Мое дело десятое. Ироничная философия

Алексей Аимин

Переиздание книги «Мое дело десятое» выпущенной в 2003 году небольшим тиражом. Жанр – философский юмор.В книгу вошло около 700 авторских мыслей, афоризмов, приколов, анекдотов, двустиший и четверостиший. Эта книга – попытка научить людей, как самостоятельно стать личностью.Первое издание было высоко оценено ведущими политиками и артистами эстрады.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мое дело десятое. Ироничная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИГРА В КЛАССИКИ

Хочу вам честно признаться в том, что классиков до последнего времени своим вниманием не жаловал.

Во-первых, сам я классиком становиться не собирался, и как предмет для изучения и подражания они меня не интересовали.

Во-вторых, принудительное знакомство с ними в школьные годы меня раздражало, и я любыми путями этого знакомства избегал. Поэтому я все свои сочинения писал на волнующие меня темы, типа как я провел летние или зимние каникулы, скромно умалчивая кого и где зажимал.

Так что свое более или менее осмысленное знакомство с ними я перенес на зрелый возраст. К тому моменту, когда уже имел определенный жизненный опыт, вполне сложившееся мировоззрение, а еще и желание поделиться всем этим с народом.

Кстати, процесс творчества практически не имеет возрастных рамок. Кто-то создает свои лучшие произведения до тридцати, а кто-то уже и далеко за сорок.

Это я к тому, что и поздно иногда бывает не поздно, а рано иногда бывает и рано…

Так вот. С довольно относительным опозданием я пришел к выводу, что у классиков есть чему поучиться (это я вам предлагаю запомнить).

Обладая даром глубокого понимания происходящего, они к тому же выражались легким, красивым и изысканным языком. Слова их до сих пор проходя через наш разум и наше сердце, как бы пробегают по струнам, которые все мы обычно называем нашими чувствами.

Чтобы не быть голословным, я решил привести в качестве доказательства ряд примеров по восприятию, осмыслению и отражению окружающих нас проблем общепризнанными гениями пера разных времен и народов В. Шекспиром, И. Гете и А. С. Пушкиным.

Вот как они говорят о том, что считают наиболее важным как в жизни, так и в творчестве:

«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить».

В. Шекспир

«Первое и последнее требование, предъявляемое к гению, — это любовь к истине».

И. Гёте

«Что же и составляет величие человека, как не мысль

А. С. Пушкин

Но пока здесь задействован только разум. А вот уже к разуму приложена душа:

Блаженны, кто с надеждой рождены,

Что море лжи преодолеем дружно,

Нам нужно то, чего не знаем мы,

А то, что знаем, — нам не нужно…

И если Гете здесь говорит о постоянных душевных переживаниях на пути к жизненной истине, то Шекспир смотрит на нашу жизнь как на игру, в которой все мы участвуем, но отнюдь не руководим ею:

Весь мир — театр,

Мужчины, женщины играют в нём

Им всем судьбой назначенную роль,

Определён для каждого свой выход…

На фоне этих рассуждений о нашем месте в жизни и нашей роли в ней Александр Сергеевич Пушкин со своей музыкой слов выглядит на их фоне наиболее оптимистично:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Еще одной отличительной чертой классиков является дар провидения. Вообще тех, кто серьезно заглядывает на столетия вперед, всегда можно по пальцам пересчитать — это как правило либо гении, либо идиоты. Вторых пока оставим в покое — мы сейчас говорим о первых.

Пронизанные всем спектром чувств, обладая широким набором качеств — от бесшабашности до прагматизма, от яркого оптимизма до сумрачного пессимизма, они дают потомкам, рекомендации и советы. И поколение за поколением их читателей в который раз убеждаются, как же они были правы!

Поэтому классики остаются по существу нашими вечными современниками.

Вот вам яркий пример подтверждение моих слов:

«Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел».

И. Гёте

Два века назад сказаны эти слова, но как они нам близки и понятны! Конечно же, на первый камень сил и средств всегда хватает. А вот на последний… У нас порой все силы и средства уходят на празднества по закладке первого камня, и сколько уже этих первых камней по нашей стране разбросано…

Ну а Шекспир же в своем предупреждении хоть и чуть перегибает палку насчет мудрости, но в принципе, думаю прав:

«Глупость и мудрость с такой же лёгкостью передаются, как заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей».

