Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу

Алексей Домбровский, 2019

Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием «Центр Империи». Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих рассказах история создания, развития и сегодняшнего дня города на Неве. Нас ждут люди и события, архитектурные памятники и их создатели, живая история города и легенды, которыми она обросла… Итак, прогулка первая: Зимний дворец, Дворцовая набережная, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Зимняя канавка, Эрмитажный мост…

Оглавление

Из серии: Всё о Санкт-Петербурге

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Набережная у Зимнего дворца, Зимняя канавка, Эрмитажный мост

И, опершись на колоннады,

Встают незыблемой чредой

Дворцов гранитные громады

Над потемневшею Невой!..

Н. Агнивцев

С целью осушения территории от Невы до Мойки в 1718-1719 гг. прорыли канал длиной 280 м. Эту работу выполнил московский подрядчик Василий Озеров. Поскольку рядом находился Зимний дом (дворец) Петра I, то и канал стал именоваться Зимнедомским, или Зимне-Дворцовым, каналом. Чтобы царь мог подплывать прямо к дворцу, устроили ковш с причалом. Еще раньше, в 1715 г., начались работы по обустройству деревянной набережной Невы. Распоряжение о создании «набережной улицы» от Адмиралтейства до стоявшего на месте нынешнего Мраморного дворца Почтового двора Петр I подписал в январе 1715 г.

Берег укрепили сваями и деревянными щитами, устроили вдоль набережной деревянный тротуар и построили напротив домов пристани для причаливания небольших парусных и гребных судов. Через канал в створе набережной под руководством инженера Германа ван Болеса (Фонболеса) перебросили мост. Этот мост был деревянным, на свайном основании, с центральной подъемной частью. Подъем мостового полотна осуществлялся при помощи системы рычажных противовесов и зубчатых колес. Ширина переправы позволяла проехать по ней только одной карете или повозке.

Схема подъемного моста через Зимнедомский канал, построенного по проекту Германа ван Болеса

Проспект Старого Зимнего дворца с каналом, соединяющим Мойку с Невой. Неизв. худ. по рис. М.И. Махаева. 1755–1760 гг. В центре виден подъемный мост через Зимнедомский канал, построенный по проекту ван Болеса. Слева от него — Зимний дворец Петра I (3-й Зимний дворец), справа — дом обер-гофмейстера Олсуфьева

Г.П. Чернышев

С.В. Рагузинский

В 1738 г. мост официально стал называться Верхне-набережным мостом, поскольку набережная Невы на этом участке тогда же стала именоваться 1-й Верхней набережной (или Верхней набережной улицей). А Зимнедомский канал с 1738 г. стал Старым Дворцовым каналом, поскольку к 1737 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны закончено строительство 4-го Зимнего дворца и 3-й Зимний дворец, стоявший на месте нынешнего Эрмитажного театра, стал называться Старым Зимним дворцом. Проезд вдоль канала получил название Старо-Дворцовой улицы.

Уже с середины 1720-х гг. участок берега Невы между Адмиралтейством и Зимней канавкой был застроен сплошным рядом домов, обращенных своими парадными фасадами в сторону реки. Это уже не мазанковые, а богатые каменные дома людей, близких ко двору и лично к Петру I, — генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, дипломата С.В. Рагузинского, обер-прокурора П.И. Ягужинского, генерал-лейтенанта Г.П. Чернышева, обер-гофмейстера В.Д. Олсуфьева, вице-адмирала К. Крюйса, гофмаршала В.Д. Шепелева. Видимо, поэтому набережная в 1740–1790 гг. стала называться Миллионной. Среди домов на набережной своими размерами и богатством отделки выделялся дом генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, выстроившего свое жилище рядом с возглавляемым им Адмиралтейством.

Изначально дом Ф.М. Апраксина, построенный в 1705 г. по проекту архитектора Д. Трезини, был деревянным. В камне апраксинский дом перестроили в 1712 г. Еще раз его перестроили по проекту архитектора Леблона в 1716 г. Предположительно именно в этом доме некоторое время после свадьбы, состоявшейся в 1725 г., жил герцог Голштинский со своей молодой женой Анной — дочерью Петра I. После смерти адмирала дом по завещанию отошел Петру II, который здесь не жил, перебравшись с двором в Москву. В результате здание долгое время пустовало, пока архитектор Д. Трезини не начал его перестраивать в 1731 г. под резиденцию императрицы Анны Иоанновны.

