Книга ленивого фотографа

Александръ Дунаенко

«Книга ленивого фотографа» для тех, у кого нет дорогих фотокамер, нет желания или возможности сидеть за компьютером и украшать снимки про посредстве фотошопа. Но кто хотел бы с помощью самого простого устройства «остановить прекрасное мгновение». Пейзаж, портрет любимого ребёнка, женщины. Не важно, что под рукой – «зеркалка», «мыльница» или обыкновенный «мобильник». В Книге простые советы для тех, кто хотел бы получать достойные снимки, не затрачивая на это больших средств и времени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга ленивого фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Если совсем коротко

Фотоаппарат есть сейчас в каждом доме. Делать снимки можно не только фотокамерой, но и любым мобильным устройством, видеокамерой. И даже, если на кнопку нажмёт ребёнок, снимок всё равно получится. И этот снимок можно сразу посмотреть или на дисплее устройства, либо — на компьютере. Фотографировать сейчас легко и просто. Но тут уже возникает другая проблема: увы, не все снимки приносят удовлетворение. После того, как кто-то из нас нажимает на кнопку, снимок может не оправдать наших ожиданий. Он может получиться совсем не такой, какие мы видим в глянцевых журналах и на фотовыставках.

Я занимаюсь фотографией с тринадцати лет. Профессионалом не стал. Обыкновенный фотолюбитель. Сейчас мне 64. Хотел бы поделиться опытом. Но… Опытом… ленивого фотографа. То есть, такого, который не возится долго за обработкой одного снимка в Фотошопе. Который замечает картины, которые уже создала природа, или окружающая обстановка. И просто нажимает на кнопку своего фотоаппарата в нужный момент. Виды города, сэлфи, эпизоды дачной жизни, малыши, голуби, цветы, кошки — всё, что окружает нас, может стать предметом интереса фотолюбителя.

И при этом не обязательно иметь дорогую зеркальную камеру и кучу сменных объективов. Начать можно с обыкновенного мобильника. А потом… Всё будет зависеть от ваших успехов и увлечённости.

Ну, допустим, у вас мобильник. Вся техника фотосъёмки тут сводится к двум операциям: навести прибор на объект и нажать на кнопку.

Главное, на что тут нужно обратить внимание — это на композицию, то есть на правильное распределение деталей снимка. Наш взгляд всегда обращается, прежде всего, к центру кадра. Всё главное — в центре. В центре ваш любимый друг, котёнок, плюшевый мишка. Если вы кого-то или что-то поместили в центр, вы уже сказали вашим зрителям — это главное.

И все ваши дальнейшие усилия должны быть направлены на то, чтобы это главное выглядело самым лучшим образом.

Например: вы прогуливаетесь по нашему любимому городу Орску и хотите сфотографировать друзей на фоне памятника Т. Г. Шевченко. Распространённой ошибкой является съёмка маленькой фигурки рядом с большим памятником. И, хоть ваш друг и расположен в центре — его на фоне памятника почти не видно.

Фото Валерии Карповой

Фото автора X-S1 ISO 200 1/680s f/4

Фото Ани Богатиковой FinePix S4900

Попросите его подойти поближе. Если друг ваш на фотографии окажется крупным планом, а памятник пусть во весь рост, но — маленький — друг на вас не обидится. Может обидеться памятник. Но он же вам не друг…

Мы тут употребили выражение «крупным планом». При съёмках очень часто приходится использовать такое выражение. Крупный план — это когда в кадре голова и немножко плечи. (стр.6 и 8)

Фото Виктории Кропивенко. Камера DCS-HX300 (Sony) Крупный план.

Фото Валерии Карповой DCS-H200 (Sony) Крупный план.

Есть ещё средний план — это когда человек или группа людей фотографируются по пояс. (стр.10—11)

Фото автора X-S1. Средний план.

Фото автора. Камера X-S1 ISO 1000 1/100s f 4

Sony Sybershot H9 ISO 100 1/640s f 5,6. Средний план.

И — план — общий. Это — когда во весь рост. Когда вокруг интерьер, обстановка, среди которой находятся герои снимка. (стр.12—13)

Фото Никиты Пищулина. Общий план.

Фото автора DCS H-50 ISO 100 1/1000s f 5. Общий план.

