Искусство мышления

Алексей Духовенко

Единожды осознав всю прекрасность добродетели, уже никогда не забудешь её превосходства. Мои письменные труды – то малое, что я могу подарить миру в её угоду. Ведь через них я передаю читателям возможность понимания тех мыслительных путей, которые приводят к трансформации личности, трансформации взглядов и образа мышления. Эта трансформация подарила мне внутреннее спокойствие и ясность мировосприятия, свет, который практически никогда не покидает мой ум. Надеюсь, что и вы унаследуете его.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знакомство с философией

I. Две стороны восприятия

Лишь в 17 лет мне удалось столкнуться с искусством, полностью преобразившим мою жизнь в лучшую сторону. Так и должно было быть, а при ином раскладе всё могло сложиться совершенно по другому сценарию, без проживания достаточно значимого негативного опыта в более раннем возрасте. И благодаря этому искусству, о котором пойдёт речь далее, мне удалось проанализировать весь этот опыт для сравнения его с последующими этапами моей жизнедеятельности. Этому я искренне рад, как радуюсь и всему, что происходит благодаря течению времени и изменяемости материи, но всё же знакомство с философией я бы перенёс на более ранний этап жизнедеятельности, раз не своей, то хотя бы других людей. Чем раньше начать познавать жизнь, а не просто находиться в заложниках у постоянно изменяющегося материального «бытия», тем больше возможностей выпадет на долю каждого, а ситуации, настигшие после этой границы, как радостные, так и негативные, будут восприниматься совершенно по-иному. В этом то и кроется ответ на один из главных фундаментальных вопросов — «Зачем постигать философию?».

Раньше я был склонен к мысли о том, что если моя жизнь преобразилась исключительно в положительную сторону после знакомства с философией, то почему я попросту не могу агитировать её и другим, пытаясь донести, что осознанность прекраснее движения по инерции. Но сейчас, пережив череду размышлений и факторов, отстранивших меня от этой концепции, я могу с уверенностью заявить о важных проблемах данного способа донесения обозреваемой идеи. Важнейшая же из постигнутых заключается в том, что я уподоблялся методам продвижения через просьбу поверить, а не проанализировать всё самим, сам того не замечая. Я никогда не смотрел на верование, как на что-то негативное, но старался прийти ко всему через рассуждение и структурированную логическую взаимосвязь.

В рассуждении «Стоикам нового времени» я описал тот факт, что для более обширного продвижения благих идей надо склоняться не только к размышлениям, но и к авторитету и виду деятельности людей, которые эти идеи продвигают. Тем самым расширяя массовую осведомлённость, иногда создавая веру в эти идеи у тех, кому в тягость пользоваться рассуждениями на их счёт. Вот только разница в том, что пытаться склонить людей к чему-то положительному, на подобии разумности, прекрасности действий и благочестия, можно за счёт множества способов, как и тех, которые я описал в предыдущем предложении, но философия не просто является чем-то одним из вышеперечисленного, она сама по себе способна проявлять эти качества в людях.

То есть речь идёт не об определённом действии, определяющемся вышеперечисленными благодетелями, а о действии, способном порождать само желание устремляться к благодетелю через другие действия. Но цель склонить человека к такому куда более труднодостижимая, чем цель зародить у него тягу к определённому виду действий. Я говорю о том, что научить человека постигать благо, научить впоследствии устремляться к нему полностью обособленно от чего-либо, самостоятельно продолжая этот путь, куда более сложно, чем вести его по подобному пути за собой. Так и выходит, что если пытаться донести сам факт положительного влияния философии, то это будет намного сложнее, чем, предположим, факт того, что хорошие действия приводят к хорошему.

Именно от этого мне и стоило отталкиваться ранее, ведь попытка донести необходимость философии может выглядеть подобно попытке навязать собственную картину мира или религию, ведь строиться такой образ философии будет сугубо на «слепом веровании» в этот концепт. Недавно, в рассуждении с одним психологом мне удалось лучше проработать само понимание того, почему же философия является важным приобретением в человеческой жизни. И это вышло лишь благодаря тому, что этот психолог занимал диаметрально противоположную сторону данного вопроса, выступая против философии и считая её скорее уходом от проблем, нежели столкновением с ними лицом к лицу.