П.И. Ягужинский

А рядом с домом Апраксина, со стороны нынешней Дворцовой площади, в 1707 г. построил себе деревянный дом адмиралтейств-советник А.В. Кикин. После того, как Кикина в 1718 г. казнили, уже сильно обветшавший дом определили под Морскую академию. В дальнейшем дом А. Кикина, как и стоявшие рядом дома генерала П.И. Ягужинского и графа С.Л. Рагузинского, вошел в состав 4-го Зимнего дворца.

Впрочем, графским титулом Савва Лукич Рагузинский пожалован только в феврале 1725 г. Екатериной I. А на службу к Петру I этот уроженец Сербии попал в 1702 г. по рекомендации графа Толстого, который в своем письме царю писал: «Савва человек добр и до сего времени усердно в делах великого государя работал, и видится, что и впредь желание имеет служить верно».

Рагузинский фактически создал первую российскую разведывательную сеть за рубежом. Она действовала под прикрытием торговли в Порте (Турции), во Франции и в Венецианской республике. Кстати, именно Савва Лукич по просьбе царя привез в 1705 г. в Санкт-Петербург купленного в Царьграде (нынешнем Стамбуле) эфиопского мальчика Ибрагима. Нам он больше известен как «арап Петра Великого». Ибрагим, ставший со временем русским генералом, являлся предком великого русского поэта А.С. Пушкина. Так что можно сказать, если бы не Рагузинский, то у России не было бы поэта А.С. Пушкина.

Дворцовая набережная к кон. 1720-х гг. Деталь гравюры О. Эллигера (1728–1729 гг.) по рис. Х. Марселиуса (сер. 1720-х гг.)

После воцарения Анны Иоанновны заслуги Рагузинского были забыты, от двора он был отставлен и в 1738 г. скончался.

Проект резиденции для Анны Иоанновны вскоре претерпел изменения в сторону значительного расширения. Участок со зданием Морской академии был выкуплен в казну, после чего, согласно проекту В.В. Растрелли, к 1737 г. построили новое здание — 4-го Зимнего дворца. Оно было обращено фасадом в сторону Адмиралтейства, а дом Ф.М. Апраксина вошел в состав дворцового комплекса составной частью.

А к концу 1761 г. вчерне закончили строительство уже нового, 5-го Зимнего дворца, по проекту Ф. Растрелли. Старая деревянная набережная на фоне дворца выглядела непрезентабельно, и в июне 1762 г. специальным указом Екатерины II коллежскому советнику архитектору Игнацио Росси поручено оставить проект новой, каменной набережной: «Здесь, в Санкт-Петербурге, против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега зделать каменные».

Дворцовая набережная у Эрмитажного театра. Акв. К.П. Беггрова. 1820-е гг.

Проект каменной набережной Невы на участке от Фонтанки до Адмиралтейства и соответствующая смета представлены спустя всего два месяца, и осенью того же года начались работы.

Сначала работами руководила специально созданная Контора построения невских берегов, но в 1770 г. за них стала отвечать Контора строений Ее Императорского Величества. Гранит ломали на Роголевых и Быковых островах в Финском заливе и на судах везли в город. Набережную украсили полукруглые спуски, устроенные по проекту К.И. Росси. Их сооружением занимался мастер Т.И. Насонов, который отвечал за все гранитные работы. На стене спусков в граните выбиты даты их появления.

Уже после сдачи участка набережной между Зимней канавкой и Адмиралтейством выяснилось, что она сделана некачественно. Грунт начал проседать, появились промоины, гранитные блоки стали перекашиваться. Набережную в этом месте в 1772–1773 гг. пришлось переделывать. Отступя в сторону реки еще на 20 м, в грунт забили просмоленные дубовые сваи, на которые укладывали гранитные блоки, скрепленные железными скобами. Этими работами руководил архитектор Ю.М. Фельтен. Значительное расширение набережной у Зимнего дворца хорошо видно с моста через Зимнюю канавку.

Вид на Эрмитажный мост со стороны Зимней канавки. Раскрашенная гравюра по рис. И. Урениуса. 1815 г.

