Марксизм-ленинизм. Начальный курс

Алексей Брагин, 2019

Пособие содержит основные положения марксистско-ленинского учения. Оно предназначено для тех, кто впервые приступает к изучению марксистской теории. Пособие может быть использовано в системе партийной учебы. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • К читателям!
  • Учение об источниках развития природы и общества

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марксизм-ленинизм. Начальный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Учение об источниках развития природы и общества

Противоречие — это такое отношение, которое характеризуется единством противоположностей и одновременно постоянной борьбой между ними.

Источник развития природы — противоречие между наследственностью и изменчивостью.

Источник развития общества — противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Производительные силы — это «орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду» (Сталин).

Производственные отношения — это отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общественного производства материальных благ.

Каковы источники развития (двигатели прогресса) природы и общества? Этой теме посвящена наша лекция. Мы неслучайно объединили природу и общество. Поскольку в основе дарвиновского учения об эволюции природы и в основе марксистского учения о развитии общества лежит теория диалектического развития.

В чем суть диалектического учения?

Теорию диалектического развития предложил немецкий философ Гегель. Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно» и создали марксистскую диалектику. Простыми словами: внутри (!) всякой развивающейся (!) системы обязательно есть две противоположности. Противоположности не изолированы одна от другой. Они существуют в одних и тех же явлениях, выступают в единстве, не могут «жить» друг без друга. Неразрывно спаянные между собой, они в то же время не могут находиться в «мире» и «согласии» именно потому, что противоположны. Развитие происходит в результате взаимодействия противоположностей друг с другом. Причем, для этого развития характерен прогресс: от простых форм к более сложной организации.

Кто первым применил диалектическое учение к живой природе?

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Английский биолог Чарлз Дарвин применил теорию диалектического развития к живой природе и создал на ее основе эволюционное учение. В этом учении Дарвин убедительно доказал родство всех организмов и показал, что развитие органического мира совершалось от менее сложных форм к более сложным. Такое развитие можно представить в виде дерева. У его подножия — самые простейшие организмы, на вершине дерева — человек. С тех пор как появилась самая простейшая форма жизни, прошли не сотни и даже не миллионы, а миллиарды лет (около 4 миллиардов лет назад). К слову сказать, современному человеку — около 75-100 тысяч лет.

Чарлз Дарвин

Дарвин был верующим человеком, в молодости он даже хотел стать богословом. Когда Дарвин сделал свое научное открытие, он около 20 лет не решался его опубликовать. Поскольку Дарвин понимал, что своим учением он подрывает основы религиозного мифа о сотворении мира. Но в итоге в нем все-таки победил ученый…

Что является источником развития природы?

По Дарвину, источником развития природы является противоречие между наследственностью и изменчивостью. Если бы в природе существовала только одна наследственность, то тогда бы потомство полностью копировало своих родителей. И мир был бы неизменяем.

Если бы в природе существовала только одна изменчивость, то тогда бы потомство не было похоже на своих родителей. Однако хаотичные мутации (изменения) также не способны привести к развитию (прогрессу).

Только во взаимодействии наследственности и изменчивости начинают включаться такие механизмы, как борьба за существование и естественный отбор. Изменчивость приводит к мутациям, а наследственность значимые для эволюции мутации закрепляет. В итоге органическая система развивается в сторону прогресса (усложнения).

Каковы доказательства эволюции природы?

Из школьного курса «Биология» нам известно множество доказательств эволюции природы.

Развитие органического мира можно представить в виде дерева

Например, ученые нашли ископаемые останки переходных форм организмов: архиоптерикса — промежуточного звена между пресмыкающимися и птицами. В 1938 году в Индийском океане была выловлена латимерия, принадлежащая к кистеперым рыбам, которые долгое время считались вымершими. Латимерия — переходное звено между рыбами и земноводными.

Из курса «Биология» нам известен основной биогенетический закон: «онтогенез — краткое повторение филогенеза». Каждый организм в своём эмбриональном (внутриматочном) развитии повторяет взрослые формы более примитивных животных. Так, развитие человека начинается с одной (!) оплодотворенной клетки. У человеческого эмбриона на разных стадиях проявляются характерные признаки наших далеких предков. Например, зачаточные жабры (это свидетельствует о том, что нашими далекими предками были рыбы). У эмбриона человека также есть хвост.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • К читателям!
  • Учение об источниках развития природы и общества

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Марксизм-ленинизм. Начальный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я