Дом 21/4 на Старой Басманной

Александра Плохова, 2020

Дом, о котором пойдет речь, непостижимым образом оказал влияние на судьбу четырех поколений семьи автора – московской ветви древнего рода Плоховых. Пятеро членов семьи провели свои юные годы в стенах этого здания, первоначально построенного как дворец для князя Александра Борисовича Куракина. Дом и семья – свидетели исторических событий, происходивших в нашем Отечестве, в Москве и в Басманном районе города. Книга – историко – мемуарная. Это повесть в отдельных рассказах, некоторые из которых несут мистическую окраску. И это оправданно! Всякий дом имеет свою личную историю. Также как и каждая семья. И чаще всего – подобную волшебной сказке или тайне, которую следует разгадать. А старинные дома – тем более!»

Оглавление

Глава 2

ИСТОРИЯ СТАРОЙ

БАСМАННОЙ УЛИЦЫ МОСКВЫ

Храм Никиты Великомученика (фото из Интернета)

В исторических книгах, очерках, статьях о Москве, публикациях в Интернете достаточно много сведений о Старой Басманной улице. Ими я и воспользуюсь для своего рассказа. На месте Старой Басманной улицы в XVII века располагалась Басманная слобода, получившая свое название то ли от слова «басман», то ли от слова «басма».

Первое слово обозначает (по Далю) дворцовый или казенный хлеб, который выпекали, как предполагается, жители слободы — басманники. Хлеб определенного веса поставлялся во дворец, патриарху и раздавался лицам, которым полагалось казенное хлебное довольствие (чиновникам, стрельцам). Из этого следует, что басманники могли быть дворцовыми пекарями, но известно, что дворцовые пекари жили в другом месте — в Хлебном переулке. Логичнее предположить, что корнем слова «басманная» все — таки является слово «басма».

Басмой на Руси называли тонкие листы металла (медные, серебряные, золотые) с рисунком, применявшиеся для различных украшений и выполнявшиеся вручную методом тиснения или чеканки. В частности, они применялись для украшения икон. А жители Басманной слободы, возможно, были чеканщиками по металлу.

Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод. Ее центром являлась Сретенская церковь с приделом святого великомученика Никиты. Одна из древнейших московских церквей за свою многовековую историю была приходским храмом для всех сословий. Под ее сводами молились А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Ф. С. Рокотов, Марина Цветаева.

Из очерка Елены Лебедевой «Храм Никиты мученика на Старой Басманной» я узнала любопытную историю его возникновения. «Первые сведения об этой церкви относятся к правлению Василия III, отца Ивана Грозного. Из летописи известно, что в 1518 году в Москву принесли из Владимира две местные святыни — образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери — для поновления и украшения серебром и золотом. Через год, в праздник святого Никиты

Мученика, поновленные иконы провожали обратно во Владимир торжественным крестным ходом. За посадом великий князь и митрополит Варлаам простились с ними и передали владимирцам, пришедшим в Москву за своими святынями. И на том месте, где Василий III простился с владимирскими иконами, он повелел поставить деревянную Владимирскую церковь «во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея сретения и провожания». И молился, чтобы Она защитила Москву от набегов крымского хана». (Мне кажется, что сообщение летописи о том, что в 1518 году Владимирские святыни принесли для украшения серебром и золотом и встречали их в Басманной слободе, косвенно подтверждает, что жители слободы были чеканщиками по металлу, а значит корнем слова «басманник» следует признать слово «басма».) На Старой Басманной стоял путевой дворец Василия III (он и сейчас частично сохранился в доме № 15), где великий князь останавливался перед въездом в столицу.

Первый каменный храм на месте деревянного был построен в 1685 году уже с приделом Никиты Мученика, в память проводов владимирских святынь. Но в 1737 году случился пожар, когда выгорела Старая Басманная улица. Пострадал и храм. В 1745 году, в правление Елизаветы Петровны, было получено разрешение о возведении на этом месте нового храма. Строительство его было поручено князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, лучшему московскому архитектору эпохи елизаветинского барокко. Уже в 1751 году новая церковь была освящена.

Храм, как его называют в народе, храм Никиты Мученика, претерпев времена гонений на церковь, искалеченный и наконец приведенный в порядок, украшает и в наши дни Старую Басманную улицу. С начала и до конца XVII века по Басманной слободе проходила главная дорога из Кремля в дворцовое село Рубцово на реке Яузе, в 1627 году переименованное в Покровское.

Басманная улица являлась частью Покровской дороги, связывающей центр Москвы с селами Елохово, Красное, Покровское, Преображенское, Измайловское, с военными слободами Лефортовской и Семеновской, иноземной Немецкой. С 1650‑х годов царь Алексей Михайлович ездил по ней в дворцовое село Преображенское. Со времени Петра I здесь располагались дворы именитой знати: Голицыных, Трубецких, Демидовых, Мусиных — Пушкиных. В одном из домов в районе Немецкой улицы в 1799 году родился А. С. Пушкин. Он был крещен в церкви Богоявления в Елохове.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я