Этот мост, первоначально деревянный, подъемный, в 1763-1766 гг., во время обустройства гранитной набережной Невы, был перестроен в камне (первый каменный мост Санкт-Петербурга). Дугообразный свод моста выложили из кирпича и известняковых плит. Он опирался на опоры из бутового камня. Снаружи опоры и свод облицевали гранитными плитами. Из гранитных блоков устроили и парапеты ограждений моста. Обновленная переправа стала называться Дворцовым мостом. Нынешнее название — Эрмитажный мост — он получил уже в 1829 г., после того как рядом построили здания Эрмитажа.

Накопленный опыт устройства каменных набережных применили при обустройстве набережных других городских рек и каналов, в их числе и Старый Дворцовый канал (нынешняя Зимняя канавка). Его берега облицевали гранитом в 1782–1784 гг. Поскольку набережные были узки, то гранитные тумбы ограждения вынесли над каналом на консолях. Между тумбами укрепили решетки, выкованные по рисункам скульптора И.Ф. Дункера. Сегодня решетки с оригинальным узором сохранились только со стороны Эрмитажа. Ограда противоположного берега со временем частично утрачена, и вместо нее установили решетки, аналогичные решеткам ограды Мойки. К воде устроили узкие гранитные лестницы-спуски.

Старое здание петровского Почтового двора у Марсова поля в 1737 г. сгорело. После этого императрица Елизавета Петровна перевела Почтамт в новое здание на берегу Мойки, у Зимнего канала. Поэтому, начиная с 1760-х гг., набережная канала некоторое время даже называлась Почтовой. Однако это название так и не прижилось. Ныне о нем напоминает только мраморная доска, укрепленная в 1768 г. на стене Старого Эрмитажа со стороны Зимней канавки. На ней на русском и немецком языках высечено старое название улицы вдоль Зимней канавки — «Почтовая». А за углом, на стене этого же здания, укрепили мраморную доску с названием набережной — «Дворцовая». Оригинальные доски со временем были утрачены и возобновлены в 1969 г.

В 1828 г., после того как Почтовый двор перебрался на Почтамтскую улицу, канал стал именоваться Зимней канавкой, а его набережная — набережной Зимней канавки.

Во второй половине XVIII в. на Дворцовой набережной рядом с Зимним дворцом, построенным по проекту архитектора В.В. Растрелли, появились здания Эрмитажа и Эрмитажного театра. В 1762–1769 гг. архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил так называемый Малый Эрмитаж. При Екатерине II он именовался «Ламотов павильон». Императрица принимала в нем особо приближенных придворных, обедала с ними, играла в карты. Здесь разместили и часть ее коллекции картин и скульптур.

Вид Зимней канавки со стороны Миллионной улицы в наше время

В 1771–1783 гг. архитектор Ю.М. Фельтен рядом построил еще одно здание Эрмитажа, который сначала назвали «Старый Эрмитаж», но чаще его называли Большим Эрмитажем. Это здание было построено специально для размещения художественных коллекций и библиотеки. Со зданием Малого Эрмитажа оно соединялось специальной переходной галереей. В 1792 г. архитектор Дж. Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу вдоль Зимней канавки корпус для копии «Лоджий Рафаэля».

И наконец, в 1783–1787 гг., Дж. Кваренги построил на другом берегу Зимней канавки трехэтажное здание Эрмитажного театра. Архитектор Ю.М. Фельтен в 1783–1785 гг. соединил Эрмитажный театр с Большим (Старым) Эрмитажем, крытой аркой-переходом, построенной над Зимней канавкой. После этого облик Дворцовой набережной приобретает привычный для нас современный вид.

Набережная Зимней канавки быстро стала одним из любимых мест прогулок горожан и особенно фрейлин Двора.

Придворные правила не позволяли им надолго покидать дворец, а на противоположной стороне канала квартировали сначала лейб-компанейцы Екатерины II, а потом гвардейцы 1-го батальона Преображенского полка. Под фельтеновской аркой состоялось немало свиданий дворцовых фрейлин с гвардейскими офицерами.

А в 1868 г. тут произошло событие, определившее финал оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». В октябрьском номере одной из петербургских газет была напечатана следующая заметка: «Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина. Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагерротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного».

Уже написанное либретто оперы было переделано. В него вставили сцену самоубийства Лизы, которая бросилась в канал с Эрмитажного моста. После этого за ним закрепилось еще одно название — «мостик Лизы».

