Парфума з бульбы

Алексей Владимирович Хвойницкий, 2023

В мире парфюмерии существует множество мифов, стереотипов и недопониманий, которые окружают ароматы и процесса создания духов. Подобно процессу приготовления парфюма из картошки, который может показаться абсурдным и непонятным, парфюмерия часто кажется магией, доступной только избранным. Но на самом деле, парфюмерия – это искусство и наука, которая может быть доступной и интересной каждому.В этой увлекательной книге автор раскрывает мир ароматов и парфюмерии с юмором, сарказмом и глубокими знаниями. Читатель узнает, как устроен нос, как работает обоняние и почему ароматы играют такую важную роль в нашей жизни."Парфума з бульбы" – это увлекательное путешествие в мир ароматов, которое позволяет читателям более глубоко понять и полюбить парфюмерию, исследовать ее магию и найти ответы на интересующие их вопросы. Книга адресована всем, кто интересуется миром ароматов и хочет расширить свои знания и опыт в этой удивительной области.

Оглавление

6. Функции

— В итоге смысл жизни сводится к тому,

чтобы поймать язык зевающего кота.

Человеческое обоняние, даже не смотря на то, что и является на данный момент почти атрофированным органом чувств, способно улавливать и различать тысячи различных запахов и ароматов самого разного происхождения. Конечно же, нос той же собаки способен различать миллионы разных запахов и даже едва уловимые, причём на намного большем расстоянии. Но если же рассматривать, другие органы чувств человека — слух, зрение, вкус и осязание, то обоняние, вопреки расхожему мнению, совсем нельзя назвать самым «слабым» чувством. Таким образом, способность воспринимать и различать огромное количество запахов и ароматов у нас есть, но вот только сознательно описать и объяснить их мы почти не способны. И в этом плане, парфюмеры — создатели ароматов, всего лишь, также как музыканты или художники, лишь имеют обширные, определенно-структурированные знания в своей области.

Влияние обоняния на жизнь человека весьма обширно, так, без ощущения запахов, почти невозможно воспринимать вкус пищи. Несмотря на то, что мы редко прямо говорим об ароматах, в нашей речи, почти на бессознательном уровне, описание обонятельных впечатлений присутствует почти всегда. Воспоминания, о каком бы то ни было путешествии обычно сопровождают фразами «Там такая невероятная атмосфера!», а впечатления от знакомства с новым приятным собеседником часто выражают словами «От него/нее исходит какая-то особая аура — необычная, но притягательная» но при этом очень редко спрашивают: «Где были, что нюхали?» или «Как тебе он/она, приятно пахнет?». Обычно человек довольно быстро реагирует на запах, хотя бы на уровне «нравится/не нравится», это, кстати, называется гедонистическим разграничением ароматов, но последующая «дешифровка» запаха регулируется социальными и культурными установками. И вот тут культура и социальное воспитание большинства национальностей, делает любой запах не обсуждаемым и как бы выносит аромат за рамки восприятия, всячески ограничивая обсуждение всего, что связано с обонянием. Причиной этому явлению принято считать тот факт, что обоняние тесно связано с животной историей человека, а так как о не самых лучших родственниках лучше не упоминать, то не упоминают и обо всём том, что с ними связано. Но как говорится, человек, всё-таки, животное (тот же, кто считает иначе, ещё и глупое животное), но боязнь своей животной стороны, а также боязнь своего подсознания или опасение потери сознательного контроля над собой ещё долго будут править балом, не давая хотя бы равноценного отношения к обонянию, как к остальным органам чувств. Давайте всё же перейдём к функциям обоняния, и заодно к функциям обоняния, касательно парфюмерии.

