Парфума з бульбы

Алексей Владимирович Хвойницкий, 2023

В мире парфюмерии существует множество мифов, стереотипов и недопониманий, которые окружают ароматы и процесса создания духов. Подобно процессу приготовления парфюма из картошки, который может показаться абсурдным и непонятным, парфюмерия часто кажется магией, доступной только избранным. Но на самом деле, парфюмерия – это искусство и наука, которая может быть доступной и интересной каждому.В этой увлекательной книге автор раскрывает мир ароматов и парфюмерии с юмором, сарказмом и глубокими знаниями. Читатель узнает, как устроен нос, как работает обоняние и почему ароматы играют такую важную роль в нашей жизни."Парфума з бульбы" – это увлекательное путешествие в мир ароматов, которое позволяет читателям более глубоко понять и полюбить парфюмерию, исследовать ее магию и найти ответы на интересующие их вопросы. Книга адресована всем, кто интересуется миром ароматов и хочет расширить свои знания и опыт в этой удивительной области.

Оглавление

8. Восприятие

— Это что у вас за крупа?

— Перловка.

— А почему она выглядит как гречка?

— Потому что у неё вкус пшена.

— А почему на упаковке написано «рис»?

— Ой, с манкой всегда так.

Чувствительность человека к восприятию запахов характеризуется пороговой концентрацией — минимальной концентрацией пахучего вещества в воздухе, вызывающей обонятельное ощущение. Для многих душистых веществ это значение лежит где-то в пределах от одной миллионной до одной миллиардной доли грамма на литр. Обычно наблюдается прямая зависимость между порогом восприятия и чувствительностью. При этом восприятие запахов конкретного человека нельзя измерить непосредственно никаким прибором, известным на данный момент. Но измерение и вычисление всего вокруг, является для человека, своего рода пристрастием, и для этих целей используют разные непрямые методы оценки запахов. Сюда входит:

— оценка интенсивности, как сильно ощущается запах;

— определение порога восприятия, при какой силе запах начинает ощущаться;

— сравнение с другими запахами, на что похож данный запах.

Такая информация является своего рода алфавитом, позволяющая свободно общаться на тему запахов разным людям, и быть уверенными, что вас поймут так, как надо. К сожалению, такого полного и единого алфавита не существует (хотя может и существует, но он не доступен обычным смертным), поэтому сложностей с возможной характеристикой любого запаха возникает довольно много. Парфюмеры и специалисты, деятельность которых тесно связанна с обонянием и запахами, долгие годы специально обучаются такого рода классификациям, одновременно реальным опытным путём проб и ошибок, разбираются во всех тонкостях. Обычному человеку в его повседневной жизни, такая сложная и объёмная информация в принципе не нужна, но при этом, ежедневное взаимодействие с запахами есть. Таким образом, получается, что желание сказать есть, а вот алфавит ещё не выучен (да и зачем, ведь в жизни это всё равно не пригодится, как таблица умножения или знание периодической таблицы Менделеева). В итоге же получается либо детский лепет, либо бред, либо нечто настолько абстрактное, что восприятию не подлежит. Тем не менее, нам на помощь приходит великий выдумщик и весельчак — мозг. Он помогает нам описать, то, что происходит, доступными ему словами, ассоциациями, синонимами, часто просто междометиями или простыми реакциями, вроде закатывания глаз или закрывания носа. А мозг другой стороны, который также является невероятным кудесником, интерпретирует всё увиденное и услышанное, иногда даже и не уведенное и не услышанное, и делает соответствующие выводы. И теперь всё понятно… Как бы понятно… Достаточно понятно… Но я отвлёкся… Или увлекся… Не важно… Продолжим…

На деле получается, что мы нюхаем мозгом. Знаменитый парфюмер Эдмонт Рудницка писал: «Запах, или собственно обонятельное (ольфакторное) впечатление — это феномен сознания, вызванный действием определенного материала (натуральной эссенции или синтетического продукта)». Эта схема предполагает несколько этапов: действие пахучего вещества — возбуждение обонятельных рецепторов — выработка «ольфакторного послания» — обонятельное впечатление. Из них, наиболее интересна стадия оформления «послания», поскольку именно в этот момент активно подключается смысловое поле культуры. Сигнал попадает в мозг, где он соотносится с другой информацией, то есть попадает в знаковое поле и дешифруется как приятный или неприятный, опасный или, быть может, расслабляющий; далее же следует реакция на уровне поведения и социальных императивов.