На протяжении определённого времени мы проводили беседы о разных сторонах взаимодействия с окружающим миром, о постижении его через философию и о взгляде на саму философию с точки зрения психологии. Начну же я с главного тезиса двух разных сторон: мой тезис заключается в том, что философия является одним из естественных приобретений нашего мышления, развивается характерно развитию нашей осознанности и восприятию мира не через призму определённой, уже устоявшейся модели взглядов, а через попытку выйти за её пределы и начать анализировать происходящие вокруг события совершенно новым способом, постоянно прибегая к обработке и анализу поступающей в голову информации.

В моём представлении, данная обработка информации достигается через разные искусства и благодаря применению разных методов мышления, но именно философия является крайним вариантом и объединением всех, стоящих до неё. Так, философский образ мышления и взгляд на мир включает в себя совершенно всё, начиная от естественных и социальных наук, заканчивая мифологией и религиоведением. Не обозначая себя как единственно верный, а внимая всё то, что является разумным и полезным, но и не отвергая всё абсурдное и пустое, а принимая это во внимание, дабы не оставаться в заблуждении.

В другом размышлении я уточнял, что мы должны избегать в своих действиях проявления безобразного и дурного, но ведь это не является осуществимым, предварительно не подвергая анализу то, что является этим объектом рассмотрения и иногда заранее кажется нам плохим. А значит, избегать подобное мы можем только в том случае, если не отвергаем это, а берём во внимание и рассматриваем со всех сторон; со стороны своего собеседника я слышал противопоставление данному тезису следующим антитезисом: философия, как религия, а также и множество других «завлечений» является не более чем реакцией на определённую проблему или появившуюся ситуацию, которой человек не смог дать правильное объяснение или ответ, и вместо этого нашёл выход в чём-то другом, расходуя своё время на усиление вовлечённости в эту область и затмевая своё сознание погружением на всё больший уровень подверженности данному виду деятельности. Благодаря такой цепочке вырисовывается и объяснение того, что отстаивание своей позиции в данной сфере является необоснованным верованием в «превосходность своих взглядов», а не рациональным заключением, выводящимся на протяжении долгого времени обработки и анализа своих мыслей и приобретённой информации.

II. Понимание возникновения философии в процессе жизнедеятельности

Для наилучшего рассмотрения данных позиций предлагаю проработать их одновременно друг с другом, дабы не разделять их на два разных мнения, а постараться столкнуть вместе, чтобы вывести из них получившиеся энтимемы. Прежде всего рассмотрим то, что должно открывать данную цепочку, а именно — начало философского становления человека. По одной версии — это вполне осознанное и разумное начало, которое проявляется благодаря количеству проанализированной информации и пережитого опыта, грамотному обучению и наставлению; по другой — это одно из случайных событий, которые предстают перед нами в моменты сложностей и нерешённых вопросов, дабы мы могли найти выход именно в них, а не зацикливаться на проблемах, постепенно погружаясь в саморазрушение. Самое интересное, что одно не противоречит другому, а дополняет его. На своём опыте я действительно хорошо помню первое столкновение с философией и осознанный выбор её изучения, а впоследствии и вовлечение в неё на уровне образа жизни и мышления.

Моё знакомство с ней произошло в совершенно спокойный этап жизнедеятельности, когда ничего не вызывало у меня дискомфорт и тревогу, а мой досуг состоял из школьной жизни, развлечений с друзьями, просмотра сериалов, фильмов и накопления пустой, некачественной информации (правда понял я это спустя несколько недель, когда погрузился в размышления и начал анализировать весь сопровождающий меня путь до того момента). К тому времени ничего не вызывало у меня в голове навязчивых мыслей и нерешённых вопросов, я очень успешно существовал в текущем мгновении, не сильно заботясь об анализе происходящего внутри и снаружи меня, развлекаясь в полной мере и являясь хорошим показателем того, как можно жить налегке, ведь ничего не наталкивало меня на мысли о том, что можно действовать иначе.

Хоть досуг у меня был и не самый качественный, но и развиваться я не забывал, правда не в сфере человеческого познания, а в сфере потребления информации об окружающем меня мире. Так, познания в психологии, физике, экономике, политике и прочих сферах понимания мира, с материально применимой стороны, прочно сопровождали меня на протяжении многих лет. Здесь я могу поблагодарить свою семью, ведь так или иначе, но всю жизнь я наблюдал за тем, как каждый её член неустанно развивается в интересующих его областях. Но вот только сейчас я не могу назвать это по-настоящему качественным познанием, а лишь информацией, помогающей лучше понимать всё происходящее вокруг в той интерпретации, в которой большинство людей привыкли описывать мир.

