Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой

Александра Шахмагонова, 2018

В книге собраны любовные истории выдающихся балерин XIX – начала XX в. Читатели узнают о любовном треугольнике, в котором соперниками в борьбе за сердце балерины Екатерины Телешевой стали генерал-губернатор Петербурга, «храбрейший из храбрых» герой Отечественной войны 1812 года М.А. Милорадович и знаменитый поэт А.С. Грибоедов. Рассказано о «четверной дуэли» из-за балерины Авдотьи Истоминой, в которой участвовали граф Завадовский, убивший камер-юнкера Шереметева, Грибоедов и ранивший его Якубович. Интересен рассказ о трагической любви блистательной Анны Павловой и Виктора Дандре, которого балерина, несмотря на жестокую обиду, спасла от тюрьмы. Героинями сборника стали также супруга Сергея Есенина Айседора Дункан, которой было пророчество, что именно в России она выйдет замуж; Вера Каррали, соучастница убийства Григория Распутина; Евгения Колосова, которую считают любовницей князя Н.Б. Юсупова; Мария Суровщикова, супруга балетмейстера и балетного педагога Мариуса Петипа; Матильда Мадаева, вышедшая замуж за князя Михаила Голицына; Екатерина Числова, известная драматичным браком с великим князем Николаем Николаевичем Старшим; Тамара Карсавина, сама бросавшая мужей и выбиравшая новых, и танцовщица Ольга Хохлова, так и не выслужившая звания балерины, но ставшая женой Пабло Пикассо.

Оглавление

Из серии: Любовные драмы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Шахмагонова А.Н., 2018

© ООО «Издательство «Вече», 2018

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021

Сайт издательства www.veche.ru

Балет и балетные трагедии. К читателям

Считается, что балет в России берет свое начало в годы правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим именно за то, что он тихо, без шума открыл в России очень много дельного и полезного. Именно при нем, скажем, введены в России полки нового строя — то есть так называемое «регулярство», лишь незначительно дополненное во времена его преемника, которому приписаны многие достижения Тишайшего. При нем открылось и балетное искусство, о котором в одной известной песне времен социализма говорилось, как бы между прочим, что «даже в области балета мы впереди планеты всей».

Вот ведь что получилось. Как будто бы принесли к нам на Русь это волшебное искусство иноземцы, но именно у нас оно стало развиваться стремительно, и именно наши балерины вскоре затмили всех иноземных танцовщиц.

Но в книге речь не о самом балете, а о его труженицах, о тех, что из года в год, из поколения в поколение совершенствовали свое мастерство, а вместе с совершенствованием мастерства проходили и путь завоевания все новых и новых высот на ниве любви. Но при этом немало любовных драм выпало на долю тех, кто дарил людям волшебное свое искусство.

Были времена, когда балерин-танцовщиц и за людей не почитали — лицедейки и все тут. Они не имели никаких прав, с ними поступали так, как того желали их хозяева. Впрочем, как и вообще со служительницами Мельпомены. Вспомним кинофильм «Крепостная актриса». Скажете, мол, художественный фильм — это произведение не документальное. Не совсем так. В кинофильме ведь на главных ролях герои реальные.

Но давайте посмотрим, кто хозяин крепостной актрисы? «Гнусный турок» Кутайсов. Персонаж исторический, персонаж реальный. Уточним только, что имеется в виду Иван Павлович Кутайсов. Уточнение необходимо, поскольку сын этого «гнусного турка» — блистательный герой Отечественной войны 1812 года, сложивший голову за Отечество в Бородинском сражении. Он-то иначе относился к прекрасному полу, нежели его отец, любитель всевозможных интриг, в которые пытался втянуть даже своего благодетеля императора Павла I. Известна история с красавицей Анной Лопухиной, в которой, кстати, император оказался на высоте. Павел Петрович действительно ухаживал за Анной Лопухиной, действительно поселил ее в специальном павильоне близ своего дворца, действительно каждый вечер посещал ее, но, когда его ухаживания подошли к грани серьезной, Лопухина разрыдалась и призналась, что давно любит князя Гагарина, находящегося в это время в армии Суворова в Италии.