Мозг в данном случае руководит процессом и если первая «истинная» реакция человека на тот или иной запах может кое-как проскочить, то в дальнейшем он возьмёт над собой контроль и будет действовать в соответствии с общепринятыми нормами. Несмотря на то, что обоняние кратчайшим путём связано с мозгом, оно подвергается серьёзному воздействию, как непосредственно со стороны мозга, так и со стороны воспитания, обучения и процесса социализации в целом. Любого ребёнка с детства приучают, что нельзя говорить вот этому дяде, что от него плохо пахнет вчерашней водкой со свежими сигаретами, просто «не обращай внимания и потерпи немножко». Да и нельзя просто так подойти к мальчику или девочке и сказать «привет, ты вкусно пахнешь!», а то потом придётся на нём жениться/выйти за неё замуж. Любое такое воздействие учит немножко обманывать себя, других или и то и другое, и, конечно же, учит делать это с самыми благороднейшими намерениями. Человека учат, как реагировать на запахи, а вместе с этим меняется и само восприятие, реальность подменяется общепринятой выдумкой. Наглядный пример, это когда человек, без определённого места жительства вносит вместе с собой «благоухание» своего образа жизни в какое-либо общественное место, например, в общественный транспорт. Все, кто оказался в области поражения, мгновенно определят неприятный источник и отреагируют соответственным образом — поморщатся, вспомнят о тяжести своей нелегкой судьбы, пожалеют о сложности получения разрешения на применение огнестрельного оружия и… продолжат свой путь, стараясь игнорировать окружающую действительность. Могу привести и другой пример, представьте, как мимо вас проходит сногсшибательный и обворожительный представитель противоположного пола, от которого буквально магнетически пахнет страстью и сексом. Мгновенно перед вашим взором предстанет образ бурной ночи, полной головокружительных ласк, образ будет одновременно сопровождаться звуковыми впечатлениями тихих стонов и ласкающего слух нежного шёпота, а ваше тело даже немножко ощутит тепло прикосновений и влажность вспотевшей плоти… А ещё одно мгновение спустя, вы продолжите свой путь, даже не обернувшись вслед уже почти такому родному и близкому встречному незнакомцу/незнакомке, а ваши мысли уже будут сосредоточены о проблемах на работе или учёбе, или том, что бы съесть на обед или какой бы сериальчик посмотреть вечерком. Таким образом, получается, что реальное восприятие и собственное мнение человека на запах или аромат оказывается запертым внутри, и вытащить его наружу в таком первозданном виде почти невозможно.

Более того, я открою вам очередной величайший не секрет: ваш мозг может ещё до непосредственного ощущения запаха, решить, понравится он вам, или нет. Особенно сильно это влияние в контролируемых условиях, когда запах появляется не сам по себе, а в результате определённого действия — распыления, открытия, нанесения или любого другого. Ведь тут есть много других разных факторов, на основании которых можно сразу сделать вывод, не дожидаясь представления. Дело в том, что восприятие — это мыслительная функция мозга и независимо от источника, именно мозг будет разбираться с любого рода раздражителем. И такой процесс перехода от относительно простых ощущений к сложным восприятиям является куда сложнее, чем простым сложением отдельных ощущений. При восприятии уже знакомых нам запахов, узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых, незнакомых нам ароматов, узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развёрнутых формах. Полное восприятие возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые нюансы в одно осмысленное целое. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие никогда не осуществляется на элементарном уровне — оно захватывает высшие уровни психической активности. Все эти обстоятельства делают полное и реальное восприятие абсолютно всего, таким, какое оно есть — недостижимым идеалом. Если взять полное восприятие за 100%, то наше восприятие будет широко варьироваться в значениях от 1% до 99%. Таким образом, наш мозг, да и организм в целом, экономит энергию для более важных и более существенных, по его авторитетному заверению, дел.

Восприятие к ароматам, находящимся на границе естественных и сверхъестественных вещей, да ещё и в условиях довлеющей, материалистическо-зрительной культуре, описать, разобрать да и поддерживать не так просто. Кроме того, возможность полноценного восприятия затрудняется различными ошибками мышления, когнитивными искажениями или просто стереотипами. Разобраться во всём многообразии таких проблем в рамках одной главы вряд ли получится, но с некоторыми мы разберёмся и постараемся избавиться от них и тут, и в повседневной жизни.