Вслед за Шекспиром «Болезненную» тему своей легкой словесной вязью, ненавязчиво подхватывает Александр Сергеевич Пушкин:

Да, да, ведь ревности припадки —

Болезнь, так точно как чума,

Как чёрный сплин, как лихорадка,

Как повреждение ума.

Несомненно одно: классики заботятся о нашем духовном здоровье. Знали бы они, каких болезней мы нахватались за последнюю сотню лет! Однако вернемся к началу.

Когда я стал внимательнее читать классиков, то автоматически начал отмечать те места, где по сегодняшним времененпм, я сказал бы иначе. А кое-что из высказываний вызывало у меня возражения или, мягче сказать, сомнения и скромно промолчать мне довольно сложно:

Однажды Гете высказался так:

«Величия злодей достичь не может».

Хоть Гёте гений, но и я ведь не дурак,

И здесь меня слегка сомненье гложет.

А еще классики меня раззадорили. Отмечая их прекрасные находки и неподражаемые образы, я задавался вопросом: неужели сейчас невозможно написать, как они?

Еще одним толчком для определения моего отношения к классикам стал один случай.

Как-то зашел в нашу городскую библиотеку и прямиком — к заведующей, чтобы поделиться своим свеженьким «шедевром». Такое многим авторам знакомо. Но когда воеёл, ее кто-то позвал. Перед тем как отлучиться она дала мне листок с небольшим стихотворением, написанным от руки.

Отметив интересное изложение и удачную мысль, я со знанием дела внес исправления и, продолжив мысль, завершил стихотворение более интересным окончанием.

Когда заведующая вернулась, я протянул ей листочек, заявив, что автору надо было бы еще поработать. Глаза у этой приятной женщины округлились, потом полезли вверх, и она удивленно пролепетала:

— Это же Бунин!

Честно сказать, такого я не ожидал. Я-то ведь думал, что это кто-то из местных соискателей народного признания.

После этого случая я решил классиков больше не трогать, а тем более не править, так как становиться критиком у меня было еще меньше желания, чем становиться классиком.

Одно дело быть оппонентом тому, кто может тебе ответить, и например, в лицо плюнуть или вызвать на дуэль, а другое — раздражать и шокировать поклонников великих.

А это очень опасно — у них, у поклонников порой такие перекосы!

Вы помните сказку Андерсена «Голый король»? Платья не видишь — значит, дурак! Здесь далеко ходить не надо — «Черный квадрат» Малевича.

Ведь здесь что? Мужик просто взял и выплеснул всю черноту, что у него была, на всех, ценителей и не ценителей. Кстати его постоянно реставрируют, краска исчезает.

Не секрет есть такие люди: выльют на других всю грязь и им сразу становится лучше. Ну что же, я за него рад! Но меня всегда удивляет: чему же те, кому это все досталось, радуются?

Я вам честно скажу, что солнышко, нарисованное ребенком на асфальте, мне нравится значительно больше этой черной дыры.

По-моему, главным достижением Малевича было все-таки само название картины «Черный квадрат» — оно, можно сказать, несет в себе нечто неопределённо-нейтральное. Отсутствие света (цвета) в геометрической фигуре — это же простор для размышлений!

Если бы Малевич назвал свою картину чуть более оригинально, например, «Здесь вытирали ноги», или, допустим, «В отключке после вчерашнего», или даже еще более банально — «Свет отключили», такого бы эффекта и в помине не было. Вот вам и весь фокус, а совсем не в холсте и красках, выпускавшихся в те далекие времена.

Впрочем, я вам своё мнение не навязываю, тут дело вкуса и наличности. Есть у вас лишний миллион — купите Малевича. Нет — возьмите и нарисуйте сами, это совсем несложно. Сохраните название, и эффект будет тот же.

Да ладно, давайте отстанем от Малевича. Примеров псевдооригинальности у нас и свежих полно. Вы посмотрите на нынешний «бомонд». Там только что единицы, вроде меня, на классиков не претендуют. Остальные же туда просто прутся по-наглому! Уверен, время и последующие поколения все расставят на свои места.