Император немедленно извинился, укорил за то, что не сказала сразу, вызвал Гагарина из армии — тот как раз отличился в одном деле и был направлен с реляцией к государю — и устроил счастье молодых. На Западе бы скорее депеша была иного содержания — прибить соперника где-нибудь потихоньку. Но русские государи отличались благородством…

Но факт остается фактом — в кинофильме «Крепостная актриса» верно показано ужасное, бесправное, унизительное положение крепостной, состоящей в театральной труппе вельможи, вознесшегося в князи из грязи. Ну а те, кто вышел в так называемые элиты из грязи, всегда ведут себя, мягко говоря, бескультурно. В лихие девяностые писали о том, как охотились по вечерам за балеринами, забирая их после спектаклей, бритоголовые хозяева ельцинизма с явным дефицитом серого мозгового вещества.

Правда, если уж еще серьезнее коснуться кинофильма «Крепостная актриса», нельзя не отметить невежества создателей фильма. Невежества в изображении героев. На экране показана в уничижительной форме супруга И.П. Кутайсова. Там сцены ревности, истерика. А ведь эта женщина — мать знаменитого героя Отечественной войны, славного генерала Александра Ивановича Кутайсова, сложившего голову на Бородинском поле. Мало того, она — сестра знаменитого суворовского генерала-артиллериста Дмитрия Петровича Резвого, оставившего заметный, даже яркий след в истории развития этого рода войск, в тактике действий. И еще раз повторю: мало того — она происходила из славного рода Резвых, выходцев из Осташкова. В конце восьмидесятых мой отец писатель Николай Шахмагонов именно это отметил в очерке «Павший на поле чести», посвященном генералу Кутайсову и вышедшем в популярном в ту пору сборнике «Прометей», издаваемом редакцией ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия».

Какой же шум, какое негодование вызвало написанное в очерке: «Как видим, Александру Кутайсову, талантливому генералу и разносторонне одаренному человеку, дала жизнь русская женщина, происходившая из чисто русской семьи, корни которой уходят в исконно российские земли, в город Осташков, где берет начало великая русская река Волга. Именно из этой семьи, давшей потом России многих замечательных сыновей, вынес Александр все лучшее, что в нем было. Безусловно, не от отца, титулованного турка-брадобрея, он мог получить широту русской души, безудержную храбрость, замечательный военный талант…»

Разумеется, негодование так называемой либерально-демократической интеллигенции. Генрих Боровик даже по телевизору на популярной в ту пору передаче «Позиция» негодовал.

А между тем поведение трусливого брадобрея имеет прямое отношение к нашей теме.

Он был большим любителем служительниц Мельпомены. Особенно привечал танцовщиц… Стройность, точеные фигуры… Но если крепостные оказывались у него на весьма унизительном положении, то зарубежные танцовщицы превозносились всячески. У него даже была внебрачная дочь от актрисы Луизы Шевалье, урожденной Пуаро, шпионки Бонапарта. Брадобрей приобрел ей дома на набережной Невы в Петербурге и в Гатчине.

Шпионские дела этой балерины и любовницы Кутайсова в период царствования императора Павла Петровича терпели, во-первых, потому, что она была любовницей любимчика императора, а во-вторых, что может быть даже важнее, потому, что в конце своего царствования началось сближение России и Франции, кстати, послужившее одной из причин покушения.

Архитектор Н.В. Якимова в статье-повествовании «Усадьба Клодницких», опубликованной в Историческом журнале «Гатчина сквозь столетия», отметила, что Луиза «была не только влиятельной фавориткой Кутайсова, но и платной шпионкой Наполеона», и поведала, что уже на следующий день после убийства Павла I Петровича Александр I после некоторых колебаний — арестовать или выслать — все же выслал Луизу Шевалье из России, к большому огорчению Кутайсова. «Гнусный турок» был настолько влюблен в балерину-шпионку, что до конца дней своих носил медальон с ее изображением.

Кстати, в ночь убийства императора брадобрей вместо того, чтобы спасти своего благодетеля, что он мог легко сделать, подняв шум во дворце, бежал к любовнице в одних носках и подштанниках. А затем, когда почувствовал, что отношение нового императора к нему резко изменилось, бросил семью и сбежал за границу. Его супруга Анна Петровна, урожденная Резвая, удалилась с младшими детьми — всего было шесть — в свое подмосковное имение Рождествено и вела там затворническую жизнь. Правда, Александр Кутайсов остался в службе.

