Нейроконструктивная терапия. Neuroconstructive Therapy

Алексей Владимирович Михальский

Эта книга о том, как современные знания нейробиологии, социальной психологии, диалектической философии, теории систем и нейроконструктивизма помогут сделать процессы психотерапии сбалансированными и эффективными. Психологи, работающие в любых терапевтических модальностях, смогут использовать в своей практике все основные принципы и методы, о которых рассказывает автор.

Оглавление

Введение

Оплодотворять прошедшее и рождать будущее — вот чем должно быть настоящее.

Ф. Ницше

Эта книга является попыткой структурировать и описать некоторые идеи, которые кажутся важными для психологического консультирования и психотерапии, а также попыткой смоделировать нечто новое на их основе.

Самой сутью книги представляются два аспекта:

1) повышение эффективности терапии и консультирования на основе балансировки и гармонизации базовых доменов и процессов терапии;

2) фокусировка на навыках конструирования будущего для достижения изменений.

Основные предпосылки, принципы и характеристики нейроконструктивной терапии можно описать коротко таким образом:

1) Терапия и консультирование рассматриваются как диалогический процесс, который возможен при наличии двух и более участников, а его эффективность неразрывно связана с особенностями совместного диалога. Оговорка: самопомощь клиента по определенным методикам или общение с терапевтическими ботами являются несколько иными видами деятельности, которые (по состоянию на сегодня) затруднительно полностью включить в «терапию и консультирование». Однако я уверен, что по мере развития этих технологий принципы, изложенные в книге, окажутся отчасти применимыми к будущим формам терапии. Более того, при компоновке системы я старался учесть будущие возможности искусственного интеллекта (такие возможности обсудим в следующих публикациях).

2) Имеются научные подтверждения, что терапия в целом эффективна (исследования подтверждают, что при наличии терапии изменения и улучшения у клиентов происходят быстрее и лучше, чем без терапии). Однако по состоянию на сегодняшний день почти невозможно выявить конкретные закономерности воздействия терапии на жизнь клиента в каждом случае — эти волновые эффекты происходят в сложных клиентских системах.

Из этого необходимо сделать важный вывод: абсолютно точное измерение эффекта терапии является задачей настолько же сложной, насколько и невыполнимой.

А если точное изучение и измерение эффекта, который терапия оказывает на ситуацию и жизнь конкретного клиента, буквально невозможно (и остается гипотетическим), то следует принять: (а) тезис об эффективности терапии «в целом» (что подтверждается клиническими исследованиями на уровне значимой статистики), а также (б) тезис о возможности изучения и измерения восприятия процесса терапии «в среднем».

3) Следовательно, я считаю важным сфокусироваться на следующих аспектах практической работы:

оптимизация восприятия клиентом терапии как процесса, а точнее — ряда параллельных процессов, происходящих одновременно, в большей или меньшей степени;

повышение эффективности каждой из сессий (идея не нова и отсылает нас к возникновению целого направления краткосрочной / экономичной, сжатой — brief терапии);

— создание, развитие и укрепление базовых факторов жизнестойкости (резильентности) и изменений (например, оптимизм, надежда, особенности антиципации будущего, ресурсы, контекст, навык конструирования будущего и другие) — можно назвать это в каком-то смысле «обучением клиента быть клиентом»;

развитие знаний, умений и навыков терапевта в части коммуникативных умений, особого рода мышления, особенностей восприятия терапевтической ситуации («видения») и других.

4) Таким образом, одной из важных тем для повышения эффективности терапии является подготовка терапевта (его мотивационной и эмоциональной сфер, когнитивных процессов, коммуникативных навыков и т.п.) к совместной с клиентом практике: сотрудничающей, коллаборативной, ресурсирующей и фокусированной на желаемом будущем.

5) В терапии я считаю важным отойти от противопоставления (дуализма) проблем и решений, но помогать структурировать личную историю и опыт клиента в ходе терапии, укреплять его авторскую позицию и помогать развивать желаемое будущее клиента в актуальной связи с его текущей ситуацией и его прошлым.

6) Необходимо уделять наиболее высокое внимание к подсказкам клиента и их расширению, а также роли клиентских метафор в консультировании.

7) Содержание терапии во многом ориентировано на научно подтвержденные факторы жизнестойкости (резильентности) — а именно, на надежду и оптимизм.

8) В терапии мы помогаем развивать адаптивные навыки клиента: наблюдение, самовопрошание и самоинструктирование. Также мы ориентированы на понимание движущих сил ситуации и создание ресурсирующего контекста. Роль процессов и контекста терапии нам представляется не менее важной, чем контент терапии (философия, методология, темы, техники), и это дает возможность найти в нашем подходе нечто полезное терапевтам, работающим в любой школе.

Представляемый подход является мета-подходом и предлагает возможность интеграции профессиональных знаний, навыков, умений терапевтов, работающих в разных подходах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я