В сентябре 1777 г. уровень воды в Неве поднялся выше ординара на 3,21 м, и район Зимнего дворца и Адмиралтейства ушел под воду. Строившаяся у Зимнего дворца набережная была значительно повреждена. В городе погибло более тысячи человек, уничтожены фонтаны Летнего сада, многие деревянные здания.

Екатерина II, наблюдавшая за разбушевавшейся рекой из окон Зимнего дворца, записала в своем дневнике: «Порыв ветра разбудил меня в пять часов. Я позвонила, и мне доложили, что вода у моего крыльца и готова залить его. Я сказала: если так, отпустите часовых с внутренних дворов, а то пожалуй они вздумают бороться с напором воды и погубят себя… Желая узнать поближе в чем дело, я пошла в Эрмитаж. Нева представляла зрелище разрушения Иерусалима. По набережной, которая еще не окончена, громоздились трехмачтовые купеческие корабли. Я сказала: Боже мой! Биржа переменила место, графу Миниху придется устроить таможню там, где был Эрмитажный театр».

А в ноябре 1824 г. район Зимнего дворца и Адмиралтейства вновь ушел под воду. В этот год в Петербурге произошло одно из самых больших и разрушительных в его истории наводнений. Уровень воды поднялся на 421 см над ординаром, при том что для выхода ее на улицы достаточно было всего 150 см выше ординара. Затопило весь город, кроме Литейной, Рождественской и Каретной частей. По неофициальным данным, в ходе наводнения погибло около 14 тысяч человек (по официальным — всего 208 человек), разрушено 324 здания и повреждено в различной степени 3257 строений. В гавани из стоявших там 97 судов уцелело всего 12. Общий ущерб от разгула стихии оценивался более чем в 20 млн руб., что являлось для того времени колоссальной суммой.

Наводнение в Петербурге в 1777 г. Немецкая гравюра

Именно это наводнение описано А.С. Пушкиным в его поэме «Медный всадник». Не мог остаться в стороне и известный поэт-графоман граф Д.И. Хвостов, перу которого принадлежат следующие незабываемые строки:

Свирепствовал Борей,

И сколько в этот день погибло лошадей!..

И представлялась страшная картина как:

По стогнам рек валялось много крав,

Кои лежали там, вверх ноги вздрав.

Набережная Невы у Зимнего дворца. Худ. М.Н. Воробьев. 1817 г.

Уже в наше время, в 1971 г., на углах здания Большого (Старого) Эрмитажа и на стене Эрмитажного театра установлены алюминиевые доски с отметкой уровня подъема воды во время навод нения 1824 г.

Заканчивая краткий рассказ о наводнении 1824 г., стоит упомянуть о вышедшей в 1888 г. в Петербурге книге «Летопись петербургских наводнений 1703–1879 гг.», составленной П.П. Каратыгиным, племянником известного актера-трагика В.А. Каратыгина. В ней, в частности, есть следующая любопытная фраза: «Осталось также множество страшных эпизодических рассказов и преданий о таинственной связи этого наводнения с жизнию императора Александра Первого: оно 12-ю месяцами и 12-ю днями предшествовало его кончине, а наводнение 10-го сентября 1777 года — тремя месяцами и двумя днями его рождению».

После наводнения набережную быстро привели в порядок. Мостовую замостили камнем. Вдоль парапета шла вымощенная гранитными плитами пешеходная дорожка, отделенная от проезжей части рядом масляных фонарей. У северо-западного угла Зимнего дворца имелся мощеный спуск к воде, аналогичный спуску, сохранившемуся до наших дней около Эрмитажного мостика.

Спуск-пристань у Зимнего дворца в 1830-е гг. на литографии по рис. К.П. Беггрова

Спуск-пристань в 1912–1913 гг. на фотооткрытке, изготовленной по снимку К. Буллы

В начале 1820-х гг. набережная между Зимним дворцом и Адмиралтейством использовалась для подвоза по реке и хранения материалов, необходимых для строительства здания Главного штаба. Когда стройка стала подходить к концу, Николай I поручил К.И. Росси благоустроить этот участок набережной. По его проекту здесь соорудили широкий ступенчатый спуск-пристань. По краям спуска на гранитных тумбах установили бронзовые фигуры львов и вазы из порфира.

