Адвокат для дочери

Алексей Анатольевич Звягин, 2020

Помочь ребенку стать успешным в будущем – непростая задача. Одними книгами по воспитанию не обойдешься. Появление дочери на свет превратило меня из обычного практикующего юриста во вдумчивого читателя, исследователя книг по саморазвитию и автора блога @alexey_readman в Инстаграм. Несмотря на объем, книга порадует анализом и ссылками на популярную литературу по саморазвитию и даст представление о сферах, которым в школе не научат. Я пришел к выводу, что лучший способ воспитать ребенка – воспитать себя, и делюсь этим выводом с вами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адвокат для дочери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Взаимодействуй

Мы — социальные существа, и от этого не уйти. Нужно начать с себя (полюбить себя), уметь общаться, уметь продавать свои навыки на рынке труда. Ценить и любить свою семью, думать о тех, кто рядом.

1.1. Учись общаться

Меньше говори, больше слушай

Это общее правило для успешного общения. Еврейская мудрость гласит: «Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил».

Люди любят рассказывать о себе и своих проблемах. Многим не хватает ушей, чтобы высказаться, принять правильное решение и просто почувствовать себя важным и нужным.

Чтобы побольше узнать такого собеседника, формула проста: задай вопрос — пауза после ответа — задай ещё вопрос. Выглядит просто, но применить на практике, ох, как тяжело. Хочется перебить, рассказать о себе любимом и только потом послушать, что скажут другие. Подожди.

Сделай паузу

Представь свой разговор с подругой. Понедельник, школа после выходных. Вы наперебой рассказываете про интересные события выходных. Ты что-то спросила и уже обдумываешь, что скажешь сама. На половине ответа подруги на вопрос, как прошёл субботний вечер, ты её перебиваешь и рассказываешь про свой выходной.

Обиженная и обделённая вниманием подруга уходит. А ты пытаешься понять, что с ней не так.

Пауза — показатель заинтересованности

В повседневной жизни мы часто не слышим друг друга. Причины разные. Мы можем:

— вспомнить интересный случай, который хочется рассказать;

— думать над своим ответом, следующей фразой в разговоре и держать его в голове;

— слушать источники информационного шума (телевизор, радио, музыку) и не расслышать собеседника;

— просто считать, что говорящий ничего толкового не скажет и пропустить мимо ушей;

— параллельно заниматься своими делами (например, сортировать документы).

Поэтому пауза — способ показать, что ты услышала собеседника. Он будет благодарен, что его не перебили, выслушали, и ответит на следующий вопрос.

Задавай правильные вопросы

Правильный интересный вопрос — тот, на который нельзя ответить односложно «да», «нет», «не знаю». Например, вопросы «что ты думаешь по поводу…», «как ты считаешь…» покажут, что тебе важно мнение человека, и помогут узнать его больше, чем думаешь.

Искренне интересуйся собеседником. У каждого есть, что рассказать

Не бойся, что не расскажешь о себе.

Человек, которого выслушали и услышали, обязательно поинтересуется твоими делами и будет слушать внимательнее, чем если бы ты перебивала в начале разговора его и рассказывала свою историю.

Пробуй, и не узнаешь тех, с кем общаешься.

Познакомься с языком жестов

Уверен, ты замечала, что все вокруг жестикулируют. Тебе хочется понимать намерения малознакомых людей? А узнать побольше о близких и родственниках? Хотя бы основные жесты и мимику людей, которые могут понять других и себя.

Чтобы эффективно общаться, мало слушать, о чём тебе говорят. Нужно видеть настоящий посыл говорящего. А он в жестах. Отличная книга по изучению языка жестов и мимики говорящего — «Новый язык телодвижений» Алана и Барбары Пиз[1].Наблюдай за телодвижениями собеседника

Ты можешь понять настрой собеседника в начале диалога. К примеру, скрещенные ноги или руки на груди указывают на закрытость и негативный настрой. Узнать, что досаждаешь собеседнику, не сложно. Твой друг устал от разговора, если подпирает голову рукой или повернул ступни в сторону от тебя.