Именно поэтому я её не отбрасываю и по сей день, а продолжаю улучшать своё представление, но сконцентрировался на более узконаправленном из подобного, на том, что даёт возможность помогать другим людям, в пример этому психология; а сферы многих других социальных и естественных наук сопровождают моё собственное улучшение качества философской жизни. Так, например, финансовую грамотность прежде всего обеспечивает философское начало, благодаря пониманию того, что по-настоящему мне необходимо для «комфортной» материальной жизни, но углубление в современную экономику улучшает взаимодействие с финансовым сектором, что позволяет мне свободно заниматься своим главным делом — стремлением к мудрости; здоровый образ жизни берёт свои корни оттуда же, но спорт и изучение медицины заметно помогают этому; коммуникацию с людьми в самом благоприятном ключе тоже обеспечивает философский стержень, но ораторское мастерство и осознание психологии человека заметно подкрепляют такое общение. И, как я уже говорил выше — философия объединяет под своим руководством все вышеперечисленные искусства и позволяет не просто потреблять информацию, а изучать её для наилучшего применения и самому анализировать, как именно за счёт этого всего выстраивается целостная картина мира.

Такой же приход к философии мы можем увидеть ещё у десятков настоящих философов, которые признаны величайшими, а их труды и образ жизни описывают то, как они приходили к философии и чем она служила им, если только мы не введены в заблуждение. А если это и так, то вряд ли данный фактор запретит вам применять философию так, чтобы она служила сугубо в положительном влиянии, создавая прочнейший жизненный стержень.

Так и я, придя к ней совершенно случайно и ни на что не рассчитывая, когда просто заинтересовался этим разделом человеческих познаний, осознал, что именно заставляет признавать её таковой. Моим первым вопросом в поисковой строке интернета был «с чего начать изучать философию», но сейчас я понимаю, что начать изучать её можно с чего угодно, но закрепить философию в своём сознании, сделав её стволом внутреннего мира — это главная задача человека, уже столкнувшегося с ней по любой из причин (для справки, я начал её изучение с «Государства» Платона, по многочисленным рекомендациям десятка разных людей в интернет среде). Таким стало моё начало философского пути, а не менее положительно обстояли данные действия и у тысяч других начинающих мыслителей, пришедших к ней в разные этапы своего жизненного становления.

Но отрицать тот факт, что множество из когда-либо живущих людей столкнулись с ней при менее благоприятных обстоятельствах — глупо, ведь нам всем известны примеры множества великих личностей, а для меня в доказательство предстаёт один из моих самых близких наследователей мысли. Начну я именно с него, а впоследствии припомню и более известные случаи.

III. Происшествие, меняющее представление о мире

Столкнувшись с одной из главных проблем нынешнего образования — неправильным выбором специальности, один близкий мне человек начал накапливать появляющиеся проблемы одну за другой, не находя выхода из них, а суммируя и подавляя (в негативном значении) за счёт развлечений и комфорта, создаваемого благодаря празднествам. В такой среде у него и времени не было на то, чтобы задуматься о движущейся по инерции жизни, в которой он был заложником обстоятельств, а не руководителем процесса. Всё это начало выливаться и в физиологические проблемы: появившиеся панические атаки, проблемы со сном и прочее. Лично у меня даже предположения нет, сколько надо затратить сил, чтобы поменять данный расклад на положительное взаимодействие с окружающим миром через понимание своей собственной картины мира. А также найти время для поиска в нём самого себя, своих главных увлечений и основного вида деятельности, по праву называющегося предрасположенностью.

Но именно это он и сделал, единожды заинтересовавшись философией, после услышанного из моих уст объяснения её взаимодействия с природой человека. Здесь как нельзя лучше подойдёт определение начала его становления в философии через случайное обстоятельство, оказавшееся в нужное время в нужном месте, которое он постарался воспринять и впоследствии воспользоваться новоприобретённой сферой познаний для улучшения качества жизни. С одной стороны, я выгляжу как учитель, давший направление в том, что могло бы помочь ему, с другой же я предстаю сектантом, старающимся затянуть в секту очередного человека с нерешёнными проблемами, но так или иначе, давайте взглянем на то, как он продолжил своё становление, чтобы сделать более правильные выводы с чуть большим объёмом информации.