Это касается и съёмки зданий, проспектов. Общий план — это когда вы снимаете целую улицу. Средний — несколько домов. И крупный — один дом, или даже его часть.

Если вы фотографируете лицо вашего друга — только лицо, или его часть (нос, глаз), то это уже будет «деталь».

Также — если вы снимаете не дом, а какое-нибудь на нём украшение, окно, часть водосточной трубы, то это тоже будет «деталь». (стр. 7)

Фото Валерии Карповой. Деталь

Есть ещё понятие «Очень крупный, сверхкрупный план», который можно называть и «деталь».

В фильме Бунюэля Сальвадора Дали есть жуткий кадр, где на сверхкрупном плане лезвие разрезает глаз.

Мы приведём пример без лезвия. (стр. 15)

Фото автора X-S1. Крупный план.

Canon Pover Shot SX4. Сверхкрупный план.

Фото глаза слушательницы нашей Телешколы сделал Никита Пищулин. (стр.15)

Сверхкрупный план. Фото Валерии Карповой DSC-H200

ISO 800 1/50s f 6 (стр. 8)

Ну, вернёмся к памятнику и вашему другу, который ожидает, когда же вы всё-таки нажмёте на спуск. Он уже устал улыбаться. Но вам нужно решить ещё одну задачу: как расположить в кадре два важных предмета — вашего друга и памятник? И тут вам нужно соблюсти ещё один важный закон изобразительного искусства, в том числе и фотографии: закон равновесия в кадре. А это означает, что, если ваш друг находится в левой стороне кадра, то в правой обязательно должно находиться что-то, что обязательно его уравновесит. Блик солнца, дерево, машина. В нашем с вами случае — памятник.

И никак нельзя, чтобы друг и памятник оказались в одной части кадра, а другая оказалась свободной, пустой, заполненной малозначащими предметами. Снимок будет испорчен, «ВКонтакте» его пролистнут, не задерживаясь, и ни один журнал у вас его не возьмёт.

Когда вы оказываетесь на улице или за городом, вам хочется сделать снимок, который называется «пейзаж». Ну, это обыкновенный вид города, река с деревом или дорога, уходящая в степь. И кажется на первый взгляд, что снимать лучше в хорошую погоду: когда тепло, светит солнце. А вокруг — красота архитектуры или рек, озёр и перелесков.

Но после прогулки и поездки оказывается, что снимки получились какими-то невыразительными, плоскими. Странно: всё было так замечательно, а снимки слабые. И тут свое отношение к погоде и условиям съёмки нужно менять. Что очень хорошо и нравится вам, может совсем не подходить для фотосъёмки.

Во-первых — время съёмки. Снимать нужно или утром, или вечером. Можно снимать в любое время — если плохая погода. Для вас плохо, когда дождь, ветер, град. А для фотоаппарата — это как раз то время, когда можно сделать весьма интересный снимок. Как гнутся деревья. Как мокрую дорогу перебегают, прячась от дождя, люди. Когда буран и на улицу не выгонишь и собаку… (Стр. 17—18)

«Sony Sybershot H9» ISO 100 f/4 1/200s Фото автора

ISO 100 f 5/6 1/1000s «Sony Sybershot H9». Фото автора.

«Sony Sybershot H9». Фото автора. ISO 400 1/60s f/4

Фото Валерии Карповой COOLPIX S2600 ISO 160 1/60s f/6,5

А утром и вечером всегда интересное освещение. Обратите внимание — вечером вы можете разглядеть след машины на снегу, в то время как в полдень его совсем не видно. (Стр. 19)

ISO 100 f/4 1/1000s «Sony Sybershot H9». Фото автора.

И все предметы при утреннем и вечернем освещении выглядят ярче, в них больше цвета и света. (Стр. 20).

Камера DSC-HX200V ISO 125 f1/ 2.8 1/640s

Фото Натальи Улахович

Как видите, во всех этих рекомендациях я ни разу не намекнул на какие-то особенные возможности аппарата, которым вам приходится снимать. Что бы ни оказалось у вас в руках — планшет или «мыльница», если вы будете следовать моим несложным советам, то вы всегда сможете сделать хороший снимок. (Стр. 21).

Хорошая погода для фотографа — плохая погода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга ленивого фотографа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я