Вычисляй лжеца по выражению лица

Всегда отличать правду ото лжи — уровень фантастики. Но приблизиться к герою сериала «Обмани меня» можно, зная основные жесты обмана. Они в большинстве связаны с лицом. Прикрытый рот укажет, что собеседник сказал то, что не хотел. Прикосновение к носу — более взрослая и скрытная версия прикрытия рта. Если говорящий что-либо чешет и потирает (глаза, мочку уха, шею), у него зуд в носу — не принимай эту информацию на веру. Оттягивание воротника — признак не столько неуверенного человека, сколько лжеца.

Усиливай слова жестами

Застенчивость и неумение общаться с людьми загубили не одного гения. Усилить своё красноречие, повысить убедительность слов и их влияние на собеседника ты также можешь с помощью языка жестов.

Улыбка и кивание в ответ зададут позитивный настрой беседе и помогут сотрудничать. Копируя жесты собеседника, ты покажешь, что готова с ним работать. А легкое прикосновение к локтю или кисти привлечёт внимание к твоим словам и повысит значение сказанного.

Хочешь больше примеров? Читай указанную книгу и пользуйся знаниями во благо. Жесты всегда следует понимать в совокупности с другими и составлять общую картину о говорящем в целом.

Учись не слышать, а слушать

Это разные понятия. Мало уметь поддакивать собеседнику.

У окружающих всегда есть проблемы, повод для переживаний и негативные эмоции. Важно научиться распознавать, когда негатив связан с тобой, а когда навязан внешними факторами. В последнем случае можно искренне посочувствовать и предложить свою помощь (если она уместна).

Если негатив вызван твоим поведением, ищи конкретную причину и задавай правильные вопросы.

Старайся находить причину ссоры

По статистике, большинство пар, заключающих браки, распадаются в первые три года.

Если бы я и твоя мама не шли навстречу друг другу, выдавая свои недовольства и опаски, тебя бы точно не было. Не раз возникала в голове назойливая мысль: да ну это всё! Но я отгонял её массивной дубиной упорства и задавал супруге вопрос: «Что именно тебе не понравилось в моём поведении?»

За отношения с близкими следует бороться. Тем более, если близкий так же настроен и пытается утихомирить и отсортировать своих тараканов в голове.

Улыбайся

Улыбка — бесплатный способ произвести позитивное впечатление. Неважно, идёшь ли ты в банк, на рынок или работу. Прояви доброжелательность — улыбнись, и твой настрой к тебе вернётся.

Улыбка — ключ от дверей непонимания.

В жизни много негатива. Даже чересчур. Поэтому людей, которые могут и умеют улыбнуться навстречу трудностям, уважают, и к ним прислушиваются. Люди стремятся быть с теми, кто сильнее, хотя и не всегда это осознают. Есть проблемы — сделай первый шаг на пути к их решению. Глубокий вдох — и улыбка.

Сейчас твоя улыбка — первое, что я вижу, когда захожу домой. Проблемы и рабочие трудности улетучиваются, и я с радостью отвечаю взаимностью.

Не поддавайся на провокации

В романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» главный герой борется с системой. В психиатрической лечебнице он показывает силу своего духа и устраивает старшей сестре весёлые дни на глазах и при поддержке соседей по палате. Конец печален — он испытывал на прочность медицинский персонал, а в итоге отправился на небеса намного раньше назначенного природой срока.

В жизни ситуации, когда тебя будут провоцировать на негативные действия, — не редкость. Уже начиная со школы, чтобы подтвердить крутость в глазах одноклассниц, ты можешь устраивать пакости учителю. По окончании школы, поддавшись на уговоры сомнительных знакомых, можешь попробовать алкоголь или наркотики. Вариантов масса. Но это не крутость и не показатель твоей независимости.

Это показатель влияния общественности на твою жизнь.

Подбивают сделать что-то? Остановись. Подумай. Кто-либо из окружения уже так делал? И что вышло?

Если видишь, что твои близкие друзья не занимаются подобными действиями, задай ещё один вопрос: «Почему?»

Как говорил русский мыслитель М. А. Бакунин, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. А не посягаешь ли ты своими действиями на свободу и личность другого человека?