Первая, самая главная, основная, жизненно необходимая и просто очень приятная функция обоняния связана с пищей — это определение степени съедобности и безопасности запахов еды и воды. Эта функция существует для поддержания полноценной жизнедеятельности организма и напрямую связана с его дальнейшим развитием и ростом. Наше обоняние в данном случае сигнализирует человеку о том, что можно с удовольствием съесть, а от употребления чего в пищу следует воздержаться. Хорошая функция, очень полезная, да и просто необходимая, но… Если рассматривать ароматы парфюмерии, то в таком случае эта функция обоняния играет совсем не в нашу пользу. Большинство людей, пробуя парфюмерные ароматы в магазине, именно так и реагирует на тот или иной аромат: этот нравится, а этот не нравится, что подразумевает под собой это съедобное, а это не съедобное. Простейшая реакция нравится или не нравится на ароматы — это признак работы главной функции системы обоняния и таким образом съедобные ароматы будут нравиться всегда. Особенно явно это проявляется в реакции детей на ароматы: им всегда нравятся запахи фруктов, конфет, булочек и прочего, но совсем не нравятся непонятные ароматы «взрослых» духов. Итак, простейшая реакция нравится/не нравится на запах, это лишь ваше сообщение о готовности или не готовности съесть то, что перед вами. Спешу вас разочаровать, почти вся парфюмерная продукция, за исключением специально созданной для применения внутрь (да, такая есть), к принятию в пищу не рекомендуется, и даже более того, строго противопоказана. Назревает закономерный вопрос, зачем же при пробе парфюмерии человек реагирует именно так? Возможно, они не знают, что перед ними не съедобный продукт. Возможно, но надеюсь, что знают. Возможно… В начале я уже сообщал, что тут мы будем стремиться только к максимально конкретным фактам, данным и закономерностям, которые распространяются на всех, поэтому возможное рассуждение на тему «возможно» оставим. Человек именно так реагирует на ароматы зачастую потому, что иначе реагировать не может или не умеет. Чтобы описать любой запах вербально, словами, необходимо иметь определенные знания, навыки и опыт, или сразу всё перечисленное.

— Чтобы описать, чем пахнет или на что похож, необходимо как минимум, ранее попробовать представленный запах или что-то похожее. Чтобы определить шипровый аромат, необходимо попробовать его ранее и быть информированным в том, что это был именно шипровый аромат.

— Чтобы определить, как пахнет, надо не только иметь представление о свойствах различных ароматов, но иметь хорошую описательную речь, особо богатую различными эпитетами. Попробуйте сами описать свой любимый запах или аромат: сильный он, или слабый, мягкий или крепкий, влажный или сухой, успокаивающий или бодрящий, строгий или взбалмошный, дальше сами… в помощь вам небольшой список эпитетов в конце.

— Чтобы выразить вызываемые чувства или ассоциации, нужно, кроме всего прочего, владеть определенной долей фантазии и развитым мышлением. Ваш любимый аромат может создавать для вас ощущение комфорта, безопасности и уюта, а может, именно так для вас пахнет счастье или радость, ну, или же, примерно так по вашему представлению, пахнет на космическом корабле, проплывающем возле Сатурна, когда раскаленные солнечные лучи растекаются по костюму скафандра. Такое углубленное и полноценное восприятие ароматов подразумевает под собой задействование ещё и функций разума в различных его проявлениях, а не только функции обоняния.

Следующей функцией обоняния можно назвать все, что связано с безопасностью — обоняние предупреждает о смертельно опасных запахах в окружающей среде для человека. Если вдруг где-то недалеко пожар, по запаху дыма и гари мы можем это определить и, конечно же, вопреки действию функции обоняния, понестись навстречу с уже включённой камерой на телефоне. Запах испортившейся еды также передаёт определённый сигнал нашему обонянию, снижая вероятность её поедания к минимуму. Если вдруг, вы забудете включённую плиту с готовящимся ужином, то очень скоро обоняние вам сообщит об уровне безопасности такого события, учащённое сердцебиение и соответствующий выброс энергии мгновенно заставит вас нестись сломя голову, опять‑таки, в направлении источника запаха. Смертельно опасные и ядовитые газы также обычно наделяют неприятным запахом, чтобы человек мог понять, что подвергается действию вредного вещества и предпринять какие-либо меры. Вообще, потенциально любой неприятный или незнакомый нам запах или аромат, сообщает нам проявлять бдительность и пристально следить за его источником — просто на всякий случай. Тут и без меня всё понятно, но надеюсь, что я хоть немного вас развлёк и избавил от проблемы поиска, чем бы занять свободное рабочее время. Переходим к действию этой функции в парфюмерии. Любой незнакомый нам парфюмерный аромат будет вводить нас в слегка тревожное ощущение, а сам источник этого аромата будет рассматриваться, как своего рода агрессор. По истечении небольшого промежутка времени и убедившись в безопасности источника незнакомого нам аромата, мы станем уже более спокойно и внимательно воспринимать его. Но эта функция обоняния уже может сыграть свою отрицательную, в этом контексте, роль и вы, стремглав, устремитесь к более знакомому вам аромату, чтобы не подвергать своё душевное спокойствие очередному невыносимому ольфакторному испытанию. Счёт 2: 0, и совсем не в нашу пользу.

