Вера и две её сестры

Алексей Владимирович Дегтярёв

Основу данной книги составляют три главные христианские добродетели: вера, надежда и любовь. Здесь они представлены как три сестры, имеющие одного общего родителя – Господа нашего Иисуса Христа. Идея эта возникла по аналогии с английским термином «sister company» – что в переводе на русский означает – сестринская компания. Как раз такими «сестринскими компаниями» являются вера, надежда и любовь. Стоит сказать, что особое внимание уделено примерам, что помогает разрешить сложившиеся непонимания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера и две её сестры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что есть вера?

О вере можно говорить часами. Каждому из нас это чувство знакомо. Верить можно в кого угодно и во что угодно. Верить можно в соседа, друга, любимого питомца и даже в свои наручные часы. Таким образом, мы можем сказать, что в той или иной степени в каждом из нас эта вера присутствует.

Однако в этой книге речь пойдет о вере в библейском смысле этого слова.

Итак, что же такое вера?

Лучше всего об этом сказал апостол Павел: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". То есть твердая уверенность, что то, во что мы верим обязательно произойдет (и даже как бы уже произошло) и уверенность в невидимом как в видимом.

Другой святой, свт. Кирилл Иерусалимский, говорит: «Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она даёт человеку знание».

Однако о вере и знании (науке) мы поговорим несколько позже.

Отчего оскудела вера в наших сердцах?

Но почему же сейчас, в 21 веке, когда, казалось бы, вера не преследуется государством, когда каждый из нас может открыто исповедовать свою веру, она так оскудела в наших сердцах? Что это? Тлетворное влияние Запада, недостаток патриотизма, проблемы школьного образования или что-то иное?

Главная причина мне видится в нас самих. Здесь мы подобны народу иудейскому, который взывает к Богу во время бедствия и забывает Его во дни благополучия. Это, к сожалению, присуще нам на протяжении всей истории существования государства российского. Вспомните, ведь ещё совсем недавно, в советское время были страшные гонения на Церковь Христову. За одно только упоминание о Христе сажали в тюрьмы, ссылали в лагеря, штрафовали и даже расстреливали. Одно только упоминание человека о его принадлежности ко Христу — делало его «врагом народа». Только вот какого народа? Народа безбожного, народа атеистического, народа, который отверг Христа. Следовательно, если ты враг такого народа, не друг ли ты Божий?

Как-то я присутствовал на одном из форумов православной молодёжи Ташкентской и Узбекистанской епархии. Открывал форум митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Владыка в своей приветственной речи вспоминал, как сложно было верить в советское атеистическое время. До храма приходилось идти пешком десятки километров в любую погоду: и в дождь и в снег, и в зной и в стужу. Но люди шли! Шли несмотря ни на какие преследования…

Ни для кого уже не секрет, что при последнем императоре Николае втором мы жили лучше, чем когда-либо. Сам Н. С. Хрущёв вспоминал: «Когда до революции я работал слесарем и зарабатывал свои 40—50 рублей в месяц, то был материально лучше обеспечен, чем когда работал секретарем Московского областного и городского комитетов партии». Кстати, нужно сказать, что в 1917 году Н. С. Хрущёву было лишь 23 года, поэтому квалифицированным слесарем быть он не мог. Но вот, интеллигенция, дворянство и немногие представители духовенство отошли от Бога, воспламенели идеей революции и свергли помазанника Божия — да ещё и каким зверским способом. Это было начало бедствия. К слову сказать, многие из них впоследствии это осознали, и даже приняли мученическую кончину за свою пламенную веру во Христа и Церковь Его.

Слава Богу в настоящее время мы можем открыто исповедовать Христа, не боясь никаких преследований со стороны властей. Наоборот, сейчас мы имеем православного правителя, имеются партии, защищающие христианские культурные ценности; власть всячески поддерживает Церковь Христову. Не о том ли мечтали наши деды и прадеды? Не за то ли страдали новомученики в земле российской просиявшие?

Русский народ постепенно просыпается от «коммунистического сна». Россия — есть правопреемница Российской империи, которая в свою очередь правопреемница Империи Византийской. Таким образом, вдумайтесь: на нас, на россиянах, лежит роль по сохранению в чистоте мирового православия, как бы пафосно это не звучало. Единственный способ сохранить Россию, в условиях глобализации — сохранить в чистоте веру православную. Посмотрите на братьев сербов: этот немногочисленный народ сумел пережить нападки Османской империи, советские гонения и, наконец, в наше время Сербия противостоит давлению коллективного Запада. Спрашивается, как, каким образом им это удаётся. Ответ прост: благодаря их пламенной вере. Всегда и во все времена сербы оставались православным народом, за что Господь оберегал их от разорения — и сохранил их даже до нынешнего времени.