По моим наблюдениям любой век нам дарует пять, от силы десять гениальных имен в каждом из основных видов творчества. Остальные же отправляются в общее небытие. Так что многим надо смотреть на себя более трезво и не так шумно барахтаться.

Однако давайте вернемся к признанным, уже прошедшим проверку временем. У них по-прежнему хватает и почитателей и критиков. Хочу привести высказывание одного из моих знакомых поэтов-самоучек:

Мне классики, конечно, не указ!

Мне классики, конечно, не укор —

Одних предпочитаю я под квас,

Ну а других же только под кагор.

Но когда я, продолжая эту тему, заявил, что его «вирши» пойдут только лишь под местный самогон, — он обиделся.

Впрочем, бог с ним! Это конечно все дело вкуса (как в отношении напитков, так и в отношении чего подо что «подавать»).

Меня больше затронуло «не указ» и «не укор» — здесь я категорически не согласен. Они (классики) по-прежнему наши ориентиры и наши судьи. Читая их, сам порой высоко взлетаешь:

Я для себя за счастье почитаю,

Когда брожу средь мудростей основ,

Когда среди великих обитаю,

Средь чувств их, мыслей и прекрасных слов.

Средь мудростей основ…

А когда высоко взлетишь, честно сказать, и опускаться не очень хочется, хотя в конце концов приходится.

В этой главе я всё же позволю себе «полетать». И раз уж я вступил на эту стезю, то рассудил так: я для начала напишу, а после пусть, кто хочет, критикует. И здесь я полностью согласен с Гёте:

«Вдохновение — это не селёдка, которую можно засолить на долгие годы».

И раз оно к тебе пришло, то тут уж «накрывай на стол»!

А то ведь случается и такое:

Вдохновенье изредка приходит,

И бывает, что приходит невзначай.

Интересно, где оно там бродит?

Сколько раз уж приглашал его на чай.

Чай хороший: я на нем не экономлю,

Сам, к примеру, с удовольствием я пью,

Но чтоб приходило — не припомню —

В тот момент, когда его налью.

Вот когда допью — тогда заходит,

— Подожди, — ему я говорю,

Но оно посмотрит и уходит,

Не дождавшись, когда снова заварю.

И для того чтобы такого не происходило, стол всегда должен быть «накрытым».

Ну и последнее: классики — это те люди, которые своим творчеством дают возможность прокормиться не одному поколению критиков.

И хотя я по-прежнему классиком становиться не собираюсь, но вполне допускаю, что кому-нибудь из их братии на пару обедов я всё же дам заработать.

Подводя итог всему сказанному выше, вновь выражусь в классическом стиле:

Нашел я слог — возвышенный, красивый,

К тому же смысл уложен между строк,

Труда и вдохновения итог:

О этот миг, прекрасный и счастливый!

Остается пожелать, чтобы вас, дорогие читатели, этот миг посещал на вашем любимом поприще как можно чаще, как мне, когда я это все писал.

Между Землею и Вселенной

Ты лишь пылинка, человек!

И на земле на нашей тленной

Короткий миг — твой долгий век.

И может, лишь частичку света,

Сродни той искре небольшой,

Что нам открылось из Завета,

Что именуется душой,

Мы оставляем, не иначе,

Вернув назад, что дал нам Бог,

Но только больше и богаче —

Так строим Божеский чертог!

* * *

Я перестал смотреть чуть глубже вдаль

И строить планы — это все впустую!

Я приподнял над истиной вуаль,

Но там увидел я вуаль другую.

* * *

Есть у каждого знак,

Знак добра, знак беды.

Есть у каждого враг —

Он снаружи, внутри.

А ещё Зодиак,

Под которым рожден.

У него свой зигзаг,

Ты и им наделен.

А ещё есть злой рок —

Не спасут три креста.

Ты по жизни игрок,

Но с чужого листа,

Где судьба сквозь года,

Где финал тоже есть.

Только, жаль, никогда

Нам его не прочесть.

* * *

Вера в любовь

ярка и сильна,

Всё вокруг затмевает сияньем,

Но порою как порох

сгорает она

И несет пустоту отрицанья.

И лишь только когда

взаимности нет,

У нее продлеваются сроки.

И подолгу горит

тот мерцающий свет

В душах тех, кто так одиноки!..

