Юмор. Стендап. Психология сцены

Алексей Валерьевич Ярцев, 2022

Долгожданное пособие для начинающих!Отличный подарок твоему болтливому другу!Как писать Стендап?Как сделать первые шаги?Почему Стендап так популярен?Кто пишет шутки для Стендапа и для телешоу?Как вообще писать шутки и юмор?Как готовиться к выступлениям, работать с аудиторией и набирать фанатскую базу?В этой книге о Стендапе от российского Стендап комика, который начинал со всеми будущими звёздами Вы найдете множество научных наблюдений о психотерапевтическом эффекте этого комедийного жанра.Как писать стендап, как делать из своих наблюдений юмор, можно ли научиться шутить и как развить чувство юмора.В этой книге собраны конкретные инструменты для построения своей стендап карьеры, ответы на популярные вопросы о юморе и нюансы психологии артистов.Загляни в описание и начни читать бесплатно.

Оглавление

Для начинающих. О чём шутить

Структура шутки в стендапе

Джуди Картер рассказывает, что шутка строится из двух больших элементов:

Предпосылки и микса. Где предпосылка это реальная ситуация, которую мы высмеиваем, а микс это вымышленная ситуация, которую мы используем для высмеивания предпосылки.

У каждой из этих частей есть момент, когда мы декларируем какое-то утверждение и есть момент, когда мы отыгрываем ситуацию.

Отыгрыш предпосылки мы будем называть актаутом, а отыгрыш микса, чтобы не путаться миксаутом. Синтаксически в этом слове смысла мало — мы создали его с учениками в клубе в ходе обучение, чтобы не говорить постоянно «первый актаут» и «второй актаут».

Идейно первая часть, предпосылка, заявляет некоторое утверждение комика, а вторая подтверждает его, доказывает, аргументирует.

Во многом это похоже на доказательство в суде. Вы не можете быть голословны — вероятность того, что зрители поверят в утверждения вроде «Мы русские самые бесстрашные на земле…» или «Для мужчины, когда у него спрашивают на кассе паспорт это типа «Че?», а для женщины это всегда комплимент…» (Виктор Комаров). Кто-то поверит, кому-то этого уже достаточно, но самое смешное начинается, когда вы приводите аргументы, разыгрываете сценки, создаете вымышленные ситуации иллюстрирующие вашу правоту.

В этом и есть мастерство оратора и потому стендап-комики выглядят настолько убедительно. Они используют эту структуру, которая подходит для доказательства любого высказывания. Она так же хороша и в образовательной работе и в политической. Шутки по этой структуре активно используют тренеры, политики и даже реперы на реп-батлах.

Дело здесь не в моде, а в том как в принципе работает наш мозг — он всегда ищет подтверждений, и тот, кто способен не просто заявлять, но и доказывать свою позицию аргументами побеждает чаще.

Для тех, кого интересует именно аспект спора, аспект доказательства — настоятельно рекомендую книгу Поварнина «Искусство спора». Книга написана до революции, но это до сих лучшая книга о переговорах, которую я когда либо читал (а я шесть лет работал тренером в том числе и по переговорам и прочитал больше десятка популярных книг на эту тему).

Очень важно тренировать свою насмотренность. Смотреть как структура выглядит у разных комиков, отслеживать ее. Простого прочтения этого параграфа будет для подавляющего большинства читателей недостаточно. Поэтому дочитав его отправляйтесь в поля, смотрите стендап и отслеживайте: предпосылка, актаут, переход в вымышленный мир — микс, миксаут. Пока не отточите глаз на разделение этих элементов дальше не читайте.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я