Переиздание книги «Мое дело десятое» выпущенной в 2003 году небольшим тиражом. Жанр – философский юмор.В книгу вошло около 700 авторских мыслей, афоризмов, приколов, анекдотов, двустиший и четверостиший. Эта книга – попытка научить людей, как самостоятельно стать личностью.Первое издание было высоко оценено ведущими политиками и артистами эстрады.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мое дело десятое. Ироничная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ИГРА В КЛАССИКИ
Хочу вам честно признаться в том, что классиков до последнего времени своим вниманием не жаловал.
Во-первых, сам я классиком становиться не собирался, и как предмет для изучения и подражания они меня не интересовали.
Во-вторых, принудительное знакомство с ними в школьные годы меня раздражало, и я любыми путями этого знакомства избегал. Поэтому я все свои сочинения писал на волнующие меня темы, типа как я провел летние или зимние каникулы, скромно умалчивая кого и где зажимал.
Так что свое более или менее осмысленное знакомство с ними я перенес на зрелый возраст. К тому моменту, когда уже имел определенный жизненный опыт, вполне сложившееся мировоззрение, а еще и желание поделиться всем этим с народом.
Кстати, процесс творчества практически не имеет возрастных рамок. Кто-то создает свои лучшие произведения до тридцати, а кто-то уже и далеко за сорок.
Это я к тому, что и поздно иногда бывает не поздно, а рано иногда бывает и рано…
Так вот. С довольно относительным опозданием я пришел к выводу, что у классиков есть чему поучиться (это я вам предлагаю запомнить).
Обладая даром глубокого понимания происходящего, они к тому же выражались легким, красивым и изысканным языком. Слова их до сих пор проходя через наш разум и наше сердце, как бы пробегают по струнам, которые все мы обычно называем нашими чувствами.
Чтобы не быть голословным, я решил привести в качестве доказательства ряд примеров по восприятию, осмыслению и отражению окружающих нас проблем общепризнанными гениями пера разных времен и народов В. Шекспиром, И. Гете и А. С. Пушкиным.
Вот как они говорят о том, что считают наиболее важным как в жизни, так и в творчестве:
«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить».
«Первое и последнее требование, предъявляемое к гению, — это любовь к истине».
«Что же и составляет величие человека, как не мысль?»
Но пока здесь задействован только разум. А вот уже к разуму приложена душа:
Блаженны, кто с надеждой рождены,
Что море лжи преодолеем дружно,
Нам нужно то, чего не знаем мы,
А то, что знаем, — нам не нужно…
И если Гете здесь говорит о постоянных душевных переживаниях на пути к жизненной истине, то Шекспир смотрит на нашу жизнь как на игру, в которой все мы участвуем, но отнюдь не руководим ею:
Весь мир — театр,
Мужчины, женщины играют в нём
Им всем судьбой назначенную роль,
Определён для каждого свой выход…
На фоне этих рассуждений о нашем месте в жизни и нашей роли в ней Александр Сергеевич Пушкин со своей музыкой слов выглядит на их фоне наиболее оптимистично:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Еще одной отличительной чертой классиков является дар провидения. Вообще тех, кто серьезно заглядывает на столетия вперед, всегда можно по пальцам пересчитать — это как правило либо гении, либо идиоты. Вторых пока оставим в покое — мы сейчас говорим о первых.
Пронизанные всем спектром чувств, обладая широким набором качеств — от бесшабашности до прагматизма, от яркого оптимизма до сумрачного пессимизма, они дают потомкам, рекомендации и советы. И поколение за поколением их читателей в который раз убеждаются, как же они были правы!
Поэтому классики остаются по существу нашими вечными современниками.
Вот вам яркий пример подтверждение моих слов:
«Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел».
Два века назад сказаны эти слова, но как они нам близки и понятны! Конечно же, на первый камень сил и средств всегда хватает. А вот на последний… У нас порой все силы и средства уходят на празднества по закладке первого камня, и сколько уже этих первых камней по нашей стране разбросано…
Ну а Шекспир же в своем предупреждении хоть и чуть перегибает палку насчет мудрости, но в принципе, думаю прав:
«Глупость и мудрость с такой же лёгкостью передаются, как заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей».