* * *

Поэзия — во всем: в любви, в свободе,

В трудах великих и сезонной моде,

В надеждах, помыслах и розовых мечтах,

В младенчестве и старческих летах,

В терзаниях души, в ее стремленьях,

В природе, что нам дарит вдохновенье.

И тот, кто сотворил для нас все это,

Был гениальнейшим из всех поэтов!

* * *

Господь нас красотою вдохновляет

На доблесть, подвиги, шедевры и любовь,

А Сатана нас красотою искушает,

И в сеть греха мы попадаем вновь и вновь.

Чьи мастерские? Кто ответит точно,

Где вся ваяется людская красота?

В подземных — та, которая порочна,

В небесных — та, которая чиста.

Господь нас красотою вдохновляет…

* * *

Настигли вас душевные страданья? —

Так не жалейте вы об этом никогда.

На том лице читаю я терзанья,

А это вот сгорает со стыда.

Счастливые! —

В душе Всевышний правит!

Пусть этот миг вас чуть врасплох застал,

Он вас возвысит,

Он вас не раздавит.

Ведь вам Господь благословение послал!

* * *

С верою — душа и тело крепнет,

А добро в сердцах надежду сеет;

В ненависти — даже разум слепнет,

Ну а в злобе — сердце каменеет.

* * *

В жизни нормальной должно быть всё в меру.

С этим согласны Надежда и Вера,

А не согласна одна лишь Любовь —

Та, что блаженство сполна нам дарует,

Та, что обычно рассудок ворует

И сквозь рутину жизненных сует

В сердце рождает смятение вновь…

* * *

Нам оценить приобретения, потери

Поможет время — месяцы, года…

Когда поймёшь и вникнешь — лишь тогда

Ты осуждать кого-то сможешь в полной мере.

* * *

Однажды как-то музыки волна

С волнением души моей совпала,

И — резонанс! — минута Истины настала,

Совсем не той, что извлекаю из вина.

* * *

Ворвалась музыка,

Как ветерка порыв,

И в моё сердце как бы невзначай

Проник ее чарующий мотив

И вытеснил тоску, а с ней печаль.

* * *

Еще один я проживаю день,

Уходит он куда-то безвозвратно,

И не вернуть уж никогда его обратно,

Лишь только в памяти осталась его тень…

* * *

Я стал рабом твоим,

И этим я доволен,

Смотрю в твои глаза я не дыша.

А то, что над собою я не волен, —

Об этом не болит моя душа…

* * *

Над кучей слов — нагроможденье фраз,

Витые монотонные тирады

Без смысла, без души,

Без блеска страстных глаз.

Избавь, Господь, меня от этакой награды!

* * *

Ах, молодость!

Ты всех нас обманула.

С тобой гуляли, веселились мы беспечно,

А ты внезапно

За угол свернула

И скрылась в переулке вечном…

* * *

На развалинах души

Угольки еще дымятся,

На развалинах души

Нет уж смысла объясняться.

На развалинах души,

Где любовь моя сгорела,

На развалинах души

Догорает моё тело.

* * *

Когда я мщу, — я трепещу!

Восторг меня обуревает.

Когда с кого-то спесь слетает —

О, как же сладостно я мщу!

Когда хапуга поперхнётся,

Когда я трусу вслед свищу —

О, как же сладостно я мщу!

Пусть мне в грехи это зачтётся.

* * *

Чем ярче ты горишь,

Тем больше мошкары —

Все более я в этом убеждаюсь;

Где сила власти,

Где умов миры,

Она живёт, объедками питаясь…

* * *

Стремленье вверх, стремление вперед,

Движенья миг, пусть даже скоротечный,

Намного больше пользы принесёт,

Чем прозябание в оцепененье, даже вечном.

* * *

Какая б на Земле настала тишина,

Когда б все люди, ну хотя б на миг,

Вдруг прекратили восхвалять себя

И перестали хаять бы других!

* * *

Свет разума лишь чуть

прорезал темноту незнания —

Подвинув предрассудки,

Мы с этим светом прожили лишь сутки

И прошагали только первую версту…

* * *

Мне заложили смерть

В какой-то год,

А вот в какой —

Пока ещё не вижу.

Но этот час, уверен я, придёт,

И я его заранье ненавижу!