Возможно, сразу это не понять. Но твои школьные друзья и подруги, знакомые, однокурсники во взрослой жизни будут заниматься своими делами и жить со своими семьями. Их круг забот и образ жизни будет существенно отличаться от твоей и может не пересекаться.

В конце 11-го класса я и подумать не мог, насколько нас раскидает судьба за десять лет.

Поэтому прежде чем что-то сделать, посмотри на предложившего и подумай. Хорошо подумай.

Старайся не сплетничать

Ходят слухи, что не будет больше слухов.

В. Высоцкий

Сплетник — тот, кто рассказывает о чужой жизни интереснее, чем о своей. Он захватывает внимание собеседников любопытными историями из жизни. Приводит достижения и провалы в профессиональной и личной сфере. Правда, не своей.

Как правило, это очень общительный человек. Он рад отложить работу ради интересного разговора. Другой признак сплетника — регулярность чаепития или ухода в помещение для курильщиков с компанией.

Чаще всего у сплетника своя жизнь скучна, однообразна и неинтересна. Поэтому он зажигает огонёк в глазах собеседника рассказами о других. Кто что купил, как отдохнул, куда назначен, когда переехал. Примеры знаешь сама.

Чтобы заработать репутацию сплетника, не нужно долго работать. Рассказал пару раз то, что не следует, — и тебя запомнили и навесили ярлык.

Сплетнику и до слухов недалеко.

Слухи — особая разновидность сплетен. Мало того, что не про себя говоришь, ещё и приукрашиваешь. Придумываешь подробности, которых не было. Или рассказчик применяет безобидный в литературе приём — гиперболу (преувеличение). В отличие от сплетен слухи могут быть и о самом себе.

Что даёшь, то и получаешь

Сплетнику и распространителю слухов доверяют только то, что хотят предать огласке. Это бесплатная реклама. Настоящие переживания и проблемы люди держат при себе. Они поделятся ими с более надёжными людьми.

Не сплетничай, будь выше этого! Заработать доверие человека непросто, а потерять проще, чем кашу в пакетике сварить.

Не ной

О чём говоришь, то и получаешь. Видела людей, которые постоянно жалуются на жизнь? «Опять работал допоздна», «начальник не понимает», «жена пилит, дети безобразничают», «получаю мало, заслуживаю больше» — типичные ежедневные фразы нытика.

Если подытожить часть книг — бестселлеров по саморазвитию, выводим следующее: внушая себе и окружающим, как плоха и тяжела жизнь, обрекаешь себя на такую жизнь.

Если мыслишь положительно, настраиваешь себя на приятные изменения или просто внушаешь, что жизнь хороша, — получаешь полноценную интересную жизнь. Приятные события не появятся, если ходишь с миной, как будто кирпичом из-за угла дали. Они просто пронесутся мимо.

Ноя о проблемах, человек их не решает. В лучшем случае его выслушают и посочувствуют. В других — укажут на тех, кому тяжелее, и попросят перестать мотать сопли на кулак.

Совсем не ныть тяжело. Сам иногда грешу этой привычкой. НО! Никогда не ной малознакомым и коллегам по работе. Лучше излить раз-другой душу близкому человеку, которому доверяешь. Вывернешь проблему тем, кто тебя особо не знает, — они могут воспользоваться полученной информацией в своих интересах.

Не хвастайся

Завистливых людей больше, чем думаешь. С появлением социальных сетей развился культ успешного успеха. Тут и там мелькают миллионеры. Они живут в местах и ездят на автомобилях, о которых остальные даже не мечтают, живут в домах, на которые листающие ленту не смогут взять ипотеку.

Кто-то посмотрит и забудет. А есть люди, из которых желчь и зависть льются со всех щелей. Они пишут негативные комментарии, ищут чернуху в новостной ленте поисковика и явно не желают владельцу аккаунта с красивой жизнью дальнейшего процветания.

Старайся быть человеком дела. Сделала — рассказала (если захотела). Не захотела — так и нечего хвастаться. В кругу знакомых всегда будут те, кто ловит чужие неудачи и рассказывает о них.