Вслед за Шекспиром «Болезненную» тему своей легкой словесной вязью, ненавязчиво подхватывает Александр Сергеевич Пушкин:
Да, да, ведь ревности припадки —
Болезнь, так точно как чума,
Как чёрный сплин, как лихорадка,
Как повреждение ума.
Несомненно одно: классики заботятся о нашем духовном здоровье. Знали бы они, каких болезней мы нахватались за последнюю сотню лет! Однако вернемся к началу.
Когда я стал внимательнее читать классиков, то автоматически начал отмечать те места, где по сегодняшним времененпм, я сказал бы иначе. А кое-что из высказываний вызывало у меня возражения или, мягче сказать, сомнения и скромно промолчать мне довольно сложно:
Однажды Гете высказался так:
«Величия злодей достичь не может».
Хоть Гёте гений, но и я ведь не дурак,
И здесь меня слегка сомненье гложет.
А еще классики меня раззадорили. Отмечая их прекрасные находки и неподражаемые образы, я задавался вопросом: неужели сейчас невозможно написать, как они?
Еще одним толчком для определения моего отношения к классикам стал один случай.
Как-то зашел в нашу городскую библиотеку и прямиком — к заведующей, чтобы поделиться своим свеженьким «шедевром». Такое многим авторам знакомо. Но когда воеёл, ее кто-то позвал. Перед тем как отлучиться она дала мне листок с небольшим стихотворением, написанным от руки.
Отметив интересное изложение и удачную мысль, я со знанием дела внес исправления и, продолжив мысль, завершил стихотворение более интересным окончанием.
Когда заведующая вернулась, я протянул ей листочек, заявив, что автору надо было бы еще поработать. Глаза у этой приятной женщины округлились, потом полезли вверх, и она удивленно пролепетала:
— Это же Бунин!
Честно сказать, такого я не ожидал. Я-то ведь думал, что это кто-то из местных соискателей народного признания.
После этого случая я решил классиков больше не трогать, а тем более не править, так как становиться критиком у меня было еще меньше желания, чем становиться классиком.
Одно дело быть оппонентом тому, кто может тебе ответить, и например, в лицо плюнуть или вызвать на дуэль, а другое — раздражать и шокировать поклонников великих.
А это очень опасно — у них, у поклонников порой такие перекосы!
Вы помните сказку Андерсена «Голый король»? Платья не видишь — значит, дурак! Здесь далеко ходить не надо — «Черный квадрат» Малевича.
Ведь здесь что? Мужик просто взял и выплеснул всю черноту, что у него была, на всех, ценителей и не ценителей. Кстати его постоянно реставрируют, краска исчезает.
Не секрет есть такие люди: выльют на других всю грязь и им сразу становится лучше. Ну что же, я за него рад! Но меня всегда удивляет: чему же те, кому это все досталось, радуются?
Я вам честно скажу, что солнышко, нарисованное ребенком на асфальте, мне нравится значительно больше этой черной дыры.
По-моему, главным достижением Малевича было все-таки само название картины «Черный квадрат» — оно, можно сказать, несет в себе нечто неопределённо-нейтральное. Отсутствие света (цвета) в геометрической фигуре — это же простор для размышлений!
Если бы Малевич назвал свою картину чуть более оригинально, например, «Здесь вытирали ноги», или, допустим, «В отключке после вчерашнего», или даже еще более банально — «Свет отключили», такого бы эффекта и в помине не было. Вот вам и весь фокус, а совсем не в холсте и красках, выпускавшихся в те далекие времена.
Впрочем, я вам своё мнение не навязываю, тут дело вкуса и наличности. Есть у вас лишний миллион — купите Малевича. Нет — возьмите и нарисуйте сами, это совсем несложно. Сохраните название, и эффект будет тот же.
Да ладно, давайте отстанем от Малевича. Примеров псевдооригинальности у нас и свежих полно. Вы посмотрите на нынешний «бомонд». Там только что единицы, вроде меня, на классиков не претендуют. Остальные же туда просто прутся по-наглому! Уверен, время и последующие поколения все расставят на свои места.
По моим наблюдениям любой век нам дарует пять, от силы десять гениальных имен в каждом из основных видов творчества. Остальные же отправляются в общее небытие. Так что многим надо смотреть на себя более трезво и не так шумно барахтаться.