Итак, вывод из этого следующий: будем со Христом, значит будем. А если не будем со Христом — то и нас вообще не будет.

Вера — есть дар Божий

В то же время, не следует забывать, что сама по себе вера — есть дар Божий. Дар, по словам Священного Писания жизненно необходимый, ибо «… без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». То есть это уже вопрос нашего спасения.

Основание веры — духовная нищета и безмерная любовь к Богу. Преподобный Макарий Египетский (33, 330)

Однако, почему же вера — есть дар Божий? Вот что об этом говорит Священное Писание: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас — Божий дар» (Еф. 2:8).

Дар не в том смысле, что кому-то он даётся, а кому-то нет. А в том, что вера — лучшее, что мы можем получить от Бога. Это есть дар даров. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (от Иоанна 3:16)

Итак, каждому Господь этот драгоценнейший дар предлагает, но не каждый способен его принять. Да что там принять, помоги Господи принявшим этот Дар пронести его через всю жизнь и не потерять.

У каждого, должно быть, есть знакомые, которые очень интеллектуально развиты, может быть даже имеют учёные степени. Но при этом не могут принять этот дар в силу своей гордыни. А Бог, как известно, «гордым противится, а смиренным даёт благодать». (1Пет. 5:5) Но последнее слово за Богом.

Вера — как плод Духа

Парадокс заключается в том, что вера одновременно является как даром, так и плодом духовным.

СРАВНИТЕ:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;» (1 Кор.12:1-11).

И

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Для того, чтобы понять, как вера является одновременно и даром и плодом духовным, давайте представим себе дерево. Яблочное дерево, на котором произрастают вкуснейшие плоды — яблоки. Но те же самые плоды и являются дарами. То есть, что вера есть плод духовный показывает происхождение веры от Бога («ибо по плодам их узнаете их»), а то, что вера есть дар духовный, как и было сказано раннее, обозначает тот факт, что вера Богом нам подарена, мы получили её в дар.

Три уровня веры

Для начала вспомним притчу о сеятеле:

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1—9).

Существуют три уровня веры или три ступени духовного восхождения к истинной вере. Основаны они на трёх силах души: уме, чувствах и воле.

1. Вера как уверенность. К этой категории, как правило, относятся люди, у которых Бог в душе. То есть они вроде бы и веруют, но веруют как-то по-своему. Они признают существование Божие своим рассудком, но не хотят переходить к каким-либо серьёзным действиям. Они подобны молодому человеку, который вроде бы и понимает, что нужно жениться, что блуд — страшный грех, но в то же время находит тысячи оправданий себе и своему неправедному образу жизни. Такие люди не имеют представления о вере в христианском смысле этого слова. Они живут по принципу: «Я сам по себе, Бог сам по себе».

Помните притчу о сеятеле? Так вот, люди первой категории как раз относятся к тому случаю, когда семя попадает в почву каменистую. Вера их настолько слаба, что подобна семени, которое хоть и взошло, но не имеет корня — то есть создаётся лишь видимость веры, без всякого деятельного проявления. Таких людей апостол Иаков называет неосновательными, ибо они хвалятся одной лишь верой, никак не подтверждая ее делами (Лопухин А.П).

2. Вера как доверие. Или категория «что-то читали». К этой категории относятся уже более сознательные граждане. Такие люди бывают в храме на большие праздники, во время бед и болезней вспоминают имя Божие. Однако и они не готовы переходить к более серьёзным духовным отношениям: придумывают всякие отговорки и, как правило, используют веру, чтобы оправдать себя. Но вернёмся к притче о сеятеле. Люди второй категории относятся к ситуации, когда семя попало в терние, и терние задушила его. То есть они вроде бы и доверяют Богу, и даже подумывают в храм прийти — но не тут-то было: ведь нужно ещё погладить, постирать, да ещё и выспаться перед рабочей неделей.

3. И, наконец, третья степень — это вера как верность. Это есть единение всех трёх сил нашей души: ума, чувства и воли. Именно такой веры ждёт от нас Христос:«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). К этой категории относятся православные христиане, посещающие храм каждое воскресение, регулярно участвующие в церковных таинствах, открыто исповедующие веру во Христа. Такие люди стремятся, чтобы их собственная воля совпадала с волей Божией. Только такая вера сообщает любовь. Потому что истинная, божественная любовь невозможна без верности. Посудите сами: может ли муж любить жену свою, если не верен ей, и наоборот, может ли жена любить супруга своего, если изменяют ему. Ответ очевиден. Именно поэтому истинная вера без любви невозможна.

И снова вернёмся к нашей притче о сеятеле. Люди, которые относятся к третьей категории, проиллюстрированы в притче о сеятеле семенем, попавшим на плодородную почву. Они не только приняли Божественное откровение всеми силами своей души, но и произрастили добрые плоды веры. То есть материализовали свою веру в добрые, богоугодные дела.