В истории театральных трагедий известен и такой факт. Молодая французская танцовщица сбежала из гарема знаменитого хозяина Архангельского, Николая Борисовича Юсупова, чем очень опечалила старика. Сбежала, надо думать, не случайно. Юсупов, о котором везде говорится со знаком плюс, действительно принес много пользы России, даже Пушкин считал его другом — я имею в виду Николая Борисовича-старшего (1750–1831), поскольку внук его тоже был Николаем Борисовичем. Ну а что касается крепостных актрис… Так они для него были чем-то наподобие вещей. Правда, к одной из балерин отношение у него оказалось особым. Но пусть пока остается это маленькой загадкой. В соответствующем разделе расскажу, о ком из балерин идет речь…

Немало известно фактов, свидетельствующих о довольно трудном положении служительниц прекрасного искусства. Но есть и другие факты, свидетельствующие о том, как жизнь служительниц Мельпомены постепенно выправлялась.

Более того, наш знаменитый поэт Денис Васильевич Давыдов (1784–1839) страдал от неразделенной любви к юной балерине Александре Ивановне Ивановой (1795–1855). Стихотворение, посвященное ей, строки из которого хочу привести, написано в 1814 году. То есть писал его уже закаленный в боях тридцатилетний гусарский полковник, можно сказать, без пяти минут генерал-майор — генеральское звание он получил спустя год. Во время своего довольно продолжительного отпуска, который проводил в Москве, он и влюбился в балерину Александру Иванову.

И какие слова вылились из сердца!

‹…›

Я ваш! — и кто не воспылает!

Кому не пишется любовью приговор,

Как длинные она ресницы подымает

И пышет страстью взор!

Или вот…

О, вы, которые здесь прелестьми гордитесь!

Не вам уж более покорствует любовь,

Взгляните на нее и сердцем содрогнитесь:

Она — владычица и смертных и богов!

Стихи, как видим, адресованы уже не бесправному существу. Балерина предстает перед нами как «владычица и смертных и богов».

А дальше — больше. В приведенном выше эпизоде мы видим влюбленного поэта-гусара. А вот теперь перед нами влюбленный генерал-губернатор Санкт-Петербурга генерал от инфантерии Михаил Андреевич Милорадович. Он влюблен в балерину Екатерину Александровну Телешеву. Она не из крепостных и даже не из разночинцев. Она из обедневшего дворянского рода. Но тем не менее профессия еще является препятствием для того, чтобы взять ее в жены. Впрочем, Милорадович был закоренелым холостяком, и, вполне возможно, именно это было основной причиной. Но внимание, которое он оказывал балерине Телешевой, выходило за рамки обычного.

Но и это не все. В Телешеву влюбился и знаменитый автор комедии в стихах «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Возник сложнейший любовный треугольник… И Милорадович, которого называли «храбрейшим из храбрых», и дерзкий, отважный поэт — люди горячие… О судьбе Екатерины Телешевой, о развязке страстей, рожденных треугольником, подробно рассказано в очерке, помещенном в книге.

Пока же о теме книги в общих чертах.

Страсти вокруг балерин нарастали год от года. Даже вспыхивали дуэли — дворяне, в том числе и титулованные, сходились на поединки из-за тех, кого еще недавно светское общество считало существами низшего сорта, хотя уж где-где, а в рядах так называемых элит низких особей более чем достаточно.

Прогремела на всю столицу «четверная дуэль», в которой участвовали кавалергардский штабс-ротмистр Василий Васильевич Шереметев, вызвавший на дуэль камер-юнкера графа Александра Петровича Завадовского. А после дуэли Шереметева и Завадовского должен был состояться поединок между секундантами. Секундантами же были Александр Сергеевич Грибоедов, друг Завадовского, и корнет Александр Иванович Якубович, друг Шереметева.

Вторая дуэль была отложена, поскольку первая завершилась смертельным ранением Шереметева.

Из-за кого же возникли столь яростные страсти? Опять же из-за балерины. Балерина Авдотья Ильинична Истомина была возлюбленной Шереметева. Тот приревновал ее к графу Шереметеву. Но об этом подробно в соответствующем очерке, помещенном в книгу.

Случались в судьбах балерин и счастливые развязки. Так, князь Павел Гаврилович Гагарин, представитель знаменитого рода, генерал-адъютант, вторым браком был женат в 1831 году на балерине Марии Ивановне Спиридоновой и имел от нее двух дочерей. Интересно, что первой женой Гагарина была Анна Петровна Лопухина (1777–1805), дочь генерал-прокурора, действительного тайного советника, светлейшего князя П.В. Лопухина.

Общество не приняло второго брака Павла Гавриловича Гагарина, и он вместе с супругой удалился в свое имение.

Время шло. Общество постепенно начинало менять свое отношение к служительницам Мельпомены.