На литографии видно, что спуск-пристань украшают фигуры львов и каменные вазы. На открытке каменные вазы уже отсутствуют, а у западного фасада Зимнего дворца, выкрашенного в красный цвет, появился окруженный оградой сад Фигуры львов отлили по моделям скульптора И.П. Прокофьева, а вместо ваз первоначально предусматривалось установить скульптурные группы братьев Диоскуров, сдерживающих коней. Но вариант с Диоскурами император не одобрил, и установленные вазы простояли здесь до 1873 г. Затем ими украсили спуск-пристань, сооруженный на Адмиралтейской набережной, между зданиями Адмиралтейства и Сената.

Зимой 1895 г. от спуска-пристани у Зимнего дворца по льду Невы проложили однопутную линию электрического трамвая до Мытнинской набережной. Вагоны расходились на специально устроенных разъездах. Стоимость проезда составляла 3 коп. Кроме этой линии, устроили еще три:

— от Сенатской площади до Румянцевского сквера на Васильевском острове;

— от Суворовской площади (у Марсова поля) до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне;

— от Суворовской площади до домика Петра I.

Автором данного проекта являлся инженер М.М. Подобедов, который основал одну из первых электротехнических компаний в России. Две небольшие электростанции, производимые его компанией, и давали ток для трамваев.

А вообще жизнь на Неве, в том числе и у Дворцовой набережной, зимой не затихала. После разведения наплавных переправ и становления надежного льда устраивали санные переезды. Для этого расчищали снег и обставляли ледовую дорогу елочками-вехами. Этими переездами, действовавшими, пока стоял лед, пользовались как сани и санные экипажи, так и пешеходы. А лед на Неве тогда был не чета нынешнему. Если сегодня невский лед в черте города не всегда достигает толщины даже 0,5 м, то в XVIII–XIX вв. его толщина составляла 1 м и более. Такой лед выдерживал скопления весьма значительных масс людей.

Линия электрического трамвая, соединявшая по льду Невы Дворцовую и Мытнинскую набережные. Фото 1895-1900 гг.

Зимние бега на Неве. Литография А.Н. Авнатамова и Н.К. Брезе. 1850-е гг.

Катальные горы на Неве. Гравюра Н. Серракаприола. 1817 г.

Напротив Зимнего дворца, в самом широком месте реки, устраивали снежный ипподром. До середины XIX в. на Неве на Рождественские праздники устраивались массовые гуляния. Прямо на льду строили катальные горы, деревянные и снежные дома, расчищали катки.

Начиная с Петра I, на Неве проводился обряд Водосвятия, на котором присутствовали императорская фамилия, Двор, сановники, иерархи Церкви и гвардейские части. Архимандрит Августин в своей книге «Православный Петербург в записках иностранцев» приводит описание этого обряда в конце XVIII в. по воспоминаниям двух французских эмигрантов — графа А. Фортиа де Пиле и Л. де Буазгелена де Кердю («Путешествие двух французов»): «После завершения церемонии во дворце священники спустились по правой лестнице дворца, выходящей к Адмиралтейству, пройдя через апартаменты Великого Князя. Через всю улицу был протянут ковер, доходивший до своего рода временного алтаря в виде открытой со всех сторон ротонды, которая возвышалась над ближайшей к дворцу частью адмиралтейского рва. По одному подразделению из всех полков гарнизона выстроились со своими знаменами боевыми рядами от дворцового крыла до перспективы перед алтарем… Ранее полки присутствовали целиком на этой церемонии, которая устраивалась прямо на Неве, и долго еще там оставались, подверженные всей суровости холода. Тогда при этом присутствовал весь двор, что очень удлиняло церемонию, и госпитали переполнялись солдатами. Вполне можно поверить, что это один из мотивов, который побудил царствующую императрицу (Екатерину II) не выходить более из своих апартаментов… Затем начинается церемония освящения воды: она состоит в том, что берут воду из проруби, устроенной в центре алтаря, и льют ее в некий сосуд. Митрополит окунает в воду Распятие, затем выливает ее обратно в прорубь, из которой ее взяли, откуда вновь набирают воду, коей окропляют знамена, свешиваемые надо рвом. Во время этой церемонии, длящейся более получаса, поют молитвы и стреляют из пушек в крепости… После того как знамена возвращают на место, отряды дефилируют перед дворцом. Знаменами приветствуют императрицу, которая находится за окном в эркере, устроенном над одним из выступающих портиков ее дворца… Теперь уже не окунают в воду, как некогда, новорожденных, но огромная толпа спешит набрать воды, чтобы полить себе на голову или на руки или унести себе домой. Алтарь сохраняется еще несколько дней, и многие приходят набрать воды».