Однако давайте вернемся к признанным, уже прошедшим проверку временем. У них по-прежнему хватает и почитателей и критиков. Хочу привести высказывание одного из моих знакомых поэтов-самоучек:
Мне классики, конечно, не указ!
Мне классики, конечно, не укор —
Одних предпочитаю я под квас,
Ну а других же только под кагор.
Но когда я, продолжая эту тему, заявил, что его «вирши» пойдут только лишь под местный самогон, — он обиделся.
Впрочем, бог с ним! Это конечно все дело вкуса (как в отношении напитков, так и в отношении чего подо что «подавать»).
Меня больше затронуло «не указ» и «не укор» — здесь я категорически не согласен. Они (классики) по-прежнему наши ориентиры и наши судьи. Читая их, сам порой высоко взлетаешь:
Я для себя за счастье почитаю,
Когда брожу средь мудростей основ,
Когда среди великих обитаю,
Средь чувств их, мыслей и прекрасных слов.
Средь мудростей основ…
А когда высоко взлетишь, честно сказать, и опускаться не очень хочется, хотя в конце концов приходится.
В этой главе я всё же позволю себе «полетать». И раз уж я вступил на эту стезю, то рассудил так: я для начала напишу, а после пусть, кто хочет, критикует. И здесь я полностью согласен с Гёте:
«Вдохновение — это не селёдка, которую можно засолить на долгие годы».
И раз оно к тебе пришло, то тут уж «накрывай на стол»!
А то ведь случается и такое:
Вдохновенье изредка приходит,
И бывает, что приходит невзначай.
Интересно, где оно там бродит?
Сколько раз уж приглашал его на чай.
Чай хороший: я на нем не экономлю,
Сам, к примеру, с удовольствием я пью,
Но чтоб приходило — не припомню —
В тот момент, когда его налью.
Вот когда допью — тогда заходит,
— Подожди, — ему я говорю,
Но оно посмотрит и уходит,
Не дождавшись, когда снова заварю.
И для того чтобы такого не происходило, стол всегда должен быть «накрытым».
Ну и последнее: классики — это те люди, которые своим творчеством дают возможность прокормиться не одному поколению критиков.
И хотя я по-прежнему классиком становиться не собираюсь, но вполне допускаю, что кому-нибудь из их братии на пару обедов я всё же дам заработать.
Подводя итог всему сказанному выше, вновь выражусь в классическом стиле:
Нашел я слог — возвышенный, красивый,
К тому же смысл уложен между строк,
Труда и вдохновения итог:
О этот миг, прекрасный и счастливый!
Остается пожелать, чтобы вас, дорогие читатели, этот миг посещал на вашем любимом поприще как можно чаще, как мне, когда я это все писал.
Между Землею и Вселенной
Ты лишь пылинка, человек!
И на земле на нашей тленной
Короткий миг — твой долгий век.
И может, лишь частичку света,
Сродни той искре небольшой,
Что нам открылось из Завета,
Что именуется душой,
Мы оставляем, не иначе,
Вернув назад, что дал нам Бог,
Но только больше и богаче —
Так строим Божеский чертог!
* * *
Я перестал смотреть чуть глубже вдаль
И строить планы — это все впустую!
Я приподнял над истиной вуаль,
Но там увидел я вуаль другую.
* * *
Есть у каждого знак,
Знак добра, знак беды.
Есть у каждого враг —
Он снаружи, внутри.
А ещё Зодиак,
Под которым рожден.
У него свой зигзаг,
Ты и им наделен.
А ещё есть злой рок —
Не спасут три креста.
Ты по жизни игрок,
Но с чужого листа,
Где судьба сквозь года,
Где финал тоже есть.
Только, жаль, никогда
Нам его не прочесть.
* * *
Вера в любовь
ярка и сильна,
Всё вокруг затмевает сияньем,
Но порою как порох
сгорает она
И несет пустоту отрицанья.
И лишь только когда
взаимности нет,
У нее продлеваются сроки.
И подолгу горит
тот мерцающий свет
В душах тех, кто так одиноки!..