К примеру, почитатели балерин Марии Суровщиковой-Петипа и Марфы Муравьевой разделились на два лагеря, непримиримых между собой. Ну почти как ныне футбольные болельщики, правда, без нынешнего хамства и мордобоя. Но хамство и мордобой — ценности демократии. Куда ж от них теперь денешься! А то время было иным. Эпоха православного самодержавия. Даже члены императорской фамилии разделились на два условных лагеря в почитании талантливых балерин. Кстати, сами балерины сохраняли отличные отношения. Мария бывала на спектаклях Марфы и наоборот…

Что касается отношения к балеринам со стороны представителей правящей династии, то тут нужно сказать следующее. Если и случались романы у великих князей, то чаще всего с фрейлинами. Так появился на свет внебрачный сын великого князя Павла, впоследствии императора Павла I, которого назвали Симеоном Афанасьевичем, а фамилию дали — Великий. Были романы с фрейлинами и у императора Александра I, и у будущего императора Александра II, и у его сыновей Александра Александровича, будущего императора Александра III, и у великого князя Алексея Александровича.

Но постепенно и великие князья, презрев мнение света, стали ухаживать за балеринами. Одним из первых проторил эту дорожку великий князь Николай Николаевич Старший (1831–1891), третий сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Он был влюблен в балерину Екатерину Числову. И не просто влюблен. В результате этой связи балерина родила ему двух сыновей и двух дочерей. Об этом романе рассказано на последующих страницах книги.

Великий князь Дмитрий Павлович, презрев мнение света, открыто жил с балериной Верой Алексеевной Каралли, мало того, сделал ее соучастницей убийства Григория Распутина. В дальнейшем память об этом преступлении стала преградой для их отношений.

Но, наверное, самая грандиозная, самая значительная история — это история любви цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Об этой любви я рассказала в книге «Матильда Кшесинская и любовные драмы русских балерин», недавно вышедшей в серии «Любовные драмы». Но в последнее время появилось в печати столько новых безобразных выдумок, чуть ли не о браке свергнутого государя с Кшесинской в апреле 1917-го и о скрывающихся на Западе наследниках, что стоит и в этой книге поговорить о звезде русского балета, поведение которой по отношению к царю и к его памяти заслуживает уважения.

Любовные отношения цесаревича и юной балерины не имели перспектив. По заведенному с петровских времен порядку наследники российского престола да и великие князья обязаны были выбирать себе в невесты западноевропейских принцесс. Из-за этого порядка некоторые наследники престола, как, к примеру, сын императора Александра II, Александр Александрович, ставший цесаревичем после внезапной смерти своего старшего брата Николая, заявлял о желании отказаться от престола, чтобы жениться по любви. Но это не избавляло его от необходимости прервать отношения с возлюбленной им княжной Марией Элимовной Мещерской, фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Тут нужно заметить, что предметами первых увлечений Александра II, в бытность цесаревичем, были фрейлины. Во фрейлину влюбился и его сын, будущий император Александр III, а вот сын Александра III — Николай Александрович — уже был влюблен в балерину.

Роман был прерван сразу после помолвки цесаревича Николая Александровича с его будущей супругой Александрой Федоровной. Но за Матильдой Кшесинской самым серьезным образом ухаживал великий князь Сергей Михайлович, а вскоре она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, связь с которым принесла сына и выдержала испытание временем. Ни о каком оформлении отношений в императорской России не могло быть и речи. Но в эмиграции бракосочетание состоялось, и Матильда Феликсовна стала светлейшей княгиней Романовской-Красинской.

За знаменитой балериной Анной Павловой тоже пытался ухаживать один из великих князей, Борис Владимирович, внук императора Александра II и брат возлюбленного самой Кшесинской великого князя Андрея Владимировича.

Таким образом, менялись времена, менялись и нравы. Балерины превратились из существ, к которым высший свет относился как к людям второго сорта, в звезд Мельпомены, заводить романы с которыми и даже в определенных обстоятельств вступать в браки уже не считалось столь предосудительным, как ранее.

И все же на протяжении всего этого эволюционного пути наиболее яркие представительницы волшебного сообщества артисток балета немного имели радостей и счастья. Их любовные отношения, с кем бы они ни складывались, приводили к трагедиям и драмам, порой жестоким и нелегко переносимым.

О судьбах звезд русского балета, об их любовных драмах — эта книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триумфы и драмы русских балерин. От Авдотьи Истоминой до Анны Павловой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я