«Анархизм» (1918) А. Борового – общая характеристика и пересмотр основных положений «традиционного анархизма» XIX–XX веков, осмысление своего опыта и наследия Штирнера, Ницше, Бакунина, Кропоткина и многих других. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анархизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022
Моя свобода — в свободе и радости других.
Петру Алексеевичу Кропоткину с чувством уважения.
Предисловие
Многим анархистам эта книга покажется еретической. Особенно потому, что она принадлежит испытанному и убежденному анархисту.
Быть может, в глазах некоторых еретический дух автора будет наоборот лучшим свидетельством подлинности его анархизма.
Современный анархизм все еще являет собой, по верному выражению Грава, «хаос идей».
И этот хаос питается не случайными разногласиями отдельных утверждений. В анархизме сливаются самые разнообразные, самые противоречивые и даже враждебные упования.
Какое возможно примирение между коммунизмом Кропоткина и мютуализмом Прудона? Между Тэкером и Гравом? Мостом и Бруно Вилле? И разве не называют анархистами Штирнера и Ницше, Гюйо, Толстого?
Разве мы не знаем той глубоко пренебрежительной ноты, которая всегда звучит в отношении «коммунистического» анархизма к анархизму «индивидуалистическому» или «аморфному»? Разве мы не знаем, наоборот, что индивидуалисты отказываются даже называть анархизмом коммунизм, видя в нем лишь своеобразную разновидность социализма?
Эта книга посвящена по преимуществу общей характеристике и пересмотру основных положений «традиционного анархизма». Под последним я склонен разуметь то господствующее в современном анархизме коммунистическое течение, которое представлено именами Бакунина, Кропоткина, Грава, Малатесты и других.
Правда, и в этом «традиционном анархизме» наметились как будто два самостоятельных потока.
Наряду со старым анархизмом бакунинской складки, упрямо верившим в свою анархистскую «догму», видевшим в анархизме лишь стихию разрушения и пренебрежительно отмахивавшимся от организации и организационной дисциплины, народился новый, который некоторые зовут «ревизионистским» и который на первое место в революционном творчестве выдвигает сознание масс, зовет к организации «низов», умеряет былую стихийность планомерной деятельностью класса.
Однако обособление между обоими потоками еще неполно и случайно. Старый анархизм — особенно в лице Бакунина — также любил говорить о творчестве «масс». В свою очередь, новый анархизм не отказывается и не может отказаться от роли инициативного меньшинства. Притом эти различия коренятся по преимуществу в плоскости методов анархизма.
Основные же проблемы анархизма — отношение его к личности и творческой силе разума, к принуждению и праву, идеалу и компромиссу, — трактуются и здесь и там совершенно одинаково.
Есть уже определенная «традиционная» догма анархизма, как будто обязательная для «анархиста», не допускающая критики.
Эта безжизненная догма есть самый страшный враг анархизма, разъедающий его изнутри, толкающий его к противоречиям, склоняющий его к сомнительным союзам.
В отрицании этой догмы в ее основных социально-философских истоках — внутренний пафос этой книги.
Когда-то в другом месте я писал: критическая работа, исполненная анархизмом, колоссальна. Он перевернул все точки отправления и официальных и непризнанных общественных философий. Впервые в ослепительно-яркой картине развернул он мощь и богатство человеческой природы. Безграничное развитие человеческого духа, нестесняемое никакими внешними преградами и условиями, такова была социально-философская программа, которую он начертал на своем знамени. Но рядом с этой грандиозно поставленной задачей еще более бросается в глаза убогое нищенство тех средств, которыми пытался провести он свою программу в жизнь. Называя себя эволюционистами, анархисты мечтают о совершенном анархическом строе, который может прийти завтра. А экономические их построения, несмотря на кажущуюся серьезность, постоянно сбиваются на старый утопический лад.
Эта характеристика в ее общих основаниях и сейчас мне представляется правильной.
И анархизм должен найти в себе мужество пред лицом своих друзей и своих врагов признать свои слабые стороны.
Анархизм — мировоззрение, исполненное такой силы и жизни, которое устоит перед любой критикой, которому нечего страшиться.
Автору дороги многие иллюзии. И когда-то он им щедро отдал дань.
Иллюзия! Приди и вдохнови сердца…
………………………………………….
Ты — божество земли, иллюзия святая!
О, будь со мной всегда! Всю жизнь мою гори
Спасительным лучом обманчивой зари!
Как без надежд не жить, не жить без заблуждений…
………………………………………….
Да, все иллюзия: любовь моя, желанья…
Со всех сторон меня иллюзия теснит…
Но… как ни сладостна иллюзия, когда сознан ее обман, хотя бы «возвышающий», она теряет если не прелесть, то силу убедительности. И если мы почувствовали, что иллюзии, одаривая нас на мгновения призраком свободы, ведут нас к рабству, мы — мы, анархисты — должны иметь мужество отбросить их. Пусть будет это новая иллюзия! Мы переживем ее в себе как крик жизни, как зов свободы.