Крещение на Неве. Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И.И. Шарлеманя. После 1856 г.

После короткого перерыва обычай проводить обряд Великого Водосвятия у проруби на Неве был возобновлен. Теперь прорубь стали делать прямо напротив Зимнего дворца, рядом с Дворцовой набережной. Вот что писал о проведении обряда Водосвятия в 1859 г. в своих записках «Путешествие в Россию» (М., 1988) Т. Готье: «Нева — это сила Санкт-Петербурга. Ей воздаются почести и с большой помпой освящают ее воды. Эта церемония, которую называют крещением Невы, происходит 6 января по русскому стилю. Я присутствовал на ней, глядя из окон Зимнего дворца, доступ к которому мне был дозволен благодаря одной милостивой протекции…».

Невский лед в XVIII–XIX вв. был чистым и использовался горожанами для устройства ледников. Зимой на реке выпиливали ледяные блоки и развозили по домам, складам и магазинам. Там их укладывали в специальные погреба, пересыпая опилками. Потихоньку подтаивая, ледяные глыбы лежали до следующей зимы, создавая в погребе достаточно низкую для хранения портящихся продуктов температуру.

Добыча льда на Неве. Фото В.А. Каррика, 1900–1910-е гг. Виден наплавной деревянный Дворцовый мост, его на зиму в те годы уже не убирали

А летом перед окнами Зимнего дворца становились на якорь корабли прибывших с визитом зарубежных гостей, суда Российского военного флота.

Уже при Екатерине II Дворцовая набережная стала одним из любимых мест прогулок горожан. Сама императрица со свитой часто гуляла здесь, любуясь Невой. На ней проходили торжественные встречи важных иностранных гостей, прибывающих во дворец по воде. Внутрь здания они попадали через Невский (Иорданский) подъезд. Сюда причаливали личные яхты императоров. Особенно часто отплывал от Дворцовой набережной и возвращался сюда на личной яхте император Николай II. Нередко он просто по ней прогуливался.

В апреле 1904 г. на Дворцовой набережной состоялось торжественное построение моряков крейсера «Варяг», геройски погибшего во время Русско-японской войны. Оставшихся в живых членов экипажа Николай II пригласил на обед в Зимний дворец. Еду подавали на специально изготовленных к этому случаю обеденных приборах. По окончании приема эти приборы были переданы морякам. Каждому матросу вручили также именные часы.

Николай II с супругой на Дворцовой набережной. Фото К. Буллы. 1906 г. За спинами императорской четы — ограда Собственного дворцового сада, разбитого в 1896 г., а далее, в глубине, — Восточный павильон Адмиралтейства

В 1915 г., в связи со строительством Дворцового моста через Неву, спуск-пристань у Зимнего дворца и украшавших ее львов передвинули в сторону Адмиралтейства. Там, теперь уже на Адмиралтейской набережной, они находятся и по сей день.

После Октябрьского переворота 1917 г. в Петрограде в массовом порядке переименовывали улицы и площади. Не избежала этой участи и Дворцовая набережная. Ее в 1923 г. переименовали в память о событиях 1905 г. («Кровавого воскресенья») в набережную Девятого Января. Это название она носила вплоть до 1944 г., после чего ей вернули историческое наименование.

Вместо старых памятников, прославлявших деятелей старого режима, в Петрограде стали устанавливать памятники революционерам и противникам самодержавия. На пока еще Дворцовой набережной в сентябре 1918 г., к первой годовщине Октябрьской революции, установили памятник А.Н. Радищеву.

Это первый памятник, установленный в городе в соответствии со специально разработанным большевиками планом монументальной пропаганды. Он представлял собой бюст, изготовленный скульптором Л.В. Шервудом и водруженный на высоком круглом пьедестале из искусственного мрамора. Л.В. Шервуд, воспитанник Академии художеств, лично выбрал место для установки памятника. Этим местом стали остатки фундамента ограды бывшего Собственного сада у западного фасада Зимнего дворца. Копию бюста в октябре того же года установили и в Москве.