Серьёзную роль на восприятие оказывает такая, не всегда полезная штука, как обобщение. Пробуя аромат, мы всегда стремимся определить, на что он похож или чем пахнет, ведь это очень важно для простого понимания и для возможности хоть как-то классифицировать аромат. Но очень часто, буквально в тот самый момент, когда мы подберём необходимый «ключ» к новому, возможно уникальному, аромату, мы вешаем на него соответствующий «ярлык», ставим на него печать «сделано» и идём дальше, с самоудовлетворённым чувством собственного достоинства. Но сам аромат сделан или существует совсем не для того, чтобы его как-то классифицировать. Любая классификация — это лишь подсказка и помощница, помогающая лучше ориентироваться и на её основе выстраивать более понятный процесс коммуникации. Да и вы, наверняка, не профессиональный классификатор, хотя если вам хорошо оплачивают эту нелёгкую работу, и если она приносит вам немало удовольствия, то продолжайте, на здоровье. А так очень часто получается, что действительно интересные ароматы, шедевры парфюмерии и духи, оставившие значительный след в истории, в мгновение превращаются в: «О, ежевичка!», «А это, вроде персиком пахнет!», «Бабушкины духи!», «Напоминают мой шампунь детства!», «Помню, заболел, и мне мазь прописали — так же пахла». Ключи могут быть самыми разными, но аромат от любого такого ключа для вас становится малоинтересным и скучным, теряет большинство своих полезных свойств и характеристик, да и всё чудо, вместе с волшебством, просто улетучиваются. Аромат при этом не изменится, но для вас его больше не будет, он будет, совершенно неосознаваемым образом, похоронен. Поэтому иногда нужно остановить свой поток мышления и дать себе возможности «чистого» восприятия, особенно если это касается чего-то нового и неизведанного для вас. Кстати, освоение такой способности может пригодиться и в других сферах жизни.

Следующим, экономящим ваше время и силы фактором, при этом отрицательно способствующим восприятию, является искажение. Если при пробе аромата, вам будут показывать разные видеоизображения или картинки, несущие различную смысловую нагрузку, восприятие аромата от этого будет сильно меняться. Проба аромата в тишине будет отличаться от пробы аромата, сопровождаемого интересным и содержательным рассказом. Дегустирование же аромата в недружелюбной или агрессивной среде, скорее всего, не даст воспринять аромат вообще, либо соответственно вызовет лишь сугубо негативные эмоции. Определённым образом на восприятие влияет цвет, как цвет самого ароматического источника, так и общее цветовое впечатление от обстановки. Также искажение восприятия происходит и при наличии множества рассеянных ароматических веществ в воздухе — интерференции. Интерференция может оказывать и куда более отрицательное воздействие на восприятие, когда получаемая информация противоречит той, которую вы уже знаете и которую вы уже восприняли (почти всё, что я здесь пишу, может быть легко и просто обнулено действием интерференции). Касательно ароматов, интерференция может стать причиной неразрешимого замкнутого круга, требующего стороннего вмешательства.

Обоняние очень быстро утомляется. Если мы некоторое время будем вдыхать какой-либо запах, то перестанем ощущать его. Но только именно этот запах, большинство же других запахов мы будем ощущать вполне нормально. Такое приспособление органа чувств к действующим на него раздражителям называется адаптацией. В обонятельных ощущениях адаптация происходит чрезвычайно быстро, к большинству ароматов и запахов человек привыкает в течение нескольких минут, и даже к самым сильным раздражителям адаптация обычно занимает не более 10 минут. При использовании парфюмерии, роль адаптации очень велика, так как с ней нередко связана ложная оценка свойств парфюмерной продукции. При определенных условиях может происходить и обратный процесс — сенсибилизация, или повышение чувствительности к запаху. Обычно сенсибилизацию обоняния вызывают многократные, частые и периодические воздействия очень слабых запахов, что позволяет лучше обнаруживать присутствие в воздухе даже очень слабых пахучих веществ.