Настоящая книга, написанная в исключительно неблагоприятных для автора условиях, есть вступление к другой — более углубленной и отвлеченной работе.
Она — попытка изложить в популярной форме долголетние размышления над природой анархизма.
Моя дорога не была простой и ровной. Я шел одиноко и своим путем. У меня не было союзников — я боялся их. Есть искания слишком интимные, в которых необходимо остаться одному. И это, вероятно, обусловило многие ошибки. Но любовь к анархизму — для меня выше ложного самолюбия.
Первоначальным пунктом моих анархистических исканий было утверждение «абсолютного индивидуализма» («Общественные идеалы современного человечества»). Это — полоса гимнов «самодовлеющему человеку» и отрицания «социального». Но скоро я почувствовал тщету — подвести социологический фундамент там, где упразднялось «социальное», воздвигнуть штирнерианский купол на марксистской базе.
В органической связи с этим мировоззрением находился и следующий этап моего анархистского «развития» — апофеоза «дерзания» и «революционаризма» как абсолютной самоцели («Революционное миросозерцание»).
Позже, как и для многих, началась эра преодоления марксизма. Знакомство сперва с теоретиками революционного синдикализма, а позже — непосредственно с самим движением во время эмиграции (1911–1913) поколебало для меня «марксизм», несмотря на все усилия «неомарксистов» спасать все еще «священные» в глазах их позиции исторического материализма.
Увлечение Бергсоном и занятия над разнообразными практическими формами движения, разлагающего рационализм, движения, которое с такой остротой дало себя чувствовать в начале XX столетия, привели меня к окончательному утверждению того анархистского миросозерцания, беглый очерк которого дан в этой книге. (Сюда же относятся «Революционное творчество и парламент», мои публичные лекции: в Париже — «Разложение рационализма во Франции. Революционный синдикализм и философия Бергсона», в России — «Революционный синдикализм», «Класс и партия», «Анархизм как свободное творчество».)
Эта книга стремится быть свободной от фетишизма.
Автору одинаково далеки: и те, кто клянется Евангелием Христа, и те, кто клянется на «Капитале» Маркса. Ему равно чужды и марксистское обожествление прогресса производительных сил, и сладкие леденцы народничества.
Ни «массы», ни «народ», ни «пролетариат», ни «класс» не являются для него абсолютами. Это — формы, в которых могут жить разные степени нравственного самосознания. В них может так же говорить дух анархизма, как и дух погрома. Какие бы лики ни принимал деспотизм — лик абсолютного самодержавия или пролетарской диктатуры, как и где бы ни судил он своих врагов — в военно-окружных застенках или революционном трибунале, кто бы ни учинял во имя его и именем его насилия — наемные жандармы или наемная гвардия — анархизм будет и должен биться с ним, ибо они непримиримы.
В основу анархического мировоззрения может быть положен лишь один принцип — безграничного развития человека и безграничного расширения его идеала.
Анархизм не знает и не может знать того последнего, «совершенного» строя, успокаивающего все человеческие запросы, отвечающего на все его искания, о котором грезили и грезят утописты.
Сущность анархизма — в вечном беспокойстве, вечном отрицании, вечном искании. Ибо в них — свобода и правда. Успокоение — есть смерть анархизма, возведение временного и относительного на степень абсолюта.
Наконец для анархизма никогда и ни при каких условиях не наступит полная гармония между началом личным и общественным. Их антиномия неизбежна. Но она — стимул непрерывного развития и совершенствования личности, отрицания всех конечных общественных идеалов.
Настоящая книга есть попытка порвать с рационализмом «традиционного анархизма».
Последний, в лице лучших представителей его, оставляя в стороне частные противоречия, — есть рационалистически построенное учение (теория анархизма), из которого делаются романтические выводы (его тактика).
По моему убеждению, анархизм есть романтическое учение, враждебное «науке» и «классицизму», но тактика его должна быть реалистической. Под романтизмом я разумею торжество воли и чувства над «разумом», над отвлеченными «понятиями» с их убийственным автоматизмом, триумф живой, конкретной, своеобразной личности.
Непримиримое отношение к закоченевшей догме, не знающая граней смелость творческого взлета и мудрое — полное любви к свободе других — самообладание в выборе средств — таковы принципы, светящие моему анархизму.
А теперь…
Спеши, о книга, созданная мной!
Раскрой, моя ладья, свой белый парус
Вкось над властными волнами,
О, пой, плыви, неси в лазури
Безграничной ко всем морям,
Мой гимн для моряков плывущих,
Напев для всех их кораблей.
А. Б.
Москва
Январь 1918 г.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анархизм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других