Для всех милой не будешь

Если заводишь аккаунт в социальной сети, подумай, для каких целей он тебе нужен. Например, Инстаграм. Твой профиль — образ, лучшая версия тебя, которой делишься с миром. Люди чувствуют фальшь, и это чувство выливается в антирекламу.

Хвастовство направлено на то, чтобы вызвать зависть и выглядеть в глазах окружающих лучше. Поэтому отразить в Инсте свою работу или хобби — это одно. Стараться быть лучше, чем есть, — другое.

Не бывает зависти белой или чёрной. Есть разное отношение к чужому успеху и достижениям. Кто-то радуется и скажет «молодец», другим будет безразлично. Третьи подумают, почему у них так не получилось. А четвёртые будут искать подвох и вынюхивать причины достижения.

Совет такой: хочешь похвалиться, взгляни на собеседника — разделит ли он твою радость? Не разделит или есть сомнение — и не пытайся. Радуйся успеху с близкими!

Выступай публично

Сколько себя помню, я всегда картавил. В детстве меня отправляли к логопеду, чтобы устранить дефект речи. Я тренировался перед зеркалом, учил скороговорки, записывал голос на диктофон. Ничего не помогло. Хотя, наверное, я слабо старался.

Дело в том, что у меня с рождения короткая уздечка. Это плёнка, которая не даёт языку подняться до верхнего нёба. В раннем детстве родители не стали её подрезать, а сейчас это поздно и бессмысленно.

Когда у тебя обнаружили такую же короткую уздечку, тебе было меньше недели. На месячной комиссии мы, не раздумывая, пошли к стоматологу. Пара минут, лёгкий щелчок инструментом — и твой язычок стал большим и подвижным.

Так что мы первый шаг к твоей правильной качественной речи сделали. Остальное за тобой.

Навыкам выступать на публике в школе не учат. А зря. Учеников вызывают к доске, дают возможности выступить с докладом. Но никто не объясняет, чем письменный ответ отличается от выступления.

Перед необходимостью выступать меня поставила жизнь после института. Пришлось представлять интересы организации в суде и проводить с сотрудниками занятия.

Я стал читать книги по ораторскому мастерству, изучать судебные речи знаменитых русских юристов (Кони, Плевако).

Сейчас боязнь выступать пропала. Я радуюсь возможности попрактиковаться и получить небольшие победы и достижения на поприще оратора. Мне ещё учиться и учиться. Но парой рабочих советов поделюсь.

Умение выступать публично — непрерывная работа над собой. В нём важна тщательная подготовка и постоянная практика.

Подготовка — написание текста выступления и набросок плана. Можешь ключевые моменты пометить в виде списка, можешь — в виде Mind карты (схемы с ключевыми тезисами)[2]. Письменный документ по теме выступления и само выступление одинаковы. У них разные цели и способы донесения. Даже если пользуешься презентацией, весь текст проговаривать не нужно. Пиши ключевые слова и составляй план выступления. Чтобы стать отличным оратором, нужно учиться у лучших. Перенимать их фишки и приёмы, следить за интонациями и голосом.

В ораторском искусстве нет мелочей. Где поставить паузы, как начать и закончить, как реагируют зрители — важно всё.

Лучше попытка, чем ничего. Есть возможность донести мысль — пробуй. Те, кто отмолчался, точно ничего не получают.

Не читай с бумаги. Лучше высказаться короче, но смотря на зрителей. Забыла мысль — подсмотри. Выдели ключевые слова.

Чтобы донести важные мысли, делай паузы. Не бойся смотреть на слушателей. Раз они в зале — значит им нужно твоё выступление.

Продумай структуру выступления: вступление, основная часть и заключение. Нужно заинтересовать слушателя, удержать его внимание и в конце выделить важные аспекты.

Помогай

Нет ничего зазорного в том, чтобы помогать друг другу. Безвозмездно помочь выполнить важную задачу, подсказать пути решения сложной ситуации.

Помогать можно финансово, физически, психологически и морально. Выслушать человека — тоже помощь.

Занимайся благотворительностью

Конечно, можно бегать по улицам за лицами без определённого места жительства. Предложенные им хлеб и деньги — прямая форма благотворительности.