Примерно в начале обострения пандемии и введении карантинных условий я собрал небольшую группу людей, дабы рассказать об открывшейся возможности в саморазвитии, ведь при подобных обстоятельствах всеобщего замедления жизнедеятельности, глупо не воспользоваться освободившемся временем для анализа своего жизненного пути, знакомства с величайшей литературой и переосмысления интересующих тебя вопросов.

В силу обстоятельств, приехав из другого города и присутствия на этой встрече, данный человек заинтересовался тем, как можно использовать это время с выгодой для себя, ведь как я и говорил ранее, проблем накопилось немало. В этот же вечер я более подробно обговорил с ним вопросы, не дающие ему покоя, и дал первое задание — прочитать «Апологию Сократа». Данный монолог вызвал у него небольшое непонимание, вследствие чего я познакомил его и с лекциями Андрея Баумейстера, в которых он разъяснял многие детали этого произведения. Чуть сильнее приблизившись к сути философии, этот человек понял, что здесь есть потенциал, который можно копать и копать, дабы обогатиться новым, неисчерпаемым ресурсом.

Стараясь не потерять новоприобретённую скважину, он задействовал все свои силы для продолжения погружения в её недра, ведь стал полагать, что этот ресурс и является тем, что способно помочь ему со всеми скопившимися трудностями, с которыми не справлялись ни деньги, ни веселье, ни избегание данных проблем. Затем последовали десятки часов наших диалогов, где я помогал развивать понимание философского образа мышления, проявилась и любовь к фундаментальной литературе последних тысяч лет, а также к лекциям и трудам наших современников в данной области.

Всё это развивало его способности мышления семимильными шагами, но и пробуждало новые, более осознанные вопросы. Тут и открылись двери в мир философского познания, где основными критериями являются правильные вопросы, ведь без них будет практически невозможно выстроить хоть какие-то вразумительные ответы. Благодаря всему этому пути, ему удалось откинуть все те проблемы, которые и вправду можно считать нестоящими для зацикливания на них, после чего он сосредоточил всё внимание на вопросах своей природы и осознания своей картины мира, с последующим взаимодействием с ним.

Так, спустя ещё десятки наших диалогов, лекций и литературы, он наконец-то проделал тот мыслительный процесс, впоследствии которого и определил, что основными искусствами его влечений всегда были творческие, связанные с визуальным искусством. Но в силу навязанного мнения, образования и прочих внешних факторов, это было сокрыто от него настолько, что он и забыл, что данная сфера влекла его в более раннем возрасте. Всё это вызвало у него невероятный восторг и эйфорию, а данное дело поистине радует его и по сей день. А самое главное то, что основное дело жизни не мешает его любви к познанию, вследствие чего он вечно стремится к совершенствованию, как и любой другой, кто поистине соприкоснулся с философией. Это впоследствии и зародило в людях с подобными целями общественное стремление к разумному, прекрасному и благому, а подробнее вы можете ознакомиться с этим в моём размышлении «Стоикам Нового Времени».

Другой, куда более обширный пример мы можем увидеть в человеке, заслужившем всемирную славу, пройдя при этом невероятно тяжёлый путь. Речь идёт о Майке Тайсоне, которому пришлось повстречаться со всеми тяжкими пороками в жизни. «Мать никогда не отдавала нас в приют для бездомных, мы просто переезжали в очередной заброшенный дом. Вот в такой обстановке я и вырос. Люди, любя друг друга, разбивали один другому головы и истекали кровью, как собаки. Они любили друг друга — и резали друг друга ножами. Чёрт возьми, моя семья приводила меня в ужас! Я рос среди грубых женщин, которые дрались с мужчинами. Я никогда не видел свою мать счастливой со мной, я не помню, чтобы она гордилась мной и моими делами. У меня никогда не было возможности поговорить с ней, узнать её получше. Я видел, как матери целовали моих приятелей. У меня такого никогда не было». Будучи ребёнком Майк только и делал, что познавал жестокость, наркотики, воровство, насилие и страдания.