Итак, истинная вера задействует все силы душевные: и ум, и сердце, и волю.

Вера без дел мертва суть

В то же время, следует понимать, что «вера без дел мертва суть». Вера, как и всё остальное, имеет материальное выражение. Как раз таким-то материальным выражением и выступают добрые дела. Вы скажите, что можно делать добрые дела и без веры. И я отвечу: да, можно. Но что является мотивом к исполнению таких добрых дел? Желание похвалы, жажда прославиться или, может быть, нечто иное? Очень редко такие добрые дела мотивируются искренним желанием помочь ближнему своему. Как правило, такие «дела милосердия» делаются из определённой выгоды. Именно поэтому настоящие, истинные дела милосердия совершаются лишь под воздействием веры.

Жизнь по вере

В то же время, чтобы доказать свою веру мы должны полностью жить по вере. Кстати, в первой заповеди нам завещается не только вера в Бога и любовь к нему, но и жизнь по этой вере. Жизнь по вере заключается в исполнении заповедей, то есть в исполнении Святой Воли Божией.

Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне (Преподобный Ефрем Сирин).

И ведь действительно, если мы, зная волю Божию, ограничиваем нашу веру лишь своими чувствами, если наша вера не имеет действенного выражения, то какого воздаяние мы достойны?

Некоторые христиане боятся лишний раз показать свою веру. Бояться быть узнанными. Но если мы будем скрывать свою принадлежность ко Христу, не скажет ли и Христос нам в последний день: «Я вас не знаю. Идите в муку вечную, уготованную дьяволу и ангелом его». Воистину, страшные слова.

Дай Господи, чтобы все наши действия всегда согласовывались с нашей верой.

Оправдание верой

И в то же время мы знаем, что лишь добрыми делами, или, в Библейском контексте, лишь делами закона мы не оправдаемся. Как уже и было сказано, дела, неподкреплённые верой, как правило, делами милосердия не являются.

«Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:20,28).

«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).

Для нашего спасения необходима синергия веры и добрых дел. Точнее, наши добрые дела должны стать выражением этой веры. Они должны как бы стать единым целым. Как причина и следствие: вера и добрые дела.

Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него, — и будешь причастником благ Его. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то не веруешь. Авва Евпрений (82, 123).

Золотая середина

Как сказал в одной из своих проповедей митрофорный протоиерей Игорь Балухатин, мы, православные христиане, в этом вопросе находимся на золотой середине. Католики веруют, что оправдаются делами, протестанты считают, что спасутся одной лишь верой, мы же, православные христиане, как всегда находимся на золотой середине. Мы знаем, что как «вера без дел мертва суть», так и то,что «не оправдаемся пред Богом от дел закона».

И это очень важно. Не должно быть никаких крайностей. Ибо крайности исключают истину. Истина всегда находится где-то посередине. Иначе получается как у тех, у кого вера в «в душе». Они говорят: мы, главное, верим в душе, а остальное нас не касается, нам это всё не нужно. Но такая вера является мнимой, ложной верой. Такая вера, напротив, ведёт человека в погибель.

Если вы будете иметь веру с горчичное зерно…

«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( от Мф. 17:19).

Вдумайтесь, насколько страшны и одновременно просты эти слова. Казалось бы, а что здесь сложного? Веры всего-то с горчичное зерно я обязательно в себе найду! Но нет. И даже настолько малое количество веры у нас не найдется.

Значит, мы имеем настолько мало веры, что она не достигает и размера зерна горчичного! А между тем, если бы мы имели веру хотя бы с зерно горчичное — мы бы без особого труда двигали горы. Да что там горы, Господь говорит, что ничего бы не было невозможного для нас. И всё это одной лишь верой.

Блаженны невидевшие и уверовавшие (от Иоанна 20:29)

К кому обращены эти слова Спасителя? К нам, невидящим, но уверовавшим. И это даёт нам большую надежду, что мы можем стать причастниками вечной жизни во Христе. Но одновременно с надеждой, это налагает на нас и большую ответственность. Мы должны стремиться соответствовать тому блаженству, к которому призывает нас Христос.

Как-то один неверующий учёный антрополог, спросил своего верующего коллегу: «если, согласно Библии, земля сотворена за 5508 лет до рождества Христова, то каким образом мы находим останки, свидетельствующие о более раннем происхождении нашей планеты?». Тогда верующий учёный ответил ему: «а, Вы не думали, что Господь специально оставил нам следы более раннего происхождения нашей Планеты, чтобы испытать нашу веру: кому мы больше поверим — Ему или каким-то костям и камням».

Ведь в том и заключается ценность веры, что её нельзя ни доказать, ни опровергнуть научными, рациональными методами. Какая была бы нам награда, если бы вера доказывалась рационально? В чём ценность такой, рациональной «веры»?