Но есть и другие пути. Например, ряд общественных организаций помогают животным и лицам с серьёзными заболеваниями, детям без попечения родителей. Их деятельность легальна и прозрачна — на сайтах возможно посмотреть отчёты, на что и куда уходят деньги. Можно перевести деньги, отправить вещи или помочь физически, помогая в уходе.

Главное правило благотворительности — не кичиться и не хвастаться о том, кому и как ты помогла.

Чисти карму

Далеко не всегда люди живут по принципу справедливости. Бывают ситуации, когда чувствуешь себя винтиком одной большой машины (системы), которая удаляет ненужный элемент. В работе юриста это проявляется, когда работодатель решает уволить нерадивого сотрудника.

В ряде других профессий чувство винтика тоже встречается. Что бы тебе ни говорили твоя совесть и внутреннее чувство справедливости, осознай две вещи:

1) ты не будешь знать об увольняемом сотруднике столько, сколько работодатель[3];

2) твоя задача — выполнение своих обязанностей в интересах организации, а не сотрудника.

Чисткой кармы можно считать помощь сотруднику, которому ты до сих пор не могла найти время помочь. Либо напоминание и доведение до всех мер предосторожности, касающихся увольнения и профилактики нарушений трудовой дисциплины.

Помощь важна и нужна. Главное, если решила помочь, не требуй ничего взамен и не проси отдачу.

Прочитать:

«Новый язык телодвижений» А. и Б. Пиз

«Как выступать публично» Д. Карнеги

«Гений общения» С. Намамото

«Я слышу вас насквозь» М. Гоулсон

1.2. Учись продавать навыки на рынке труда

На сайте hh.ru и ему подобных миллионы вакансий. Это тоже рынок. Есть покупатель с требованиями к товару: работоспособность, исполнительность, внимательность и т. д.

А есть продавец товара. У него есть уникальный товар, который имеет ряд характеристик. И задача продавца — качественно его оформить и выгодно продать.

Оформление. Резюме

Составить резюме не сложно и не страшно, если есть, что писать. Про образование и навыки поговорим в главах 2.4 и 4.2.

Не пиши все подряд

К примеру, умею вязать, вышивать крестиком, работать паяльником и работать в Excel. Дочитают до конца такое резюме не все. А уж разглядеть то, что нужно, и откликнуться… Легче зайца в поле на коленках поймать.

Указывай конкретно, что знаешь и умеешь в той сфере, где хочешь работать. Краткость — сестра таланта.

Отражай выгоду для работодателя

Можно написать «я исполнительная, ответственная и внимательна к мелочам». А можно «благодаря моей педантичности и внутренней ответственности поставленные задачи выполняются качественно и в срок».

Не стесняйся направлять резюме сама

«Удача любит смелых», «наглость — второе счастье» — эти народные поговорки возникли не на пустом месте.

Работодатель мечты может быть занят, чтобы прогуглить вакансии по имеющемуся ваканту и найти твою. Возможно, у него нет сотрудника, который подбирает кандидатов для работы. Он разместил объявление о том, что ему требуется, и сидит, ждет отклики сотен желающих.

Приём на работу. Собеседование

Не стесняйся показать, что именно ждёшь от работы. Тем более, узнать у работодателя конкретную цель твоей работы в компании.

Фраза «каких результатов вы от меня ждёте на этой должности» покажет твой интерес и реальную заинтересованность. А ответ на вопрос развеет твои страхи и позволит понять, нужно тебе это рабочее место или нет. Так советует № 1 в российском маркетинге Игорь Манн в книге «Маркетинг на 100 %»[4].Не утаивай того, чего не знаешь или не умеешь.

Всё тайное становится явным. Чтобы не было обидно и больно, лучше скажи: «Это я не умею, но тема для меня интересна, и могу научиться».

Лучше честный отказ, чем разочарование и увольнение не по твоей инициативе.

Признай, что всего не знаешь

Каким бы специалистом ты ни стала, лучший способ не просто держаться на рабочем месте, а с достоинством его занимать — признать, что ты всего не знаешь.

Законы не стоят на месте. Конкуренты не спят, а вузы выпускают свежих и подготовленных каждый год. Поэтому учись и развивайся. Как? Этому посвящена глава 4.

