Беседы о карме

Алексей Викторович Иванчев

Эта книга – творческое переосмысление курса лекций о карма-йоге Свами Анандакапила Сарасвати, прочитанного в ашраме Ошо в Пуне (Индия) в 1996 году. Автор не претендует на то, чтобы создать научный труд или учебник философии йоги и кармы, а пытается объяснить сложное эзотерическое учение о карме простыми словами, понятными любому человеку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о карме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Йога

Карма-йога — учение о карме

Истинное мерило совершенства человеческого существа — его способность жить в состоянии счастья и, насколько возможно, делать счастливыми других людей. Если этот аспект жизни не осуществлён, то это уже не истинная йога.

Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Из множества страдающих людей лишь немногие действительно задаются вопросом о своём положении, о том, кто они и что, почему их существование полно трудностей…

Свами Анандакапила Сарасвати

Главный закон Универсума называется карма.

Карма — это закон духовного роста, который гласит, что за каждым действием последует ответное, сопоставимое с ним действие, направленное обратно и имеющее влияние на судьбу человека.

Кармические законы являются непреложными для каждого из нас. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Бог не играет в кости со Вселенной». Он всемогущ, но он не может нарушить законов, которые сам установил. Об этом и говорят кармические законы. Случайностей не бывает, события не выпадают сами по себе, словно кубики для игры в кости. Всё, что кажется нам случайностью — на самом деле, непознанная закономерность.

Чтобы понять учение о карме (закон причинности), не нужно быть великим мудрецом или просветлённой личностью. Суть карма-йоги в том, что все мысли, эмоции и поступки человека влекут за собой неизбежные последствия. По-русски говоря, суть учения о карме выражается двумя простыми поговорками:

«Что посеешь — то и пожнёшь», «Как аукнется — так и откликнется»

В учении о карме речь не идёт о злом роке или фатализме. В мире нет ничего полностью предопределённого. Эта мысль и является самой трудной для понимания неофита. Как же так, ведь всё предопределено? Но любое событие является лишь одним из следствий породившей его причины. Учение о карме примиряет детерминированность (обусловленность), фатализм и свободную волю, и это помогает нам выработать трезвое, осмысленное, оптимистическое и ответственное отношение к собственной жизни.

Согласно этому учению, Судьба человека не предрешена заранее, всё разворачивается сиюсекундно, исходя из совершённых им поступков. Нет никакой фатальной предопределённости, есть живое течение Жизни. Жизнь — поток, текущий сквозь нас, и мы в силах менять его течение.

Все живые существа являются продуктом кармы, то есть следствием своих собственных дел, как прошлых, так и настоящих. Всякое зло жизни, преследующее тебя — плод твоей кармы. Любой страдающий — наследник собственных дурных мыслей и дел в этом или предыдущих воплощениях. И никому не удаётся просто так, без основательной работы над собой, избавиться от этого тяжкого наследства. Карма должна быть очищена, изжита, и помогут в этом только добрые мысли, слова и дела, которые нейтрализуют злые мысли, слова и поступки. Именно мысли, слова и поступки формируют карму.

Карма не сводится к примитивной формуле «око за око, зуб за зуб». Учение о карме ничего не говорит о грехе, будь то первородный или какой-либо другой грех. Впрочем, за исключением того смысла, который вкладывали в это слово древние греки. В греческом языке слово «грех» означало «погрешность», «промах» и употреблялось, когда стрелок не попадал в цель. Каждому из нас полезно периодически анализировать, «попадаем ли мы в цель» или «допускаем промах». Тот, кто постоянно «промахивается» — тот попусту тратит своё время, свою жизнь, т. е. совершает духовное самоубийство. У каждого есть долг, который обязывает нас развиваться и заниматься самосовершенствованием, уже просто потому, что в этом воплощении мы появились на свет в человеческом обличие.

Феноменология кармы многообразна. Карма способна проявляться как прямое наказание или непосредственное руководство к действию. Она может выглядеть как нечаянная удача или как злая несправедливость. Обыкновенному человеку не дано до конца познать характер собственной кармы, поскольку он отгорожен от постижения истинной причинности вещей многочисленными иллюзиями и собственными амбициями.

Обычному человеку нередко кажется, что всё вокруг устроено «как-то не так». Получается, что он знает как надо, а Судьба или Универсум не знают. Или знают, но не выполняют его пожеланий. Отсюда и постоянная неудовлетворённость жизнью.

В результате занятий карма-йогой (вернее, жизни в карма-йоге, так как ей невозможно заниматься, как, например, хатха-йогой — 2 раза в неделю по полтора часа в зале под руководством инструктора — надо просто жить, руководствуясь правильным мировоззрением) человек приходит к внутреннему спокойствию и равновесию. На физическом уровне он достигает хорошего здоровья, а на душевном — устанавливает гармоничные отношения со своим внутренним миром и становится таким, каким его сотворила Природа. Его жизнь больше не определяется приобретёнными комплексами и негативными убеждениями. Он удовлетворён существующим, и его душевный комфорт не зависит ни от внешних условий, ни от иррациональных желаний, навязываемых социумом, ни от «сбычи мечт». Он избавляется от иллюзий и заблуждений, начинает видеть истинную картину мира и своё положение в нём.

Карма-йога (учение о карме) — это ключ, подсказка, с помощью которой мы можем организовать свою жизнь, избавив себя от бесконечных внутренних терзаний по поводу необъяснимых, неожиданных и неприятных событий, из которых состоит наша жизнь. Понимание учения о карме подтолкнёт вас к разгадке многих тайн вашей личной жизни. Обычный человек не понимает, почему не выполняются его желания, и расстраивается по этому поводу. Он не в силах наделить эти ситуации духовным смыслом и живёт так, будто заключил договор с самим Господом Богом о том, что Отец Небесный будет беспрестанно заботиться о нём. А он сам в это время может жить так, как хочется. Неужели Господь Бог будет помогать человеку в любом желании, которое тому взбрело в голову?