Чувство страха сопровождало его ещё очень долгое время, наравне с чувством неопределённости и потерянности. Но однажды, победив в уличной драке, он почувствовал то, что стало манить его, как ничто до этого — слава и признание. Это желание и привело его к мыслям о боксе. Потом, когда он увидел Мухаммеда Али, пришедшего к ним в школу, он понял, что хочет именно такого величия. «Я хотел стать как он, чтобы меня уважали так же! Он зашёл и люди начали сходить с ума, я хотел так же!». Затем пришли и первые победы в ринге, восхождение и долгожданная слава. Его слова из разговора с Эминемом описывают этот этап жизни следующим образом: «Моя жизнь становилась лучше, у меня появлялись разные девчонки, я летал на самолётах, катался на лодках, я получал абсолютно всё. И причинять боль — это прекрасно, вот какое у меня восприятие жизни было на тот момент». В его жизни появился американский тренер по боксу, Кас Д’Амато, который стал для него другом, семьёй и наставником в одном лице, одним из самых близких людей. Тренер вложил в его голову мысли об успехе и славе, мысли о том, что он уже чемпион, начиная раздувать его эго. Но вот только отдавая всё своё время боксу, Тайсон не успел разобраться с остальными частями своей жизнедеятельности, не научился понимать окружающий мир и отдавать себе отчёт о том, кто он в нём, что впоследствии и привело его к глубоким внутренним страданиям.

Одним из главных потрясений для него в тот этап стала смерть Каса, ведь Майк не испытывал таких тёплых чувств ни к кому, кроме тренера. После этого он снова чувствовал себя потерянным. «Я не знал кем я являюсь и не знал, как собой управлять. Я не понимал свои цели и самого себя не любил, лишь старался казаться злым и свирепым». Свою внутреннюю пустоту он затмевал самыми примитивными способами — наркотиками, алкоголем и бесчисленным количеством женщин. Уже к двадцати трём годам он столкнулся с предательством от всех людей, которые были в его жизни: девушек, команды, тренера, а впоследствии и от жены Робин Гивенс. Начались поражения, реабилитации, и он всё дальше уходил в игнорирование мира при помощи вышеперечисленных способов, он отключил все чувства и оставил только инстинкты, на тот момент ни о какой осознанности речи и быть не могло.

Такая череда обстоятельств привела его в суд по обвинению в изнасиловании. За время, проведённое в тюрьме, он иллюзорно наладил свою жизнь благодаря внешним факторам. Тайсону нужно было найти что-то, что могло бы поддерживать его изнутри, ведь всё, что было до этого, не приносило никакой пользы. Он принял Ислам. Вот здесь мы и видим то самое событие, которое оказалось в нужное время в нужном месте, при тотальном завале скопившихся проблем и нерешённых вопросов. Майку, как и многим другим людям в подобные моменты нужно найти что-то, что поможет справиться с «невыносимостью своего существования», и сюда, как нельзя кстати, подойдут слова моего собеседника об осуждении подобных решений, ведь вызваны они не осознанным выбором, а из-за сложившихся обстоятельств, о чём мы уже говорили выше.

Вот только всё самое интересное открывается дальше, в оставшейся части его жизненного пути. Выйдя из тюрьмы, Майк снова поднялся на ноги и начал вести «нормальную» жизнь, но её по-прежнему нельзя было назвать осознанной, ведь найти своё место в мире ему удалось за счёт внешних обстоятельств, а не за счёт собственного мыслительного процесса, соответственно нельзя и сказать, что он по-настоящему нашёл себя. То же самое можно сказать и о той его картине мира в целом. В пример этому служит то, что он вернулся к наркотикам и в какой раз чуть не оставил всё на волю случая, но помогло ему знакомство с психотерапевтом Мэрилин Мюррей, которая стала не только его врачом, но и его наставником, постепенно помогая начать контролировать себя.

В 1997 году случилось одно из самых скандальных происшествий в мире бокса — Майк Тайсон откусил ухо своему сопернику Эвандеру Холифилду. После этого он многое переосмыслил для себя, ведь такое действие было совершено из-за ряда накопившихся диссонансов в голове, которые впоследствии преобразовались в нечто новое. А финальным событием, подводящим нас к разумному акту его пути, является самый сильный удар в его жизни — смерть дочери Эксодус. Он был вне себя от горя и пытался справиться с осознанием её смерти при помощи наркотиков в очередной раз. «Утрата Эксодус — это единственное в моей жизни, чему я не могу найти никакого оправдания. И кто-то должен заплатить за её смерть и принять эту боль, даже если это буду я. Вот уже четыре года, как она умерла, и я до сих пор не знаю, как мне пережить это… Я понял, что всё, что я всегда считал истиной, было ложью, поэтому мне предстояло заново начать свою жизнь». После смерти его дочери настал тот момент, когда ему наконец пришлось столкнуться с самим собой и понять, что он впустую потратил жизнь. «Со временем к нему пришло понимание, что такие вещи в жизни неизбежны, они происходят со всеми и даже прямо сейчас чей-то близкий человек умирает. Постепенно Тайсон начал относиться ко всему с осмыслением, хотя боль утрат никуда не ушла, однако Майк стал другим человеком» — говорил о нём специалист по коммуникации, разбиравший его жизненный путь.