* * *
Поэзия — во всем: в любви, в свободе,
В трудах великих и сезонной моде,
В надеждах, помыслах и розовых мечтах,
В младенчестве и старческих летах,
В терзаниях души, в ее стремленьях,
В природе, что нам дарит вдохновенье.
И тот, кто сотворил для нас все это,
Был гениальнейшим из всех поэтов!
* * *
Господь нас красотою вдохновляет
На доблесть, подвиги, шедевры и любовь,
А Сатана нас красотою искушает,
И в сеть греха мы попадаем вновь и вновь.
Чьи мастерские? Кто ответит точно,
Где вся ваяется людская красота?
В подземных — та, которая порочна,
В небесных — та, которая чиста.
Господь нас красотою вдохновляет…
* * *
Настигли вас душевные страданья? —
Так не жалейте вы об этом никогда.
На том лице читаю я терзанья,
А это вот сгорает со стыда.
Счастливые! —
В душе Всевышний правит!
Пусть этот миг вас чуть врасплох застал,
Он вас возвысит,
Он вас не раздавит.
Ведь вам Господь благословение послал!
* * *
С верою — душа и тело крепнет,
А добро в сердцах надежду сеет;
В ненависти — даже разум слепнет,
Ну а в злобе — сердце каменеет.
* * *
В жизни нормальной должно быть всё в меру.
С этим согласны Надежда и Вера,
А не согласна одна лишь Любовь —
Та, что блаженство сполна нам дарует,
Та, что обычно рассудок ворует
И сквозь рутину жизненных сует
В сердце рождает смятение вновь…
* * *
Нам оценить приобретения, потери
Поможет время — месяцы, года…
Когда поймёшь и вникнешь — лишь тогда
Ты осуждать кого-то сможешь в полной мере.
* * *
Однажды как-то музыки волна
С волнением души моей совпала,
И — резонанс! — минута Истины настала,
Совсем не той, что извлекаю из вина.
* * *
Ворвалась музыка,
Как ветерка порыв,
И в моё сердце как бы невзначай
Проник ее чарующий мотив
И вытеснил тоску, а с ней печаль.
* * *
Еще один я проживаю день,
Уходит он куда-то безвозвратно,
И не вернуть уж никогда его обратно,
Лишь только в памяти осталась его тень…
* * *
Я стал рабом твоим,
И этим я доволен,
Смотрю в твои глаза я не дыша.
А то, что над собою я не волен, —
Об этом не болит моя душа…
* * *
Над кучей слов — нагроможденье фраз,
Витые монотонные тирады
Без смысла, без души,
Без блеска страстных глаз.
Избавь, Господь, меня от этакой награды!
* * *
Ах, молодость!
Ты всех нас обманула.
С тобой гуляли, веселились мы беспечно,
А ты внезапно
За угол свернула
И скрылась в переулке вечном…
* * *
На развалинах души
Угольки еще дымятся,
На развалинах души
Нет уж смысла объясняться.
На развалинах души,
Где любовь моя сгорела,
На развалинах души
Догорает моё тело.
* * *
Когда я мщу, — я трепещу!
Восторг меня обуревает.
Когда с кого-то спесь слетает —
О, как же сладостно я мщу!
Когда хапуга поперхнётся,
Когда я трусу вслед свищу —
О, как же сладостно я мщу!
Пусть мне в грехи это зачтётся.
* * *
Чем ярче ты горишь,
Тем больше мошкары —
Все более я в этом убеждаюсь;
Где сила власти,
Где умов миры,
Она живёт, объедками питаясь…
* * *
Стремленье вверх, стремление вперед,
Движенья миг, пусть даже скоротечный,
Намного больше пользы принесёт,
Чем прозябание в оцепененье, даже вечном.
* * *
Какая б на Земле настала тишина,
Когда б все люди, ну хотя б на миг,
Вдруг прекратили восхвалять себя
И перестали хаять бы других!
* * *
Свет разума лишь чуть
прорезал темноту незнания —
Подвинув предрассудки,
Мы с этим светом прожили лишь сутки
И прошагали только первую версту…
* * *
Мне заложили смерть
В какой-то год,
А вот в какой —
Пока ещё не вижу.
Но этот час, уверен я, придёт,
И я его заранье ненавижу!
* * *
День расплаты будет — это знаю:
Да, грешил я все же между делом;
Бог пусть мою душу забирает,
Дьяволу же оставляю тело.
