в: «Я принадлежу Ему, живущему вечно!».

Слова «маслины с Елеонской горы» (это библейская метафора, обозначающая праведных христиан) превратились в «саженцы глупости» и так далее. Это искажение Зовов, не имеющее никакого уже отношения в Енохиане.

Чуть лучше обстоят дела с Енохианой в Храме Сета, организации отколовшейся от Церкви Сатаны. Храм был основан Майклом Аквино, покинувшим Церковь Сатаны из-за расхождения во взглядах во взглядах на магию и оккультизм. Сам Майкл Аквино — американский офицер, проходивший службу в подразделении Сил Специальных Операций, американской спецслужбе, занимающейся разведкой, диверсиями, а также психологической обработкой, пропагандой и дезинформацией.

В своей енохианской работе он сосредоточился на астральных путешествиях в Эфиры, и, по его словам, в первом же путешествии встретил Тайных Вождей. Так называют гипотетических высших адептов, тайно управляющих духовной эволюцией человечества, этот термин еще не раз встретится.

Многие прославленные маги искали встречи с ними, заявляли о контактах и передавали послания от их имени. Но с Аквино все вышло иначе — встреченные им Тайные Вожди сказали, что в духовных мирах сатанистам не место, и не пустили его дальше в Эфиры.

Но после этих экспериментов Аквино начал астрально получать некие тексты, которые записывал под диктовку духов, по несколько часов каждую ночь. Тексты позже стали основным документом Храма Сета.

Аквино счел, что Енохианские Зовы намного старше, чем работы Ди и Келли, существовали задолго до их рождения и подготовил свои собственные пересказы текстов Зовов, которые теперь используются Храмом Сета.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оккультная хронология. Новейшая история западной магии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я