После многих лет переосмысления взглядов на окружающие события и долгих размышлений, мы могли слышать следующие, достаточно проработанные мысли этого человека: «Лучшее, что случилось в моей жизни — это уход из бокса. Я был сосредоточен на нём, моей целью было уничтожение людей, быть лучшим. Моё Эго заслоняло разум.»; «Я стал другим, я стал смотреть на жизнь по-другому, переосмыслил отношение к людям, свои ощущения я даже не могу объяснить, я как будто умер и возродился. Я понял то, насколько я незначителен вне моего Эго.»; «Ты имеешь значимость в повседневной жизни, ты передвигаешься, ты влияешь на других людей, ты очень значительная фигура для всех тех людей, которых ты встречаешь, для тех людей, которых ты любишь и которые любят тебя, и так со всеми нами, но всё относительно. Незаменимых людей не существует, но все что-то значат для кого-то, по крайней мере для себя. Но мы все одинаковы, мы все — часть этого странного, гигантского, живого организма, под названием человеческая раса.»; «Когда ты пробуешь такое, это помогает взглянуть на всё со стороны, и то, что раньше тебе казалось таким важным, на самом деле штука временная, а ты являешься частью вечности, да и к тому же это помогает тебе смириться с этим.»

Этот пример оказался достаточно большим, но в нём превосходно сошлись доказательства по-настоящему тяжёлых жизненных этапов и возникших проблем, которые накапливались и вместо их разрешения, подавлялись чем-то извне. Тут мы увидели приход к религии, как к чему-то, что способствовало освобождению и уходу от накопившейся горы нерешённых вопросов, психотерапию, как по-настоящему квалифицированную помощь другого человека и множество других этапов сложного, но неосмысленного жизненного процесса, о чём свидетельствует подавление, а не смирение со всеми теми обстоятельствами, с которыми столкнулся Майк.

Но в один момент всё же произошло то самое знакомство с философией, и самое интересное, что столкнулся он с ней не через труды и наставления, а через пробудившееся вразумление внутри себя. И если анализировать и сопоставлять другие промежутки его жизни, то мы увидим, что на постоянные проблемы находились и псевдо решения, которые начинались с алкоголя и наркотиков, а заканчивались психотерапией и религией, но что же на фоне этого всего выделяет философию, как нечто, что по-настоящему разрешило те многочисленные трудности и испытания?

Об этом я поговорю в следующем разделе, но сейчас я бы хотел обозначить то, что так значительно отличает становление в чём-то, как затуманивание и высвобождение от предыдущего опыта, чем были вышеперечисленные «решения» Майка, от того, что является настоящим решением, чем и была философия в жизни того же человека. А отличие это заключается в столкновении со всеми предыдущими вопросами, как с неизбежными в рассмотрении. И в данной ситуации всё то, что помогает не думать о пережитом опыте и заниматься чем-то отстраняющим от мышления, я отнесу к первой группе увлечений, называемой «завлечениями»; а вторую я определю как увлечения «осмысленные», которые мы можем назвать эффективными и полезными в нашем жизненном пути благодаря тому, что они помогают вспомнить каждый волнующий нас вопрос и проработать его как можно масштабнее и глубже, впоследствии сталкиваясь лицом к лицу со всем, что таилось у нас в сознании на протяжении долгого времени, вырисовывая из этого самого себя и выстраивая собственную картину окружающего мира.

А самое интересное, что весь предыдущий опыт может быть заново проанализирован для его осознанного восприятия, в пример тому неизбежное столкновение со своим прошлым, после прихода к философии у Тайсона. Но у людей неокрепших и неустойчивых внутренне, это может зародить депрессии, проблемы с психикой и прочие невзгоды, вызываемые тем, что на определённом уровне осмысления этого опыта им не хватило сил мириться с реальностью происходящего, и они пали под гнётом своих прошлых этапов становления или мыслительного процесса по поводу прошедшего в настоящем. Даже множество великих людей были повержены тягостью их прошлого, а большинство ныне живущих смогут разглядеть таких среди своих знакомых и близких. Так или иначе, но каждый, постаравшись, сможет распознать такого человека в современных реалиях, ведь на данный момент всё идёт к тому, что таких людей становится всё больше. Но как постараться избежать такой ситуации мне и предстоит рассмотреть прямо сейчас.