Уважай место, где работаешь

Это был твой выбор. Коллеги, начальник, подчинённые, клиенты — все заслуживают порядочного отношения и твоего профессионализма.

Не бойся пробовать новое

Найти идеальное место работы после учебного заведения — на грани фантастики.

Представь, что тебя со временем завалили кучей не связанных с прямой работой обязанностей. Игнорируют достижения. Платят меньше, чем стоят твои навыки. Что станешь делать?

Автор бестселлера «Как выжить среди акул» и просто богатый мужчина Америки Харви Маккей отметил, что «новичкам платят больше, чем они заслуживают». Его теория состоит в том, что первые два года работнику платят больше, чтобы последующие 20 лет не доплачивать. И выдать на пенсии золотые часы.

Поэтому если чувствуешь, что упёрлась в полоток и дальше в этих стенах двигаться некуда — пробуй новое.

Начать карьеру на новом месте легче, когда нечего терять. Главное, чтобы этот уход был не эмоциональным, а продуманным и взвешенным.

Прочитать:

«45 татуировок личности» Максим Батырев

«Никогда-нибудь» Елена Резанова

«Продай себя дорого» Джо Джирард

1.3. Думай о тех, кто рядом

Семья — та ячейка, которая изо дня в день варится в собственном соку.

Я и мама пришли к выводу, что в семье каждый должен помогать друг другу развиваться и учитывать его интересы.

Хочешь, чтобы брак не оказался браком? Научись слушать и слышать друг друга и брать во внимание интересы каждой стороны.

При рождении детей жизнь может распорядиться, что рядом будет только вторая половинка. Как и сложилось у меня с твоей мамой. Бабушек, дедушек и дальних родственников под рукой нет.

Будет сложно, но всё возможно

Ссоры и возмущение по поводу немытой посуды, готовки еды, укачивания ребёнка ночью никуда не уйдут. Помни: малыш — это временно. Он быстро вырастает. А уважение друг к другу только увеличится, если будете находить компромиссы (где-то фильм вечером не посмотрели, зато пообщались, где-то покачали по очереди, зато выспались).

Не иди на поводу у родителей

Да, нас можно не слушать. Когда станешь взрослой и шагнёшь в самостоятельную жизнь, мы не будем знать твою жизнь настолько, насколько её знаешь ты. Мы лишь можем помочь советом, но решение бытовых ситуаций будет за тобой. В том числе и как относиться к нашему совету. Мы росли в разное время, и наши точки зрения могут отличаться — и это нормально.

Не изменяй

Знаю, совет не детский. Но мы же хотим, чтобы у наших детей было всё хорошо во взрослой жизни, правда?

Высшая степень уважения со своими близкими — честность. Честность по отношению к себе и человеку, с которым ежедневно встречаешься, обсуждаешь совместные планы, смотришь в будущее.

К чему приводит нежелание быть честным

Бывает, супруги носят недовольство друг другом годами. Терпят, но не высказывают. И наступает момент, когда эмоции зашкаливают — выливается чернуха. Они распространяют друг про друга сплетни. Очерняют доброе имя на работе. Долго выносят мозги местным судьям исками о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества и проживании детей. Причём, под имуществом понимаются не только квартиры и автомобили. К имуществу относятся и подарки, личные вещи вплоть до нижнего белья.

В этой битве нет победителей. Есть те, кто не смог быть честным с собой и друг другом.

Совет таков: если отношения себя исчерпали, не нужно бегать на сторону, искать и заводить романы, чтобы сохранить видимость семьи для окружающих.

Ты живёшь для себя, а не для кого-то. И только тебе известен внутренний микроклимат своей семьи. Устали друг от друга? Не видите совместной жизни дальше?

Обдумайте и взвесьте решение. Спокойно разойдитесь, не вставляя палки в колёса друг другу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адвокат для дочери предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Новый язык телодвижений» Алан и Барбара Пиз.

2

На момент написания книги доступна бесплатная версия приложения на Android — Orbit Mind.

3

Если сама не являешься работодателем.

4

«Маркетинг на 100 %». Автор — Игорь Манн.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я