Нас делить учили ещё в школе —
Ведь душа изрядно истрепалась,
Пока тело я своё лелеял-холил,
Так что поровну, считаю, им досталось.
* * *
Две трети суток
Чувствую себя свободным,
И только треть — презренный раб:
Я в царстве сна…
* * *
Когда меня уж очень славят
И даже на руках несут,
Я чувствую: меня отравят
Иль по-другому как убьют.
* * *
Уверенности факел чуть притух,
Опять меня сомненья одолели,
Но в тех сомненьях так захватывает дух,
Как будто я летаю на качелях.
* * *
Какое ж это благо — просто жить!
А жить во благо — это же блаженство!
Во благо есть, во благо пить, любить,
На пользу всех — вот вам принцип совершенства!
* * *
Мы в муках ближе к Богу,
В телесных и душевных,
На это был расчёт.
Но только чей?..
* * *
Несложно мир у нас устроен:
Всего стаканчиком вина
Мгновенно надвое раскроен —
Ум скромен, глупость нескромна.
* * *
На рубеже своих преклонных лет
С тоскою вспомню годы молодые,
Когда нам были «по боку» святые,
Пороки властвовали — те, что ныне нет.
* * *
Да! Из меня, похоже,
Вряд ли что получится
На этом свете…
Может быть — на том?
На том, конечно,
Будет всё потом,
Когда на этом
Я закончу мучиться.
* * *
Надежда — мой надежный друг,
В минуту трудную
Всегда меня подбодрит…
* *
В могиле нет рабов и нет царей,
Цепей и золота там звон не раздается.
Там тишина…
* * *
Совет терпеть — не лучший из советов,
А, может, худший:
Он к бездействию зовет…
* * *
Мне стыдно за себя,
Но каждый день стыдиться
Надоедает —
В этом смог я убедиться.
* * *
Тот, кто не помнит прошлого ошибок,
Тот будет обречён их снова совершать.
* * *
И глупая молва, и всяческая чушь
Немного оживляют нашу глушь…
Поэтическая проза
Душа не может существовать без тела. Стоит ли критиковать людей за то, что они думают сначала о содержании своего тела? Ведь так важно, чтобы убежище у души было теплым и уютным.
∞
Мир так прекрасен! Он обворожил меня сразу, да так, что сотни и тысячи последующих разочарований не смогли поколебать мою любовь к жизни.
∞
Все мы листочки на дереве жизни. Мы пожелтеем и улетим под порывом космического ветра, но после одних останутся лишь засохшие черенки, а после других возникнут новые побеги.
∞
Чувства, рождённые в сердце, подобны живому цветку, и жизнь их недолговечна. Эти же чувства, вложенные в мысли и слова, могут храниться долго, подобно цветкам из гербария. Но если они проникнут в чей-то разум и взволнуют его, то тут же вновь превратятся в живые благоухающие цветы и снова очаруют чье-то сердце, душу и разум.
∞
Гений — это костер, искры от которого поднимаются высоко-высоко и превращаются в звезды.
∞
Слов образность сравню я с пышностью листвы, а краткость речи — с сочностью плодов.
∞
Прозу можно сравнить со взглядом на мир через обычное окно, а поэзия — это взгляд на него через яркий цветной витраж.
∞
Зажечь можно только те души, в которых есть чему гореть.
∞
Как будто сок у дерева жизни, мы сначала поднимаемся к вершине, а потом возвращаемся к корням.
∞
Плывя по реке времени, мы в конце концов попадаем в море вечности, а потом и в океан забвения.
Поэтическая полемика
В спорах рождается истина. Оспаривать то, что признано вечным и незыблемым бесполезно, хотя… Я уже намекал вначале, что классиков надо читать внимательно, и приводил пример возражения Гете. Вот я одно время полемизировал с классиками по своему усмотрению. А иногда мне хотелось не только согласиться с ними, но и усилить, конкретизировать, объяснить более полно их мысли, задумки и пророчества. Ну, хотелось мне с ними пообщаться, и даже где-то посоперничать, применяя их же оружие. Что из этого получилось судить вам. Но я буду счастлив, если кто-нибудь присудит мне ничью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мое дело десятое. Ироничная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других