Иногда, естественный процесс адаптации можно спутать с действием опущения. При определённых обстоятельствах, человек способен полностью игнорировать окружающий мир вокруг. Стоит сосредоточиться на каком-либо виде работы, требующим особой внимательности для её выполнения, как все, даже сильно раздражающие факторы окружающей среды, исчезают. А вот что касается более приятных факторов окружения, то внимание к ним у любого представителя человечества и так минимально. Когда вам тепло и уютно, вы об этом вряд ли думаете, но если вам холодно или жарко, то думать о чём бы то ни было ещё, становится проблематично. Шум от ремонта у соседей, не даст вам сосредоточиться, а спокойная приятная музыка из проигрывателя перестанет слышаться и станет просто приятным фоном. Зачастую именно из-за этого нежные, спокойные и приятные ароматы не позволяют наслаждаться собой продолжительное время, не потому, что они нежные, спокойные и приятные, а потому, что они являются слишком слабыми раздражителями для вашего организма.

Если вышеизложенные особенности восприятия, с точки зрения психологии, могут быть не очень понятны, то сейчас, мы начнём разбирать особенности восприятия с точки зрения химии, и станет непонятно совсем. Но это ваши личные проблемы и меня они мало волнуют. Поэтому отставить разговорчики, спрятать отговорочки, и пора уже эволюционировать, дамы и господа.

Мы уже знаем, что обоняние начинают свою работу, когда ароматические молекулы, содержащиеся в воздухе, воздействуют на рецепторы обонятельного эпителия. Так вот, даже незначительно отличающиеся по своей химической структуре молекулы активируют различные рецепторные белки и их комбинации, поэтому запах спирта октанол-1 напоминает запах цитрусовых, а октановая кислота, отличающейся от него всего одним только дополнительным атомом кислорода, напоминает запах пота. К такому же изменению восприятия может привести и изменение пространственного строения молекул. Например, довольно разные запахи тмина и кудрявой мяты обеспечиваются d-карвоном и l-карвоном соответственно — хиральными изомерами, молекулами с одинаковым химическим составом, отличающимися друг от друга, как предмет от его зеркального изображения. Кроме того, большее количество молекул активирует более широкий спектр задействованных рецепторов, из-за чего одно и то же вещество может пахнуть по‑разному в зависимости от концентрации. Наиболее знаковый пример — скатол, гетероциклическое соединение, принадлежащее к семейству индолов, образующееся в желудочном тракте млекопитающих при бактериальном разложении аминокислоты триптофан. В переводе с латинского языка, скатол означает навоз, и вы уже догадались, что это означает. Тем не менее, скатол является популярным и довольно распространённым ароматизатором, ведь в малых концентрациях обладает очень приятным сливочно-молочным запахом, напоминающий запах жасмина, и входит в состав парфюмерных продуктов, пищевых эссенций, содержится в сигаретах, а иногда его добавляют, даже в мороженое. А вот винный лактон ощущается при концентрации в воздухе 10‑14 степени г/л, а запах его зеркального изомера можно почувствовать только при концентрации 1 мг/л. Тут приведу пример и из немного другой области, андростенон, являющийся производным мужского гормона тестостерона, обладает характерным запахом мочи, который может многим, как нравится, так и не нравится, а некоторые будут абсолютно к нему не восприимчивы. В то же время андростенол, не андрогенный стероидный спирт, содержащийся одновременно в половых гормонах кабанов и в трюфелях, обладает приятным мускусным ароматом.

Наиболее многогранными в вопросах восприятия являются альдегиды, синтезирование которых послужило довольно крепким пинком для развития парфюмерии. Так, кокосовый альдегид в небольшой концентрации пахнет вовсе не кокосом, а абрикосом или персиком, а запах анисового альдегида при разбавлении ощущается как аромат свежего сена, шиповника и цветов боярышника. Таким образом, выходит, что на восприятие влияет множество, самых разных факторов и обстоятельств, как объективных, так и сугубо субъективных. Но всё это становится абсолютно неважным, когда вы вдыхаете свой любимы аромат, каким бы он ни был, и испытываете истинное блаженство и оказываетесь окутаны приятным ощущением удовольствия, растекающимся по вашему телу, словно живительный нектар, после чего все проблемы становятся не столь значимыми, а мир вокруг становится более ярким, дружелюбным и добрым. Поэтому не забывайте, что путь к цели должен быть столь же приятным, как и её достижение.

Перейдём к теме удовольствия в ароматах. Постараемся в этой теме покопаться и хорошенько разобраться без пошлостей и с сугубо научным подходом (ох и непросто это будет, ох не просто…)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я