* * *

День расплаты будет — это знаю:

Да, грешил я все же между делом;

Бог пусть мою душу забирает,

Дьяволу же оставляю тело.

Нас делить учили ещё в школе —

Ведь душа изрядно истрепалась,

Пока тело я своё лелеял-холил,

Так что поровну, считаю, им досталось.

* * *

Две трети суток

Чувствую себя свободным,

И только треть — презренный раб:

Я в царстве сна…

* * *

Когда меня уж очень славят

И даже на руках несут,

Я чувствую: меня отравят

Иль по-другому как убьют.

* * *

Уверенности факел чуть притух,

Опять меня сомненья одолели,

Но в тех сомненьях так захватывает дух,

Как будто я летаю на качелях.

* * *

Какое ж это благо — просто жить!

А жить во благо — это же блаженство!

Во благо есть, во благо пить, любить,

На пользу всех — вот вам принцип совершенства!

* * *

Мы в муках ближе к Богу,

В телесных и душевных,

На это был расчёт.

Но только чей?..

* * *

Несложно мир у нас устроен:

Всего стаканчиком вина

Мгновенно надвое раскроен —

Ум скромен, глупость нескромна.

* * *

На рубеже своих преклонных лет

С тоскою вспомню годы молодые,

Когда нам были «по боку» святые,

Пороки властвовали — те, что ныне нет.

* * *

Да! Из меня, похоже,

Вряд ли что получится

На этом свете…

Может быть — на том?

На том, конечно,

Будет всё потом,

Когда на этом

Я закончу мучиться.

* * *

Надежда — мой надежный друг,

В минуту трудную

Всегда меня подбодрит…

* *

В могиле нет рабов и нет царей,

Цепей и золота там звон не раздается.

Там тишина…

* * *

Совет терпеть — не лучший из советов,

А, может, худший:

Он к бездействию зовет…

* * *

Мне стыдно за себя,

Но каждый день стыдиться

Надоедает —

В этом смог я убедиться.

* * *

Тот, кто не помнит прошлого ошибок,

Тот будет обречён их снова совершать.

* * *

И глупая молва, и всяческая чушь

Немного оживляют нашу глушь…

Поэтическая проза

Душа не может существовать без тела. Стоит ли критиковать людей за то, что они думают сначала о содержании своего тела? Ведь так важно, чтобы убежище у души было теплым и уютным.

Мир так прекрасен! Он обворожил меня сразу, да так, что сотни и тысячи последующих разочарований не смогли поколебать мою любовь к жизни.

Все мы листочки на дереве жизни. Мы пожелтеем и улетим под порывом космического ветра, но после одних останутся лишь засохшие черенки, а после других возникнут новые побеги.

Чувства, рождённые в сердце, подобны живому цветку, и жизнь их недолговечна. Эти же чувства, вложенные в мысли и слова, могут храниться долго, подобно цветкам из гербария. Но если они проникнут в чей-то разум и взволнуют его, то тут же вновь превратятся в живые благоухающие цветы и снова очаруют чье-то сердце, душу и разум.

Гений — это костер, искры от которого поднимаются высоко-высоко и превращаются в звезды.

Слов образность сравню я с пышностью листвы, а краткость речи — с сочностью плодов.

Прозу можно сравнить со взглядом на мир через обычное окно, а поэзия — это взгляд на него через яркий цветной витраж.

Зажечь можно только те души, в которых есть чему гореть.

Как будто сок у дерева жизни, мы сначала поднимаемся к вершине, а потом возвращаемся к корням.

Плывя по реке времени, мы в конце концов попадаем в море вечности, а потом и в океан забвения.

Поэтическая полемика

В спорах рождается истина. Оспаривать то, что признано вечным и незыблемым бесполезно, хотя… Я уже намекал вначале, что классиков надо читать внимательно, и приводил пример возражения Гете. Вот я одно время полемизировал с классиками по своему усмотрению. А иногда мне хотелось не только согласиться с ними, но и усилить, конкретизировать, объяснить более полно их мысли, задумки и пророчества. Ну, хотелось мне с ними пообщаться, и даже где-то посоперничать, применяя их же оружие. Что из этого получилось судить вам. Но я буду счастлив, если кто-нибудь присудит мне ничью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мое дело десятое. Ироничная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я