Итак, мы плавно перешли к следующему разделу:

Вера и наука (знание): сходства и различия

Прежде всего, хотелось бы заметить, что в нашем обществе, когда говорят о вере и науке, принято считать, что наука (знание) — это есть что-то твёрдое, непоколебимое, а вера — ну, что-то такое — расплывчатое, неопределённое, основанное лишь на чувствах. Но это мнения является в корне неправильным, потому что вера и знание не только схожи — это есть единое целое, ибо без веры не может быть знания, как и знания не существует вне веры. Иными слова, вера — есть начальная форма знания.

Убедитесь сами: все мы с вами когда-то учились читать. Было это, конечно, давно. Однако, мы помним, что наш наставник (будь он родитель, прародитель, учитель) говорил нам — это буква «А», а это буква «Б». И так далее. Постепенно эти буквы мы заучивали, и через определённое время уже складывали их в слова. Далее слова мы складывали в словосочетания, словосочетания в предложения, ну а затем уже читали целые тексты. Так вот. Если бы тогда, на начальном этапе, мы бы не поверили, что это действительно та самая буква «А», а не «Б» и не «В», и не твёрдый знак — то мы бы так и не научились читать. То есть на начальном этапе, мы просто приняли знание на веру. И лишь потом поняли, что нас действительно не обманули — мы умеем читать.

Точно такой же парадокс существует и в духовной жизни. Если мы не поверим Богу, не научимся Ему доверять, то так никогда и не познаем Вечной Жизни, Вечного Блаженства во Христе.

Зато, стоит нам поверить всем сердцем своим и всею душою своею, как через время мы начинаем понимать и промысел Божий о себе, и некоторые тайны домостроительства Божия как бы приоткрываются нам.

Итак, вера — есть начальная форма знания. Вы спросите, с чего бы это я так решил, и есть ли подтверждение этому в Библии? И я отвечу: да, есть. Об этом сказал ещё ветхозаветный пророк Исаия: «аще не уверите, ниже имате разумети» (Ис. 7, 9) — «Если не поверите — не поймёте» — говорит пророк.

Об этом же говорит и святитель Кирилл Иерусалимский:

«Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение» (Огласит-е поучения,5).

Другой хороший пример, показывающий сходства веры и знания. Кто-то из Ваших знакомых рассказывает Вам о Египте, о древних пирамидах, о египетских пляжах.

И тут Вы ему говорите: «слушай, что-то фантазируешь.. нет, я конечно слышал про Египет, и даже фильм об этом смотрел… но в то, что он действительно есть, что это не вымысел — я как-то не очень верю. Я ж там не был! И сам его не видел!».

А он Вам отвечает: «как это нет Египта! Он есть! Моя бабушка там была».

Эта шуточная история наглядно иллюстрирует понимание людей, которые в Бога вроде бы верят, но не особо. Они ж Его не видели. Однако, об источниках веры, то есть откуда черпать эту веру, мы поговорим несколько позже.

Наконец, приведу ещё один пример в доказательство схожести веры и знания из области точной науки — математики. Даже если наша жизнь и не связана напрямую с многосложными математическими формулами, все мы помним наши школьные уроки алгебры и геометрии. Так вот, помните, как начинается любая задача? К примеру, вот так: «предположим, x =20…..». Стоп! Видели первое слово? «предположим!». То есть, мы сами придумали некое число, затем поверили в это число, а затем стали проводить с ним разнообразные манипуляции. То есть, математика предлагает нам взять на веру, придуманное нами же число. В этом плане теология (богословие) — есть наука наук. Самая точная наука, потому что Священное Писание и духовные законы (заповеди) нам даровал Сам Господь (о том, почему Священное Писание имеет Божественное происхождение речь пойдёт в разделе «Источники веры»).

Различия между верой и знанием

1. Знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое.

Иными словами, в области ведения веры находится то, что не может объять (понять) разум.

Если наука занимается изучения видимого нам мира, то вера, напротив, изучает мир невидимый, Божественный, Ангельский и всё, что к нему относится.

2. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины.

То есть рациональное знание можно доказать эмпирическим путём (с помощью опыта), тогда как вера основывается исключительно на доверии к Божественному откровению.

Тем не менее, нужно заметить, что существует личный, сверхъестественный опыт Богообщения — когда человек начинает понимать промысел Божий о себе, понимает, что Господь хочет от него, а также сам обращается к Нему с благодарностью и просьбами.

3. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

Итак, принадлежность веры сердцу ещё раз доказывает её исключительно, иррациональность. Ибо, как уже и было сказано, одним лишь разумом (умом), то есть своей человеческой мудростью, невозможно познать премудрость Божию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера и две её сестры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я