Очередная функция обоняния основана на сильном влиянии запахов и ароматов на эмоции и чувства человека, которые позволяют получать удовольствие. Запахи и ароматы в кратчайшие сроки способны кардинально менять наше настроение, наши конкретные впечатления и даже мироощущение в целом. Ничего особо могло и не поменяться, ты вроде тот же/та же, что минуту назад, находишься там же, занят тем же, но добавив сюда аромат, всё может перевернуться. И то, что только недавно было источником раздражения, станет… не таким уж плохим. Вот уже приятное удовольствие начинает растекаться по вам, медленно и неспешно, как мёд, тщательно обволакивая каждую вашу клеточку. Это воистину волшебная функция обоняния и такие сверхъестественные возможности у ароматов всегда могут обрадовать и приятно удивить любого, даже самого закостенелого сухаря (как я, например). Но ароматы не смогут воздействовать на нас эмоционально, пока не пройдут проверку от первых двух функций и не палучаць письменного разрешения, с необходимой печатью здесь… и здесь, а также подписью начальника вот в этом месте… и ещё вот здесь…, и с обратной стороны ещё нужна заверенная гербовая печать директора, а вы, кстати сами, не забыли расписаться, вот в этом месте… как вам не сказали, говорили и не раз, это вы сами об этом запамятовали… Эта функция обоняния очень мощная, но она очень сильно регулируется внутренними установками и воспитанием. Но можно просто выдать себе разрешение на получение удовольствия от ароматов. Попробуйте сделать это, может, у вас получится. У меня ведь получилось. Да и у немногих других тоже. Дурной пример, как говориться…

И, конечно же, обоняние играет определённую функцию и в интимной сфере бытия. Даже просто обнимать человека, запах которого вам не приятен, то ещё удовольствие. Если вдруг вам совсем необъяснимо как, но безумно тянет или же наоборот, если отталкивает от какой-либо личности, то это, скорее всего, ваше обоняние потрудилось, выяснило всю подноготную информацию и выдало свою рекомендацию. Влияние на интимную сферу сильно взаимосвязано с функцией получения положительных эмоций и удовольствия, но является ещё большим табу в обществе, а роль обоняния в обществе в целом, не на самом высоком уровне. Вот представьте, юная невеста рассказывает матери о том, что её потенциальный жених, невыносимо воняет, да так, что находится рядом, не выносимо. Если жених умный, красивый, образованный, работает на хорошо оплачиваемой работе, да ещё и сама мама хорошо знакома с его родителями, то доводы, основанные на обонянии невесты, будут восприняты как прихоть маленькой инфантильной девочки, независимо от её возраста. Представителя Homo sapiens, т.е. Человека разумного, принято считать существом, у которого интеллект и функции разума преобладают даже над инстинктами. Порой, даже инстинкт самосохранения подвергается сознательному подавлению разумом. Половой инстинкт, соответственно также может подвергаться, впрочем, и подвергается, определённому подавлению со стороны разума. Культура и общество, за исключением некоторых субкультур, также всячески призывает подавлять свои инстинкты, а разум и умственные функции развивать. Это не плохо и не хорошо, но именно это происходит повсеместно. И, опять-таки, эта функция, не смотря ни на что, очень мощная. Возможно, именно из-за того, что подвергается сознательному подавлению. Как говорится, запретный плод… в карман не положишь…