Принцип непривязанности в карма-йоге

Ключевой принцип карма йоги — это принцип непривязанности. Он заключается в необходимости признании того факта, что всё в жизни происходит по определённым законам. Непривязаность ни в коем случае не означает безразличие или фатализм.

Карма-йога не требует от человека отречения от материального мира (в отличие от других путей йоги). Даже напротив, практика карма-йоги мотивирует людей к действию, однако она должна быть направлена исключительно на внутренние изменения. Только таким образом можно очистить свою карму и изменить Судьбу.

Карма йога — это способ интеграции духовной практики в повседневную жизнь. Она представляет собой систему принципов и наставлений, которые обучают человека правильному отношению к любым ситуациям, возникающим на жизненном пути. Согласно священным писаниям индуизма, карма-йога является неотъемлемой частью каждого вида йоги. Без неё любая другая практика становится бесплодной и неэффективной, и что самое худшее, склонной к вырождению в свою противоположность.

В «Бхагавад-гите» карма-йога рассматривается как быстрый путь к духовной реализаций, который лежит через служение другим (людям, животным, растениям). Она призвана пробудить человека от «внутреннего сна» и научить его управлять своей Судьбой, вернее, следовать своей Судьбе (не путать с новомодными учениями, обучающими «управлению Судьбой», если это вообще возможно). И в то же время карма-йога учит, что человек может изменить происходящие события, изменяя своё отношение к жизни.

Каждый человек с самого своего рождения наделён определённой кармой, а значит, определёнными людьми, вещами и событиями. В соответствии со своей кармой, своими вкусами, привычками, своей природой и воспитанием он устанавливает с людьми, вещами и событиям определённые отношения. Пока эти отношения остаются неизменными, люди, вещи и события также не меняются, т. е. остаются соответствующими его карме. Если же человек не удовлетворён своей кармой, если желает чего-то нового, он должен изменить своё отношение к тому, что у него есть, и тогда придут новые события. Одно и то же действие можно выполнить по-разному, одно и то же событие можно пережить совершенно по-иному. Если человек изменит своё отношение к тому, что с ним случается, то с течением времени это неизбежно изменит характер событий, которые он встречает на своём пути.

Карма-йога предполагает самореализацию человека через реальные действия. Её практика связана с трудом, который направлен не на достижение личной выгоды, а на исполнение своего долга.

Свами Вивекенанда сформулировал суть карма-йоги — как выполнение своих обязанностей без привязанности к плодам труда. Только так можно искупить свои грехи и очиститься от кармы.

Главная цель карма-йоги заключается в том, чтобы научить человека «правильно действовать». Её практика требует изменения привычных взглядов человека на действительность. В обычной жизни люди работают исключительно для собственной выгоды. Некоторые из них трудятся только потому, что боятся остаться на улице, другие — чтобы достичь престижа, богатства или власти.

В практике карма-йоги такое отношение к жизни считается признаком низкого уровня развития человека. Если человек вынужден (от слова «нужда») трудиться — значит, такова его карма, таков его уровень. В карма-йоге труд является лишь одной из форм служения Богу и окружающим. Он не может иметь ничего общего с выгодой или удовлетворением собственного Эго. Работа выполняется в альтруистических целях, а также для того, чтобы выполнить своё жизненное предназначение.

Карма-йога имеют ещё одну важную особенность. Большинство людей стремится избежать любых трудностей и неудач. В обычной жизни человек стремится сделать своё существование как можно более беспроблемным и спокойным.

На пути карма-йоги всё по-другому. Человек должен приветствовать встречающиеся трудности и радоваться возможности их преодолеть. Согласно карма-йоге проблемы и неудачи необходимы для внутренней работы. Без них эволюция человека становится невозможной.

Карма и дхарма

Для более полного и правильного понимания Универсального Космического Закона рассмотрим 2 фундаментальных понятия философии йоги: «карма» и «дхарма». Для этого возьмём лист бумаги и начертим прямую линию. На одном конце её напишем «Демон», а на другом «Бог».

Синонимы Бога — это Атма (не-Тьма), Свет и Сердце. Качества этого полюса таковы: Эго равно нулю, а сознание Сердца (совесть) максимально.

Синонимы Демона — это Эго, Тьма и Ум. Качества этого противоположного полюса таковы: Эго максимально, а Совести (сознания Сердца) нет вообще.

Все люди на Земле рождаются где-то на этой линии, кто-то правее, а кто-то левее, но глобальная кармическая задача у всех одна — отдалиться от Тьмы (Демона) и приблизиться к Свету (Богу).

Карма-йога учит человека понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам, на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него сила. Карма-йога утверждает, что человек — совсем не то, что он о себе думает; она учит человека понимать, что лишь в крайне редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а в большинстве случаев — как часть того или иного большого целого. Это оккультная сторона карма-йоги, учение о силах и законах, управляющих человеком.

Если мы ведём праведную жизнь (в Индии говорят — дхармическую), то за этот жизненный отрезок (или инкарнацию, воплощение) мы приближаемся поближе к Свету. Праведник проводит так жизнь за жизнью, инкарнация за инкарнацией, до тех пор, пока не достигнет Бога и станет Святым.

Конец ознакомительного фрагмента.

Йога

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о карме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я