Впрочем, первые памятники, установленные в городе молодой советской властью, выполнялись из непрочных материалов, и они не смогли выдержать испытание временем, практически ни один из них не сохранился. Не стал исключением и памятник А.Н. Радищеву. Плохо закрепленный на постаменте, он при сильном ветре вскоре был опрокинут на землю и раскололся. Красноармеец, дежуривший рядом, доложил: «Во время моего дежурства тов. Радищев, не выдержавши сильного ветра, развалился…».

В 1924 г., спустя 100 лет после ужасного наводнения 1824 г., город подвергся новому наводнению, правда, не такому катастрофическому, но также принесшему немало бед. На этот раз вода поднялась на 380 см выше ординара при скорости ветра до 40–42 м/сек. Затопило более половины города, а глубина затопления местами достигала 2,5 м. В результате бедствия погибло до 600 человек, разрушено или повреждено 19 мостов. На Дворцовой набережной испорчено торцовое покрытие мостовой, а около Мраморного дворца на берег выбросило огромную барку.

На Дворцовой набережной отметок подъема уровня воды во время наводнения 1924 г. нет. Ближайшая памятная доска, посвященная этому событию, находится на стене дома № 2 по Английской набережной.

Разрушенное наводнением торцевое покрытие мостовой восстанавливать не стали, а положили асфальт. В остальном техническое обследование набережной показало ее удовлетворительное состояние. Зато при обследовании в 1933 г. состояния Эрмитажного моста установили необходимость его ремонта. Эксперты выявили размыв основания устоев, что привело к обнажению опорных свай. Сильно разрушилась кирпичная кладка свода, разошлись швы между облицовочными гранитными плитами.

Барка, выброшенная на Дворцовую набережную во время наводнения 1924 г.

Эрмитажный мост в наше время (вид со стороны Невы). Слева видно здание Эрмитажного театра, а справа — здание Большого (Старого) Эрмитажа. Между ними арка галереи-перехода. В глубине арки — дома, стоящие на левом берегу Мойки

На Дворцовой набережной. 1941 г.

Реконструкцию переправы провели в 1934 г. по проекту инженера А.Д. Саперштейна и архитектора К.М. Дмитриева. Консультантом проекта выступал архитектор Г.П. Передерий. Первоначальное предложение уменьшить высоту свода на 0,5 м Архитектурный комитет отклонил. Не поддержали и предложение расширить мост в сторону Невы на 1,44 м. Было решено полностью сохранить прежний силуэт моста, убрав установленные в XIX в. подставки для фонарей на въездах.

Таким образом, реконструировали только кирпичный свод моста, который заменили монолитной железобетонной конструкцией с гранитной облицовкой. Было также усилено свайное основание моста. Одновременно провели капитальный ремонт отдельных участков набережной Зимней канавки и Дворцовой набережной. А в 1950 г. восстановлен первоначальный вид пандусов Эрмитажного моста.

В годы блокады на Неве у Дворцовой набережной снова стояли пришвартованные суда. Это были боевые корабли Балтийского флота. Их машины приводили в действие генераторы, от которых по кабелю в Эрмитаж и Зимний дворец подавалась электроэнергия.

Жители города набирают воду из проруби на Неве. Зима 1941–1942 гг.

Вместо Крещенской проруби во льду Невы сделали прорубь, в которой жители осажденного города могли брать воду. А на набережной вместо гуляющих горожан можно было видеть колонны солдат, военных моряков и ополченцев, направляющихся на фронт.

Отгремела война, и на Дворцовой набережной вновь появились идущие по своим делам и просто гуляющие жители города, многочисленные туристы. У входа в Зимний дворец (вход тогда был через Иорданский подъезд) выстроилась очередь желающих посмотреть эрмитажные коллекции. В конце 1960-х гг. впервые устроена ночная подсветка здания дворца. Военные корабли стали заходить в Неву и становиться на якорь у Дворцовой набережной только во время праздников. А в 1969 г. на Неве, на фоне Петропавловской крепости, состоялся первый праздник выпускников ленинградских школ — «Алые паруса». Ныне этот праздник стал одним из брендов города, а Дворцовая набережная по праву считается одной из красивейших в Санкт-Петербурге.

Оглавление

Из серии: Всё о Санкт-Петербурге

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я