IV. Информационный мусор, не дающий возможности задуматься о своём пути

Теперь же я предлагаю рассматривать философию не в свете действенного способа убежать от навязчивых мыслей и негативного опыта, а как хороший инструмент для эффективного и осмысленного разрешения всего, что могло бы нас тревожить, ведь с пониманием этого мы уже разобрались. То, что некоторые всё же приходят к ней из-за этих самых проблем мы выяснили, но её инструменты взаимодействия с нашим сознанием для их искоренения мы разберём позже. Определяя, что философия является универсальным искусством при любой из причин её нахождения в своей жизни, нам стоит понять и то, как избежать ужасных последствий зарождающихся вопросов к негативно пережитому опыту у тех, у кого не хватит сил выдержать их осмысление. Впоследствии чего прорабатывать способы их решения для дальнейшего преодоления.

Здесь ключевым критерием является то, что философия теряет свою популярность и открытость в современном мире нарастающей скорости жизни. Весь информационный поток: политика, новости, игры, социальные сети, система образования и капиталистическая система труда просто не позволяют разглядеть за всем этим слоем быстроменяющейся информации ту, которая остаётся неизменной и сохраняется сотни и тысячи лет. Я имею ввиду то, что в современном понимании «каждый уважающий себя человек» должен всегда оставаться в центре информационного поля, не пропуская даже самые мелкие крупицы быстроменяющегося потока. Как я и говорил выше, мне тоже было свойственно такое потребление нескончаемого числа новостей и завлечений для самого себя, а на эту тему я бы посоветовал посмотреть очень короткий, но яркий и красочный клип (к чему привыкли современные пользователи интернета) «IN-SHADOW — A Modern Odyssey — Animated Short Film», который невероятно хорошо описывает современные реалии информационного рабства через музыкальный видеоряд.

Но вот если постараться задуматься над главным критерием качественной информации, то я приведу следующую цитату одного разумного человека: «Будет ли эта информация актуальна для меня через 10 лет?». В ней очень хорошо описывается сам смысл потребления в себя всего, что нас окружает и является предметами нашего интереса. Здесь не идёт речь о предсказаниях на будущее или попытках избавиться от всего, что нам бесполезно, хотя это и не плохая идея, но главная мысль в ней о том, насколько применимо будет в нашей жизни данное познание и как именно оно сможет оказывать нам пользу.

Тут всё выстраивается благодаря различию потребления информации с целью завлечь себя от безделья или избежать пребывания наедине с самим собой; и осознанным развитием, расширением границ изучаемого. К первому типу я отнесу весь вышеперечисленный информационный мусор, который не прекратит меняться в нескончаемом потоке внешних факторов, от чего и теряет хоть какую-то ценность для нас, как для людей разумных, не привыкших видеть в «развитии» заполнение своей головы отбросами; а ко второй всё то, что принято считать «великими» трудами, содержащими по-настоящему величайшие мысли тех людей, которые внесли свой вклад в развитие общества со стороны не материальной, а идейной и культурной, благодаря чему мы росли именно как разумные существа (для начала я советую заглянуть в список «Великие труды западной цивилизации» и присмотреться к 7 тому, но можно начать и с других).

Если задумываться над тем, хотим ли мы развиваться, то предстоит пересмотреть и то, что из информации мы потребляем сами и что из этого прививаем другим людям. Ведь представьте сколько информационного мусора проходит через наши головы не только от нашего собственного выбора, а и от того, что нынешний мир распространения контента строится на нашем желании информировать и освещать интересующие нас вещи другим людям. Вспомните, как часто вы делитесь просмотренным видео, новостями или прочим материалом со всеми, кто вас окружает, а ведь именно на этом и построено главное завлечение в социальные сети «одни делятся, а другие потребляют, передавая это другим».

И здесь всё логически обоснованно, ведь человек — существо социальное. Вот только если мы поменяем круги наших интересов, так хорошо устоявшиеся в современном обществе, на чтение фундаментальной литературы и развитие осознанности, то делиться этим станет практически не с кем, из-за чего мы испытаем огромные сложности во взаимоотношениях с окружающими. Это может привести и к тому, что мы забросим данное дело уже вскоре после начала, если нам не хватит человеческой стойкости, а затем снова вернёмся в уже привычную для нас информационную среду, ведь выходить из зоны комфорта не так уж и легко.