Весь путь функций обоняния человека можно довольно просто охарактеризовать на примере новорождённого ребёнка. В первые годы своей жизни человеческое дитя подвергается воздействию различной информации поступающей в органы чувств из окружающего мира, но зрение ещё имеет слабый фокус и не способно полноценно воспринимать окружающий мир. Звуки играют роль, но характеризуются по-простому, громкие и неожиданные — пугают, тихие и спокойные — успокаивают. Вкусовые ощущения сложно получить, не облизав хотя бы чего-нибудь, и тут без посторонней помощи не справится, поэтому все возможные новые вкусы целиком зависят от родителей. Для ребёнка настоящее раздолье начинается в сфере тактильных и обонятельных впечатлений, посредством которых и начинается знакомство с миром. Получать различные тактильные ощущения также непросто в силу своих ещё ограниченных физических возможностей, зато обонятельные можно легко и просто получать и на расстоянии, без посторонней помощи. Плюс, желание облизать что-то без соответствующих обонятельных возможностей, было бы не так велико. По мере взросления и формирования других органов чувств обоняние утрачивает свою первоначальную значимость. Одновременно с этим происходит атрофия, отмирание, волокон обонятельного нерва. Уже в течение первого года жизни острота обоняния человека снижается примерно на половину, а дальнейшая скорость и степень ухудшения способности распознавать запахи зависит от индивидуальных особенностей организма, пола, образа жизни и воздействия различных факторов окружающей среды.

Между прочим, именно из-за огромного поступления различных воздействий на все органы чувств, ребёнку необходимо много отдыхать и побольше спать — мозг этого требует, чтобы обрабатывать всю поступающую информацию. Взрослые также довольно сильно устают по этой же причине, хотя многие этого даже и не знают. Давайте в этой теме немного поковыряемся, просто для общего развития. Большинство даже и не подозревают, что для нашего мозга, практически всё вокруг является информацией, требующей внимания и последующей обработки. Если вы просидите на диване перед телевизором, мозг устанет примерно так же, как и при определённой физической работе, не требующей особо напряжённой мыслительной деятельности. Любой человек считает, что информация — это новые для него знания, факты, идеи, мнения, мысли и т.п. Но вот для мозга информация — это совокупность:

— визуальной информации, получаемой органами зрения;

— звуковой информации, воспринимаемой органами слуха;

— тактильной информации, получаемой из тактильных рецепторов организма;

— вкусовой информации, получаемой вкусовыми рецепторами и

— обонятельной информации, воспринимаемой органами обоняния.

Лежание на диване и любая другая деятельность будет сопровождаться воздействием всех этих видов на ваш мозг и на ваш организм в целом, и различие в их интенсивности, в большинстве случаев, будет оказывать совсем не большое влияние на конечный результат. Поэтому, если вы целый день проведёте в кинотеатре за просмотром ярких и шумных блокбастеров, поглощая кучу пищи и напитков, а также активно ёрзая попой по креслу в поисках удобного положения с одновременным обонятельным восприятием всех и вся вокруг, можете сказать, что устали от всех впечатлений примерно так же, как от длительной напряжённой работы на заводе.

Напоследок, в этой главе, поиграю немного на вашем чувстве сострадания и приведу один отрывок. Запах — великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не сознавая в полной мере их значения в нашей жизни. Вот, как выразил свое мнение человек, утративший обоняние в результате черепно-мозговой травмы: «Когда я потерял [восприимчивость к запахам], я будто ослеп. Изрядная часть вкуса к жизни ушла вместе с обонянием. Мы даже не представляем себе, насколько этот самый «вкус» состоит из запахов. Мы ощущаем запах людей, запах книг, запах города, запах весны… Быть может, мы не фиксируем эти ощущения, однако они составляют исключительно важный бессознательный фон, на котором разворачивается жизнь. Весь мой мир неожиданно потерял львиную долю прежнего богатства».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я