Записки самурая Джо-Сана

Алексей Александрович Дельвиг, 2021

Джо-Сан – суперагент из самурайского рода – проходит через удивительные приключения, выполняя многочисленные миссии по заданию мифического Тайного Ордена Магов (ТОМ) и его боевых структур, созданных в доисторическое время для вселенской борьбы со Злом. Джо-Сану помогают его друзья: ниндзя Рене, учитель Гэнкито Кондзё, старец Феодор Козьмич (Император Александр I), граф Алессандро Калиостро, кот Манул и другие. Действие происходит в разные отрезки времени (от юрского периода динозавров 150 миллионов лет назад до настоящего времени), во многих странах (США, Япония, Китай и т.п), и самых необычных местах (пирамида Хеопса, древнеегипетское царство мёртвых Осириса, московские подземные катакомбы и т.п.). По ходу борьбы с мифическими существами и более реальными врагами ненавязчиво описываются военные тактики, применяемые самураями и ниндзя в сражении и исчезновении с поля боя, вооружение, методы борьбы и психологической подготовки, а также японские эстетические и философские принципы.

Оглавление

Глава III

Школа самураев сенсея Гэнкито Кондзё

После успешного прохождения главного испытания, по сути означавшего, что я могу работать с дальними целями, я несколько лет провёл в Японии в школе боевых искусств Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Там я «делал» ближние цели с помощью самурайского меча дайто[16] под руководством сенсея Гэнкито Кондзё. Обучение было более чем интенсивным — ведь мне надо было пройти самурайскую науку, а самое главное, пропитаться самурайским духом, всего за несколько лет. В первую очередь я должен был овладеть крепким внутренним трилистником бусидо[17], состоящим из ти, дзин, и ю (мудрость, человеколюбие и храбрость) с преобладанием, конечно, техники и решительности. На удивление, мне давались легко все премудрости самурайского дела и образа жизни: вероятно, сказывались мои самурайские корни, так что в самое короткое время я не только хорошо овладел моим дайто, но и вполне сносно стрелял из лука, кидал копьё, скакал на лошади и разбирался в тонкостях явары[18], не говоря уже об успехах в каллиграфии, тактике, литературе и искусстве… Сенсей не мог на меня надивиться, да и я сам был весьма поражён своим скорым успехам.

Несомненно, в моих успехах основную роль играл учитель — недаром в Японии — это самая почитаемая специальность… Учитель был настоящий, потомственный самурай. Он говорил мало, и тем весомее были его слова. Некоторые были мне тогда непонятны, но в памяти остались на всю жизнь… Как-то, когда мы отработали вдвоём в учебном спарринге кэндо[19] под сенью цветущей сакуры на праздник ханами[20], мы разговорились, и он сказал мне в ответ на какой-то мой незначительный технический вопрос о целях, которые мы преследуем с помощью дайто:

— У нас, самураев, есть только одна цель и путь — бусидо, а первая промежуточная цель — достижение югена[21].

Потом он посмотрел на меня и разъяснил с улыбкой:

— Тебе же сначала надо пытаться научиться чётко видеть и попадать в ближнюю и дальнюю цели, затем отделять себя от цели, служить ей, и, наконец, ты поймёшь цель, сольёшься с ней и достигнешь югена…

— А что будет после этого? — спросил я тогда беспечно, наслаждаясь журчанием кристально-чистого ручейка и отдыхом после изнуряющей тренировки.

Учитель внимательно посмотрел на меня и ответил:

— Если повезёт, то дальше после достижения югена ты пойдёшь по пути к икигай[22], да и после него путь не прекращается… Ничто и никогда не заканчивается… Не думай пока об этом — всему своё время! А пока запомни на сейчас: кем бы ты ни стал — не расставайся никогда с дайто! Он твой единственный друг и защитник, и он никогда не отсекает того, что уже само не отмерло. Это как скальпель в руках хирурга! Дайто может всё, но не всё может его хозяин

— Как я узнаю, что иду правильным путём? — спросил я после длительного размышления.

— Если ты идёшь верной дорогой, твой меч становится короче, а ты сам — белее! — ответил учитель.

Я-то, дурак, думал, что это метафора!..

Примечания

16

Дайто (яп.) — длинный самурайский меч (длина более 60 см).

17

Бусидо (яп.) — путь воина или путь к себе, который объединяет моральный, этический, философский и военный кодекс самурая.

18

Явара (яп.) — также джиу-джитсу — особый род боевых искусств без оружия, который использует, наподобие айкидо, знание анатомии с целью использования болевых точек для ударов и захватов, что приводит к обездвиживанию противника.

19

Кэндо (яп.) — фехтование бамбуковыми мечами.

20

Ханами (яп.) — праздник цветущей сакуры в Японии.

21

Юген (яп.) — мистический, тайный, сокровенный. Одна из 10 форм прекрасного. Мистически-радостное познание сущности природы, бытия, предмета, состояния или события. Присутствие глубины и спокойствия в жизни и предметах искусства.

22

Икигай (яп.) — постижение цели своей жизни, что приводит к осмысленной и полноценной жизни, то есть к счастью.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я