Наверняка из-за этих факторов, а также и из-за многих других философия теряет свою известность с каждым днём, чему в пример служит то, что многие даже представления не имеют об её истинной сущности, но об этом в другом разделе. Теперь, закончив вступление к рассуждению об избегании главной преграды на пути развития осознанности, я рассмотрю то, как мы можем не дать людям столкнуться с самой проблемой, а именно погрязнуть в саморазрушении от погружения в недра своей жизни, если жизненный путь до этого момента включал в себя по-настоящему негативные аспекты.

Главным пунктом, позволяющим нам избежать самобичевания при анализе предыдущего пути — не совершать столь ужасных действий, способных навредить нашему сознанию так критически, что мы остановимся и погрязнем на этом этапе, как на финальном. Будем продвигаться не вперед, а в сторону, прибегая к любым завлечениям самого себя, лишь бы не оставаться наедине со своими мыслями, ведь они невероятно больно будут сказываться на нашем существовании. Таким же образом мы не должны допускать и критических самообманов, следуя навязанному пути, картине мира или идеологии, а конструировать своё собственное понимание окружающей среды и Бытия.

Но правильным будет уточнение того, что к моменту столкновения с настоящим мышлением и осознанной жизнью, мы успеваем пережить так много заблуждений, разрушений одних устоев и изменений их на другие, что нельзя просто сказать: «Не совершайте того, о чём в будущем можете пожалеть», ведь к этому моменту, скорее всего, уже было содеяно достаточно подобных действий. Поэтому, моим предложением будет следующее — обучать людей анализу окружающего мира самостоятельно (благодаря философии) ещё с раннего возраста. Да, звучит идеологически, но это скорее из-за того, что философия приобрела в нашем понимании около религиозный, с некой стороны мистический контекст, не воспринимаемый как то, что действительно способно помочь взглянуть на окружающий мир трезво и непредвзято.

Но сразу же за финальным рассуждением данной главы я и предлагаю обозреть философию с точки зрения моего, пройденного опыта, благодаря чему я и дам вам взглянуть на неё с более достоверной стороны, ведь в нынешнее время слово «философия» употребляется во множестве контекстов и из множества уст, с которыми она не только несопоставима, но ещё и максимально искажена.

Сейчас же вернёмся к возрасту, с которого стоит знакомить детей с философией. Дело в том, что до определённого момента практически каждый ребёнок — философ, ведь стоит только взглянуть на задаваемые ими вопросы, как сразу же можно услышать нескончаемое количество рассуждений на темы «зачем?» и «почему?», но вот только в один момент их попытка докопаться до объективности останавливается благодаря достаточному объёму полученной информации, превращаясь в субъективное восприятие изучаемого материала в дальнейшем.

Это закрытие нескончаемых вопросов также приводит и к тому, что всё последующее становление в период взросления невероятно сказывается на дальнейшем жизненном пути. Ведь на том, как мы будем формироваться дальше, очень сильно сказывается то, в какой мы оказались среде, компании и какие обстоятельства окружают нас в этом возрасте. Здесь я и подвожу итог мысли, с которой начинал данную главу — я рад, что до 17 лет в моей жизни всё сложилось так, что к философии я пришёл случайно и без достаточно сильного негативного опыта в прошлом, но это я могу назвать удачно сложившимися обстоятельствами, детерминизмом, который успешно сыграл в моей жизни.

Но такой путь присущ далеко не каждому, и хоть я тоже переживал невероятно болезненные обстоятельства, но они и близко не стоят с теми, которые по-настоящему могут превратить жизнь человека в ад. Соответственно, определяя период знакомства с настоящим мышлением, я отмечу, что каждый человек, желающий помогать людям выстраивать их жизнь максимально осознанно, должен подводить их к философии с невероятно раннего возраста, как только ребёнок будет хотеть узнавать мир во всей его красе. И не просто так Сократ был любимцем многих детей, и невероятно многих воспитывал с раннего возраста через философию, а впоследствии многие из них стали знаменитыми мастерами в своих видах искусств, будь то политика, военное дело или продолжение философского пути. Вот и я теперь предлагаю вспомнить, почему же философия являлась такой применимой, и почему стоит возвращаться к ней сейчас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство мышления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я